Культура и субкультура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 12:47, курсовая работа

Краткое описание

В повседневной жизни представления о культуре обычно связывают с литературой и искусством, образованием и воспитанием, просветительской деятельностью. Культурным называют человека, владеющего знаниями, начитанного, умеющего вести себя в обществе. Культура характеризует также степень овладения тем или иным видом деятельности. В этом смысле говорят о культуре труда, о профессиональной и бытовой культуре, о культуре общения, о культуре речи и мышления. Различают также высокую и низкую, элитарную и массовую культуру. Наконец, известно, что нации отличаются своеобразием своей культуры и существует множество различных национальных, этнических культур.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1 КУЛЬТУРА КАК СИСТЕМА И ЕЁ СТРУКТУРА. 3
1.1 Основные структурно-системные модели культуры. 3
1.2 Материальная и духовная культура: сущность и структура. 4
1.3 Культура институтов (организаций). 7
1.4 Сферы культуры: профессиональная и обыденная. 9
1.5 Формы культуры: нравственность, искусство, религия. 11
1.6 Массовая и элитарная культура. 13
2 СУБКУЛЬТУРА 18
2.1 Субкультуракак способ бытия культуры. 18
2.2 Формальные и неформальные объединения. Характеристики
молодежной субкультуры. 21
2.3 Взаимодействие субкультур с базовой культурой и между собой . 24
2.4 Классификации субкультур. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

Вложенные файлы: 1 файл

Культура и субкультура1.docx

— 66.07 Кб (Скачать файл)

От господствующей культуры её субкультуры отличаются по форме и содержанию. Социальной основой субкультуры могут быть возрастные группы (в первую очередь, молодёжь), социальные слои, неформальные объединения. Они становятся субъектами собственной культурной среды: творцами и носителями норм, действий и ценностей, объединяющих группу в субкультуру. Субкультурные различия определяются полом, возрастом, родом занятий, национальностью, сословием и другими признаками. Каждое общество имеет мозаику по-разному взаимодействующих субкультур. Жизнь индивида протекает главным образом в рамках субкультуры; иммигрант живёт в конкретной культуре иммигрантов, семья военного рядом с воинской частью. Дети осваивают несколько возрастных культур, зачастую вступая в противоречие с родителями, разделяющими ценности иной субкультуры.

Грани между субкультурами достаточно условны. Например, молодежная субкультура может включать представителей элиты и городских низов, субкультуры меньшинств - объединять представителей национальных, расовых, социальных субкультур. Яркой иллюстрацией организованных (социально-профессиональных) сообществ может служить жизнедеятельность коллектива японской фирмы. Авангардная субкультура выражает стремление к изменению культуры, а традиционалистская стремится сохранить (или возродить) ценности уходящей (утраченной) культуры.

В силу ряда социальных факторов субкультура может утверждать образцы мировоззрения и поведения, противоположные доминирующей культуре. Некоторые исследователи используют термин «контркультура» применительно к субкультурам групп, бросающих вызов традиционной культуре. Преуспевающая шайка преступников, например, имеет свои стандарты поведения и нравственные нормы, а также благоприятный для сплочения группы морально-психологический климат. Но эти ярко выраженные стандарты противоположны всеобщим нормам данного общества; объективно они подрывают основы социального бытия, уподобляясь свинье под дубом из басни И.А. Крылова. Следовательно, если в субкультуре индивид может альтернативными способами усвоить и реализовать базисные ценности общества, то контркультура означает отказ от ведущих образцов доминирующей культуры. Субкультура может стать контркультурой в результате непродуктивного конфликта с господствующими культурными нормами и образцами.

Итак, субкультура является способом бытия культуры, посредством которого специфические группы пытаются адаптировать доминирующую систему ценностей и (или) противостоять ей. Субкультуры предлагают систему символов, помогающую индивиду или группе осмыслить специфику своего особого положения и формировать (поддерживать) устойчивую культурную идентичность. Культурные значения субкультуры помогают каждому участнику в создании своего образа и соответствующей ему связи-сплочению с другими членами субкультуры. Возникновению или развитию субкультур содействуют социальные события, приводящие к изменению образа и уровня жизни общества. Общепризнанной типологии субкультур пока нет, их объединяет признание двух тенденций в возникновении и развитии: успеха или неудачи. Иначе говоря, системный кризис общества приводит к возникновению социальных групп, положение которых стало – относительно и абсолютно - лучше или хуже. Среди условий кризиса, ведущих к ухудшению социально-экономического положения, исследователи называют безработицу, примитивную работу, неблагополучные семьи, недостатки образования, снижение уровня духовной сферы общества. Тенденция «неудачи» обусловила появление большинства молодёжных субкультур на Западе и постсоветском пространстве.

Ведущим признаком субкультуры является наличие стиля. В структуре стиля выделяют: образ (одежда, причёска, бижутерия); манеру поведения (походка, мимика); слэнг (набор слов и характер их использования). Стиль создаётся на основе элементов данной культуры; новый контекст придаёт иное значение предметам, вещам и словам, заимствованным из доминирующей традиции. Среди ведущих функций стиля называют обособление от других групп и формирование собственной. Совокупность функций обеспечивает роль субкультуры в обществе и её ценность для членов группы. Субкультура решает проблемы, смягчая социально-экономические противоречия. Она предлагает стиль и ценности, позволяющие сформировать особую идентичность. Элементы субкультуры дают возможность создать значимый досуг. Форма общения, принятая в субкультуре, предлагает индивиду варианты решения личностных проблем.

Субкультура, как альтернативная форма социальной активности, осваивается непосредственно (фактическим членством в группе субкультуры) и опосредованно (под влиянием средств массовой коммуникации).

Субкультуры способны решать специфические потребности индивидов и определённых социальных групп в коммуникации; об этом весьма убедительно говорит факт появления и развития субкультур.

Среди молодёжных субкультур Запада выделяют две группы: субкультуры нижнего класса (рокеры, бритоголовые, панки, футбольные фанаты и другие) и субкультуры среднего класса (битники и хиппи). Эти разновидности получили распространение на постсоветском пространстве культуры. Субкультуры нижнего класса получили свои названия, как правило, за яркую особенность внешнего вида или поведения. Субкультуры среднего класса менее распространены и сложнее по содержанию. К элементам их стиля исследователи относят: поиск духовного удовлетворения в творчестве, стремление к формированию и выражению индивидуальности вплоть до индивидуализма, сознательный отказ от материальной обеспеченности.

Субкультуры существуют столько, сколько существует культура. В отличие от господствующей культуры, конкретная субкультура недолговечна, но каждая новая субкультура повторяет характерные черты исчезнувших и современных форм. Множественные новообразования в культуре могут привести к появлению субкультуры или остаться внутри существующей субкультуры. Исследователи не исключают их влияния на социокультурный процесс. В социальных группах с субкультурами идёт творческий процесс взаимодействия, в рамках которого происходит разработка стиля микрокультуры. Как субъекты культуры, носители субкультур способны повлиять на развитие культуры человечества.

2.2 Формальные и неформальные объединения. Характеристики молодежной субкультуры

«Неформалы» - кто они? Ответ на эти вопрос неоднозначен, как неоднозначны и неоднородны сами неформальные объединения. К тому же, бурная общественно-политическая жизнь заставляет изменяться самодеятельные формирования, причём эти изменения зачастую касаются не только форм и методов их деятельности, но и провозглашаемых целей. формальной обычно называют социальную группу, обладающую юридическим статусом, являющуюся частью социального института, организации, где положение отдельных членов строго регламентировано официальными правилами и законами. А неформальные организации и объединения ничего этого не имеют.

Неформальные объединения – это явление массовое. Ради чего только люди не объединяются. Понятие "неформальное объединение" - это неюридическое понятие, пришедшее из газет в 80-е годы как противовес "формальным", то есть официально определенным (зарегистрированным) организациям. В неформальных объединениях отсутствует четкое членство и их принято рассматривать как формирования, объединяющие в себе молодежь по признаку субкультуры. Что такое неформальные объединения с точки зрения юристов, и социологов:

В понятия неформальная организация социологи вкладывают разный смысл. А. И. Пригожин считает, что неформальная организация определяется как один из типов организации социальных систем, возникающий и существующий наряду с формальной организованностью этих же систем. Неформальная организация – это спонтанно сложившаяся система социальных связей, норм, действий, являющихся продуктом более или менее длительного межличностного и внутригруппового общения.

С юридической точки зрения, неформальное объединение – это такая форма объединения, которая не является юридическим лицом (юридическое лицо положено регистрировать в подразделениях Минюста) и не является официально созданным общественным объединением без образования юридического лица. Неформальное объединение это такое, которого нет в реестре Министерства юстиции, у него отсутствуют обязательные, юридически определенные атрибуты общественного объединения: устав, учредители и многое другое.

Субкультура имеет свои характерные черты:

1) молодежная субкультура представляет собой социальную общность, каждый представитель которой сам причисляет себя к ней.

2) вхождение молодого человека в ту или иную молодежную субкультуру означает принятие им и разделение ее норм, ценностей, манер, мировосприятия, стиля жизни, а также внешних атрибутов принадлежности, а данной субкультуре

3) значимые для той или иной молодежной субкультуры идеи и ценности получают выражение в символике и атрибутике, которой придерживаются ее члены.

Между «отцами» и «детьми» появляются серьезные разногласия на почве различия в ценностных ориентациях, моде, способах коммуникации и даже в образе жизни в целом». Но, тем не менее, не вся молодежная культура имеет право называться субкультурой.

Чтобы точнее определить, что в действительности представляет собой феномен молодежной субкультуры, необходимо развести его толкование с понятием культура для молодых. Основные их различия таковы:

1) молодежная субкультура создается самими молодыми людьми для молодых; культура для молодых создается, инициируется «отцами» для «детей»

2) молодежная субкультура, отклоняясь от традиционной культуры, в действительности нацелена не на разрушение современной социокультурной обстановки, а на включение молодых людей в общество; культура для молодых, хотя по форме может отклоняться от традиционной культуры, но, по сути, это одно из проявлений культуры индустриально развитых и постиндустриальных обществ, ее сегмент, а потому она удерживает молодых людей в рамках их общества;

3) для молодежной субкультуры характерен эскапизм, поскольку молодые люди «уходят» в нее из общества; культуре для молодых, наоборот, присуще стремление быть сопричастным к той культуре, которую молодым предлагает и навязывает общество;

4) для молодежной субкультуры характерен нонконформизм; а культуре для молодых – конформизм;

5) молодежная субкультура – феномен урбанистический, характерный для крупных городов; культура для молодых рассчитана на молодых людей вне зависимости от того, где они живут.

Молодежная субкультура и культура для молодых сосуществуют, порой параллельно, порой пересекаясь, но никогда не сливаясь. Самое главное отличие молодёжных субкультур в том, что они эзотеричны, они создаются молодыми для себя, для внутреннего пользования и не рассчитаны на массовое потребление, они закрыты «для» и «от» внешнего мира.

2.3 Взаимодействие субкультур с базовой культурой и между собой.

Субкультура и базовая культура взаимосвязаны, неразрывны, вместе они составляют единое целое. Совместное существование приводит к постоянному взаимодействию, которое в свою очередь приводит к динамическим изменениям как в базовой культуре, так и в молодежных

Каждая общественная система представляет мозаику из определённого набора субкультур. Однако субкультуры разных обществ будут различаться, поскольку будут являться носителями всех особенностей и характерных черт своей базовой культуры

Дело в том, что традиционная, официальная, или так называемая базовая культура общества не является для конкретного человека вопросом выбора, поскольку если он родился в рамках данной культуры, то впитал её с молоком матери, в процессе роста. Как младенца при крещении не спрашивают, хочет он того или нет, так и при передаче базовой культуры человека не спрашивают, хочет он принимать её или нет. Он растёт, живёт и действует в данном культурном пространстве.…

«Элементы базовой культуры неизбежно привносятся в молодежную субкультуру. И даже если элементы базовой культуры отрицаются в молодежной субкультуре, они все равно так или иначе включаются в нее, поскольку отрицать можно лишь то, что существует.

При этом и в базовую культуру интегрируются элементы молодежной субкультуры.

Молодость это такой период жизни, когда человек строит отношения, получает знания и нарабатывает умения, которые будут определяющими в его дальнейшей жизни. Каждое молодежное поколение, вырастая, вносит в базовую культуру общества то, что было выработано им в период молодости.

Наша сегодняшняя культура представляет собой не инверсию базовой культуры и молодежной субкультуры 60-х годов, а некую цельность, включившею в себя элементы и молодежной субкультуры 60-х,70-х, и последующих годов, и криминальной, и профессиональных и многих других субкультур. Только в сегодняшней базовой культуре из десятков ингредиентов возникла цельность, которую обратно в первоэлементы тех субкультур уже не вернуть».

Субкультуры взаимодействуют не только с базовой культурой, но и между собой. Одна может стать причиной для упадка другой, или же наоборот: трамплином для развития. Так, например готическая субкультура проистекает из постпанка и делится еще на множество движений.

Как уже говорилось выше, базовая культура общества не является для каждого конкретного человека вопросом выбора, а вот в отношении определённых субкультур человек может решать, принимать их или нет. Но поскольку люди все разные, они выбирают те субкультуры, которые отвечают их требованиям и нуждам.

Что же было источником конструирования «культурных мифов в отечественных молодежных субкультурах? Для России таким источником стал Запад. Отечественные молодежные субкультуры, начиная со стиляг, конструировали «свой Запад» в соответствии с представлениями и традициями российской культуры, являясь сложным переплетением инновационных элементов с элементами «своей» и «чужой» культурных традиций. Например, субкультура отечественных хиппи унаследовала традиции странничества и пацифизм: толстовское отрицание государства и «непротивление злу насилием». Таким образом, многие отечественные молодежные субкультуры явление органическое, а не привнесенное и заимствованное. Западные образцы субкультурных стилей переработаны и переосмыслены в соответствии с особенностями российской цивилизации и российской ментальности.

Информация о работе Культура и субкультура