Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:02, реферат
События последних лет продемонстрировали, что этнические конфликты в различных частях мира выходят за рамки внутригосударственных и даже региональных. Это имеет особое значение в связи с тем, что регионы этнической нестабильности ассоциируются все чаще и в периодической, и в научной литературе с потенциальными субъектами международного терроризма.
Введение………………………………………………………………………………………………………..….…3
Понятие этнического конфликта…………………………………………………………….…4
Межэтнический конфликт как социальное и политическое явление………7
Трактовка, корни и типология этнополитического конфликта…………………9
Системные причины возникновения этнополитических конфликтов……..11
Дискриминация………………………………………………………………………………………….15
Способы урегулирования этнических конфликтов…………………………………17
Заключение…………………………………………………………………
Опыт
СССР показал, что в переломные, кризисные
эпохи прежняя этническая иерархия
рушится, а ослабление позиций доминантных
групп позволяет миноритарным сообществам,
и, прежде всего, этническим, добиваться
изменения своего статуса, получать
различные преференции в сфере
культуры, доступа к ресурсам и
власти. Причем этнические элиты нередко
пытаются форсировать эта процессы
под лозунгом «восстановления
5. Дискриминация.
Явление дискриминации - это целая теория или даже наука, если угодно. И к этому понятию есть два подхода: юридический и социологический.
Дело в том, что существуют два почти совершенно разных явления, оба из которых называются дискриминацией, только одна - прямой, а другая - "косвенной". Прямая дискриминация, говоря научным языком, это любое социальное ограничение, в основе которого лежит проведение различий по тому или иному признаку. Иначе говоря, некое явное угнетение, при котором сразу ясно, кто дискриминатор, а кто жертва. Допустим, если вы слышите на улице крик: "Бей хача!!!" или даже когда в "Слабом звене" интеллигентного вида дядечка объясняет: "Я удаляю Ольгу (Марию, Дарью, Ксению, Фатиму), потому что в финале женщинам делать нечего" - это прямая дискриминация. И хотя понятно, что она не всегда может быть наказана, именно её и рассматривают с юридической точки зрения, а точнее, ищут ответы на извечные вопросы: кто виноват, что делать и кому на Руси жить хорошо.
А вот "косвенная" дискриминация - процесс куда более сложный, и юридический подход здесь не помогает. Потому что это социальное неравенство возникает крайне спонтанно, а значит виновника вроде как и нет. Ведь иногда люди разного происхождения имеют неравные социальные возможности не потому, что кто-то один этого хочет - просто так уж издревле повелось. Кто виноват, скажем, в том что на улицах мы всегда с особой тщательностью обходим цыган? Кто приказал нам с брезгливостью произносить слово "бомж"? Почему с евреями по количеству сложенных о них анекдотов могут сравниться только чукчи, которые у нас тоже ведь не в чести? Как объяснить маленькому ребёнку, что негр - это тоже человек, и если в вагоне метро он сидит напротив, не надо на него так пялиться? Это вам уже не юриспруденция, где всё чётко и по полочкам разложено. Кто виноват - поди, пойми! Можно, конечно, как всегда свалить всё на евреев, но как-то неубедительно получается… Над этим-то и бьются социологи. Вот и пускай себе бьются - уж больно у них там всё сложно - не для простых смертных. Мы лучше уделим внимание тому, на что имеем хоть какое-то право замахнуться. То есть прямой дискриминации. Кстати, даже здесь мы замахиваемся весьма смело, потому что рассматриваемым нами явлением в его различных формах не первое десятилетие занимаются крупнейшие международные организации типа ООН и ЮНЕСКО (примеры документов см. ниже).
Но беда в том, что проблема угнетения вряд ли решаема при рассмотрении в таких масштабах. Потому что во всех цивилизованных странах систематически прямой дискриминации, а тем более проводимой государством, почти не осталось (кроме России, но об этом чуть позже).
О явлении дискриминации вообще сложно рассуждать хотя бы потому, что оно имеет многообразнейшие формы проявления. Но самыми актуальными можно назвать следующие 3:
1. национальная дискриминация
2. половая дискриминация
3. дискриминация
сексуальных меньшинств
6. Способы урегулирования этнических конфликтов.
Можно выделить шесть предпосылок, необходимых для урегулирования этнических конфликтов:
- каждая
из враждующих группировок
- стороны должны
контролировать территории, которые
обеспечивали бы им
- достижение
состояния определенного
- присутствие
влиятельного посредника, способного
повысить интерес сторон к
достижению перемирия и
- согласие
сторон на "замораживание" кризиса
и на то, чтобы отложить всеобъемлющее
политическое урегулирование
- размещение
по линии разъединения
Наличие
авторитетного единого
Действия по нейтрализации конфронтационных устремлении участников межэтнических конфликтов укладываются в рамки некоторых общих правил, выведенных из имеющегося опыта разрешения таких конфликтов. В их числе:
1) легитимация
конфликта - официальное признание
существующими властными
2) институциализация
конфликта - выработка признаваемых
обеими сторонами правил, норм, регламента
цивилизованного конфликтного
3) целесообразность
перевода конфликта в
4) введение
института посредничества при
организации переговорного
5) информационное
обеспечение урегулирования
За
свою историю человечество накопило
немалый опыт ненасильственного
урегулирования конфликтов. Однако лишь
со второй половины XX столетия, когда
стало очевидным, что конфликты
являются реальной угрозой выживанию
человечества, в мире начала складываться
самостоятельная область
Имеются современные политические ситуации, которые требуют рассмотрения межэтнических или межрелигиозных конфликтов, возникающих внутри той или иной страны в единстве с международными конфликтами. Причин, вызывающих необходимость такого ракурса, несколько.
Во-первых, конфликт,
возникнув как внутренний, порой
перерастает в международный
вследствие подключения более широкого
круга участников и выхода за пределы
государства. Примерами расширения
конфликта за счет новых участников
могут служить многие региональные
и локальные конфликты второй
половины XX столетия (достаточно вспомнить
Вьетнам, Афганистан), когда вмешательство
таких крупнейших держав, как США
и СССР, превращало их в серьезную
международную проблему. Однако новые
участники могут оказаться
Во-вторых, конфликт
из внутреннего может стать
В-третьих, вовлечение
в процесс урегулирования внутренних
конфликтов посредников из третьих
стран, а также посредников, выступающих
от имени международной
В сфере
этнополитических конфликтов, как и во
всех других, все также действенно старое
правило: конфликты
легче предупредить, чем впоследствии
разрешить. На это и должна быть направлена
национальная политика государства. У
нашего сегодняшнего государства такой
четкой и внятной политики пока нет. И
не только потому, что у политиков "руки
не доходят", а в значительной степени
потому, что неясна исходная общая концепция
национального строительства в мультиэтнической
России.
Заключение.
Причиной
возникновения этнического
Борьба за природные ресурсы, приоритеты в трудовой деятельности, социальные гарантии – всё это вызывает этнические стычки, которые в дальнейшем перерастают в крупномасштабный конфликт.
Прогнозирование, предупреждение и разрешение этнических конфликтов – важная задача современной науки. Регулирование конфликтов на этнической основе, поиск взаимопонимания сторон затрудняется рядом факторов, к которым следует отнести следующие:
- Конфликтующие
этнические группы существенно
различаются по культурным
- Конфликтующие
этнические группы существенно
отличаются по социально-
- На территории проживания одного из этносов за исторически короткий срок существенно меняется ситуация
- Наличие внешних
по отношению к конфликтующим
сторонам сил,
- Конфликтующие
стороны сформировали
Но, несмотря
на это, наука и общественность находят
способы регулирования
Конфликты не похожи один на другой и, следовательно, однозначного пути для урегулирования различных конфликтов, в разных частях мира не могут быть решены, используя только один и тот же метод. Конфликт зависит от двух составляющих: обстоятельства и конфликтующих сторон. Следовательно, разрешение этого конфликта надо искать именно в этих двух факторах.
Если суммировать основные способы устранения противоречий, лежащих в основе конфликта, то ими могут быть следующие:
- устранение объекта конфликта;
- раздел объекта конфликта между сторонами;
- установление
очередности или иных правил
обоюдного использования
- компенсация одной из сторон за передачу объекта другой стороне;
- разведение сторон конфликта;
- перенос отношений
сторон в другую плоскость,
предполагающую выявление у
Конфликт
никогда не бывает статичным. Он постоянно
развивается фактически по всем параметрам.
Сам факт развития, изменения конфликта
открывает возможности для его
урегулирования. Именно в силу появления
новых аспектов в отношениях между
сторонами-участниками
Информация о работе Корни этнических конфликтов. Дискриминация