Концепция Нирваны в учении Нагарджуны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 13:08, реферат

Краткое описание

Нирвана — одно из ключевых понятий буддизма, обозначающее выход из «колеса перерождений» сансары и избавление от страданий. В классическом прочтении буддизма нирвана рассматривается как высшая цель всех живых существ. Кроме этого, нирвана характеризуется отсутствием желаний и привязанностей и освобождением разума. Как правило, нирване даётся апофатическое определение, или же она не получает определения вообще как то, что находится за пределами семантического поля. Естественно, вопрос о достижении нирваны является спорным и допускает множество трактовок. Одно из ключевых толкований нирваны дал в начале нашей эры индийский мыслитель Нагарджуна — один из основоположников буддизма Махаяны и основатель школы мадхъямиков. Целью данной работы является ознакомление с биографией этого мыслителя, с основными тезисами его учения и, в частности, с его концепцией нирваны.

Содержание

Введение...................................................................................................................с. 3
Глава 1. Нагарджуна в истории буддизма..............................................................с. 4
Глава 2. Мадхъямака и учение Нагарджуны.........................................................с. 6
1. Мадхъямака и её интерпретации............................................................с. 6
2. Учение Нагарджуны..................................................................................с. 9
Глава 3. Концепция Нирваны в учении Нагарджуны.........................................с. 12
Заключение.............................................................................................................с. 15
Список используемой литературы.......................................................................с. 16
Приложение............................................................................................................с. 17

Вложенные файлы: 1 файл

Нирвана у Нагарджуны.doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)

 

Итак, мы познакомились  с основными идеями учения Нагарджуны: идеей срединности, идеей пустотности дхарм и невозможности рационального познания «реальности как она есть», а также с западными трактовками этих идей.

 

Глава 3. Концепция  Нирваны в учении Нагарджуны

 

Из описанных в предыдущей главе тезисов о пустотности  дхарм Нагарджуна делает ещё один значительный вывод, утвердающий тождество Сансары и Нирваны.

 

Сансара — одно из ключевых понятий не только буддизма, но и  индуизма и джайнизма — это  круговорот череды рождений души, связанный  с кармой. Нирвана же чаще всего  рассматривается как высшая цель, выход из колеса сансары, приравненный к прекращению страданий. Соответственно, утверждение Нагарджуной тождества нирваны и сансары оказывается довольно категоричным. Каким же образом это тождество следует из идеи пустотности дхарм? Очень ясно ответ на этот вопрос формулирует О. О. Розенберг в «Трудах по буддизму»: «Безатрибутная абсолютная сущность, или пустота, каким-то образом развёрнута и проявляется в образе эмпирического бытия (сансары) в виде существ и их миров, абсолютное же как таковое в том виде, какой оно имеет по существу независимо от его развёрнутости, называется «ниваной». Таким образом, в эмпирическом мы встречаемся с тем же абсолютным, только в другой форме, а следовательно, «сансара» и «нирвана», в сущности, одно и тоже».8

Давайте обратимся к оригинальному тексту. Нагарджуна доказывает тождество сансары и нирваны несколько раз, рассмотрим один из примеров — отрывок из «Коренных строф о Срединности», или «Мула-мадхъямака-карика», двадцать пятая глава, «Исследование прекращения череды рождений — нирваны» (См. полный текст главы в приложении). Глава построена в виде полемики Нагарджуны с «оппонентом мадхъямики»:

19

У череды рождений (сансара) нет никакого различия

С отсутствием  череды рождений (нирвана).

У отсутствия череды рождений

Нет никакого различия с чередой рождений.

20

Граница [состояния] отсутствия череды рождений

является 

И границей череды рождений.

Между этими  двумя [состояниями] нельзя найти 

Ни малейшего  различия.9

 

В предшествующих 18 строфах Нагарджуна подводит собеседника (и читателей) к этому выводу с помощью своеобразной «диалектики» существования и несуществования. Если всё пусто, то невозможно ни исчезновение, ни возникновение, ни существование, ни несуществование. Если бы «конец череды рождений», то есть нирвана, обладал бы существованием, то такая нирвана не была бы независимой, так как нет никакого независимого существования (этот тезис опирается на идею пустотности дхарм, которые обуславливают друг друга, исключая этим независимое существование). Более того, нирване пришлось бы быть сотворённой. Одновременно конец череды рождений не может быть и несуществованием, так как несуществование тесно связано с существованием, и там, где отсутствует одно (как было доказано выше), не может быть и другого. Соответственно, мы вообще не можем говорить о нирване в категориях существования. Так как и все пустые дхарма-частицы одинаково не возникают и не исчезают, мы говорим об отсутствии различий между чередой рождений (сансара) и состоянием отсутствия череды рождений (нирвана).

Вообще, считается, что утверждение Нагарджуны о  тождестве сансары и нирваны  допускает два истолкования, и  они оба использовались в буддийской традиции. Первый вариант истолкования рассматривает сансару как иллюзорный, сконструированный различающим  сознание аспект нирваны, исчезающий при правильном постижении реальности, «подобно тому как исчезает змея, за которую по ошибке была в темноте принята веревка после осознания этой ошибки». В таком случае все живые существа были, есть и всегда будут Буддами (особенно учитывая опровержение Нагарджуной категории времени). Они никогда не вступали в сансару и изначально пребывают в нирване. Все страдания сансары, весь безначальный круговорот рождений-смертей рассматривается как иллюзия, которая устраняется с помощью высшей мудрости и интуитивного знания. Такая интерпретация подтверждается, например, Алмазной сутрой. Согласно одному из фрагментов этой сутры, бодхисаттва знает, что, с точки зрения абсолютной истины, спасать некого и не от чего, всё уже пребывает в нирване, но с точки зрения уровня относительной истины есть сансара и страдающие существа (которые просто не знают, что с самого начала являются Буддами).

Второе истолкование тезиса Нагарджуны связано с релятивизмом мадхъямаки. Поскольку и сансара, и нирвана существуют лишь друг относительно друга и ни одна из них не обладает собственным бытием (в соответствии с идеей отсутствия первоначального безотносительного бытия), то и сансара, и нирвана пусты и бессущностны, и их общая подлинная природа — пустота. Когда бодхисаттва постигает пустотность как сансары, так и нирваны, тогда он и обретает состояние Будды.10

 

Итак, Нагарджуна выдвигает тезис тождественности  сансары и нирваны, основанный на его теории срединности и пустотности  дхарм. На основании этого тезиса мы приходим к выводу, что сансара — просто иллюзия, конструкт различающего сознания, исчезающий при правильном интуитивном познании. Все существа изначально находятся в нирване, что не может не радовать.

Заключение

 

В данной работе мы познакомились с личностью индийского мыслителя Нагарджуны и основными составляющими его учения. Нагарджуна является основателем школы мадхъямиков и автором «учения о срединности», содержащего в себе идею всеобщей пустотности и относительности дхарм и отсутсвия какого-либо первоначального бытия, первоисточника.

Учение  Нагарджуны о нирване заключает  в себе идею тождества сансары  и нирваны ввиду пустотности  и той, и другой. Эта идея доказывается Нагарджуной в виде полемики с  представителями Хинаяны, придерживающихся мнения, что дхармы в колесе обладают полнотой реальности. В соответствии же с учением Нагарджуны сансара — лишь иллюзия, преодолеваемая с помощью отказа от рационального мышления; с помощью йогической интуиции происходит осознание того, что всё уже изначально пребывает в нирване.

Учение  Нагарджуны представляет большой интерес  как для исследователей-буддологов, так и для приверженцев буддизма как яркий пример философской  мысли, повлиявшей на дальнейшее становление  буддизма и Махаяны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы

 

  1. Андросов В.П. Буддизм Нагарджуны. Религиозно-философские трактаты. М., 2000
  2. Андросов В.П. Учение Нагарджуны о срединности. М., 2006
  3. Розенберг О.О. Проблемы буддийской философии // Розенберг О.О. Труды по буддизму. М.,1991
  4. Торчинов Е.А. Введение в буддологию. Курс лекций. СПб., 2000
  5. Щербатской Ф.И. Концепция буддийской нирваны // Щербатской Ф.И. Избр. труды по буддизму. М., 1988
  6. wikipedia.org

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение. «Коренные строфы о Срединности», или «Мула-мадхъямака-карика», глава 25, «Исследование прекращения череды рождений — нирваны».

(Цитируется  по В. П. Андросову, «Учение  Нагарджуны о срединности»)

 

Возражение  оппонента мадхьямики:

1

Если всё  это пусто,

То нет ни возникновения, ни исчезновения.

Зачем же тогда  желать конца череды рождений

(нирвана) 

Посредством либо отречения, либо прекращения?

Ответ [Нагарджуны]:

2

Если всё  это не пусто,

То нет ни возникновения, ни исчезновения.

Зачем же тогда  желать конца череды рождений (нирвана)

Посредством либо отречения, либо прекращения?

3

То, от чего нельзя отречься, недостижимое,

Неисчезаемое (непреходящее), невечное.

Неразрушимое  и не имеющее происхождения.

4

[Она] не  есть существование. 

Ибо тогда [у  нирваны] были бы свойства старости и  смерти.

Из этого  следует, что нет существования

Без старения и смерти.

5

Если бы конец  череды рождений был существованием.

Тогда конец  череды рождений был бы сотворенным.

Ибо нигде  и никому не известно

Несотворённое существование.

6

Если бы конец  череды рождений был существованием,

То разве могла бы эта нирвана быть вне зависимости?

Ибо неизвестно

 Никакое независимое существование.

 

Возражение  оппонента мадхьямики:

Тогда конец  череды рождений является несуществованием.

Ответ [Нагарджуны]:

7

Если конец  череды рождений не есть существование,

То почему же несуществование будет концом череды рождений?

Когда нет  существования,

Тогда нет  и несуществования.

8

Если бы конец  череды рождений был несуществованием,

То разве  могла бы эта нирвана быть вне  зависимости?

Ибо нет несуществования,

Которое было бы известно как независимое.

 

Возражение  оппонента мадхьямики:

Каким же образом  тогда должно описывать конец  череды  рождений?

 

Ответ [Нагарджуны]:

9

Когда быстро прибывающее и убывающее существование  — 

Это то, что  зависимо или обусловлено [причинами],

Тогда конец  череды рождений определяется

Как то, что  вне зависимости и обусловленности.

10

[Просветлённый]  Учитель говорил об отречении 

Как от [жажды] бьггия, так и от [жажды] небытия.

Поэтому имеет  смысл определять «конец череды рождений»

Как то, что  не является ни существованием, ни несуществованием.

 

Возражение  оппонента мадхьямики:

Конец череды рождений есть и существование, и  несуществование.

Ответ [Нагарджуны]:

11

Если бы оба  — существование и несуществование  — 

Были концом череды рождений,

Тогда бы и  освобождение (мокша) было существованием

И несуществованием, но это не имеет смысла.

12

Если бы оба  — существование и несуществование  — 

Были концом череды рождений.

То конец  череды рождений не был бы вне зависимости.

Ибо он зависел  бы от обоих.

13

Как бы оба  — существование и несуществование  — 

Могли быть концом череды рождений?

Ведь конец  череды рождений [в этом случае] был  бы несотворёнными,

А существование  и несуществование — сотворёнными.

 

Возражение  оппонента мадхьямики:

Если конец  череды рождений не есть оба— и существование, и несуществование, тогда что  есть то, в котором эти оба  становятся «концом череды рождений»?

Ответ [Нагарджуны]:

14

Как оба —  существование и несуществование  — 

Могут быть концом череды рождений?

Ведь им одновременно нельзя существовать в одном месте.

Точно так  же как свету и тьме.

 

Возражение  оппонента мадхьямики:

Конец череды рождений не есть ни существование, ни  несуществование.

Ответ [Нагарджуны]:

15

Предположение, что «конец череды рождений не есть

Ни существование, ни несуществование».

Можно было доказать, если бы было доказано предположение.

Что безусловно установлено и существование  и несуществование. \

16

Если концом череды рождений не является

Ни существование, ни несуществование,

Кто же тогда  сможет выяснить:

«Именно это  не есть несуществование, а это не есть существование»?

17

Нельзя сказать, что Благодатный есть

После полного  прекращения [действия причины страдания],

И нельзя сказать, что его нет, и что он есть и его нет [одновременно].

Или неверно, что он есть и его нет [одновременно].

18

Нельзя сказать, что Благодатный является

Пребывающим [ныне в мире] или не является таковым.

Нельзя сказать, что он является и не является таковым [одновременно].

Или неверно, что он является и не является таковым [одновременно].

19

У череды рождений (сансара) нет никакого различия

С отсутствием  череды рождений (нирвана).

У отсутствия череды рождений

Нет никакого различия с чередой рождений.

20

Граница [состояния] отсутствия череды рождений является

И границей череды рождений.

Между этими  двумя [состояниями] нельзя найти

Ни малейшего  различия.

21

Воззрения относительно того, есть ли что-нибудь после полного  прекращения,

Что является пределом [мироздания] и т.д., что  такое его вечность и т.д..

Информация о работе Концепция Нирваны в учении Нагарджуны