Концепция пространства и времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2012 в 18:43, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является: дать сравнительную характеристику субстанциальной и реляционной концепций пространства и времени.

Содержание

Введение.
1. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени в истории философии
2. Отказ от противопоставления субстанциональной и реляционной концепций пространства и времени
3. Развитие предствалении о пространстве и Заключение
4. Философия пространства и времени
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Концепция пространства и времени Реферат Оли.docx

— 39.63 Кб (Скачать файл)

 

2. Отказ от противопоставления  субстанциональной и реляционной  концепций пространства и времени

История естествознания демонстрирует  закономерную смену субстанциональных  объяснений реляционными "На смену  представлениям о флогистоне пришла молекулярно-кинетическая теория вещества, превратив тепло из субстанции в  реляцию. Представления об упругом  светоносном эфире были заменены понятием электромагнитного поля. В  поисках “сущности жизни” предпочтения отдаются не энтелехии Аристотеля, а достижениям молекулярной биологии".

Но на этом основании нельзя сделать вывод об истинности реляционной  концепции пространства и времени  и ложности субстанциональной.

С точки зрения признания  объективности пространства и времени  обе концепции равноценны.

"Претензия реляционного  подхода на адекватное представление,  что есть пространство и что  есть время, также лишена основания,  как и претензия субстанциональной  концепции. И первая и вторая концепция есть форма выражения крайности, но посредине не истина, а проблемная ситуация. И суть этой проблемы в том, что мы имеем дело и с абсолютными, и с относительными характеристиками как пространства, так и времени".

В современных субстанциональных  концепциях субстанция — это не само пространство и время. "Это  всего лишь природный референт понятия  пространства и времени. Движение пространства и времени отожествляется с существующим в природе процессом или, другими  словами, этот процесс принимается  за эталон изменчивости, за своеобразную систему отсчета для фиксации изменений в Мире. Этот же эталонный  процесс параметризует изменения  других объектов, т.е. используется в  качестве основного аргумента для  всех меняющихся функциональных зависимостей Мира. Указанное отождествление и  позволяет считать субстанциональное  пространство и время (в той же степени, что его референт) реалией  и феноменом".

В реляционных же подходах нет отождествления времени с  какой-либо материальной сущностью. "Реляционное  время — умозрительный конструкт  из характеристик материальных объектов, т.е. — это конвенция и ноумен".

Тем не менее, “не существует реляции без субстанции” , т.е. любой реляционный подход использует совокупность материальных объектов для построения отношений между ними и на базе этих отношений — конструкции пространства – времени.

И в субстанциональном, и в реляционном подходах время и пространство — это формы движения материи. В субстанциональных подходах делается акцент на носителях движения, а в реляционных — на самом движении или на определенном отношении между элементами материи, в качестве какового можно рассматривать и движение. Но как нет отношений без их носителя, так и субстанция без движения не порождает изменчивости. Важно отметить, что в субстанциональных подходах, как правило, идет речь об упорядоченном движении — потоке (не в смысле наличия выделенного направления в некотором пространстве, а в смысле увеличения количества субстанции вблизи источника субстанции). В реляционных подходах какое-либо упорядочение не постулируется.

Существующая практика разработки субстанциональных и реляционных  подходов однозначно различает статус материальных сущностей, характеристики которых отождествляются (субстанциональный  подход) или корреспондируют (реляционный  подход) со свойствами пространства - времени. Для субстанциональных подходов — это некая “тонкая материя” , не идентифицируемая современными научными технологиями. А в реляционных подходах это, например, нуклоны, макроскопические объекты и надмолекулярные констелляции.

Сходство и различие субстанциальной  и реляционной концепций можно  пояснить на следующем аллегорическом примере. Субстанциальность - категория, которая рассматривает пространство и время как декорации, на фоне которых происходит вселенское действо - движение голой материи. Реляционность - категория, которая рассматривает  пространство и время как костюмы  участников вселенского действа, происходящего  на голой сцене.

Обе категории отражают единообразную  особенность движущейся материи, но каждая придает её свой колорит. Именно поэтому субстанциальную и реляционную  концепции правильнее именовать  разновидностями одной категорийной концепции пространства и времени  тем более, если учесть известное  определение понятия "категории" :

"Категории (от греч. kategoria - высказывание, признак) в философии, предельно общие, фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания. Будучи формами и устойчивыми организующими принципами процесса мышления, категории воспроизводят свойства и отношения бытия и познания во всеобщей и наиболее концентрированной форме".

На уровне "бытия мира", олицетворяющего бесконечность, исследователь  всегда имеет дело с абсолютными  характеристиками движения, пространства и времени.

На уровне конкретного "бытия  в мире" исследователь может  фиксировать конкретное движение, конкретное пространство и конкретное время. И  в последнем случае, действительно, правомерно вести речь о формах пространства и времени неживой природы, о  специфике биологического пространства и биологического времени, об особенностях социального пространственно-временного интервала, не забывая при этом о  существовании их абсолютных характеристик.

Нельзя не вспомнить и  о многомерности пространства. Пространственно-временной  интервал имеет четыре измерения: пространство - три, время - одно. Но квантовая физика, фиксируя чувственно не воспринимаемые явления микромира, вышла на многомерность  пространства.

Из этого можно не только сделать вывод о правомерности  абстракции в приложении к понятиям пространства и времени, но и рассматривать  этот факт как подтверждение реляционной  концепции применительно к микромиру, как одному из уровней "бытия в  мире".

Таким образом, и в субстанциональном, и в реляционном подходах время и пространство — это формы движения материи. В субстанциональных подходах делается акцент на носителях движения, а в реляционных — на самом движении или на определенном отношении между элементами материи, в качестве какового можно рассматривать и движение. Данные концепции нельзя противопоставлять, так как исследователи имеют дело и с абсолютными, и с относительными характеристиками как пространства, так и времени.

 

3. Развитие предствалении о пространстве и Заключение.

 

В материалистической картине  мира понятие пространства возникло на основе наблюдения и практического  использования объектов, их объема и протяженности.

Понятие времени возникло на основе восприятия человеком смены событии, последовательной смены состояний  предметов и круговорота различных  процессов.

Естественнонаучные представления  о пространстве и времени прошли длинный путь становления и развития. Самые первые из них возникли из очевидного существования в природе и в первую очередь в макромире твердых физических тел, занимающих определенный объем. Здесь основными были обыденные представления о пространстве и времени как о каких-то внешних условиях бытия, в которые помещена материя и которые сохранились бы, если бы даже материя исчезла. Такой взгляд позволил сформулировать концепцию абсолютного пространства и времени, получившую свою наиболее отчетливую формулировку в работе И. Ньютона «Математические начала натуральной философии» Этот труд более чем на два столетия определил развито всей естественнонаучной картины мира. В нем были сформулированы основные законы движения и дано определение пространства, времени, места и движения.

-Раскрывая сущность пространства  и времени, Ньютон предлагает  различать два типа этих понятий  абсолютные (истинные, математические) и относительные (кажущиеся, обыденные)  и дает им следующую типологическую  характеристику 

-Абсолютное, истинное, математическое  время само по себе и своей  сущности без всякого отношения  к чему-либо внешнему, протекает  равномерно и иначе называется  длительностью 

-Относительное, кажущееся, или  обыденное, время есть или точная, или изменчивая, постигаемая чувствами  внешняя мера продолжительное  и, употребляемая в обыденной  жизни вместо истинного математического  времени, как то час, день, месяц,  год 

-Абсолютное пространство по  своей сущности, безотносительно  к чему бы то ни было внешнему, остается всегда одинаковым и  неподвижным. 

-Относительное пространство есть  мера или какая-либо ограниченная  подвижная часть, которая определяется  нашими чувствами по положению  его относительно некоторых тел и которое в обыденной жизни принимается за пространство неподвижное

-Время и пространство составляют  как бы вместилища самих себя  и всего существующего 

При таком понимании абсолютное пространство и время представлялись некоторыми самодовлеющими элементами бытия, существующими вне и независимо от каких-либо материальных процессов, как универсальные условия, в которые помещена материя. Эта концепция «черного ящика», о которой уже говорилось выше. Этот взгляд близок к субстанциональному пониманию пространства и времени, хотя у Ньютона они и не являются настоящими субстанциями, как материя они обладают лишь одним признаком субстанции абсолютной самостоятельностью существования и независимостью от любых конкретных процессов ,но они не обладают другим важнейшим качеством субстанции - способностью порождать различные тела, сохраняться в их основе при всех изменениях тел. Такую способность Ньютон признавал лишь за материей, которая рассматривалась как совокупность атомов. Правда, материя - тоже вторичная субстанция после Бога, который сотворил мир, пространство и время, и привел их в движение. Бог, являясь существом внепространственным и вневременным, неподвластен времени, в котором все изменчиво и преходяще. Он вечен в своем бесконечном совершенстве и всемогуществе и является подлинной сущностью всякого бытия. К нему не применима категория времени. Бог существует в вечности, которая является атрибутом Бога. Чтобы полнее реализовать свою бесконечную мудрость и могущество, он создает мир из ничего, творит материю, а вместе с ней пространство и время как условия бытия материи. Но когда-нибудь мир полностью осуществит заложенный в нем при творении божественный план развития и его существование прекратится, а вместе с миром исчезнут пространство и время. И снова будет только вечность как атрибут Бога и его бесконечная вездесущность. Подобные взгляды выражались в общем виде еще Платоном, Аврелием Августином, Фомой Аквинским и ид последователями, Ньютон также разделял эти взгляды.

В этих воззрениях, даже с теологической  точки зрения, содержатся глубокие противоречия. Ведь однократный акт  сотворения мира и обреченность его  на грядущую гибель не соответствует  бесконечному могуществу, совершенству и мудрости Бога. Этим божественным атрибутом более соответствовало  бы бесконечное множество актов  творения самых различных миров, последовательно сменяющих друг друга в пространстве и времени. В каждом из низ реализовывалась бы определенная идея, данная этому миру Богом, а все множество этих идеи создавало бы бесконечное пространство и время. Подобные идеи, высказанные в общем виде еще александрийский теологом Оригеном (Ш в. н.э.) и объявленные вскоре ересью, в новое время развивались в философии Лейбница, выдвинувшего идею о предустановленной гармони в каждом из потенциально возможных миров. Лейбниц рассматривал пространство как порядок сосуществования тел, а время - как порядок отношения и последовательность событий. Это понимание составило сущность реляционной концепции пространства и времени, которая противостояла их пониманию как абсолютных и не зависящих ни от чего реальностей, подвластных только Богу.

Есть концепции (Беркли, Авенариус и др.), которые ставят пространство и время в зависимость от человеческого сознания, выводя их из способности человека переживать и упорядочивать события, располагать их одно подле другого. Так, Кант рассматривал пространство и время как априорные (доопытные) формы чувственного созерцания, вечные категории сознания, аргументируя это ссылкой на стабильность геометрии Евклида в течение двух тысячелетий. Проблема пространства и времени была тесно связана с концепциями близкодействия и дальнодействия. Дальнодействие мыслилось как мгновенное распространение гравитационных и электрических сил через пустое абсолютное пространств во, в котором силы находят свою конечную цель благодаря божественному провидению. Концепция же близкодействия (Декарт, Гюйгенс, Френель, Фарадей) была связана с пониманием пространства как протяженности вещества и эфира, в котором свет распространялся с конечной скоростью в виде волн. Это привело в дальнейшем к понятию поля, от точки к точке которого и передавалось взаимодействие.

Именно это понимание взаимодействия и пространства, развивавшееся в  рамках классической физики, было унаследовано и развито далее в XX веке, после крушения гипотезы эфира, в рамках теории относительности и квантовой механики. Пространство и время вновь стали пониматься как атрибуты материи, определяющиеся ее связями и взаимодействиями.

Современное понимание пространства и времени было сформулировано в  теории относительности А.Эйнштейна, по-новому интерпретировавшей реляционную  концепцию пространства и времени  и давшей ей естественнонаучное обоснование.

 

          4.Философия пространства и времени 

 

Философия пространства и  времени — это раздел философии, изучающий вопросы онтологии, эпистемологии и сущности пространства и времени.

В наши дни, когда люди все  чаще ставят перед собой ложные цели и стремятся к искаженным идеалам, движимые примитивным потребительством и жаждой наживы, вопрос о таких формах бытия, как пространство и время, встает все чаще. Каков познавательный статус этих категорий: объективный или все же это субъективное понятие, характеризующее способ восприятия мира? Каково отношение пространства и времени к субстанции? Каковы основные свойства пространства и времени?

Во-первых, в теории такие  понятия, как пространство и время, сугубо объективны. Не зря человечество всячески старается их систематизировать, вводя в ежедневный обиход календари  и часы, меры измерения пространства вокруг. Если рассматривать вопрос с таких позиций, то вывод напрашивается  очевидный: пространство и время – категории не только объективные, но и могут быть с точностью измерены. Однако нельзя не учитывать распространенное среди многих мнение о том, что каждый человек индивидуален. Следовательно, восприятие этих понятий тоже должно отличаться. За примером далеко ходить не приходится: как долго длится лекционное занятие для студента, увлеченного предметом, а как – для «хронического двоечника»? Опять же, не зря литература (да и наши собственные наблюдения) пестрит упоминаниями о том, что радостные моменты длятся миг, в то время как неприятные – целую вечность? Здесь уж ни о какой объективности говорить не приходится. Все зависит сугубо от восприятия как данной конкретной ситуации, так и от философской позиции человека в целом.

Информация о работе Концепция пространства и времени