Космоцентризм и основные понятия античной философии (Космос, Природа, Логос, Эйдос, Душа)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 19:21, лекция

Краткое описание

Спецификой греческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Природа - материя во всём многообразии своих проявлений и форм движения, Космос – мир, вселенная как единое связное целое. Природа - первый предмет философии. Именно природу изучали первые греческие философы. Их интересовали возникновение звезд, Солнца, Земли. Рождение и гибель с их первоистоками, первопричинами - самая широкая все единящая тема философии. Грек-философ одновременно и физик, и космолог, и этик. Он разыскивает одно первоначало, сославшись на которое можно разом ответить на все проблемы. И общекосмическое начало разыскивается не где-нибудь, а в самой природе.

Вложенные файлы: 1 файл

курс лекций по филос..doc

— 685.50 Кб (Скачать файл)

  В своей теории познания Кант  часто рассматривает и собственно  антрополлогические проблемы. Он выделяет в познании такой феномен духа, как трансцендентальная апперцепция, т.е. единство сознания, составляющее условие возможности всякого познания (трансцендентальная апперцепция – априорное (существующее вне опыта), изначально чистое и неизменное сознание, которое служит условием единства мира явлений, получающего от него свои формы и законы). Это единство есть не результат опыта, а условие его возможности, форма познания, коренящаяся в самой познавательной способности. Кант отличал трансцендентальную апперцепцию от единства, характеризующего эмпирическое Я и состоящего в отнесении сложного комплекса состояний сознания к нашему Я как его центру, что необходимо для объединения всего многообразия, данного в опыте и образующего содержание всех переживаний Я. Это гениальная идея великого мыслителя.     

  По Канту человек живет в  двух мирах. С одной стороны,  он часть мира явлений, где  всё детерминировано, где характер человека определяет его склонности, страсти и условия, в которых он действует. Но, с другой, помимо этой эмпирической реальности у человек есть иной, сверхчувственный мир «вещей в себе», где бессильны привходящие, случайные, непостижимые и непредвидимые ни импульсы у самого человека, ни стечение обстоятельств, ни диктующий свою волю нравственный долг. Отсюда Кант делает вывод: свобода и есть и её нет. Такое противоречие Кант именует антиномией свободы. Он говорит и об иных антиномиях, например об антиномии конечного и бесконечного. В результате он приходит к выводу: Бог – «абсолютно необходимая сущность». Искренне верить в Бога – значит быть добрым, значит быть вообще истинно нравственным.    

  Понятие идеи у Канта – не  сверхчувственная сущность (как у Платона), а  представление о цели, к которой стремится наше познание.  

    Мир явлений – детерминирован механистически, в нем нет места субстанции.    

  С помощью категории субстанции  строится мир опыта.   

  Субстанция – неделима.   

  Мир явлений – бесконечно делим.

Критическая философия Канта (задачи, основные проблемы и понятия) 

Философское развитие Канта делится на два  периода. В первый период (до начала 70-х гг) Кант пытается решать философские  проблемы - вопросы о бытии, вопросы  философии природы, философии религии, эстетики, логики, исходя из убеждения, что философия может быть  разработана  и обоснована как теоретическая умозрительная наука, т.е. без обращения у опытным данным.

Критическая философия сформировалась во второй период после опубликования трех “Критик” - “Критики чистого разума”, “Критики практического разума”, “Критики способности суждения”.. К. поставил перед собой задачу провести в них критический анализ всей предшествовавшей ему философии, противопоставить критический подход при оценке возможностей и способностей человека господствующему до него, как он считал, догматическому подходу.

К. делает предметом философии специфику  познающего субъекта, который определяет способ познания и контролирует предмет  знания.

У К. возникает задача: установить различие между субъективными и объективными элементами знания в самом субъекте, в его различных уровнях и структурах. Кант переосмысливает само понятие субъекта и впервые в философии ставит вопрос о всеобщности субъекта. 

Одна  из основных проблем “Критики чистого разума” - как возможно достоверное научное знание. Эта проблема конкретизируется в три частные проблемы: как возможна математика, как возможна физика, как возможна философия. К. уверен в научном характере математики и физике, но к философии (метафизике) подходит критически, ставит вопрос возможна ли она в качестве науки.

К. считает, что достоверное знание - объективное знание.  Объективность отождествляется со всеобщностью и необходимостью. Объективность знания обуславливается  надиндивидуальными качествами субъекта.

Пространство  и время - не формы бытия вещей, это субъективные формы чувственности  человека.

Пространство - врожденная доопытная форма внутреннего чувства. Время - врожденная форма внутреннего чувства. Математика как наука возможна на основе функционирования пространства и времени.

Рассудок - мышление, оперирующее понятиями и категориями. Формы рассудка - понятия и категории, конструируют предмет. рассудок упорядочивает восприятия человека., обуславливает объективность знания. Но все связано с особенностями субъекта.

Теория познания представляется как : существуют вещи сами по себе.

Вещи, как они существуют в сознании субъекта, Кант называл явлениями. Человек может знать только явления. Вещи сами по себе для человека “Вещи в себе”. Человек не может сопоставить вещи сами по себе и явления. Отсюда вывод об ограниченности возможностей в познании форм чувственности и рассудка.

Разум - высшая способность субъекта, которая руководит деятельностью рассудка. Разум оперирует идеями.

Идеи - представление о цели, к которой стремиться человек. Идеи разума выполняют регулирующую функцию в познании, побуждая рассудок к деятельности. Рассудок стремиться к знанию и выходит за пределы опыта, но впадает в иллюзии и запутывается в противоречиях.

Антиомии разума - противоречивые, взаимоисключающие противоречия.

Мир вещей сам по себе закрыт для теоретического разума. Но человек - житель двух миров: чувственно-воспринимаемого (мира природы) и умопостигаемого (мира свободы). Свобода - независимость от определяющих причин чувтсвенног-воспринимаемого мира. В сфере свободы действует практический разум. Его значение руководить поступками человека. Движущая сила этого разума мышление, а не воля. Законы практического разума - нравственные законы.

Итак, К. выдвинул новую концепцию субъекта. На ее основе он провел разделение бытия  на мир природы и мир человека, в которых действуют свои законы и между которыми существуют противоречия. Кант ограничил познавательные возможности  субъекта миром явлений, оставив нерешенной проблему связи явлений с вещами самими по себе. 

  Сам Кант писал, что Д. Юм  пробудил его к критическому  периоду.          

Докритический: проблемы натурфилософии, онтологии (происхождение  вселенной, приливное трение, вопросы бытия).               

 Критический:  критический анализ. Основные работы:

“Критика  чистого разума” - познавательных способностей человека;

“Критика  практического разума” - структура  морального, нравственного;

“Критика  способности к суждению” - человеческое суждение о прекрасном и безобразном, проблемы эстетики.               

  Что объединяет эти критики?               

  Понятие критики: 

1) точное  выявление познавательных способностей, с помощью которых можно решать  те или иные проблемы (инструментарий);

2) границы познавательных способностей, границы их применимости (сфера действия инструментария).                

 Позиция Канта: 1) достоверное знание имеется  - математика, логика, механика и,  возможно, метафизика; 2) опыт не дает абсолютно надежного обоснования; 3) основными суждениями науки являются не аналитические, а синтетические суждения. Но это не опытные суждения (априори). Синтетические опытные суждения - апостеори.                

 Как возможны  синтетические суждения (априори)? - основной вопрос кантовской “Критики чистого разума”.

а) - в математике или как возможна математика как  наука?

б) - в естествознании?

в) - в метафизике?

Ответ Канта на этот вопрос:

1) Любое знание  является сложным по своему  составу, оно необходимо слагается  из содержания, которое дается органами чувств, и форм, которые изначально коренятся в структуре сознания. Ведущую, активную роль играет форма. Процесс познания -  процесс подведения чувственного многообразия под априорную форму. Форма - есть основа достоверного знания.               

 Этим он  сделал крупнейшее философское  открытие. Он стал говорить, что  мы никогда не узнаем мир,  независимо от форм, как таковой.  Он - вещь в себе. Мы знаем реальность  только в тех формах, в которых  она дается нам. Сама по себе  реальность нам недоступна.               

  Как возможны синтетические суждения  априори в математике?

а) Примеры Канта: из геометрии: прямая - кратчайшее расстояние между двумя  точками. Прямая - качество. Кратчайшее расстояние - количество.

б) 7+5=12 Возможно получить не только таким образом.

Как возможны эти синтезы? За счет априорных  форм чувственности: пространства и  времени. Это есть основа для достоверного знания.               

  Синтез 7+5 основан на процедуре  счета. Счет означает время.  Мы упорядочиваем реальность. Пространство и время есть познавательные формы, которые дают истинное знание в математике.                

  Как возможны синтетические априории  в естествознании?               

  Естествознание основано на рассудке. Для него тоже нужны 

познавательные  формы - категории (фундаментальные понятия).

Фундаментальные понятия:

1) количество (единичное, многое, целое). 

2) качество (реальность, отрицание, ограничение).

3) отношение  (субстанция, причина, взаимодействие).  

4) модальность  (возможность, реальность, необходимость).                

  Рассудок - не пустое вместилище, это познавательный орган, обладающий  своими инструментами.               

 Возможна ли метафизика как наука? Метафизика основывается на разуме. В разуме есть идеи. Идеи:

1) о  бессмертной Душе как единстве всех явлений сознания; 2) мир как целое; 3) учение о боге, как безусловной причине всех явлений.                

  Для идей нет эмпирического  коррелята, и в этом их главное  отличие от категорий. У Канта говорилось о европейски образованном человеке, в качестве реального субьекта. Поэтому он говорил о своей эпохе.                

  Антиномии - противоречия. Разум  запутывается в противоречиях  - симптом того, что разум вышел за свои границы, но это не причина для того, чтобы отбросить Бога.                

  Идеи - регулятивные принципы - требуют приводить все познания к возможно более полному, но никогда не завершенному единству. Метафизика, как наука, возможна только как учение о регулятивных принципах. (Все это описано в “Критике чистого разума”).                

 в “Критике  практического разума”:               

  В центре: требование - категорический  императив (КИ). “Поступай всегда  так, чтобы максима (правило) твоей воли могла быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства”. Нравственное поведение - основано на долге.

Человеческие  поступки

легальные

не  противоречат КИ, но совершены в  силу интересов человека, корысти.

моральные

поступки, которые бескорыстны, основаны на долге.


 

                Стремление к счастью  - не есть основа нравственного  поведения.                

  Но нравственный разум требует,  чтобы было соответствие между  добродетельным поведением и счастьем. “Никогда не рассматривай человека как средство, а только как цель”, если соответствия нет в этом мире, оно должно быть в “том” мире, а значит, оно есть.               

  Условия функционирования нравственного  разума:

1) душа  должна быть свободна. Душа - вещь  в себе, она выпадает из течения  времени. Когда душа принимает  решения, не обусловленные ситуацией,  она свободна. 2) Душа должна быть бессмертна. В реальном мире нет соответствия между нравственностью и счастьем, значит есть в “ином“ мире. Гарант этого соответствия - Бог. Нравственность требует существования Бога.                

  в “Критике способности суждения”:                

  У Канта 2 мира. Мир необходимости, предмет критики чистого разума, и мир желаний и свободы. Как человек сопрягает эти два мира?

Ответ:       он сопрягает их в целесообразном действии - предмет “Критики способности суждения”.

Канта интересуют условия возможности целесообразности. Формальные условия целесообразности. Они коренятся в чувстве удовольствия или неудовольствия.               

  Канта волнует чувство прекрасного  и чувства удовольствия, связанные  с ним. Прекрасное - это воспринимается только в силу своей формы. Главная задача искусства - сформировать жизненные идеалы.                

  Субъект искусства - гений - для  него нет никаких правил.

Общее значение философии Канта.

1) внес  вклад во все филосовские области:  познание, мораль, этика, эстетика.

2) наибольший вклад в гносеологию (Коперниканский переворот в теории познания).     

  основоположник формализма в  эстетике.     

Информация о работе Космоцентризм и основные понятия античной философии (Космос, Природа, Логос, Эйдос, Душа)