Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 00:17, реферат
В данном реферате на основе научной методологии с привлечением широкого круга данных ряда естественных и гуманитарных дисциплин, а также истории мировой культуры дается комплексный анализ человека как социоприродного, космопланетарного существа, в котором соединены в одно целое космическая, биологическая, психическая, социальная и культурная сторона индивида (такое целое иногда обозначают термином «индивидуализация» или «интеграция»). Это значит, что человек рассматривается со всеми его конкретными характеристиками как биофизический феномен со специфическим психическим, социальным и культурным миром, как существо, чьи корни уходят в глубины космоса.
1.Введение
2.Человек в структуре Вселенной
3. Биосфера и человек
4.Социальный мир человека
5.Человек как микрокосм общества
6.Заключение
7. Список литературы
Биосфера и человек
Условия появления жизни на Земле определили ее развитие в качестве целого, т.е. в виде биосферы, единого монолита живого вещества, организованность которого определяется преобразованием космической энергии и связанными с этим космопланетарными биогеохимическими функциями. Это значит, что эволюция биосферы зависит от совокупности чисто земных и космических явлений.
Так как в ходе эволюции биосферы появился человек, t то он как часть биосферы и должен рассматриваться в определенном смысле в качестве космопланетарного феномена, т.е. он как всякое живое природное тело, неразрывно связанное с биосферой, испытывает влияние процессов, происходящих в ближнем и дальнем космосе. В связи с этим заслуживают внимания ряд гипотез о происхождении разумного человека: так называемые жесткие излучения, появившиеся в результате взрыва Сверхновой звезды, могли вызвать мутации в клетках мозга некоторых животных или рост самого мозга, что, в свою очередь, вызвало формирование разумных мутантов; человек разумный – мутант, возникший вследствие изменения напряженности земного магнитного поля; появление современного человека есть результат действия естественного отбора среди гоминид в условиях экстремального теплового стресса и пр. И наконец, при рассмотрении проблемы человека существенным является то, что под влиянием человеческой мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние – ноосферу. В этом плане необходимо учитывать положение В.И. Вернадского о встроенности человека, его социально-исторического бытия в космопланетарную организованность жизни в целом. Именно в этом проявляется уникальность феномена человека – в единстве функционирования в его жизнедеятельности законов природы и общества. Вот почему в этой главе дается картина эволюции биосферы от ее возникновения до образования такого особого социально-природного образования, носящего космопланетарный характер, как ноосфера, и в связи с этим развитие человека от биологического существа к биосоциальному в результате его социальной деятельности.
Человек является проблемой для человека» (Абу Хайян аль-Таухиди) «Ангел ведет человека за руку, змей – за сердце» (Ап. Павел) «Природа людей одинакова; разделяют же их обычаи» (Конфуций) «Человек – это мир человека, государство, общество» (К. Маркс).
Социальный мир человека космологический
Несмотря на многообразие теорий человека, которые рассматривают различные аспекты, грани и нюансы человеческого существования с позиций философии, психологии и других научных дисциплин, не говоря уже о широком спектре суждений, включающем размышления таких писателей, как X. Борхес и С. Лем, природа человека до сих пор остается непроясненной, она таит в себе не мало тайн и загадок. В многообразии теорий, концепций и образов человека просматривается нечто, подобное графическому изображению множества Мандельброта – грандиозному сплетению узоров, напоминающих деревья, глаза, туманности и электрические разряды. Все это связано с тем, что природа человека является многомерной, нелинейной и многоэтажной, подобно Вселенной, чьим отражением и выражением она служит: поэтому мы говорим о всеобщей человеческой природе, которая является такой же, как и всеобщая природа растений, звезд с единством упорядоченности и хаотичности. Вместе с тем человек представляет собой еще и общественное существо – в нем в свернутом виде «дано» «общество» со всеми его возможными состояниями: человек есть общество в миниатюре.
Природа человека интегральна, она имеет два аспекта: жестко-детерминированный и случайно-вероятностный (упорядоченный и спонтанный); случайные моменты обусловлены массой потенциальных возможностей, а жесткая детерминация задана социокодом, программирующим развитие и функционирование социальной системы.
Представляют интерес социальные мотивы деятельности человека, особенно мотивации к инновациям, губристические мотивации (упорное стремление к господству и избранности и пр.), мотивации власти вместе со всеми реалиями и иллюзиями. Определенный свет на природу человека проливают ответы на вопросы: что приводит в движение человеческие действия? какие внешние и внутренние факторы направляют их ход? что поддерживает усилия человека в неблагоприятных обстоятельствах? С мотивами человеческой деятельности связаны ритмы человеческого существования, без которых невозможно осуществление социальных механизмов, регулирующих функционирование и развитие общества. Ведь человеческая деятельность подчиняется не только циклам, связанным с астрономическими явлениями (год, месяцы), но и социальным циклам функционирования индивида и коллективов (например, неделя представляет собой социокультурный цикл). В связи с этим заслуживают внимания такие модели человеческой деятельности, как модели Прометея, Колумба и Сизифа. Прометеевская модель выражает инновационный, творческий характер человеческой деятельности, разрушающей существующей социальный порядок и направленной на формирование идеального общества и человека (из человека можно вылепить что угодно). Однако социальное экспериментирование с созданием «нового» человека, предпринятое Торквемадой, Лойолой, Кальвином, Гитлером и Сталиным, удалось частично и провалилось в конечном счете. Сизифовская модель фиксирует невозможность человека выйти за рамки существующего порядка вещей, показывает, что все усилия людей по преобразованию общества обречены на неудачу, они абсурдны и иррациональны и свидетельствуют об иррациональной природе человека. И наконец, модель Колумба исходит из реалий человеческого существования, представляя собой вероятностную модель деятельности человека с ее прогнозом удачи и поражения.
С проблемами человека, его свободы, внутренних потенций и осуществления им своих творческих возможностей неразрывно связаны тени человеческой экзистенции: страдания, одиночество, различного рода страх, агрессивность, стремление к разрушению и др. Поэтому ниже раскрываются их истоки, особое внимание уделяется не только различного рода социальным аномалиям и патологиям, но и разнообразным формам бегства человека из социального мира и соответствующим защитным психическим механизмам, благодаря которым происходит рационализация и схематизация взглядов, эмоций, фантазий и отношений человека, что позволяет выявить сложные взаимоотношения его и социального мира. И нельзя забывать, что социальный мир человека представляет собой в конечном счете объективно обусловленную «частицу» Вселенной. Человек живет среди бесконечно большого, чужого и холодного мира космоса, однако он уже представляет собой силу планетарного масштаба и в своем труде, творчестве, борьбе и безумстве, в миражах и иллюзиях, в научных теориях и системах стремится найти ответы не только на проблему своего космического бытия, но и найти путь к построению человеческого мира, чтобы человек в нем мог чувствовать себя как дома. Не следует забывать, что в век НТР бесконечная Вселенная начинает приближаться к социальному миру человека и становиться объектом его экспансии, а это приводит к феномену космизации практической и познавательной деятельности человека.
Человек как микрокосм общества
В соответствии с эволюционной точкой зрения космическая эволюция привела к возникновению земной жизни, биосферы в целом, эволюция последней в итоге «создала» человека. В ходе социальной (и культурной) эволюции происходит развитие человека и общества от первобытности до нашего научно-технического века. Благодаря труду как целеполагающей деятельности отношения индивидов перестают быть только биологически-телесными, а перерастают в общественно-исторические отношения. Иными словами, человеческое бытие – это социальная история, мир деятельности поколений людей, объективированной (или опредмеченной) в неорганическом теле человека. Этот предметный мир человеческого бытия постоянно наращивается и представляет собой прошлый труд, опредмеченную человеческую деятельность. Человек становится личностью в ходе освоения предметного мира, когда происходит интегрирование космических, биологических, психических и социокультурных аспектов человеческой природы, в его мышлении нет ничего, чего не было бы в истории общества. Ведь общество в процессе предметно-чувственной деятельности преобразует природный материал, накладывает на него отпечаток своих потребностей, влечений и знаний. Созерцание созданного предметного (или культурного) искусственного мира, его еще иногда называют «второй природой», в пространстве и времени есть непосредственное самосозерцание человеческого знания. Поэтому это самосозерцание представляет собой разнообразие самосозерцающих индивидов, т.е. это есть «мир многих Я». Всякое Я (личность или интегральный человек) обладает созерцанием для себя, в этом процессе оно является единичным замкнутым, недоступным для всякого другого Я, индивидуумом.
Так как общество есть способ существования человека, то деятельность человека определяется «архитектурой» социальной действительности. Посредством социальных структур достигается очерчивание контуров человеческого бытия, именно анализ архитектоники социального мира позволяет проникнуть в глубины природы человека. Исходным моментом здесь служит положение о том, что человек является ядром общественно-исторического процесса, что все социальные отношения, образующие в совокупности сеть социальных связей, есть человеческие отношения. Человек выступает субъектом всех общественных отношений, в системе общественных связей он – своеобразный «узел», к которому сходятся нити многообразных социальных взаимосвязей, т.е. человек представляет собой индивидуальное бытие общественных отношений. В свое время В. Гете прозорливо заметил: «Каждый человек – это целый мир, который с ним рождается и с ним умирает. Под каждой могильной плитой лежит всемирная история» (12, 120).
Мир человека есть воплощение человеческой природы, он – результат и предпосылка человеческой деятельности. Мир человека – это мир социальной истории, мир человеческой культуры. Этот мир не «запрограммирован» в досоциальной природе, человек в процессе трудовой деятельности из природного материала создал для себя принципиально новую материальную и духовную среду и самого себя. Мир человека является системой объективированных взаимоотношений индивидов, их живой чувственной деятельности, миром развития сущностных сил человека, включающих в себя любовь, воображение и пр. (9,16). Человек – индивидуализированная всеобщность мира человека, ибо в каждом человеческом индивиде интегрированы все значимые черты его космобиопсихосоциокультурной природы. Каждый человек вместе с тем по-своему индивидуализирует мир человека, мир природной и социальной истории, а также предметный мир культуры. Иными словами, человек, его Я со всеми присущими ему индивидуальными свойствами конституирует своеобразный способ участия конкретного индивида в жизни коллектива.
Заключение
Человек – историческое существо, которое преобразует природу, общество и самого себя в ходе творческой деятельности и развивает свои физические и духовные потенции. Не следует забывать, что творческая, преобразующая деятельность человека показывает его как систему высшей сложности, как многомерную систему, состоящую из биологических, социальных и психических структур – результата космической эволюции в конечном счете. Многомерность человека проявляется в том, что его действия обусловлены разнородными и разнообразными материальными и духовными мотивами, что его деятельность осуществляется на сознательном и бессознательном уровнях, что достаточно эффективно функционируют встроенные познавательные, эмоциональные и волевые системы, что он живет одновременно во внешнем и внутреннем мирах, что он является уникальной личностью. Ведь в отличие от животных, чья деятельность и поведение обусловлены определенными шаблонами или стереотипами, человек стал человеком, как отмечалось выше, благодаря прорыву рефлекторного автоматизма организма, что привело к неопределенности его положения в мире, к неопределенности знания, к неопределенности его возможностей. Резкое снижение значимости автоматических инстинктов приспособления к окружающей среде, внутренняя неопределенность поведения, вследствие которой человек познает действительность не только на уровне индивидуального, но и коллективного опыта, приводят к альтернативному характеру его деятельности, к инновациям.
Действительно, потребность в пище в ходе биосоциокультурной эволюции привела к возникновению способа производства материальных благ. А так как последний лежит в основе общественного устройства, то изменения в сфере экономики вызывают перемены в социальном строе; понятно, что общественный строй, который регулирует все аспекты поведения человека, должен изменяться с эволюцией человечества. Инновации в этой сфере в конечном счете ведут к тому, чтобы человек научился управлять ходом эволюции биосферы и ноосферы. Решающую роль в адаптации человека к природной среде именно как вида сыграло накопление и применение знаний, которые благодаря универсальности языка, выступающего средством коммуникации, стали первейшим и неисчерпаемым источником выживания и развития общества.
В целом можно сказать, что человек не только удовлетворяет элементарные потребности (добывание пищи, самозащита, размножение, получение информации), но возникшие в ходе эволюции видоспецифические поведенческие характеристики заставляют его постоянно выходить за рамки своих достижений и свершений. Особенность природы человека состоит в том, что он стремится выйти за пределы самого себя и своего мира, пытается обойти законы природы и истории. Благодаря этим актам трансгрессии, благодаря этой устремленности вперед, благодаря своеобразной «жадности» к творчеству человек создает новые измерения бытия, творит новые материальные и духовные ценности, развивает технику, науку, искусство, моральные кодексы и социальные организации и институты (1,75). Выход за существующие границы индивида и общества представляет собой как бы очередной акт творения мира, поэтому социальный мир человека является системой трансгрессивного творчества ряда поколений.
Литература
1. Аллен Дж. Нельсон М. Космические биосферы. М., 1991.
2. Баблоянц А. Молекулы, динамика и жизнь. М., 1990.
3. Батенин С. Человек в его истории. Л., 1976.
4. Бекк Р.М. Космическое сознание. Пг., 1915.
5. Биология в познании человека. М., 1989.
6. Вернадский В.И. Биосфера. М., 1967.
7. Вернадский В.И. Живое вещество. М., 1978.
8. Владимирский Б.М., Кисловский Л.Д. Космические воздействия и эволюция биосферы. М., 1981.
9. Волков Ю.Г. Целостная личность: социальный механизм формирования // Социальная ответственность ученых и идеологическая борьба. М., 1989.
10. Газенко О.Г., Пестов И.Д., Макаров В.М. Человечество и космос. М., 1987.
11. Изард К. Эмоции человека. М., 1980.
12.Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека. Новосибирск, 1991.
13. Моисеев Н.Н. Человек во Вселенной и на Земле // Вопросы философии. 1990, №6.
14. Филиппов А.Ф. Социология и космос // Социо-Логос. М., 1991.
15. Шарден П.Т. Феномен человека// М.: Наука, 1987.