Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 11:24, контрольная работа
Проблема познания человека, его бытия - одна из основных во всей мировой философской мысли. Она волновала умы уже мыслителей Древнего Востока. В частности, рассуждения о человеке, о его природе и о проблеме его нравственного совершенствования встречаются в священных индийских текстах – Ведах (не имеющих точной датировки существования – сер. IV – сер. II тыс. до н.э.), или же у китайского философа Конфуция (VI – V вв. до .э.). Не обошли эту проблему и античные мыслители.
Язык и мышление два неразрывно связанных вида общественной деятельности, отличающиеся друг от друга по своей сущности и специфическим признакам. Язык является необходимым условием возникновения мышления, формой его существования и способом функционирования.
В общепринятом понимании, термин «Язык»
понимается как система словесного выражения
мыслей. Мышление — это познавательная деятельност
Однако, среди философ, психологов, лингвистов на протяжении не одной сотни лет существует вопрос - может ли человек мыслить не прибегая к помощи языка? Большинство исследователей полагают, что мышление может существовать только на базе языка и фактически отождествляют язык и мышление. Существует несколько гипотез:
Гипотеза 1 - язык есть мышление.
А. Шлейхер заявлял: "Язык есть мышление в звуке, как и наоборот, мышление есть беззвучная речь".
"Без речи, -- писал И. М. Сеченов, -- элементы чувствительного мышления, лишенные образа и формы, не имели бы возможности фиксироваться в сознании: она и придает им объективность, род реальности (конечно фиктивной), и составляет, поэтому основное условие мышления нечувственными образами".
Отвергая такое мнение, критики утверждают, что, во-первых, возможно говорение без мышления. Во-вторых, часто для уже готовых мыслей подыскивают слова, а иногда так и не находят.
Гипотеза 2 - язык есть мышление, но мышление не есть язык.
В первой гипотезе возможна была перестановка элементов равенства без ущерба для этого равенства (язык есть мышление, мышление есть язык). Согласно данной гипотезе говорение и мышление не одно и то же, а разные стороны одного процесса.
Язык и интеллект развиваются в тесной связи, но ни один из них не является результатом другого. Мы можем мыслить без языка, но мы не можем говорить (осмысленно) без мышления.
Речевая деятельность, по мнению Г.П.Мельникова, меняет состояние сознания, но это изменение может протекать и без участия языковых знаков, например, под воздействием сигналов, получаемых от органов зрения, осязания и т.п. "Следовательно, речевая деятельность всегда сопровождается мыслительными процессами, но мышление может протекать независимо от языковых процессов. Именно поэтому одно и то же понятийное содержание может быть выражено различными языковыми средствами".
Гипотеза 3 - язык не есть мышление, но мышление есть язык.
Согласно этому тезису, все, что высказано и реализовано в чувственно воспринимаемых структурах (звукоряды, графические знаки и т. п.), никак не может быть приравнено к мышлению и элементов такого не содержит. Однако некоторые Психологи называют мышление внутренней речью, которая преобразуется во внешнюю (разговорную) речь.
Гипотеза 4 - язык -- это не мышление, и мышление -- это не язык.
Согласно данному положению, язык и мышление -- разные типы поведения. Сначала человек думает, затем говорит. Даже если он говорит про себя, он сначала обдумывает.
Так, Э.Леннеберг убежден, что интеллект и речь, интеллектуальная и языковая способности человека совершенно самостоятельны и друг от друга не зависят.
Все четыре гипотезы небезосновательны и имеют право на существование. Однако в любом случае невозможно отрицать наличие тесной связи между процессами мышления и функционированием языка.