Космоцентризм античной философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 02:18, реферат

Краткое описание

Первые попытки человека осмыслить окружающий его мир - живую и неживую природу, космическое пространство, наконец, самого себя - следует отнести к тому периоду человеческого существования (предположительно, его можно датировать пятым-четвертым тысячелетием до нашей эры), когда человек в процессе эволюции, прежде всего умственной, начал дифференцировать природу как среду своего обитания, постепенно выделяя себя из нее. Именно вследствие того, что человек стал воспринимать животный и растительный мир, космос как нечто отличное и противостоящее ему, у него началось формирование способностей осмысливать действительность, а затем и фи

Содержание

Введение
1. Космологизм и онтологизм ранней греческой философии
2. Развитие античной диалектики. Апории Зенона
3. Атомистическая трактовка бытия
4. Понятие сущности и материи
5. Космос Гераклита Эфесского
6. Софисты: человек - мера всех вещей
7.Сократ, Платон, Аристотель
8. Этика Эпикура: физический и социальный атомизм
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 55.11 Кб (Скачать файл)

Аристотелем завершается классический период в развитии греческой философии. Но мере внутреннего разложения греческих полисов постепенно слабеет и их самостоятельность. В эпоху эллинизма (IV век до н. э.- V век н. э.), в период сначала македонского завоевания, а затем подчинения греческих городов Риму меняется мировоззренческая ориентация философии: ее интерес все более сосредоточивается на жизни отдельного человека. Мотивы, предвосхищающие этот переход, при внимательном чтении можно отметить уже в этике Аристотеля. Но особенно характерны в этом отношении этические учения стоиков и эпикурейцев. Социальная этика Платона и Аристотеля уступает место этике индивидуальной, что непосредственно отражает реальное положение человека поздней античности, жителя большой империи, не связанного больше тесными у на ми си своей социальной общиной и не могущего, как раньше, принимать непосредственное участие в политической жизни своего небольшого города-государства.

 

8. Этика Эпикура: физический и социальный атомизм

Полный отказ от социального  активизма в этике мы встречаем  у знаменитого материалиста Эпикура (341-270 годы до нашей эры), учение которого получило широкую популярность и в Римской империи; наиболее известным из римских эпикурейцев был Лукреции Кар (около 99-55 годы до н.э.).

Отдельный человек, а не общественное целое - вот отправной пункт эпикуровской этики. Тем самым Эпикур пересматривает определение человека, данное Аристотелем. Индивид - первичен; все общественные связи, все отношения людей зависят от отдельных лиц, от их субъективных желаний и рациональных соображений пользы и удовольствия. Общественный союз, согласно Эпикуру, не высшая цель, но лишь средство для личного благополучия индивидов; в этом пункте Эпикур оказывается близок к софистам. Индивидуалистической трактовке человека вполне соответствует атомистическая натурфилософии Эпикура: реальным является бытие отдельных изолированных атомов, а то, что составляется из них - вещи и лишения видимого мира, весь космос в целом, - это лишь вторичные образования, лишь агрегаты, скопления атомов.

В отличие от стоической, эпикурейская этика гедонистична: целью человеческой жизни Эпикур считал счастье, понимаемое как удовольствие. Однако подлинное  удовольствие Эпикур видел вовсе  не в том, чтобы без всякой меры предаваться грубым чувственным  наслаждениям. Понятие «наслаждение» у Эпикура лучше всего характеризует следующая его мысль: «Для плоти пределы наслаждения бесконечны, и время для такого наслаждения нужно бесконечное. А мысль, постигнув пределы и конечную цель плоти и рассеяв страхи перед вечностью, этим самым уже приводит к совершенной жизни и в бесконечном времени не нуждается. При этом мысль ни наслаждений не чуждается, ни при исходе из жизни не ведет себя так, будто ей чего-то ещё не хватило для счастья». Диоген Лаэртский. Цит. изд. С. 182-183 Как и большинство греческих мудрецов, Эпикур был привержен идеалу меры. Как и большинство греческих мудрецов, Эпикур был привержен идеалу меры. Поэтому неверно широко распространенное представление об эпикурейцах как о людях, предающихся исключительно чувственным наслаждениям и ставящих их превыше всего остального. Высшим удовольствием Эпикур, как и стоики, считал невозмутимость духа (атараксию), душевный покой и безмятежность, а такое состояние может быть достигнуто только при условии, что человек научится умерять свои страсти и плотские влечения, подчиняя их разуму. Особенно эпикурейцы уделяют внимание суевериям, в том числе с традиционной греческой религией, которая, по Эпикуру, лишает людей безмятежности духа, вселяя страх перед смертью и перед загробной жизнью. Чтобы рассеять этот страх, Эпикур доказывает, что душа человека умирает вместе с телом, ибо состоит из атомов точно так же, как и физические тела. Смерти не надо бояться,- убеждает греческий материалист, - ибо пока мы есть, смерти нет, а когда приходит смерть, нас уже нет; поэтому смерти не существует ни для живых, ни для умерших.

Несмотря на известное сходство стоической и эпикурейской этики, различие между ними весьма существенное: идеал  стоиков более суров, они держатся альтруистического принципа долга  и бесстрашия перед ударами судьбы; идеал же эпикурейского мудреца  не столько моральный, сколько эстетический, в его основе лежит наслаждение самим собою. Эпикурейство - это просвещенный, утонченный и просветленный, но все же эгоизм.

 

Заключение

Мы проследили возникновение и  развитие античной философии. В ней  впервые выделены практически все  главные философские проблемы, сформированы и основные представления о предмете философии. В античных философских системах уже выражены философский материализм и идеализм, которые во многом повлияли на последующие философские концепции. Непосредственность и в определенном смысле прямолинейность философского, мышления древних греков и римлян дают возможность осознать и легче понять сущность важнейших проблем, которые сопровождают развитие философии от ее зарождения до нынешних дней.

Первоначальное единство философии  и расширяющихся специальных  научных познаний, их системное выделение  объясняют весьма наглядно взаимосвязь философии и специальных наук. Первые философы помогли дать дальнейшее размышление, определив первоначальное представление, над вопросом: «Из чего все состоит?», то есть что представляет собой космос.

Античная философия космоцентрична: ее горизонты всегда охватывает весь космос, в том числе и мир человека. Это обозначает, что именно античные философы выработали самые универсальные категории. Современный же философ, как правило, занимается разработкой и узких проблем, например проблемы времени, избегая рассуждений о космосе в целом.

Античная философия исходит  из космоса, чувственного и умопостигаемого. В этом смысле она в отличие от средневековой философии не теоцентрична, т.е. не ставит на первое место представление о Боге. Впрочем, космос в античной философии часто считается абсолютным божеством; это означает, что античная философия пантеистична.

Оценивая в целом историю античной философии, А.С. Богомолов писал: «Учение древних философов - милетцев и пифагорейцев, Гераклита и элеатов, атомистов и Платона, Аристотеля и стоиков, скептиков, неоплатоников - вошли в золотой фонд европейской и мировой культуры как памятники своего времени и как предвосхищения будущего. Развиваясь и видоизменяясь соответственно времени, учения древних философов воспринимаются в последующем философском движении, «переключаясь» на решении новых, еще неведомых самих древних задач. На каждом шагу освоения философии в ее историческом развитии мы обнаруживаем античное влияния…» Богомолов А.С. «Античная философия», - М., 1985.С341.

 

Литература

1. Лосев А.Ф. «Очерки античного символизма», М. ,1993.

2. Канке В.А. «Философия», М., 1999.

3. Алексеев П.А., Панин А.В. «Философия» - 3-е издание, М., 2003.

4. Богомолов А.С. «Античная философия», М., 1985.

5. Фролов И.Т. «Введение в философию», М.1989.

6. Титов В.Ф. «Философия: учебник  для студентов Вузов», М., 1998.

 


Информация о работе Космоцентризм античной философии