Космология будизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 15:16, реферат

Краткое описание

Как уже говорилось, буддийская картина мира представляет собой психокосм, то есть описание мироздания с точки зрения того, кто его воспринимает. О чем бы не говорил Будда и великие учителя, речь всегда идет об одном: о процессах, происходящих в человеческом сознании, и о том, как эти процессы можно подчинить контролю, чтобы избавиться от страданий. Никакой "объективной" картины мира учение Будды не предлагает. И материал, изложенный в этой главе, невозможно воспринимать буквально. Более того, этого ни в коем случае не нужно делать!

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 37.50 Кб (Скачать файл)

Первая Дхьяна также называется Брахмалока. Она включает в себя уровни Брахмакаика (Сонмище Брахмы), Брахмапурохита (Жрецы Брахмы) и  Махабрахма. Это седьмой, восьмой  и девятый уровни мироздания.

Вторая Дхьяна включает в  себя уровни Париттабха (богов Ограниченного  сияния), Апраманибха (богов Безграничного  сияния) и Абхасвара (Лучезарных богов). Соответственно, это десятый, одиннадцатый и двенадцатый уровни.

Третья Дхьяна подразделяется на ступени Паритташубха (богов Ограниченного  блаженства), Апраманашубха (богов Безграничного  Блаженства) и Шубхакритсна (богов  Всецелого блаженства). Уровни с  тринадцатого по пятнадцатый.

Уровни четвертой Дхьяны таковы: Анабхрака (Безоблачных богов), Пуньяпрасава (богов, Обладающих избытком добродетели), Брихатпхала (богов, Обладающих всевозрастающим плодом). Затем идут пять Чистых обителей: Авриха (Не самые  великая), Атапа (Безмятежная), Судриша (Прекрасная), Сударшана (Ясновидящая) и Акаништха (Наивысшая). Это уровни с шестнадцатого по двадцать третий.

На представлениях об Акаништхе  следует остановиться подробнее. В  махаяне и ваджраяне она является сферой проявления адибудды Ваджрадхары (Изначального Будды, абсолютной категории  Просветления), окруженного буддами  и бодхисаттвами. Считается, что  великий тибетский гуру Падмасамбхава  достиг Акаништхи.

Итак, рупадхату, мир форм описывается одновременно как четыре состояния йогического сосредоточения и одновременно семнадцать уровней  миров, где обитают боги.

На всех уровнях рупадхату  боги рождаются уже взрослыми  и одетыми. Их рост измеряется в йоджанах, начиная с половины йоджаны и  превышая сотню йоджан на высших уровнях. Аналогично сроки их жизни измеряются кальпами, продолжительность жизни  пропорциональна росту. Интересующихся конкретными цифрами мы отсылаем к специальным исследованиям, здесь  же отметим, что продолжительность  жизни богов, начиная со Второй Дхьяны, значительно превышает время  существования мира, населенного  людьми, что создает у человечества иллюзию вечной жизни богов. Однако страдание и смерть присутствуют везде в сансаре, просто на высших они принимают особые формы.

Считается, что если человек  умирает в состоянии медитации, то он переродится на уровне мироздания, соответствующем глубине йогического  погружения.

Арупадхату, мир-без-форм –  это четыре уровня чистого сознания: Акашананта-аятана ─ область Бесконечного пространства, Виджнянананта-аятана ─  область Бесконечного сознания, Акимчаньянайа-аятана ─ область Несуществования, Найвасамджня-асамджня-аятана ─ область ни мышления ни не-мышления.

В арупадхату не существует ни времени, ни пространства, ни восприятия, ни не-восприятия. Здесь могут перевоплотиться  только йогины, при жизни достигшие  этого уровня сознания. Однако воплощение в этом мире отнюдь не является благом, поскольку срок существования здесь  неимоверно долог, но потом сила кармы  неизбежно увлечет йогина на более  низкие уровни бытия. Как ни странно, перевоплощение в арупадхату считается  столь же неблагоприятным, как и  существование в аду: в обоих  случаях время, сопоставимое с Великой  Кальпой, тратится напрасно, без пользы для пути Просветления.

Так символически передается, что буддизм ни коим образом не одобряет йогическую практику как самоцель. Важна не глубина самадхи, а правильное стремление к спасению от сансары. Арупадхату же – такая же часть сансары, как  и ады. Считается, что мира-без-форм могут достичь йогины-небуддисты (индуисты, джайны и другие), принимая его за слияние с Абсолютном. Они  оказываются жертвой своей изощренной медитативной техники. От подобной ошибки настойчиво предостерегает Цонкхапа в  своем труде “Ламрим ченмо”.


Информация о работе Космология будизма