Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 06:39, реферат
Аристотель является самым универсальным мыслителем всех времен и народов. Вся современная философия, наука и культура, так или иначе, обязаны Аристотелю. Философская мысль Древней Греции достигла наибольшей высоты в творениях Аристотеля, воззрения которого, энциклопедически вобравшие в себя достижения античной науки, являют собой грандиозную систему конкретно-научного и собственно философского знания в его удивительной глубине, тонкости и масштабности. Образованное человечество училось, учится, и в веках будет учиться у него философской культуре.
Аристотель
отличает намерение, как имеющее
дело с тем, что в нашей власти,
от желания, которое может от нас
не зависеть. Так как достижение
добродетели – деятельность, а
не только созерцание, для Аристотеля
очень важно понятие воли, которое
он определяет как стремление к цели.
Аристотель на место судьбы и рока
ставит свободу воли человека.
Проанализировав неудачу Платона с устройством
идеального государства и свой собственный
педагогический опыт, Аристотель пришел
к выводу о необходимости воспитания нравственности
с раннего возраста путем накопления нужных
привычек. Наука дает знания, отличающее
истину от заблуждения, нравственность
дает ценности, различающие добро и зло.
Знания приобретаются в процессе обучения,
но чтобы стать нравственной силой и деятельным
началом, они должны сжиться с человеком,
войти в его плоть и кровь, способствовать
созданию определенной расположенности
души, накоплению опыта соответствующего,
переживанию и привычкам.
Аристотель
поясняет свою точку зрения следующим
образом: зерно – знания, почва
– внутренняя склонность человека,
его желания. И то и другое необходимо
для получения урожая. Давая общую
картину становления
Основываясь
на изучении действительности как таковой,
Аристотель проводил эту линию и
в область этики. У Платона
добродетель зиждется на первоначальных
свойствах души, которые возникают
из отношения души к миру идей. Идеал
добродетели мыслился Платоном в
виде нормы, лежащей вне реального
человека. Аристотель, исходя из единства
формы и материи, рассматривает
добродетель как приобретенную
душой в процессе воспитания.
Хотя Аристотель и соотносит добродетель
с чувствами человека, главенствующие
добродетели для него, в соответствии
с основной античной традицией, - мудрость,
рассудительность, здравый смысл. Эти
добродетели имеют безусловную цену, так
как не зависят от частных житейских обстоятельств.
Среди разумных добродетелей встречаем
у Аристотеля – науку, искусство, практичность,
изобретательность. На различии мудрого
и практичного основан отказ Аристотеля
от убеждения Платона, что философы должны
управлять государством.
Различая
мудрость и разумность, Аристотель
пишет, что «мудрость направлена
на вещи доказуемые и неизменные, разумность
же не на них, а на вещи изменчивые»[12].
Разум выступает в роли управителя
у мудрости, и его задача –
научиться управлять чувствами
и подчинять действие определенной
цели. Заботясь о своих душевных
качествах, личность создает себя.
Растительная часть души, отвечающая за
рост и развитие тела, не может, по Аристотелю,
иметь добродетелей. Животная, или страстная
часть имеет добродетели, которые Аристотель
называет этическими. В отличие от чувств
– например, гнева, страха, зависти, робости
– они являются не врожденными, а приобретенными
воспитанием и привычками, свободно и
сознательно выбранными. Этические добродетели,
по Аристотелю, представляют собой среднее
между двумя противоположными чувствами:
мужество – середина между трусостью
и отвагой, щедрость – между скупостью
и мотовством, великодушие – между самопревознесением
и самоуничижением, умеренность в наслаждении
– между невоздержанностью и бесстрастностью.
По природе своей люди склонны к крайностям.
Одна из крайностей всегда более ошибочна,
чем другая. Поэтому из двух зол надо выбирать
меньшее (отвага лучше трусости и т. д.).
Поскольку наслаждение и страдание управляют
всеми нашими действиями, надо научиться
управлять ими, больше всего отклоняя
себя от наслаждения.
Все имеет
свою меру: корабль, растение, государство.
«Усиленное или недостаточное занятие
гимнастикой губит телесную силу,
точно так же недостаточная или
излишняя пища и питье губит здоровье».
Наилучшей оказывается «золотая середина».
«Легко промахнуться, трудно попасть в
цель, поэтому-то избыток и недостаток
– принадлежности порока, середина –
принадлежность добродетели». Несколько
ранее то же говорил Конфуций.
Аристотель выделяет 11 этических добродетелей:
мужество, умеренность, щедрость, великолепие,
великодушие, честолюбие, ровность, правдивость,
любезность, дружелюбие, справедливость.
Последняя – самая необходимая для совместной
жизни.
Нравственный человек, по Аристотелю, тот, кто руководит разумом, сопряженным с добродетелью. Аристотель принимает платоновский идеал созерцания, но ведет к нему деятельность, поскольку человек рожден не только для умопостижения, но и для действия.
Для Платона человек – несовершенный бог, для Аристотеля бог – это совершенный человек. Поэтому мера всех вещей и истины для Аристотеля – совершенный нравственный человек.
Категории философии и идея души.
Категории
– это фундаментальные понятия философии.
К категориями Аристотель относит: 1. сущность,
2. качество, 3. количество, 4. отношение,
5. место, 6. время, 7. положение, 8. обладание,
9. действие, 10. страдание. По сути дела,
он исследует и другие необходимые формы
сущего, а именно «форму» и «материю»,
«движение», «необходимость» и «привходящее»
(на современном языке случайность). При
этом он чаще всего говорит о категориях
как о «формах сказывания» о мире. И сам
термин «категория» берется им их грамматики.
Таким, образом, Аристотель впервые выделяет категории как формы нашего языка, которые имеют предметный смысл и объективное значение. И действительно, если мы говорим, что Солнце больше Земли, то мы уверены, что слово «больше» имеет в нашем языке тот же смысл, что и в действительности. Другое дело, что категории являются не только необходимыми формами языка. Прежде всего, они являются формами нашего мышления, воплощающими себя как в языке, так и в поступках, во всех разумных действиях человека. По существу, категории есть необходимые условия истинности знания о мире. Ведь, будучи формами мышления, они одновременно выступают объективными формами окружающего нас мира.
Помимо
метафизики и учения о силлогизмах,
средневековые мыслители с
Аристотель последовательно отстаивает то, что душа не может быть чем-то вроде особого тела, так как она есть, как он выражается, смысл и форма. Аристотель не зря очень тяготел к биологии, к исследованию живых организмов. Дело в том, что организм как нечто живое существует не благодаря своей внешней форме, а благодаря своей внутренней организации. Эту организацию, или форму, Аристотель отождествляет с душой.: «Душа есть первая энтелехия естественного тела, обладающего в возможности жизнью».
Итак, своеобразие
формы живого тела Аристотель выражает
посредством понятия энтелехии.
И без него нельзя разобраться
в учении Аристотеля о душе. Вместе
с тем, возражая пифагорейцам и своему
учителю Платону, Аристотель настаивает
на том, что душа неотделима от тела,
а потому невозможен метемпсихоз. В
особенности это касается растительных
и животных душ. Что касается души человека,
то по вопросу ее бессмертия Аристотель
позволял себе различные суждения, что
породило острые споры среди его последователей
в Средние века и эпоху Возрождения. Но,
даже признавая бессмертие разумной души,
Аристотель не считал возможным, чтобы
она вселялась в тело животного как неподходящий
для нее орган.
Различая растительную, животную и разумную
душу, Аристотель не противопоставляет
их. Наоборот, здесь речь идет скорее о
трех ступенях в развитии одной и той же
души. Животное, по Аристотелю, отличается
от растения способностью ощущать, а у
людей к этому прибавляется еще и разум.
Следовательно, обладая способностями
к росту и ощущению, человек в определенном
смысле является растением и животным.
Надо сказать, что Аристотель подробнейшим
образом анализирует способности ощущать,
представлять и мыслить. Суждения его
на этот счет отчасти наивны, отчасти остроумны.
Но в некоторых случаях он предвосхищает
более поздние представления. Например,
сравнивая чувства животного и человека,
он верно замечает, что в осязании человек
превосходит все другие существа. Аристотель
напрямую связывает это превосходство
с разумом. Душа человека, таким образом,
помещается Аристотелем на кончиках пальцев.
Столь же проницателен Аристотель, когда замечает, что мышление есть сочетание того, что ощущается. Отсюда понятна и связь мышления с воображением. Ведь суждение как сочетание невозможно без разделения. А отделить, к примеру, красный цвет от розы можно только в воображении. Непосредственно в восприятии мы никогда и нигде не встретим розу, лишенную цвета. Но воображение предполагает элемент произвола, оно разъединяет то, что всегда соединено, и соединяет то, что в действительности разъединено. Поэтому воображение, по Аристотелю, есть и источник истины, и источник заблуждения. При этом чувства не заблуждаются, а заблуждается человек, который доверяет или не доверяет чувствам, когда судит. А потому центральное место в учении Аристотеля занимает вопрос о критериях истинности наших знаний. К таким критериям он в первую очередь относит употребление правильных логических форм.
Об обществе и государстве.
Осуществив грандиозное
Если экономический
государственную должность в источник личного обогащения.
Литература.
В. Г. Голобоков. Краткая история философии.
– М.: ООО «Издательство «Олимп»: ООО «Издательство
АСТ», 2002 г.
А. Г. Спиркин. Философия: Учебник. – 2-е
издание. – М.: Гардарики, 2004 г.
А. А. Горелов. Философия в вопросах и ответах.
– М.: ООО «Издательство «Эксмо», 2006 г.