Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 00:42, доклад
Тема культуры - до относительно недавнего времени была новой для учебной литературы по философии. И это не случайно. В прошлом даже в исследовательских работах понятие культуры нередко трактовалось весьма упрощенно, что отражало положение и общий уровень философского анализа культуры в стране. Необходимость изменения такого подхода продиктовала сама жизнь.
Введение…………………………………………………………………………..3
Феномен культуры………………………………………………………………4
Виды, формы, содержание и функции культуры…………………………...6
Функции культуры……………………………………………………………...8
Феномен цивилизации…………………………………………………………10
Культура и цивилизация……………………………………………………...11
Список использованных источников и литературы……………………...13
Современные представления о цивилизации рассматриваются мыслителями как нечто единое, находящееся вне рамок социальных систем. Это связано с идеей целостности, единство мира. Категория цивилизации охватывает природу и уровень развития материальной и духовной культуры, результаты деятельности человечества по созданию "второй природы", внедрение элементов ноосферного характера в наличное бытие современного человечества.
Категория "цивилизация" используется в широком спектре наук и поэтому употребляется на различных уровнях абстракции:
1) в общефилософском смысле - как социальная форма движения материи;
2) как общая социально-философская характеристика всемирно-исторического процесса и качественно-определенных стадий его развития;
3) как культурно-исторический тип, характеризующий регионально-традиционные особенности развития общества;
4) как обозначение цивилизованных обществ, сохраняющих в течение длительного времени свою жизненную целостность (майя, шумеры, инки, этруски).
Итак, главная мысль в содержании категории "цивилизация" сводится к многообразию исторического процесса, который проходит путь от локальных, региональных стадий к общепланетарному уровню.
. Первым ввел отличие культуры от цивилизации И.Кант, чем существенно прояснил эту проблему. Ранее под культурой в отличие от природы понимали все созданное человеком. Он определил культуру как то и только то, что служит благу людей или что в своей сущности гуманистично: вне гуманизма и духовности нет истинной культуры.
Исходя из своего понимания сути культуры. Кант со всей четкостью противопоставил "культуре умения" "культуру "воспитания", а чисто внешний, "технический" тип культуры он назвал цивилизацией. Дальновидный гений мыслителя провидел бурное развитие цивилизации и воспринимал это с тревогой, говоря об отрыве цивилизации от культуры: культура идет вперед гораздо медленнее цивилизации. Эта явно пагубная диспропорция несет с собой многие беды народам мира: цивилизация, взятая без духовного измерения, порождает опасность технического самоуничтожения человечества.
Таким образом, понятия "цивилизация" и "культура" часто употребляются и воспринимаются как равнозначные, взаимозаменяющие друг друга. Правомерно ли это? Думается, что да. Ибо культура в широком ее понимании и представляет собой цивилизацию.
Однако, отнюдь не следует, что один термин может полностью заменить другой.
Во временном измерении культура более объемна, нежели цивилизация, поскольку она охватывает культурные достояния человека дикости и варварства. В пространственном же измерении правильнее, очевидно, говорить о том, что цивилизация представляет собой сочетание множества культур.
1. Моисеева А.П., Колодий Н.А. и др. Цивилизационный подход к развитию общества. / Учеб. пособие для студентов вузов / - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007.
2. Полищук В.И. Культурология: Учебное пособие. - М.:Гардарика, 2008.
3. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - М.: Гардарики. 2011.
4. Фролов И.Т., Араб-Оглы Э.А., Арефьева Г.С. и др. Введение в философию: М.:Политиздат, 2009.