Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2012 в 18:43, реферат
Целью данной работы является: дать сравнительную характеристику субстанциальной и реляционной концепций пространства и времени.
Введение.
1. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени в истории философии
2. Отказ от противопоставления субстанциональной и реляционной концепций пространства и времени
3. Развитие предствалении о пространстве и Заключение
4. Философия пространства и времени
Список литературы.
2. Отказ от противопоставления
субстанциональной и
История естествознания демонстрирует закономерную смену субстанциональных объяснений реляционными "На смену представлениям о флогистоне пришла молекулярно-кинетическая теория вещества, превратив тепло из субстанции в реляцию. Представления об упругом светоносном эфире были заменены понятием электромагнитного поля. В поисках “сущности жизни” предпочтения отдаются не энтелехии Аристотеля, а достижениям молекулярной биологии".
Но на этом основании нельзя сделать вывод об истинности реляционной концепции пространства и времени и ложности субстанциональной.
С точки зрения признания объективности пространства и времени обе концепции равноценны.
"Претензия реляционного
подхода на адекватное
В современных субстанциональных
концепциях субстанция — это не
само пространство и время. "Это
всего лишь природный референт понятия
пространства и времени. Движение пространства
и времени отожествляется с существующим
в природе процессом или, другими
словами, этот процесс принимается
за эталон изменчивости, за своеобразную
систему отсчета для фиксации
изменений в Мире. Этот же эталонный
процесс параметризует
В реляционных же подходах
нет отождествления времени с
какой-либо материальной сущностью. "Реляционное
время — умозрительный
Тем не менее, “не существует реляции без субстанции” , т.е. любой реляционный подход использует совокупность материальных объектов для построения отношений между ними и на базе этих отношений — конструкции пространства – времени.
И в субстанциональном, и в реляционном подходах время и пространство — это формы движения материи. В субстанциональных подходах делается акцент на носителях движения, а в реляционных — на самом движении или на определенном отношении между элементами материи, в качестве какового можно рассматривать и движение. Но как нет отношений без их носителя, так и субстанция без движения не порождает изменчивости. Важно отметить, что в субстанциональных подходах, как правило, идет речь об упорядоченном движении — потоке (не в смысле наличия выделенного направления в некотором пространстве, а в смысле увеличения количества субстанции вблизи источника субстанции). В реляционных подходах какое-либо упорядочение не постулируется.
Существующая практика разработки
субстанциональных и
Сходство и различие субстанциальной
и реляционной концепций можно
пояснить на следующем аллегорическом
примере. Субстанциальность - категория,
которая рассматривает
Обе категории отражают единообразную
особенность движущейся материи, но
каждая придает её свой колорит. Именно
поэтому субстанциальную и
"Категории (от греч. kategoria - высказывание, признак) в философии, предельно общие, фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания. Будучи формами и устойчивыми организующими принципами процесса мышления, категории воспроизводят свойства и отношения бытия и познания во всеобщей и наиболее концентрированной форме".
На уровне "бытия мира", олицетворяющего бесконечность, исследователь всегда имеет дело с абсолютными характеристиками движения, пространства и времени.
На уровне конкретного "бытия
в мире" исследователь может
фиксировать конкретное движение, конкретное
пространство и конкретное время. И
в последнем случае, действительно,
правомерно вести речь о формах пространства
и времени неживой природы, о
специфике биологического пространства
и биологического времени, об особенностях
социального пространственно-
Нельзя не вспомнить и о многомерности пространства. Пространственно-временной интервал имеет четыре измерения: пространство - три, время - одно. Но квантовая физика, фиксируя чувственно не воспринимаемые явления микромира, вышла на многомерность пространства.
Из этого можно не только
сделать вывод о правомерности
абстракции в приложении к понятиям
пространства и времени, но и рассматривать
этот факт как подтверждение реляционной
концепции применительно к
Таким образом, и в субстанциональном, и в реляционном подходах время и пространство — это формы движения материи. В субстанциональных подходах делается акцент на носителях движения, а в реляционных — на самом движении или на определенном отношении между элементами материи, в качестве какового можно рассматривать и движение. Данные концепции нельзя противопоставлять, так как исследователи имеют дело и с абсолютными, и с относительными характеристиками как пространства, так и времени.
3. Развитие предствалении о пространстве и Заключение.
В материалистической картине мира понятие пространства возникло на основе наблюдения и практического использования объектов, их объема и протяженности.
Понятие времени возникло на основе
восприятия человеком смены событии,
последовательной смены состояний
предметов и круговорота
Естественнонаучные
-Раскрывая сущность
-Абсолютное, истинное, математическое
время само по себе и своей
сущности без всякого
-Относительное, кажущееся,
-Абсолютное пространство по своей сущности, безотносительно к чему бы то ни было внешнему, остается всегда одинаковым и неподвижным.
-Относительное пространство
-Время и пространство
При таком понимании абсолютное пространство и время представлялись некоторыми самодовлеющими элементами бытия, существующими вне и независимо от каких-либо материальных процессов, как универсальные условия, в которые помещена материя. Эта концепция «черного ящика», о которой уже говорилось выше. Этот взгляд близок к субстанциональному пониманию пространства и времени, хотя у Ньютона они и не являются настоящими субстанциями, как материя они обладают лишь одним признаком субстанции абсолютной самостоятельностью существования и независимостью от любых конкретных процессов ,но они не обладают другим важнейшим качеством субстанции - способностью порождать различные тела, сохраняться в их основе при всех изменениях тел. Такую способность Ньютон признавал лишь за материей, которая рассматривалась как совокупность атомов. Правда, материя - тоже вторичная субстанция после Бога, который сотворил мир, пространство и время, и привел их в движение. Бог, являясь существом внепространственным и вневременным, неподвластен времени, в котором все изменчиво и преходяще. Он вечен в своем бесконечном совершенстве и всемогуществе и является подлинной сущностью всякого бытия. К нему не применима категория времени. Бог существует в вечности, которая является атрибутом Бога. Чтобы полнее реализовать свою бесконечную мудрость и могущество, он создает мир из ничего, творит материю, а вместе с ней пространство и время как условия бытия материи. Но когда-нибудь мир полностью осуществит заложенный в нем при творении божественный план развития и его существование прекратится, а вместе с миром исчезнут пространство и время. И снова будет только вечность как атрибут Бога и его бесконечная вездесущность. Подобные взгляды выражались в общем виде еще Платоном, Аврелием Августином, Фомой Аквинским и ид последователями, Ньютон также разделял эти взгляды.
В этих воззрениях, даже с теологической
точки зрения, содержатся глубокие
противоречия. Ведь однократный акт
сотворения мира и обреченность его
на грядущую гибель не соответствует
бесконечному могуществу, совершенству
и мудрости Бога. Этим божественным
атрибутом более
Есть концепции (Беркли, Авенариус и др.), которые ставят пространство и время в зависимость от человеческого сознания, выводя их из способности человека переживать и упорядочивать события, располагать их одно подле другого. Так, Кант рассматривал пространство и время как априорные (доопытные) формы чувственного созерцания, вечные категории сознания, аргументируя это ссылкой на стабильность геометрии Евклида в течение двух тысячелетий. Проблема пространства и времени была тесно связана с концепциями близкодействия и дальнодействия. Дальнодействие мыслилось как мгновенное распространение гравитационных и электрических сил через пустое абсолютное пространств во, в котором силы находят свою конечную цель благодаря божественному провидению. Концепция же близкодействия (Декарт, Гюйгенс, Френель, Фарадей) была связана с пониманием пространства как протяженности вещества и эфира, в котором свет распространялся с конечной скоростью в виде волн. Это привело в дальнейшем к понятию поля, от точки к точке которого и передавалось взаимодействие.
Именно это понимание
Современное понимание пространства и времени было сформулировано в теории относительности А.Эйнштейна, по-новому интерпретировавшей реляционную концепцию пространства и времени и давшей ей естественнонаучное обоснование.
4.Философия пространства и времени
Философия пространства и
времени — это раздел философии, изучающий вопросы онтологии, эпистемолог
В наши дни, когда люди все чаще ставят перед собой ложные цели и стремятся к искаженным идеалам, движимые примитивным потребительством и жаждой наживы, вопрос о таких формах бытия, как пространство и время, встает все чаще. Каков познавательный статус этих категорий: объективный или все же это субъективное понятие, характеризующее способ восприятия мира? Каково отношение пространства и времени к субстанции? Каковы основные свойства пространства и времени?
Во-первых, в теории такие понятия, как пространство и время, сугубо объективны. Не зря человечество всячески старается их систематизировать, вводя в ежедневный обиход календари и часы, меры измерения пространства вокруг. Если рассматривать вопрос с таких позиций, то вывод напрашивается очевидный: пространство и время – категории не только объективные, но и могут быть с точностью измерены. Однако нельзя не учитывать распространенное среди многих мнение о том, что каждый человек индивидуален. Следовательно, восприятие этих понятий тоже должно отличаться. За примером далеко ходить не приходится: как долго длится лекционное занятие для студента, увлеченного предметом, а как – для «хронического двоечника»? Опять же, не зря литература (да и наши собственные наблюдения) пестрит упоминаниями о том, что радостные моменты длятся миг, в то время как неприятные – целую вечность? Здесь уж ни о какой объективности говорить не приходится. Все зависит сугубо от восприятия как данной конкретной ситуации, так и от философской позиции человека в целом.