Концепция «сверхчеловека» Ф. Ницше и современность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 21:04, реферат

Краткое описание

Фримдрих Вимльгельм Нимцше (Friedrich Wilhelm Nietzsche, 15 октября 1844, Рёккен, Германский союз - 25 августа 1900, Веймар, Германская империя) немецкий мыслитель, классический филолог, композитор, создатель самобытного философского учения, которое носит подчёркнуто неакадемический характер и отчасти поэтому имеет широкое распространение, выходящее далеко за пределы научно-философского сообщества. Фундаментальная концепция Ницше включает в себя особые критерии оценки действительности, поставившие под сомнение базисные принципы действующих форм морали, религии, культуры и общественно-политических отношений и впоследствии отразившиеся в философии жизни. Будучи изложенными в афористической манере, большинство сочинений Ницше не поддаются однозначной интерпретации и вызывают много споров.

Вложенные файлы: 1 файл

Философия.docx

— 31.47 Кб (Скачать файл)

"Есть некоторая ирония  в том, - пишет А. Данто, - что Ницше наименее оригинален там, где он оказался наиболее влиятельным. Речь идет о древнем, почти языческом идеале, а именно: страсти нужно обуздывать, а не подавлять, в противоположность позиции тех, кто исповедует воздержание, скрывая порочные стремления, а ведь это было официальной моральной рекомендацией до совсем недавних времен. Следовательно, ubermensch (сверхчеловек) - это не белокурый гигант, подавляющий своих более мелких собратьев. Это просто радостное, безвинное, свободное человеческое существо, обладающее инстинктивными побуждениями, которые, однако, не порабощают его. Он - господин, а не раб своих побуждений, и, следовательно, он в состоянии что-то сотворить из себя, нежели стать продуктом инстинктивных проявлений или внешних препятствий. Сверх этого Ницше мало говорит о деталях, за исключением выражения скрытой похвалы тем, чьи страсти обращены на создание научных, художественных или философских произведений. Он сделал идею об ubermensch (сверхчеловеке) изменчивой, а не устойчивой, чтобы ей придали ценность те из нас, кому удастся воплотить ее. Если ubermensch (сверхчеловек) воспринимался как задира, чья радость состоит в грубой демонстрации силы, то в этом Ницше должен винить только самого себя. <…> Его величайшим несчастьем был тот буквализм, с каким его интерпретировали даже наиболее симпатизировавшие ему критики". (7, с.240-241)

Конечно же, "…этот тип  не является неким символом, обетованием  далеких, темных тысячелетий, новым  видом в дарвинистическом смысле, о котором мы не можем ничего знать и ставить который путеводной звездой было бы, пожалуй, просто смешно", - писала сестра философа. (1, с.287) На это же указывает и А. Данто. "Ницше считал, что идеал ubermensch (сверхчеловека) не может быть достигнут автоматически, в ходе естественного развития событий. В этом отношении его учение является чем угодно, только не разновидностью дарвинизма. Действительно, мы знаем, что Ницше считал, что выживают и доминируют негодные и что все большее и большее количество индивидов, которые становятся все более и более похожими друг на друга, должны будут со временем подавить своей численностью исключительных личностей, которые могли бы прорваться к новой перспективе и более возвышенной форме жизни". (7, с.241-242) Ницше много пишет о "последнем человеке", но, по точному замечанию А. Данто, "в действительности Ницше не верил, что "последний человек" <…> мог бы существовать. Не будет и не может быть последней стадии в человеческом развитии или чего бы то ни было подобного". (7, с.242) В связи с этим Ницше развивает идею "вечного возвращения". Под "вечным возвращением" Ницше подразумевал "не то, что несходные события повторяются, не то, что сходные примеры всегда подпадают под один и тот же закон, ничего из того, что обычный здравый смысл мог бы предположить относительно его идеи, - он имел в виду, что все конкретные и определенные вещи постоянно возвращаются вновь и вновь, именно те самые вещи, а не просто их подобия". (7, с.244)"Образ круга - вечных изменений среди вечного повторения - является символом, таинственным знаком над входной дверью

"Учение о "вечном  возвращении" влечет за собой  бессмысленность происходящего,  а учение об ubermensch является своего рода требованием, обращенным к воле человека, чтобы такой смысл существовал. Эти две идеи взаимосвязаны. При заведенном порядке вещей Заратустра всегда возвращается:

"…я буду вечно  возвращаться к той же самой  жизни, в большом и малом,  чтобы снова учить о вечном  возвращении всех вещей, чтобы  повторять слово о великом  полдне земли и человека, чтобы  опять возвещать людям о сверхчеловеке.  Я сказал свое слово, я разбиваюсь  о свое слово: так хочет моя  вечная судьба…"

Не имеет значения, что  мы исчезаем и возвращаемся и снова  исчезаем. Важно то, мы делаем это  вечно, важен смысл, вкладываемый нами в нашу жизнь, важна радость от преодоления, каков бы ни был наш  удел. И все это делается именно ради дела, а не ради каких-то выгод - они всегда будут одними и теми же. То, что мы делаем, имеет исключительно  внутреннее, личное значение, либо не имеет  никакого значения вообще. Именно мы даем существованию смысл и значение. Мы должны принять на себя этот труд, чтобы наша жизнь имела смысл (хотя мы и не в силах изменить ее в соответствии с нашими пожеланиями): мы должны отстаивать себя, исполняя свое предназначение. <…> Утверждается как  императив: поступай так (или будь таким), как ты желал бы поступать, в точности таким же образом (или быть в точности тем же самым) бесконечное число  раз во веки веков. Он исключает саму возможность другой жизни, в раю или в аду, признавая лишь вечное возвращение к тому, чем мы являемся в этой жизни. Вместо того, чтобы мечтать о другом мире, лучше осознать, какой освободительной силой обладает предложенный взгляд на мир". (7, с.255-256) Коротко говоря, "замкнутость круга невозможно преодолеть, но модно найти смысл в этом безутешном бесконечном хаосе". (18, с.72) По мнению Ю.В. Синеокой, "этика Ницше - это этика индивидуального спасения сильных личностей, способных к самосовершенствованию. Эти же правила работают и в мире творчества, где человеку легче справиться с вечностью, где он волен создавать бесконечное число раз себя самого и новые ценности". (18, с.72)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Фёрстер-Ницше Е. Возникновение "Так говорил Заратустра" // Ницше Ф. Так говорил Заратустра. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. - С.285-298.

2. Л. Попкова Хроника "звездной  дружбы".Ф. Ницше и Р. Вагнер.

3. Великие мыслители Запада/ Пер. с англ.В. Федорина. - М.: КРОН-Пресс, 1999. - 656с. - (Академия).

4. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. - Репринт. воспроизв. изд.1890 г. Т.41. - М.: Терра-TERRA, 1992. - С. 204-206.

5. Шестов Л.И. Философия трагедии. - М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2001. - 480с. - (Р.Х. 2000; Религиозная философия)

6. Данто А. Ницше как философ. Пер. с англ.А. Лавровой. - М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2001. - 280 с.

7. Евлампиев И.И. Достоевский  и Ницше: на пути к новой  метафизике человека // Вопросы философии. - 2002. - №2. - С. 102-118.

8. История современной зарубежной  философии: Компаративистский подход/ Отв. ред. М.Я. Корнеев. - СПб.: Лань, 1997. - С. 351 - 359.

9. Камю А. Бунтующий человек.  Философия. Политика. Искусство/ Пер. с фр. - М.: Политиздат, 1990. -

10. Кантор В.К. Антихрист, или  Ожидавшийся конец европейской  истории (Соловьев contra Ницше) // Вопросы философии. - 2002. - №2. - С.14-27.

11. Кантор В.К. Достоевский, Ницше  и кризис христианства в Европе  конца XIX - начала ХХ века // Вопросы  философии. - 2002. - №9. - С.54-67.

12. Философия: Учебник/ Под. ред. проф.В.Н. Лавриненко. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юристъ, 1998. - 520с.

13. Философский энциклопедический  словарь/ Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев  и др. - М.: Сов. энциклопедия, 1983. - 840с.

14. Манн Т. Философия Ницше  в свете нашего опыта // Манн  Т. Собр. соч. в 10 т. Т.10. Статьи. - М.: Гослитиздат, 1961. - С.346-392.

15. Мелих Ю.Б. Утверждение и осуждение индивидуализма у Фридриха Ницше и Владимира Соловьева // Вопросы философии. - 2002. - №2. - С.97-101.

16. Ницше Ф. Сочинения в 2 т.  Т.2. - М.: РИПОЛ-Классик, 1997. - 863с. - (Бессмертная б-ка).

17. Современная западная философия:  Словарь/ Сост. и отв. ред.В.С. Малахов, В.П. Филатов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТОН-Остожье, 1998. - 544с.

18. Синеокая Ю.В. Проблема сверхчеловека  у Соловьева и Ницше // Вопросы  философии. - 2002. - №2. - С.69-80.

19. Свасьян К.А. Фридрих Ницше: мученик познания // Ницше Ф. Соч. в 2 т. Т.1. - М.: РИПОЛ-Классик, 1997. - C.5-45.


Информация о работе Концепция «сверхчеловека» Ф. Ницше и современность