Концепция идеального политического устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 18:38, реферат

Краткое описание

Платон (428 или 427 - 348 или 347 до нашей эры), древнегреческий философ, родоначальник европейской философии. Ученик Сократа. После смерти учителя совершил путешествие в Южную Италию для знакомства с пифагорейцами. В 387 году до н.э. основал в Афинах школу - Академию. Среди выпускников этой школы были Аристотель и Евдокс Книдский.
Творчество Платона волнует умы уже три тысячелетия: его учение оказывалось современным и содержательно значимым для любой эпохи.
Влияние платонизма прослеживается не только в аристотелевском учении и в новой Академии, но в доктрине неоплатоников (Плотика, Прокла и других), в философии «отцов церкви» (в особенности Августина), в классической философии (особенно в философии Канта и Гегеля) и в различных доктринах абсолютного идеализма философии начала ХХ века.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….........3
Глава 1. Проблема государственного устройства................................................4
1.1. Социально-политические вопросы.................................................................4
1.2. Отрицательные формы правления..................................................................5
1.3. Характеристика сословий................................................................................6
Глава 2. Концепция идеального политического устройства..........................12
2.1. Философы как правители государства.....................................................12
2.2. Утопия идей Платона........……………………...........................................15
Заключение………………………………………………………………..........19
Список использованных источников………………………...........................21

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 50.04 Кб (Скачать файл)

невозможно провести общую линию действий, как это делается на войне.

15

Так почему бы не устроить жизнь государства таким образом, чтобы люди всегда жили как бы на войне, но, естественно, не погибали?

Такой жизнь была в Спарте, которая иногда служила Платону как образец для построения “идеального” государства. Все государство, безусловно, получит гораздо больше пользы, если плотник останется плотником, а не начнет писать картины, но, по современным представлениям о человеческих ценностях и свободах, платоновское государство является квинтэссенцией тоталитаризма. Антииндивидуалистическое государство Платона можно описать следующей цитатой из “Законов”, выражающей суть тоталитаризма: “...никто никогда не должен оставаться без начальника - ни мужчины, ни женщины. Ни в серьезных занятиях, ни в играх никто не должен приучать себя действовать по собственному усмотрению: нет, всегда - и на войне, и в мирное время - надо жить с постоянной оглядкой на начальника и следовать его указаниям... Пусть человеческая душа приобретает навык совершенно не уметь делать что-либо отдельно от других людей, и даже не понимать, как это возможно. Пусть жизнь всех людей всегда будет возможно более сплоченной и общей. Ибо нет и никогда не будет ничего лучшего... в деле достижения удачи, а также победы на войне. Упражняться в этом надо с самых малых лет... Надо начальствовать над другими и самому быть у них под началом. А безначалие должно быть изъято из жизни всех людей, и даже животных, подвластных людям”.

Очевидно, что эти принципы выполняются в “идеальном” государстве Платона, и действительно, “...нет ничего лучшего... в деле достижения удачи и победы на войне”. Но как же личность? Дело в том, что для Платона личности с ее целями и интересами как бы не существует, существуют только общие интересы.

Однако имеется и второй смысл словосочетания “идеальное государство”. Дело в том, что для Платона “идеальное” не только “лучшее”, но и то, что является “идеей” предмета. Слово “идея” и близкое к нему “эйдос” обозначает у Платона “сущность”, “форму”, “вид”, “облик” предмета. Это умопостигаемая, внутренняя форма вещи, а не та, что непосредственно дана чувственному восприятию. Идеи-формы бестелесны. Тела пребывают в непрестанно движущемся, неустойчивом, становящемся, а не ставшем мире, постоянно непостоянном. Разум ищет в этом движении ту скрытую поверхностью вещей сущность, которая не только сохраняется во всех изменениях вещного бытия, но и является исходной причиной этих изменений. Так разум различает сущность и явление. Так Сократ и вслед за ним Платон различают красивые предметы (лира, кухонный горшок, конь,

16

девушка) и красоту, прекрасное само по себе, идея прекрасного; добрый поступок и добро как таковое.

“Идея” у Платона это то, что есть:

- причина, источник бытия вещей, то, что дает им жизнь, волю к жизни, вызывает их бытие.

- образец, взирая на который, демиург создает вечный мир, подражая “идеальному”.

-  цель, к которой надо стремиться как к верховному благу.

- модель, порождающая структура, принцип вещи.

Таким образом, можно предположить, что, создавая диалог “Государство”, Платон, в первую очередь, пытается понять, какова идея государства в нашем мире, с какого образца создавались существующие государства. Проблема познания идеи государства, безусловно, шире, чем проблема построения “лучшего” государства, поняв идею государства, мы одновременно поймем, к чему надо стремиться. Следовательно, вопрос о том, насколько хорошо государство Платона, вторичен, важнее то, что это не существующее государство, но его “идея”.

В связи с этим возникает еще одна проблема. Человек, не знакомый с творчеством Платона и впервые прочитавший трактат “Государство”, скажет, что Платон создал отвратительное тоталитарное государство, что он был неправ. Современный человек осуждает Платона. Но ведь мы понимаем только свои культурные ценности, мы ценим личность, а все притесняющее ее называем тоталитаризмом. При этом мы не хотим понять, что автор имел совершенно другие понятия о человеческих ценностях. Мало того, мы даже не чувствуем, что, возможно, Платон не собирался воплощать в жизнь именно этот проект, что он писал об идее государства. Обвиняя Платона в тоталитаризме, мы сами подавляем его свободу, мы сами становимся тоталитарными людьми, уничтожающими право человека на другие мысли, другую культуру. Не стоит спешить обвинять Платона в тоталитаризме, когда тоталитаризма достаточно в нас самих, в каждой личности. Быть может, это изначально заложено в нас, как инстинкт самосохранения, и без него человек перестанет быть человеком. Тем не менее, надо понять, что в любой, даже самой бытовой ситуации человек имеет право на собственное мнение. За две тысячи лет мы научились осуждать тоталитаризм общества. Теперь каждый человек должен стремиться исключить тоталитаризм из собственной души.

Можно полностью согласиться с В.Н. Сафоновым, делающим следующие выводы из диалога Платона «Государство»:

17

1. Государство у Платона  стоит над гражданином и именно  так он понимает справедливость, то есть то, что хорошо для  государства, то хорошо и для  гражданина.

2. Чрезмерная свобода  в государстве так же опасна, как и чрезмерное подчинение  граждан одному правителю. Первое  ведет к анархии, а второе -- к  тирании, причем анархия чревата  тиранией, так как всякая крайность  оборачивается своей противоположностью.

3. Очень важно, чтобы в  государстве было единство, которое  Платон понимал трояко: а) закону  подчиняются все без исключения  граждане; б) не должно быть контраста  между самыми бедными и самыми  богатыми; в) нельзя допускать разногласий  между теми, кто осуществляет  управление государством.

4. Сословная (кастовая) структура  общества лучше всего соответствует  интересам государства и граждан, так как всем гарантирует порядок, достаток, безопасность и процветание.

5. Двум высшим сословиям -- правителям и воинам -- запрещается  иметь любую частную собственность, чтобы они все свои силы  и время отдавали служению  государству, которое обеспечивает  их всем необходимым.

6. Платон был за полное  равноправие женщин и за общественное  воспитание детей.

7. Платоновская демократия -- это не иное, как анархия; недостатки  олигархии, замеченные Платоном, актуальны  до сих пор, лучшие формы правления -- это монархия и аристократия, а самая худшая -- это тирания.

8. Исходными формами правления, из которых произошли все другие, являются монархия и демократия, элементы которых должны присутствовать  в каждом государстве.

Субъектом свободы и высшего совершенства оказывается у Платона не отдельная личность и даже не класс, а все общество, все государство в целом. Платон приносит в жертву своему государству человека, его счастье, его свободу и моральное совершенство. И прав был Гегель, указав, что в «Государстве» Платона «все стороны, в которых утверждает себя единичность как таковая, растворяются во всеобщем, -- все признаются лишь как всеобщие люди».

Начертанный проект наилучшей организации государства и общества философ считает осуществимым только для греков: для других народов он неприменим в силу их будто бы полной неспособности к устройству разумного общественного порядка.

 

18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Характеризуя значение Платона и его философии для духовной культуры человечества, Гегель в «Лекциях по истории философии» писал: «Платон принадлежит к всемирно-историческим личностям, его философия представляет собою одно из тех всемирно-исторических творений, которые, начиная со времени их возникновения, оказывали во все последующие эпохи величайшее влияние на духовную культуру и ход ее развития». Платон – действительно один из тех немногих мыслителей, кто был и остается авторитетом во все века и для самых разных культур. К нему апеллировали и на него ссылались не только античные философы, но и деятели Церкви, он был мудрейшим для гуманистов эпохи Возрождения и вплоть до сего дня без обращения к Платону не обходится, наверное, ни один значительный мыслитель.

Платона можно считать одним из первых древнегреческих философов, который в систематической форме представил свое понимание государства.

В диалоге Платона «Государство» причина возникновения государства - наличие социальных потребностей индивидов друг в друге.

Платон предупреждает об опасности излишней свободы и чрезмерного рабства в государстве. «Ведь чрезмерная свобода, по-видимому, и для отдельного человека, и для государства обращается не во что иное, как в чрезмерное рабство». Но также вредна и другая крайность - чрезмерное подчинение кому-нибудь или чему-нибудь: «Как подчинение, так и свобода, преступающая границы, есть величайшее зло, в надлежащей же мере - это величайшее благо». Эти мысли Платона в последующие века повторялись много раз, варьируясь на разные лады и актуальны сейчас.

В целом, можно заключить, что с именем Платона связано формирование политической философии. Он стоит у истоков философии государства и права. Им были впервые поставлены и проанализированы на теоретической основе многие фундаментальные вопросы политико-правового профиля, не потерявшие своего значения и для современных исследователей. Концепция идеального государства, в этом контексте занимает одно из центральных мест.

Платон - великое явление, как деятель - философ, ученый, писатель он принадлежит всему человечеству. Платон - один из учителей человечества.

 

19

Действительно, именно он разработал первую в истории мысли концепцию социально-политического, государственного устройства, чьё

влияние на последующее развитие социально-политической теории трудно переоценить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

Список используемыых источников:

 

    1. Асмус В.Ф. “Платон”, // К, 1993.
    2. Асмус В.Ф., "Античная философия", Учеб. пособие, 2-е изд. - М.: 1976. -   233 стр.
    3. Блинников Л.В. Великие философы: словарь-справочник. - М.: Логос, 1998. - 440 с
    4. Голубев С.В. Журнал: Философия и общество. Выпуск №1(38)/2005
    5. Гегель, Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Т. 2. СПб., 1994. С. 116
    6. Лосев А.Ф., "Жизненный и творческий путь Платона" / Платон, собр. соч., т.1, М.: 1990. - 256 стр.
    7. Платон собр. соч., т.3, ч.1, "Государство" / М.: 1971. - 341с.
    8. Платон и его эпоха. — М.: Наука, 1979. — 318 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21

Государственное казенное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия»

Кафедра гуманитарных дисциплин

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Философия»

на тему «Учение Платона об идеальном государстве»

 

 

Выполнила: М.И. Гадиева, студентка 2-го курса

заочной формы обучения

факультета таможенного дела, группа Т121ЗСс

 

                                                  Проверил: ________________________________

                                                                     (инициалы, фамилия преподавателя)

                                              _______________________________________              

                                                                                                         (уч. степень, уч. звание)

                                                  Оценка:  ________________________________

                                                 Подпись  _______________________________

 «     »  ____________  2013 г.

 

 

 

 

 

 

Люберцы

2013


Информация о работе Концепция идеального политического устройства