Доклад по Философии
На тему Культура и Цивилизация
Магнитогорск 2015 г.
Оглавление
С.
Введение…………………………………………………………………………..3
Феномен
культуры………………………………………………………………4
Виды,
формы, содержание и функции культуры…………………………...6
Функции
культуры……………………………………………………………...8
Феномен цивилизации…………………………………………………………10
Культура и цивилизация……………………………………………………...11
Список использованных
источников и литературы……………………...13
Введение
Тема культуры - до относительно недавнего
времени была новой для учебной литературы
по философии. И это не случайно. В прошлом
даже в исследовательских работах понятие
культуры нередко трактовалось весьма
упрощенно, что отражало положение и общий
уровень философского анализа культуры
в стране. Необходимость изменения такого
подхода продиктовала сама жизнь. Перед
философией встала задача осмыслить и
должным образом оценить тот факт, что
проблематика культуры самим объективным
ходом общественного развития все больше
стала выдвигаться на передний план при
осуществлении социальных преобразований,
приобретая небывалую остроту.
Много связанных с культурой
проблем имеют международный аспект. Остро стоят проблемы "массовой
культуры", духовности и бездуховности.
В то же время все большее значение приобретают
взаимодействие, диалог, взаимопонимание
различных культур, в том числе отношения
современной западной культуры и традиционных
культур развивающихся стран Азии, Африки,
Латинской Америки. Таким образом, интерес
к вопросам теории культуры имеет глубокие
практические основания. Все это стимулировало
разработку философских проблем культуры
и привело к значительному прогрессу в
этой области знания, вплоть до создании
особой науки о культуре -культурологии. А это открывает широкое поле для разнообразных
исследований культуры.
Наряду с проблемой культуры не менее
актуальной является тема "цивилизации".
Вокруг смысла слов "культура" и
"цивилизация" ведутся споры, порой
обретая острый характер, и редко кто путает
эти слова, когда контекст однозначный,
хотя порой вполне правомерно употребление
их как синонимов: так тесно они переплетены.
Но между ними имеется не только сходство,
но и различие, в некоторых аспектах доходящее
даже до враждебной противоположности.
Феномен культуры
Термин "культура" (от лат. cultura -
возделывание, обрабатывание) издавна
применяется для обозначения того, что
сделано человеком. В таком широком смысле
данный термин употребляется как синоним
общественного, искусственного в противоположность
природному, естественному.
Специалисты по теории
культуры проанализировали свыше ста
основных определений и сгруппировали
их следующим образом.
1. Описательные определения.
Суть таких определений: культура - это
сумма всех видов деятельности, обычаев,
верований; она как сокровищница всего
созданного людьми включает в себя книги,
картины и т.п., знание путей приспособления
к социальному и природному окружению,
язык, обычаи, систему этикета, этику, религию,
которые складывались веками.
2. Исторические определения,
подчеркивающие роль социального наследия
и традиций, доставшихся современной эпохе
от предшествовавших этапов развития
человечества. К ним примыкают и генетические
определения, утверждающие, что культура
является результатом исторического развития.
В нее входит все то, что искусственно,
что люди произвели и что передается от
поколения к поколению - орудия, символы,
организации, общая деятельность, взгляды,
верования.
3. Нормативные определения, акцентирующие
значение принятых норм. Культура - это
образ жизни индивида, определяемый социальным
окружением.
4. Ценностные определения: культура
- это материальные и социальные ценности
группы людей, их институты, обычаи, реакция
поведения.
5. Психологические определения,
исходящие из решения человеком определенных
проблем на психологическом уровне. Здесь
культура есть особое приспособление
людей к природному окружению и экономическим
потребностям и складывается из всех результатов
такого приспособления.
6. Определения на базе теорий
обучения: культура - это поведение, которому
человек научился, а не получил в качестве
биологического наследства.
7. Структурные определения, выделяющие
значимость моментов организации или
моделирования. Здесь культура представляет
собой систему определенных признаков,
различным образом связанных между собой.
Материальные и нематериальные культурные
признаки, организованные вокруг основных
потребностей, образуют социальные институты,
являющиеся ядром (моделью) культуры.
8. Идеологические определения:
культура - это поток идей, переходящих
от индивида к индивиду посредством особых
действий, т.е. с помощью слов или подражаний.
9. Символические определения:
культура - это организация различных
феноменов (материальных предметов, действий,
идей, чувств), состоящая в употреблении
символов или зависящая от этого.
Легко заметить, что
каждая из перечисленных групп определений
схватывает какие-то важные черты культуры.
Однако в целом, как сложный общественный
феномен она ускользает от определения.
Действительно, культура является результатом
поведения людей и деятельности общества,
она исторична, включает идеи, модели и
ценности, избирательна, изучаема, основана
на символах, "суперорганична", т.е.
не включает биологических компонентов
человека и передается отличными от биологической
наследственности механизмами, она эмоционально
воспринимается или отбрасывается индивидами.
И все же этот перечень свойств не дает
нам достаточно полного понимания тех
сложных явлений, которые имеются в виду,
когда речь заходит о культурах майя или
ацтеков. Древнего Египта или Древней
Греции, Киевской Руси или Новгорода.
Виды, формы, содержание и функции культуры
Многообразие предметного
вида культуры определяется многообразием
самой человеческой деятельности. Можно
выделить следующие виды культуры:
Виды культуры по отношению
к природе
В применении к природе выделяют культуру
земледелия, садово-парковую культуру,
специальное выращивание отдельных растений,
а также само растение (зерновые культуры,
особые сорта фруктов и овощей и т.д.), рекультивацию
ландшафта, т.е. полное или частичное восстановление
определенной природной Среды, нарушенной
предшествующей хозяйственной деятельностью.
Сюда же можно отнести и общую культуру
материального производства. В основном подобное воздействие губительно
для природы, и этот факт в последние десятилетия
был осознан как экологическая проблема,
которая угрожает существованию самой
цивилизации.
Виды культурной деятельности
в обществе
Материальное производство как посредник
между обществом и природой включает в
себя и специфически общественные виды
культурной деятельности. К ней относится
прежде всего труд.
Понятие "культура"
употребляют при характеристике исторических
эпох (средневековая культура) или памятников
(археологическая культура), при характеристике
обществ и регионов (европейская культура),
при характеристике народностей (славянская
культура).
Это понятие применяют и по отношению
к отдельным сферам деятельности и жизни
(художественная культура, культура быта,
досуга, физическая культура), а также
по отношению к видам искусства (музыкальная
культура, театральная культура, культура
зодчества). Уровень или степень развития
общества, представленные в каких-либо
достижениях, также характеризуют понятием
"культура".
Понятие ''культуры"
по отношению к отдельному человеку
Культура отдельного человека
не существует в отрыве от перечисленных
видообразований культуры. Еесли согласиться, что источник культуры
- в самом человеке, то пренебрежение человеком
и человеческими отношения-г ми в обществе
в конечном итоге скажется и на состояние
его культуры.
Понятие "культура" применяют буквально
к каждой человеческой способности - телесной
или духовной (психической).
Сегодняшние взгляды
на человеческое тело существенно изменились.
Это выражается прежде всего в том, что
в представлении о самом себе человек
не связывает тело с психикой. Тело рассматривается
в основном как организм, ведущий вполне
самостоятельное существование. В соответствии
с этим изменились и представления о культуре
тела. Чаще всего она ограничена областью
физических упражнений и достижений в
спорте.
Общая культура человека
все же предполагает единство и гармонию
его тела и души (психики).
Предметный
и личностный виды культуры
Среди недостатков
в понимании культуры можно выделить сведение
ее к внешнему, предметному виду.
Но видимый нами мир
культуры - это одна из ее частей. Как по
одежде лишь встречают человека, но провожают
его уже по уму, так и предметный мир или
вид культуры - это только встреча с ней.
Видеть предметы - данной способностью
обладают все более или менее развитые
живые существа. Человека отличает умное
видение, или умовидение. Ученый в формуле
видит закон природы. Верующий человек
во всем видит Бога. Смешной и наивной
кажется нам сегодня вера средневекового
человека в леших, ведьм, русалок, но он-то
видел их, и потому для него они были реальны.
Видеть можно одно, а понимать при этом
совсем другое. Мы видим, например, что
именно Солнце вращается вокруг Земли,
но понимаем, что в действительности Земля
вращается вокруг него.
Предметный вид культуры
- ее видимость. Разумеется, культура не
может существовать без этой видимости,
но она и не сводима к ней, как не сводима
психика человека к его телу. Культура
имеет еще и личностный вид, который запечатлен
в вещах.
Функции
культуры
Культура как форма
деятельности в конечном итоге предназначена
для сохранения развития своего собственного
содержания, т.е. человека. Предназначение
культуры, ее "обязанность" или роль,
которую она играет в человеческой жизни,
выражены в ее функциях. Все функции осуществляются
ради человека как общественного существа.
Познавательная
и информативная функции культуры
В сегодняшних представлениях
о функциях культуры важнейшее место,
как правило, отводится человекотворческой
функции. Так что усилия великих мыслителей,
призывавших видеть в культуре лишь условие
для развития человеческих качеств, не
пропал даром. Но реальная жизнь культуры
все же не ограничена человекотворческой
функцией. Многообразие потребностей
человека послужило основанием для появления
самых различных функций. Культура -это
своеобразное самопознание человека,
поскольку она показывает ему не только
окружающий его мир, но и его самого. Это
своего рода зеркало, где человек видит
себя и таким, каким бы он должен стать,
и таким, каким он был и есть. Результаты
познания и самопознания передаются в
виде опыта, житейской мудрости, посредством
знаков, символов от поколения к поколению,
от одного народа к другому. Информативную
функцию культуры оценивают очень высоко
представители семиотического подхода
к культуре. В этой функции культура связывает
поколения, обогащая каждое последующее
опытом предшествующих.
Коммуникативная функция
и культура общения
Культуры разных народов, как и люди -
представители различных культур, взаимно
обогащаются благодаря информативной
функции. Обмен идеями в отличие от обмена
предметами взращивает в человеке его
личностную культуру. Дело ведь не только
в получении знаний, но и в том отклике,
в том ответном идейном или эмоциональном
движении, которое они рождают в человеке.
Если такого движения нет, то нет и культурного
роста.
Регулятивная
и оценочная функции культуры
Человек не может не
общаться. Даже когда он находится в одиночестве,
но продолжает вести неслышный диалог
с близкими или далекими ему людьми, с
героями книг, с Богом или с самим собой,
каким он видит себя. В таком общении он
может быть совсем иным, чем при живом
общении. Речь идет о характерной черте
или о норме поведения. Разумеется, в культуре
есть множество норм и привил поведения.
Все они служат одной общей цели: организации
совместной жизни людей. Существуют нормы
права и мораль, нормы в искусстве, нормы
религиозного сознания и поведения. Все
эти нормы регламентируют поведение человека,
обязывают его придерживаться каких-то
границ, которые считаются приемлемыми
в той или иной культуре.