Культура и субкультура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 12:47, курсовая работа

Краткое описание

В повседневной жизни представления о культуре обычно связывают с литературой и искусством, образованием и воспитанием, просветительской деятельностью. Культурным называют человека, владеющего знаниями, начитанного, умеющего вести себя в обществе. Культура характеризует также степень овладения тем или иным видом деятельности. В этом смысле говорят о культуре труда, о профессиональной и бытовой культуре, о культуре общения, о культуре речи и мышления. Различают также высокую и низкую, элитарную и массовую культуру. Наконец, известно, что нации отличаются своеобразием своей культуры и существует множество различных национальных, этнических культур.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1 КУЛЬТУРА КАК СИСТЕМА И ЕЁ СТРУКТУРА. 3
1.1 Основные структурно-системные модели культуры. 3
1.2 Материальная и духовная культура: сущность и структура. 4
1.3 Культура институтов (организаций). 7
1.4 Сферы культуры: профессиональная и обыденная. 9
1.5 Формы культуры: нравственность, искусство, религия. 11
1.6 Массовая и элитарная культура. 13
2 СУБКУЛЬТУРА 18
2.1 Субкультуракак способ бытия культуры. 18
2.2 Формальные и неформальные объединения. Характеристики
молодежной субкультуры. 21
2.3 Взаимодействие субкультур с базовой культурой и между собой . 24
2.4 Классификации субкультур. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

Вложенные файлы: 1 файл

Культура и субкультура1.docx

— 66.07 Кб (Скачать файл)

Наряду с вышеуказанными явлениями в структуре культуры можно выделить сферы культуры (например, профессиональная и обыденная) и формы культуры: нравственность, религия, философия, искусство, наука, политика, право, экономика, образование.

1.4 Сферы культуры: профессиональная и обыденная

Обыденная и профессиональная культуры - сферы высокодифференцированной культуры. Профессиональная культура - это необходимая мера согласованности официальных и неофициальных отношений между собой и с личностью работника. Профессиональная культура предполагает единство организационной и профессиональной идентификации работников; тогда возможны стремление к общей цели, энтузиазм поиска, рост профессионального мастерства.

В структуру профессиональной культуры включают: интеллектуальную культуру специалиста; способ соединения человека с технологией производства; модель трудового поведения; образцы, нормы, ценности общей культуры коллектива, отражённые в поведении эталонных групп. Инфраструктурой развития профессиональной культуры являются механизмы вовлечения, идентификации и институционализации индивидов занятых данной профессией. Исключительную роль в профессиональной культуре играет интеллектуальная культура личности; она обеспечивает гибкость мышления, а также адаптацию к изменяющимся условиям труда и жизни.

Профессиональная культура личности – результат совместных усилий общества и индивида. Социокультурные институты призваны формировать механизмы привлечения молодёжи к необходимым обществу профессиям, обеспечивая уровень жизни и статус профессионалам. Рынки труда и образовательных услуг должны быть сопряжены. Профессионально занятые люди составляют социально-профессиональную пирамиду общества. Стройность и устойчивость социокультурной пирамиды обусловлено широким основанием и тесной связью между слоями. Стимулирование поведения профессионала внутри пирамиды позволяет обществу поддерживать устойчивость и динамичность культуры в целом.

Обыденная культура (иногда отождествляется с повседневной культурой) несет в себе исторически изменчивый опыт воспроизводства жизни людей. Элементами структуры обыденной культуры называют культуру быта, культуру окружающей среды, культуру поддержания и воспроизводства жизненного цикла человека. В содержание обыденной культуры входят: пища, одежда, жилище, тип поселения, техника и средства общения, ценности семьи, общение, домоводство, художественное творчество, организация досуга и отдыха, обыденное мышление, поведение и другие.

1.5 Формы культуры: нравственность, искусство, религия.

Из форм культуры наиболее известные, порой отождествляемые с культурой, - нравственность, искусство, религия.

Нравственность (мораль) - в переводе с латыни обычаи, нравы, поведение, - самый древний и один из основных способов бытия социального человека. Противоречие добра и зла - вершина в иерархии ценностей - является основной дилеммой нравственности.  Нравственность динамична. Существует множество исторических типов нравственности. Кризису цивилизации и переходной исторической эпохе соответствует гибридный или маргинальный тип нравственности. Мораль исполняет роль культурной традиции, связующего звена между поколениями, эпохами, цивилизациями, между разными культурами. Нравственность является общим обоснованием деятельности человека.

Единство права и нравственности в гражданском обществе - культурная привычка, результат жизни, выработанные обществом за исторический период. Естественное противоречие права и нравственности является стимулом их дальнейшего изменения. В деформированном обществе противоположность права и нравственности грозит дополнительными потрясениями, ставящими под сомнение само существование данных государства и сообщества.

Искусство - художественная деятельность в единстве духовного и материального компонентов. Искусство в истории понимается в значении мастерства, ремесла, всяческого умения. По мере развития культуры стало осознаваться отличие художественного творчества от другой практической деятельности и его близость к литературе. Среди видов художественного творчества называют литературу, кино, театр, цирк, танец, музыку, живопись, графику, скульптуру, архитектуру, декоративно-прикладное искусство. Некоторые искусствоведы считают видами художественного творчества телевидение и видеокультуру. Главный отличительный признак художественного творчества состоит в образном освоении действительности. Искусство, художественное творчество значимы созданием красоты, приобретением эстетического смысла. Искусство имеет и социальный смысл, когда выступает как обучение, как познание, как передача культурного опыта. Искусство связано с игрой, мифом, с другими формами культуры. Различают народное и профессиональное, элитарное и массовое искусство. Как культурное наследие, искусство существует в памятниках.

В общечеловеческой культуре искусство является «самосознанием». Созданием новых реальностей искусство осуществляет поиск и проверку путей развития культуры и общества. История искусства есть история становления видов художественного творчества и человека как творца.

Религия - благочестие, набожность, святыня (латынь). Религия - специфическое отношение к творческому началу, заключающееся в ритуальном освящении и поклонении. В иерархии ценностей религиозной культуры ведущее место занимает вера в реальность самостоятельного бытия сверхъестественного. Религия исторична. Существуют различные типологии религии, основанные на религиозных (представление о боге, формы культа) или нерелигиозных (распространенность, специфика институтов) признаках.

Различают религию как форму культуры и религию в структуре общечеловеческой культуры. В общечеловеческой культуре выделяют религиозную и секулярную (мирскую, светскую) культуры. Если в эпоху Средневековья религия господствовала в культуре, то в последующие столетия ее роль уменьшалась и соответственно возрастала (особенно в регионе распространения христианской культуры) доля секулярной культуры в политике, экономике, праве, образовании, философии, искусстве. Позиции религии традиционно сильнее в сфере обыденной культуры и слабее в профессиональной. По данным церковной статистики большинство современного человечества в разной мере разделяет идеалы религиозной культуры. В духовной культуре человечества укрепилось свобода мысли - альтернатива религии - составная светской культуры.

В отличие от нравственности и искусства, религия существует и как социальный институт - церковь. Исторический спор церкви и государства привел к разделению религиозной и светской власти в большинстве модернизирующихся сообществ. Принципы отделения церкви от государства, свободы совести отражены в нормативных документах ООН, присутствуют в Конституции Российской Федерации.

1.6 Массовая и элитарная культура

Канадский учёный Г.М. Маклюэн в середине прошлого века предложил новый вид культуры – массовую культуру; её основой он считал массовые коммуникации.

Название «массовая» применительно к культуре имеет несколько смыслов. Анализ «массы» и культуры дал испанский философ Х. Ортега-и-Гассет. Причиной выдвижения масс на авансцену современности мыслитель считает низкое качество цивилизации и культуры. С другой стороны, низкое качество культуры воспроизводится заинтересованными людьми; человек массы чувствует себя комфортно, находясь среди таких же, стандартных, людей. Американский исследователь Д. Белл предложил классификацию смыслов термина «массы» из пяти основных: недифференцированное множество; синоним невежественности; механизированное общество; бюрократизированное общество; толпа. Масса предстаёт суммой стандартизированных людей-посредственностей. На уровне психики для человека массы характерны отсутствие уникальности и ответственности, доминирование чувств, неразвитость интеллекта. Поведение масс стихийно, импульсивно. Масса не способна творить культуру, она лишь потребляет стандарты. Полагая, что масса типична для современности, западные исследователи предлагают рекомендации по управлению массовым обществом. При этом ведущая роль отводится средствам массовой информации.

Средства массовой информации, по мнению Г.М. Маклюэна, превратились в мощную силу конкурентной борьбы за влияние на потребителя информации. Благодаря электронной технике население планеты приобщается к общим потокам информации. Появилась реальная возможность формировать у подавляющего большинства людей конкретную картину мира согласно нормам информационного общества; эта иллюзорная картина может успешно навязываться в качестве подлинной и вытеснять другие миры, сформированные посредством традиции, жизненного опыта, образования. С лёгкой руки остроумных людей появился образ «глобальной деревни», под которым разумеется формирование и стремительное распространение в конкретных регионах нужных мифов, слухов, сплетен, то есть эффективное регулирование общественного настроения и мнения.

Маклюэн считал, что на этой основе возникает новая глобальная культура, доступная массам. Массовая культура в этом смысле содержит, по мнению учёного и его сторонников, положительный потенциал. В последующие десятилетия большинство культурологов и социологов оценивает электронную массовую культуру скорее отрицательно, чем положительно. Массовая культура срослась с коммерческой выгодой; она производит и воспроизводит приносящие доход штампы, достаточно далёкие от идеалов духовности, норм морали, эстетического вкуса. Массовая культура становится законодателем духовной стороны образа жизни.

Объективный подход к анализу массовой культуры показывает, что современная духовная культура действительно становится массовой, поскольку ориентирована на массового потребителя независимо от его этнической или социальной характеристики. Программы и рубрики СМИ создаются с учётом вкуса и особенностей разных потребителей, но акценты их содержания стандартны; они утверждают в общественном сознании позицию заказчика.  Массовая культура превратилась в самостоятельный вид индустрии со своими средствами, технологиями, «королями» и «звёздами», сотнями тысяч сотрудников.

Психологи, изучающие социально-психологический аспект феномена массовой культуры, подчёркивают, что она превращает людей в пассивных наблюдателей за придуманной жизнью, то есть формирует определённый, в целом пассивный стиль жизни у поколений человечества. Американские исследователи сравнивают воздействие массовой культуры на потребителя в своей стране (в США она получила наибольшее развитие) с эффектом наркотика. Духовный наркотик прочно привязывает к каналам СМИ население, остро нуждающееся в возрастающей дозе.

Перспективна точка зрения английского социолога Р. Хогарта; он считает массовую культуру неоднозначным феноменом. С одной стороны, коммерческая массовая культура манипулирует людьми, подгоняя всех под тип управляемой, предсказуемой личности. С другой стороны, индустрия массовой культуры может зарабатывать удовлетворением массового спроса и профессионально вызывать интерес к гуманистическим ценностям, то есть содействовать совершенствованию повседневности.

Не отрицая негативных моментов в современной массовой культуре, необходимо отметить, что её основа закономерна для массового сознания любого общества. Массовому сознанию присущи следующие черты: выражение состояния общества; концентрация здравого смысла; текучесть; консервативность. Массовое сознание может формироваться по различным образцам: высоким и низменным, гуманным и антигуманным, групповым и общечеловеческим. Массовое сознание существует на двух уровнях – личности и больших групп. Индивид обладает уникальностью личности, которая осознаётся в общении, в том числе пребыванием в массе; формируясь в массе, индивид влияет на неё, сохраняя способность творить культуру. Иными словами, массовость обязательна для культуры. Культурные образцы возможны в том случае, если они: распространены среди людей; массово воспроизводятся и передаются новым поколениям.  Современная массовая культура отличается лишь средствами её передачи. Электронные СМИ способствуют тому, что миллиарды людей получают возможность прочувствовать уникальные природные явления и памятники культуры, осознать своеобразие собственной личности, ощутить связь с группами людей и всем человечеством. Развитие средств массовой информации может содействовать формированию языковой культуры, получению качественного образования. Критика массовой культуры позволяет индустрии СМИ совершенствовать содержание и формы своих программ, рубрик, а также психологию восприятия информации. Расширяющиеся возможности технической составляющей массовой культуры дополняются укрепляющейся связью СМИ с иными формами и видами искусства, науки, образования.

Понятие массовой культуры возможно, в том числе, посредством разграничения с групповой культурой. Разновидностью групповой культуры является элитарная культура.

По теории элиты (лучшее, избранное) обязательной частью социальной структуры является высший слой, управляющий культурой и развивающий её. В концепциях В. Парето, Г. Моски, А. Тойнби, Х. Ортеги-и-Гассета элита противопоставляется массе. Элита – это люди, обладающие моральным и интеллектуальным превосходством; организованные и волевые лидеры; это творческое меньшинство социума. В качестве основания выделения элиты теоретики называют биологические, психологические, социальные и культурные факторы. Идеологом современной теории элиты и элитарной субкультуры считают Ф. Ницше. Парето полагает, что элита имеет определенные биопсихические качества; так «лучшие», способные управлять, состоят из «лисиц» и «львов», различающихся методами правления. Наличие в хозяйственной жизни «спекулянтов» свидетельствует о развитии, а преобладание «рантье» - о стабилизации и загнивании общества.

К. Мангейм обращает внимание на функциональную сущность элиты; политическая элита призвана интегрировать общество, а культурная аккумулировать духовную и душевную энергию. В концепциях неоэлитизма элиты рассматриваются как функциональные группы, существенно влияющие на конструктивное развитие общества. Демократия рассматривается в качестве условия и инструмента, обеспечивающая баланс в обществе; элиты развивают демократию, а демократия контролирует деятельность элит. Элита должна быть сплочённой, чтобы достигать социокультурные цели и реализовать потребность членов группы в общении. В силу своей одарённости и активности элита становится субъектом культуры. Выработанные образцы, эталоны мышления, восприятия и практической деятельности усваиваются массами посредством средств массовой коммуникации и постепенно входят в культуру общества или отбрасываются массовым потребителем.

Таким образом, массовая и элитарная культуры не имеют чётких разграничительных границ; вместе они образуют поле социокультурного творчества.

 

2 Субкультура

2.1 Субкультура как способ бытия культуры.

Субкультура (буквально «подкультура») трактуется в нескольких смыслах. Термином называют: специфическую часть системы ценностей традиционной культуры; автономную форму организации людей внутри господствующей культуры; совокупность норм и ценностей, образующих культуру преступников. В американской социологии с двадцатых годов прошлого века существует традиция исследования девиантного (отклоняющегося, противоправного, преступного) поведения. Несколько позже в Англии сложилась традиция изучения альтернативного молодёжного движения как молодёжных субкультур. В целом исследователи рассматривают современные субкультуры как специфический способ дифференциации развитых этнических и региональных культур, предполагающей сосуществование доминирующей традиции и порождаемой ей совокупности своеобразных феноменов данной культуры.

Информация о работе Культура и субкультура