Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:32, контрольная работа
Фрэнсис Бэкон (1561-1626) считается основателем опытной науки Нового времени. Он был первым философом, поставившем перед собой задачу создать научный метод. В его философии впервые сформулированы главные принципы, характеризующие философию Нового времени. Взгляды Бэкона сформировались на основе достижений натурфилософии Возрождения и включали в себя натуралистическое миросозерцание с основами аналитического подхода к исследуемым явлениям и эмпиризма. Он предложил обширную программу перестройки интеллектуального мира, подвергнув резкой критике схоластические концепции предшествующей и современной ему философии
Одно из его учений- это учение об «идолах», или «призраках».
1 Введение………………………………………………………… 3
2 Идолы рода …………………………………………………….. 3-6
3 Идолы пещеры …………………………………………………. 6-7
4 Идолы театра ……………………………………………………. .. 7
5 Идолы рынка …………………………………………………… 7-9
6 Заключение ……………………………………………………….. 9
Список используемой литературы ……………………………… 10
Бэкон ссылается на известный образ пещеры из произведения Платона «Государство». Но если Платон невысоко оценивал чувственное познание человека, то Бэкон стремится к выяснению трудностей с целью их преодоления..
Бэкон предостерегал против ошибочного способа судить о мироздании в целом по аналогии с более узким кругом предметов, хотя бы и более известных. Но критика Бэконом методологических основ натурфилософии Аристотеля ни в коем случае не означает, что он ставит под сомнение значение логики Аристотеля для анализа понятий. Он лишь указывает, что логика Аристотеля была неправильно применена к исследованию природы.
Бэкон не только
выясняет природу «идолов
Таким образом, средством очищения от индивидуального опыта, который препятствует достоверному познанию истины, по мнению Бэкона-это коллективный опыт.
4. Идолы театра (idola theatri)
Идолы театра проникли в человеческую душу с помощью различных
философских доктрин из-за наихудших правил доказательства. Бэкон называет их
идолами театра, считая "все
философские системы сказками, предназначенными
бытьразыгранными на сцене, пригодными
для создания выдуманных театральных
миров". Сбаснями мы сталкиваемся не
только в современных философских
доктринах и "античныхфилософских
сектах", но и во "многих научных
принципах и аксиомах, утвердившихся
всилу традиции, слепой беспечной
веры". При всем том Бэкон не
склонен обвинять древних или
отказывать им в уважении. Мы, говорит
он, ищем новый метод, не знакомый древним,
позволяющий умам более скромным
достичь больших результатов:"
Наличие этих идолов связано с верой в авторитеты и догматическом следовании доктрин этих авторитетов. Ф. Бэкон пишет не только о вере в авторитеты философии, но и о вере в авторитеты наук. Вера в авторитеты препятствует достоверному познанию истины.
Хотя призраки театра не врожденны и не проникают в разум тайно - Бэкон считает излишним заниматься опровержением ложных теорий по отдельности, признавая порочными сами принципы построения наук в прошлом; и предлагает строить науки на совершенно новом, эмпирическом основании, а «те нелепые и как бы обезьяньи изображения мира, которые созданы в философиях вымыслами людей, мы предлагаем совсем рассеять»
В борьбе против «идолов театра» должны быть устранены и порочные доказательства. Бэкон показывает, что схоластическая философия порочна как в своих основаниях, так и по методу. Она не может вести к познанию природы, ибо пренебрегает фактическим изучением вещей, систематическим накоплением и обработкой опыта; ее метод культивирует только искусство оперирования терминами, ее способы доказательства «подчиняют мир человеческим размышлениям, а размышления — словам».
5. Идолы рынка (площади) (idola fori)
"Есть также идолы,
зависящие, так сказать, от
взаимных контактов
Ф.Бэкон считает, что слова и термины – это всего лишь на всего имена, знаки, а поэтому они и не отображают сущностную природу вещей. Стопроцентная гарантия существования, с точки зрения Ф. Бэкона, имеется только у единичных вещей.
Слова сами являются источником
глубочайших заблуждений — «
«Призраки рынка» непосредственно связаны с «призраками театра». Ложные абстракции, полученные путем спекуляций, пригодны не для понимания природы, а для спора,слова же способны прикрывать дефекты спекуляций, породивших такое множество заблуждений.
«Призраки театра» можно преодолеть с помощью научной критики, и одну философскую систему можно заменить другой. «Призраки рода» врожденны и их невозможно устранить полностью, но все же изучение их источника позволяет людям свести приносимый ими вред к минимуму. Наконец, образование, уравнивающее знания людей, позволяет защититься от «призраков пещеры». «Призраки» же площади неотделимы от общественной природы человека. «Люди верят, что их разум повелевает словами. Но бывает и так, что слова обращают свою силу против разума».Не поняв природы языка, человек не в силах «помешать обманчивому и чуть ли не колдовскому характеру слова, способного всячески сбивать мысль с правильного пути, совершая некое насилие над интеллектом, и, подобно татарским лучникам, обратно направлять против интеллекта стрелы, пущенные им же самим».
Бэкон ставит вопрос
о происхождении значения
.
Другая разновидность «призраков рынка» связана с названиями существующих вещей, но это названия «неясные и плохо определенные»; значение этих терминов «происходит из плохих и невежественных абстракций», «необдуманно и необъективно» отвлеченных от вещей.
Придавая большое
значение точному выражению
Несмотря на признание
значения определений для
6.Заключение.
Мы познакомились
с основными идолами теории
Ф.Бэкона. Данная классификация,
по мнению Бэкона, нужна для
детального анализа каждого
Однако остается еще много вопросов по данной теории: почему именно эти идолы указаны? Почему нет еще подразделений, более подробной классификации, каждого идола? Достаточно ли она полна и строги ли ее деления? Но на все подобные вопросы ответ может быть только один: никакая классификация столь сложных явлений, которые Бэкон рассматривает в учении о «призраках», не может быть законченной.
Учение Бэкона оказало влияние на виднейших мыслителей Нового времени. Недаром учение о «призраках» М. Мерсенн воспринял как главную часть «Нового Органона». Вслед за Бэконом проблемой освобождения разума от пагубного влияния страстей, субъективных склонностей, привычек, традиционных предрассудков занимались Декарт, Гоббс, Спиноза, Кондильяк и другие выдающиеся материалисты. Влияние бэконовского учения об «идолах» не ограничилось XVII и XVIII вв. В наши дни американский профессор Р. Макайвер направляет его против идей маккартизма, расовой сегрегации и шовинизма. Классификация Бэкона сыграла выдающуюся историческую роль в оценке субъективныхособенностей познания.
Список литературы:
1 Бэкон Ф Новый органонМ.,1984
2Бэкон ф Сочинения в 2-хтомах М.,1972
3Михайленко Ю.П. Бекон и его учения. М.,1975
4Реале Дж.,
Антисепри Д. Западная
Информация о работе Критика Френсисом Бэконом «идолов познания»