Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 02:18, реферат
Первые попытки человека осмыслить окружающий его мир - живую и неживую природу, космическое пространство, наконец, самого себя - следует отнести к тому периоду человеческого существования (предположительно, его можно датировать пятым-четвертым тысячелетием до нашей эры), когда человек в процессе эволюции, прежде всего умственной, начал дифференцировать природу как среду своего обитания, постепенно выделяя себя из нее. Именно вследствие того, что человек стал воспринимать животный и растительный мир, космос как нечто отличное и противостоящее ему, у него началось формирование способностей осмысливать действительность, а затем и фи
Введение
1. Космологизм и онтологизм ранней греческой философии
2. Развитие античной диалектики. Апории Зенона
3. Атомистическая трактовка бытия
4. Понятие сущности и материи
5. Космос Гераклита Эфесского
6. Софисты: человек - мера всех вещей
7.Сократ, Платон, Аристотель
8. Этика Эпикура: физический и социальный атомизм
Заключение
Литература
Аристотелем завершается классический период в развитии греческой философии. Но мере внутреннего разложения греческих полисов постепенно слабеет и их самостоятельность. В эпоху эллинизма (IV век до н. э.- V век н. э.), в период сначала македонского завоевания, а затем подчинения греческих городов Риму меняется мировоззренческая ориентация философии: ее интерес все более сосредоточивается на жизни отдельного человека. Мотивы, предвосхищающие этот переход, при внимательном чтении можно отметить уже в этике Аристотеля. Но особенно характерны в этом отношении этические учения стоиков и эпикурейцев. Социальная этика Платона и Аристотеля уступает место этике индивидуальной, что непосредственно отражает реальное положение человека поздней античности, жителя большой империи, не связанного больше тесными у на ми си своей социальной общиной и не могущего, как раньше, принимать непосредственное участие в политической жизни своего небольшого города-государства.
8. Этика Эпикура: физический и социальный атомизм
Полный отказ от социального активизма в этике мы встречаем у знаменитого материалиста Эпикура (341-270 годы до нашей эры), учение которого получило широкую популярность и в Римской империи; наиболее известным из римских эпикурейцев был Лукреции Кар (около 99-55 годы до н.э.).
Отдельный человек, а не общественное целое - вот отправной пункт эпикуровской этики. Тем самым Эпикур пересматривает определение человека, данное Аристотелем. Индивид - первичен; все общественные связи, все отношения людей зависят от отдельных лиц, от их субъективных желаний и рациональных соображений пользы и удовольствия. Общественный союз, согласно Эпикуру, не высшая цель, но лишь средство для личного благополучия индивидов; в этом пункте Эпикур оказывается близок к софистам. Индивидуалистической трактовке человека вполне соответствует атомистическая натурфилософии Эпикура: реальным является бытие отдельных изолированных атомов, а то, что составляется из них - вещи и лишения видимого мира, весь космос в целом, - это лишь вторичные образования, лишь агрегаты, скопления атомов.
В отличие от стоической, эпикурейская
этика гедонистична: целью человеческой
жизни Эпикур считал счастье, понимаемое
как удовольствие. Однако подлинное
удовольствие Эпикур видел вовсе
не в том, чтобы без всякой меры
предаваться грубым чувственным
наслаждениям. Понятие «наслаждение» у Эпикура лучше
всего характеризует следующая его мысль:
«Для плоти пределы наслаждения бесконечны,
и время для такого наслаждения нужно
бесконечное. А мысль, постигнув пределы
и конечную цель плоти и рассеяв страхи
перед вечностью, этим самым уже приводит
к совершенной жизни и в бесконечном времени
не нуждается. При этом мысль ни наслаждений
не чуждается, ни при исходе из жизни не
ведет себя так, будто ей чего-то ещё не
хватило для счастья». Диоген Лаэртский. Цит. изд. С. 182-183 Как
и большинство греческих мудрецов, Эпикур
был привержен идеалу меры. Как и большинство греческих мудрецов,
Эпикур был привержен идеалу меры. Поэтому
неверно широко распространенное представление
об эпикурейцах как о людях, предающихся
исключительно чувственным наслаждениям
и ставящих их превыше всего остального.
Высшим удовольствием Эпикур, как и стоики,
считал невозмутимость духа (атараксию),
душевный покой и безмятежность, а такое
состояние может быть достигнуто только
при условии, что человек научится умерять
свои страсти и плотские влечения, подчиняя
их разуму. Особенно эпикурейцы уделяют внимание суевериям, в
Несмотря на известное сходство стоической и эпикурейской этики, различие между ними весьма существенное: идеал стоиков более суров, они держатся альтруистического принципа долга и бесстрашия перед ударами судьбы; идеал же эпикурейского мудреца не столько моральный, сколько эстетический, в его основе лежит наслаждение самим собою. Эпикурейство - это просвещенный, утонченный и просветленный, но все же эгоизм.
Заключение
Мы проследили возникновение и развитие античной философии. В ней впервые выделены практически все главные философские проблемы, сформированы и основные представления о предмете философии. В античных философских системах уже выражены философский материализм и идеализм, которые во многом повлияли на последующие философские концепции. Непосредственность и в определенном смысле прямолинейность философского, мышления древних греков и римлян дают возможность осознать и легче понять сущность важнейших проблем, которые сопровождают развитие философии от ее зарождения до нынешних дней.
Первоначальное единство философии и расширяющихся специальных научных познаний, их системное выделение объясняют весьма наглядно взаимосвязь философии и специальных наук. Первые философы помогли дать дальнейшее размышление, определив первоначальное представление, над вопросом: «Из чего все состоит?», то есть что представляет собой космос.
Античная философия
Античная философия исходит из космоса, чувственного и умопостигаемого. В этом смысле она в отличие от средневековой философии не теоцентрична, т.е. не ставит на первое место представление о Боге. Впрочем, космос в античной философии часто считается абсолютным божеством; это означает, что античная философия пантеистична.
Оценивая в целом историю античной философии, А.С. Богомолов писал: «Учение древних философов - милетцев и пифагорейцев, Гераклита и элеатов, атомистов и Платона, Аристотеля и стоиков, скептиков, неоплатоников - вошли в золотой фонд европейской и мировой культуры как памятники своего времени и как предвосхищения будущего. Развиваясь и видоизменяясь соответственно времени, учения древних философов воспринимаются в последующем философском движении, «переключаясь» на решении новых, еще неведомых самих древних задач. На каждом шагу освоения философии в ее историческом развитии мы обнаруживаем античное влияния…» Богомолов А.С. «Античная философия», - М., 1985.С341.
Литература
1. Лосев А.Ф. «Очерки античного символизма», М. ,1993.
2. Канке В.А. «Философия», М., 19
3. Алексеев П.А., Панин А.В. «Философия» - 3-е издание, М., 2003.
4. Богомолов А.С. «Античная философия», М., 1985.
5. Фролов И.Т. «Введение в
6. Титов В.Ф. «Философия: учебник для студентов Вузов», М., 1998.