Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 19:21, лекция
Спецификой греческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Природа - материя во всём многообразии своих проявлений и форм движения, Космос – мир, вселенная как единое связное целое. Природа - первый предмет философии. Именно природу изучали первые греческие философы. Их интересовали возникновение звезд, Солнца, Земли. Рождение и гибель с их первоистоками, первопричинами - самая широкая все единящая тема философии. Грек-философ одновременно и физик, и космолог, и этик. Он разыскивает одно первоначало, сославшись на которое можно разом ответить на все проблемы. И общекосмическое начало разыскивается не где-нибудь, а в самой природе.
Теория познания Платона построена на том, что чек имеет «врождённые идеи», припоминая которые, он открывает для себя мир. Прежде чем познать вещь во всех проявлениях следует знать смысл вещи, т. е. нужно умом созерцать идеи.
Стимул к знанию-любовь к прекрасному: а) любовь к красивому телу чт. породить в нем другое тело и тем самым удовлетворить стремление к бессмертию; б) любовь к душе, т. е. жажда справедливости, увлеченность искусством и наукой; в) любовь к знанию, т. е. к миру идей, которая «чрезвычайно наглядна и восхитительно сладостна», так как она возвращает человека в лоно Единого (Блага).(платоническая).
Знание вообще есть не ощущение и не правильное мнение, а знание со смыслом. Он аргументирует это так: знание не может быть ощущением (чужой язык воспринимается, но смысл нет), знание не может быть и истинным мнением, так как истина всегда соотносится с ложью. Ложь есть то, чего нет, т. е. она — небытие. Знать же небытие невозможно. Отсюда, если мы не знаем, что такое ложь, то мы не можем знать и то, что такое истина.
Познание-процесс созерцание разумом высоких сущностей; 2 этапа: Познание осуществляется чистой душой, ибо еще до рождение тела она уже все видела. Однако, когда душа вселяется в тело человека, то к процессу познания подключаются его телесные органы чувств. Вселившись в тело, душа сохраняет, но не осознает свои знания. В процессе развития человека она вспоминает свои знания, которые видела раньше. При этом чувственно-эмпирический опыт является лишь толчком к воспоминанию, поэтому Платон советует напрямую обращаться к душе, минуя, по возможности органы чувств. Сделать это можно при помощи речи считает Платон, а основным средством воспоминания является метод диалектики, беседа.
Чек-единство души и тела, в основе которого лежит душа. Тело – тюрьма для души. Забота о душе и её очищение через рациональное познание. Платон / души л на 3 категории в зав-ти от качества, кот в них преобладает: разум (мудрецы, ф-фы стрем к благу гос-ва, управ гос-м), страсть и воля (стражники-охр гос-во), вожделение (стрем к мат и чувств наслаждениям – крестьяне, торговцы, их поведение н ограничивать).
Таким образом. Платон выстроил структуру идеального гос-ва, где 3 слоя в зав-ти от душ выполняют различ функции. Философы стоят на высшей ступени, управляя обществом, воины и крестьяне, торговцы, ремесленники по своей душевной природе нуждаются в управлении со стороны мудрецов. Гармоничное общество есть результат осознания и исполнения каждым из слоев и граждан своего природного и законодательного предназначения; т. е. социальная справедливость в обществе есть только тогда; когда она есть внутри каждой человеческой души, полагал Платон.Формой и.г., по его мнению, может быть как монархия так и аристократия и демократия, хотя предпочтение он отдавал монархии.
Философия Платона и особенно его представления о государстве, морали, праве оказали огромное влияние на последующий ход развития не только античной, но а последующей мировой культуры. Многочисленные ученики, среди которых, несомненно, выделяется Аристотель, последователи Платона развили его идеи и породили новые идеалистические направления в философии.
Аристотель (384 - 322 до н.э.) - древнегреч. философ, энциклопедист, основоположник науки логики и ряда отраслей специального знания. Образование получил в школе Платона. Подверг критике платоновскую концепцию бытия, указав, что ошибка Платона в предписывании идеям самостоятельного существования, обособлении и отделении их от чувственного мира, для которого характерно движение, изменение. При этом у А. сохраняется характерное для Платона понимание бытия как чего-то устойчивого, неизменного неподвижного. А. делает попытку найти нечто устойчиво пребывающее, инвариантное в чувственном мире, чтобы сделать возможным и достоверное и доказательное научное знание подвижного и изменчивого природного мира. А. отвергает учение об идеях как сверхчувственных умопостигаемых предметах, отделенных от причастных к ним вещей. А. называл сущностью (бытием) индивидуумы (индивидуум - неделимое), а виды и роды (первичные у Платона) - вторичные сущности, производные от первичных.
Сущность (субстанция) - единичное, обладающее самостоятельностью, в отличие от состояний и отношений, кот. являются изменчивыми и зависят от времени и места, от связей с другими сущностями. А создает первую в истории систему логики - силлогистику, гл.задача кот. - установление правил получения достоверных выводов из определенных посылок. Центр аристотелевской логики составляет учение об умозаключениях и доказательствах, основанных на отношениях общего и частного. Вопрос о том, что такое бытие, А предлагал рассматривать путем анализа высказываний (по греч. категорий) о бытии - здесь очевидна связь теории силлогизма и аристотелевского понимания бытия. По А все высказывания языка так или иначе отнесены к бытию, но ближе всего к бытию стоит аристотелевская категория сущности (отождествляется с бытием). Все остальные категории - качества, количества, отношения, места, времени, действия, страдания, состояния, обладания - соотносятся с бытием через категорию сущности. О сущности высказываются все категории, но она сама ни о чем не высказывается: она есть нечто самостоятельное, существующее само по себе. Для логики А характерно убеждение в том, что сущность первичнее отношений. Хотя под сущностью А понимает отдельный предмет (индивидуум), однако сама сущность вовсе не есть что-то воспринимаемое чувствами: чувствами мы воспринимаем лишь свойства той или иной сущности, сама же она - единый и невидимый носитель всех этих свойств - то, что делает предмет “вот этим”, не позволяя ему слиться с другими.У А важнейшая - хар-ка бытия как единства, неделимости, устоичивости, при этом неделимы как первичные сущности (этот человек), так и вторичные (человек, живое существо). Открытый вопрос - что существует реально - единичное или общее? Единичное существует реально. но в своей единичности не есть предмет науки; общее является предметом научного знания, но неясно каков его онтологический (онтология - учение о бытии) статус, - ведь А отверг учение Платона, согласно кот. общее (идея) имеет реальное существование.
А признавал 4 причины: 1) материю 2) форму 3) начало движения 4) цель.
Материя - пассивная возможность (потенция) становления. Материю должна ограничить форма, которая и превращает нечто лишь потенциальное в актуально сущее. Форма - активное начало, начало жизни и деятельности, материя - начало пассивное. Материя бесконечно делима, она лишена в самой себе всякого единства и определенности, форма же есть нечто неделимое и, как таковая, тождественна с сущностью вещи. А делит сущности на низшие (состоят из материи и формы), каковы все существа чувственного мира, и высшие - чистые формы. Наивысшая сущность для А - чистая форма (лишенная материи) - вечный двигатель, кот. служит источником движения и жизни всего космического целого. Вся природа - последовательные переходы от материи к форме и обратно, живая связь всех единичных субстанций, определяемая чистой формой, составляющей начало движения, причину и конечную цель всего сущего. Целесообразность (телеология) - фундаментальный принцип онтологии А.
В учении о познании А отличал знание достоверного (аподейктика) от знания вероятного, относящегося к области “мнения” (диалектика).
В учении
об обществе А считал гос-во
не просто средством
В учении о душе А. дает
типологию различных уровней
души - растительная, животная и разумная.
Низшая - растительная - ведает функциями
питания роста и размножения,
общими для всех живых существ.
Философия в период эллинизма частично изменила содержание и свои основные цели. Эти изменения были обусловлены социально-экономическими и политическими процессами в развивавшемся эллинистическом обществе. Их вызвал и самый факт отделения от философии ряда специальных наук. Философы периода эллинизма главное внимание обратили на решение проблем этики и морали, проблемы поведения отдельного человека в мире. Две старые авторитетные школы Платона и Аристотеля постепенно теряли свое лицо и авторитет. Для философских школ, возникших и развившихся в период эллинизма, характерно признание за рабами их человеческого достоинства и даже возможности наличия у них высших моральных качеств и мудрости. Параллельно с упадком старых философских школ классической Греции в период эллинизма возникали и развивались три новые философские системы - стоиков, эпикурейцев и скептиков. Для эпикурейцев и стоиков - философия - учение о мудрости. Мудрость - не идеал знания, а нравственный образ жизни.
Скептицизм - “смотрю, рассматриваю, обдумываю, понимаю”.
Родился в академии Платона. (15 тропов скептиков)
Основное учение - постулат воздержания от суждения, от решительного предпочтения одного из двух противоречащих друг другу равносильных суждений. Родоначальник Пиррон. По его учению, философ - человек, который стремиться к счастью. Счастье может состоять только в спокойствии и отсутствии страданий. О любом способе познания нельзя сказать истинный он или ложный. Истинно философский способ отношения к вещам - воздержание от суждений о них. Достоверны наши чувственные восприяти или впечатления, заблуждения - в суждениях.
Эпикурейство - философское направление основанное Эпикуром. Создал школу в Афинах под названием “Сад Эпикура”.
Э. обосновывает идею о возможности и необходимости достижения индивидом счастливой жизни. Нужно побороть страх перед богами, перед смертью, быть уверенным в возможности поступать по своим желаниям. Философия должна убедить, что не существует в мире такой силы, которая могла бы помешать мудрому человеку жить в соответствии со своими идеалами.
Предпосылка этики - учение о природе - натурфилософия.
Э. признает вечность и неизбежность бытия. Основные слагаемые бытия - атомы и пустота. Он атомы движутся не по заданной траектории, а в сторону от нее. Признание случайности направлено против идеи господства в человеческой судьбе Рока. Одно из главных понятий этики - понятие свободы. Боги не влияют на жизнь людей.
Высшим благом для человека Э. считал достижение блаженства, наслаждения. Цель не страдать телом и не смущаться душой. В связи с этим разделяет все желания на естественные и необходимые. Естественные надо удовлетворять умеренно, ибо удовольствие имеет свой предел. Действительно длительными и прочными могут быть духовные наслаждения.
Высшая форма блаженства - состояние полного душевного покоя, невозмутимости, отрешенность от всех проблем - атараксия.
Основателем стоической философии был уроженец острова Капра, Зенон (ок. 336-264 гг. до н.э.). Стоицизм был не только самой распространенной, но и самой долговечной эллинистической философской школой.
Основным достоинством стоики считали невозмутимость и свободу от внешнего мира и от собственных страстей. Разработали основные правила “науки смерти” - настоящий мудрец не должен бояться смерти - это и есть философия. Другой принцип стоиков - зависимость от рока, бесполезность сопротивления. Свобода - признание и согласие с роком, необходимостью. Необходимость - Бог. Человек ничего не может изменить в порядке вещей. Человек постоянно стремиться быть свободным, но в его силе только духовная свобода, остальное не в его власти.
Человек.
В христианской теологии человек воспринимается как субъект деятельности, познания и общения до объекта и субъекта “спасения”. Смысл человеческого бытия состоит не в познании и преобразовании природы и общества, а в соединении с Богом т т.н. “божьем царстве”. Все стороны жизнедеятельности человека при таком подходе рассматриваются через призму религиозных ценностей, как факторы, благоприятствующие или препятствующие “спасению”. В результате, жизнь человека получает как бы два измерения: первое - отношение человека к Б; второе - отношение Ч к природе и другим людям. Нельзя утверждать, что социальная активность человека, его познание и преобразование мира теряют в полной мере для религиозных мыслителей смысл. В различных системах этим сторонам придается неодинаковое значение. Но главное, определяющее в них отводится первому отношению, поскольку именно в нем раскрывается смысл человеческой жизни, приобретается все доброе и нравственное. Второе отношение приобретает значение для человека т.к. способствует формированию его духовного мира, выступает в качестве средства духовного восхождения к Б.
Человек в отличие от Б конечен и греховен.
Христианская философия имеет духовно-нравсвенную направленность и ориентирует человека на спасение его души.
Признается исключительная роль Ч среди творений Б. Б сотворил Ч не вместе со всеми существами, а отдельно, для него был выделен специальный день творения. Философы подчеркивают особое положение Ч в мире. Ч - венец творения. Он является центром Вселенной и конечной целью творения. Он - существо, господствующее на Земле.
Высокий
статус человеческого бытия