Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 18:15, реферат
Обращение к философской системе Фридриха Ницше актуально и по сей день. Большое количество изданий, выпущенных на разных языках, посвящено изучению философии Ницше, и его центральному трактату «Так говорил Заратустра», который также вполне можно считать художественным произведением, скорее философской поэмой. Различные переводы трактата на другие языки, может видоизменить какие-то мысли, которые Ницше запечатлел на немецком языке и во многом поэтому Философия Ницше, а в частности трактат «Так говорил Заратустра» достаточно противоречив, так как его перевод с немецкого языка очень сложен и неоднозначен. Поэтому данный трактат вызвал огромный отклик и рассматривался с различных аспектов, с точки зрения философской, религиозной систем, также как основа учений такого идеологического направления как фашизм. Идеи о «сверхчеловеке» и преимуществах арийской расы перед всеми другими было почерпано из произведений Ницше и в частности из трактата «Так говорил Заратустра»), как попытка составления творческого портрета Ф. Ницше и т. д.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ИСТОРИЯ ЖИЗНИ Ф. НИЦШЕ………………………………………………………..5
ГЛАВА II. КРИТИКА МОРАЛИ…………………………………………………………………..10
ГЛАВА III. КОНЦЕПЦИЯ «СВЕРХЧЕЛОВЕКА»: ПЕРЕОЦЕНКА ЦЕННОСТЕЙ……………16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………………23
Сверхчеловек Ницше - результат культурно-духовного совершенствования человека, тип, настолько превосходящий современного человека по своим интеллектуально-моральным качествам, что он образует как бы новый и особый биологический тип. Аргументы Сверхчеловека сводятся к осознанию необходимости того, чтобы человек возносился над прежним уровнем не ради произвола и господства над другими, а ради нового бытия, к которому нынешний человек по сути своей еще просто не готов. «Сверхчеловек», это существо совершенно аморальное, не считающееся ни с какими моральными нормами или рамками.
Ницше Ф.В. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого/ Ф.В. Ницше – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000 - с. 42
Существо наполненное разрушенными идеалами из произведения Ницше «Человеческое, слишком человеческое».
«Мораль противна для Ницше потому, что она отчуждает человека от чистого и сверхразумного ритма жизни, от первичного источника бытия — потому что она ставит между человеком и миром “иллюзию”, успокаивает духовную тревогу, подменяет страшный и опасный вопрос “Кто Я? Где Я?” поспешной системой неоплаченных и непродуманных ответов. Мораль — грех против Жизни и Истины. Она вуалирует Бездну, защищая слабых. Это Ницше еще мог признать. Но она посягает и на свободу высших людей, на расу господ, удерживает в узде присущую элите волю к Истине. Все те ложные чувства и всё то ложное поведение, обманчивые идеи который вскрыл Ф.Ницше, все это он вложил с своего «сверхчеловека», добавив, что нет бога, значит «сверхчеловек» станет им.
Главное, что должно исходить от сверхчеловека — призыв к духовным превращениям, внутреннему дисциплинированию и воспитанию собственной личности, ответственной за будущее. “Бог умер! Мы его убили - вы и я!”1, - говорит Ницше словами “сумасшедшего” в своей работе “Весёлая наука”. На место бога встаёт человек, но не обычный, как мы все, а сверхчеловек - идеал человека, лишённый многих моральных запретов и наделённый почти неограниченными правами, то, к чему должен стремиться каждый из “обычных” людей. Сверхчеловек рождается, говорит Ницше, чтобы создать новую человеческую общность.
Самое высокое,
что может пережить человек,
учит Ницше – это "час
великого презрения". Презрения
к самому себе, к своим слабостям
и порокам, к своей
Фридрих Ницше попытался пройти путь к сверхчеловеку. Итогом было безумие. Степень погружения в проблему превзошла меру личной выносливости. "Кто нападает на свое время, нападает лишь на себя". Разрушение традиционных ценностей обернулось саморазрушением. На долгие годы на память о Ницше и его наследие легла печать "фашистской". Образ сверхчеловека исказился до неузнаваемости и приобрел черты "белокурой бестии", не щадящей ничего и никого, безжалостно разрушающей мир и его ценности.
Но ведь не в этом суть сверхчеловека Ницше. Его сверхчеловек безжалостен прежде всего и более всего к себе, он сомневается и подвергает пересмотру имеющиеся у него ценности и установления, лишающие его внутренней духовной свободы и радости творческой жизни. "В человеке тварь и творец соединены воедино". Нужно помнить, что философия Фридриха Ницше - это уникальный и всей жизнью осуществленный эксперимент по разрушению внутри себя "твари" и взращивания "творца", прозванного "сверхчеловеком".
Кроме всего прочего, господствующая мораль, считает Ницше, базируется на ложной психологии, а это значит, она не почитает и не может почитать природных инстинктов, обрекая тем самым людей на следование принципам, несовместимым с их природой. Она говорит об альтруических поступках, свободе воли, моральном порядке, но на деле ничего подобного нет и быть не может. Есть только ложь. Но наибольший вред господствующей морали состоит в том, что она культивирует посредственность и тем самым разрушает единственное ценное - жизнь.
Своей главной заслугой Ницше считает то, что он предпринял и осуществил переоценку всех ценностей: все то, что обычно признается ценным, на самом деле не имеет ничего общего с подлинной ценностью. Нужно все поставить на свои места – на место ценностей мнимых поставить истинные ценности. В этой переоценке ценностей, по существу своему составляющей собственно философию Ницше, он стремится встать "по ту сторону добра и зла". Обычная мораль, сколько бы ни была она развитой и сложной, всегда заключена в рамки, противоположные стороны которой составляют представление о добре и зле. Их пределами исчерпываются все формы существующих моральных отношений. Что касается Ницше, то согласно его мнению мораль, ограниченная этими рамками есть ложь. Подлинный человек должен строить всю свою жизнь в пространстве, границы которого пролегают не там, где находится добро и зло господствующей морали. Именно в этом смысле Ницше называет себя имморалистом.
Однако
возможна ли в принципе точка
зрения абсолютного
Следовательно, по сравнению с предшествующей традицией позиция Ницше характеризуется тем, что если вся европейская философская традиция претендовала на создание или перестройку этики, не посягая при этом на самое мораль, то Ницше претендует на создание не только новой или подновленной системы этики, но и новой морали. Ни один из философов прошлого - ни Платон, ни Аристотель, ни Августин Блаженный, ни Фома Аквинский, ни
Кант - не заходил столь далеко : каждый из них претендовал на создание новой этики как философии морали, но не самой морали. Иными словами они стремились концептуализировать мораль своего времени, выявить ее основные черты, фундаментальные основоположения и показать вытекающие из них следствия.
Провозглашенная Ницше мораль своим фундаментом имеет жизнь как первую и абсолютную ценность. Соответственно ее движущий механизм включает не только размышление и осмысление, сколько инстинктивные реакции. Инстинкты этого рода в наибольшей мере развиты у Сверхчеловека - созданного философией Ницше идеала человека. Его еще нет в реальности. Залогом его появления служат те единицы, вроде самого Ницше, которые живут жизнью провозвестников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учение непонятого и непризнанного философа в первые годы ХХ века стало быстро входить в моду. За сорок четыре года жизни, прожитых с ясным рассудком (с 1844 по 1889 годы) Фридрих Ницше успел создать теории, не имевшие и не имеющие себе аналогов как по высказанным в них идеям, так и по масштабам охвата.
В предложенной философской системе Фридрих Ницше отрицает всяческое проявление религии и морали христианства, представления о добре и зле, современном государстве и вводит свою оригинальную систему ценностей, в которой истинным воплощением Абсолютной полноты выступает «сверхчеловек». «Сверхчеловек» обладает сильной волей, неограниченной властью, к нему непримиримы нормы морали – он лишен сострадания, он вечно – борющееся воплощение идеала. Образ «сверхчеловека» как Абсолютного начала раскрывается через учение Заратустры, который играет посредническую роль в данном трактате. «Сверхчеловек» объединяет в себе аспекты эгоцентрический, социоцентрический и космоцентрический, но с преобладанием эгоцентрического аспекта. Эгоцентрический аспект проявляется в первостепенности воли «сверхчеловек». «Сверхчеловек» это первооснова мира, полнота бытия, совершенство, бесконечное творческое первоначало.
Учение Заратустры дает возможность человеку «переродиться», искоренить в себе все пороки и попытаться встать на путь самосовершенствования. Дух человека должен пройти три стадиальных превращения, он должен воспитать такие качества как познавание, созерцание, оценивание, наличие определенных добродетелей и др. Человек должен постоянно преодолевать себя, бороться, чтобы пришел час его гибели, чем скорее это произойдет, тем лучше. Человек - то, что нужно превзойти на пути к «сверхчеловеку», он есть «средство» по достижению цели, которой является «сверхчеловек». Гибель здесь понимается как «закат» человека, «рассветом» в котором выступит «сверхчеловек». Лишь воспитав в себе все необходимые качества, о которых говорит учитель «сверхчеловека» Заратустра, произойдет «закат» - гибель человека, и «рассвет» «сверхчеловека».
Цель данного исследования
была достигнута путем решения поставленных
задач. Философская система
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Концепция "сверхчеловека": переоценка ценностей