Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 12:47, курсовая работа
В повседневной жизни представления о культуре обычно связывают с литературой и искусством, образованием и воспитанием, просветительской деятельностью. Культурным называют человека, владеющего знаниями, начитанного, умеющего вести себя в обществе. Культура характеризует также степень овладения тем или иным видом деятельности. В этом смысле говорят о культуре труда, о профессиональной и бытовой культуре, о культуре общения, о культуре речи и мышления. Различают также высокую и низкую, элитарную и массовую культуру. Наконец, известно, что нации отличаются своеобразием своей культуры и существует множество различных национальных, этнических культур.
ВВЕДЕНИЕ 2
1 КУЛЬТУРА КАК СИСТЕМА И ЕЁ СТРУКТУРА. 3
1.1 Основные структурно-системные модели культуры. 3
1.2 Материальная и духовная культура: сущность и структура. 4
1.3 Культура институтов (организаций). 7
1.4 Сферы культуры: профессиональная и обыденная. 9
1.5 Формы культуры: нравственность, искусство, религия. 11
1.6 Массовая и элитарная культура. 13
2 СУБКУЛЬТУРА 18
2.1 Субкультуракак способ бытия культуры. 18
2.2 Формальные и неформальные объединения. Характеристики
молодежной субкультуры. 21
2.3 Взаимодействие субкультур с базовой культурой и между собой . 24
2.4 Классификации субкультур. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
Так что же все-таки представляют собой субкультуры по отношению к базовой культуре? Термин «субкультура» можно приравнять к термину экстернальная культура.
Экстернальные культуры аккумулируют определённые нормы и символику. Если основная культура – это те нормы и символы, которые задают основной принцип данного общества, то в экстернальные входит всё, что осталось вне основного мифа – самоописания общества.
Стоит сказать, что экстернальные культуры появились именно тогда, когда появилось человеческое общество. Пример: Ранние христиане были экстерналами в Римской Империи, в Средневековой Европе – это многочисленные ереси, в России – раскол
Получается, что субкультуры -- это зеркальное отражение проблем нашего общества, и хотя бы поэтому нужно адекватно к ним относиться и попытаться лучше разобраться.
Некоторые представители агрессивных субкультур шокируют обывателей своим поведением. Негативное впечатление, произведенное этими отдельными людьми, переносится на представителей всех субкультур, и, не попытавшись разобраться, в чем же дело, люди идут по самому простому пути: они начинают осуждать все и вся, что связано с субкультурой
Но если подумать, то в шок нас ввергают не только скинхеды, гопники и прочие, но и просто пьяные или «развязанные» люди.
Субкультуры, также как и наша базовая культура, имеют различных представителей, и некоторые из них действительно достойны осуждения. Но нельзя, не зная осуждать все, нельзя вешать ярлыки. Это всегда приводит только к непониманию и конфликтам. Нужно всегда стараться и пытаться понять других людей.
2.4 Классификации субкультур
По мнению одного из ведущих исследователей подросткового неформального общения И. С, Полонского, около 85% подростков и юношей проходят через стихийное групповое общение. При этом автор считает, что организованный школьный коллектив и стихийное общение подростков различаются по ряду параметров. Стихийная группа склонна к самоизоляции, крайнему обособлению от взрослых, прежде всего, от родителей и школы, В таких группах возникает узкогрупповая мораль, которая в искаженном виде представляет "взрослые" нормы и ценности, столь желанные для подростков.
По характеру социальной направленности И. С. Полонский делит стихийные группы на три типа:
1. Ассоциальные – стоят в стороне от социальных проблем, но не представляют угрозу общества. В основном выполняют рекреационные функции. примеры: готы, реперы, рокеры
2. Антисоциальные – ярко выраженный агрессивный характер, стремление утвердить себя за счёт других, нравственная глухота. Яркий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В этой работе субкультуру также называем молодежной культурой. И не малую важность имеет вопрос: «Почему к определённому возрасту люди «уходят» из субкультуры»?
Субкультура -- это сообщество людей, которые понимают друг друга, у них похожие мнения и взгляды, им нравится общаться, проводить время вместе. Почему же к определённому возрасту это общение прекращается? Проблемы и обязанности подростков, отличаются от проблем и обязанностей взрослых, самостоятельных людей. Было бы лицемерием сказать, что проблемы подростков менее сложные, а обязанности менее обременительные. Это не так, они просто совсем другие, но, как ни крути, подростки располагают, большим количеством свободного времени. Они не заняты зарабатыванием денег, не имеют экономической самостоятельности и не воспитывают детей. Избыток свободного времени подростки тратят, в основном на общение с близкими им по духу людьми. По мере того, как они находят своё место в обществе, кто-то играет в рок-группе, кто-то поступает в вуз, женится, становится художником – они всё больше отдаляются и, в конце концов, выходят из тусовки. У кого-то уже не хватает времени на былое общение, а кому-то это становится попросту не нужным.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Васильев В.Г., В.О. Мазеин, Н.И. Мартыненко «Отношение студенческой молодежи к религии». Социологические исследования. 2000 г. №1.
2. Вишневский Ю.Р., Л.Я. Рубина «Социальный облик студенчества 90-х годов». Социологические исследования. 1997 г.
3. Воторопин. А.С. «Политические ориентации студенчества». Социологические исследования. 2000 г. № 6.
4. Карпухин О.И. «Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации». Социологические исследования. 1998 г. № 12.
5.
6. Луков В.А. «Особенности молодежных субкультур в России». 2002 г. № 6.
7. Маршак. А.Л. «Особенности социокультурных связей социально дезориентированной молодежи»1998 г. № 12
8. Попов В.А., О.Ю. Кондратьева «Изменение мотивационно-ценностных ориентаций учащейся молодежи». Социологические исследования. 1999 г. № 6.
9. Сергеев «Молодежные субкультуры в республике». Социологические исследования 1998 г. № 11
10. Сикевич З.В. Молодежная культура: за и против. 1990.
11. Социология культуры. Теоретический курс. М. 1993 г.
12. Социология молодежи. Под ред. В.Т. Лисовский. СПб. 1996.
13. Суртаев В.Я. Молодежная культура. 1999
14. Щенникова Л.С. «Духовные ориентиры псковских студентов». Социологические исследования. 1999. № 8.