Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 12:54, доклад
В социальном измерении культура - это, в первую очередь, мир окружающих нас вещей, несущих на себе отпечаток человеческого труда, существующих в обществе отношений, уровня и особенностей взаимодействия человека с природной средой и т.д. В этом смысле «культура» - это обработанная, очеловеченная, «окультивированная» природа. Окружающие нас вещи предстают как мир «оживших» предметов, как предметно воплощенные человеческие усилия, мастерство, нормы, традиции, эстетические вкусы и нравственные ценности, перенесенные человеком на созданные им творения. И само их создание соответствует и индивидуальным потребностям, и общественным ценностям и идеалам, т.е. определенной культурной традиции.
1.Введение.
2.Основная часть:
Вопрос 1. «Культура и цивилизация».
Вопрос 2. Стадиальные концепции цивилизации.
Вопрос 3. Теория «локальных цивилизаций».
Вопрос 4. Противники теории «локальных цивилизаций».
Вопрос 5. Аксиоматика минимальной теории цивилизации.
3. Заключение.
4. Список использованной литературы.
Язык - символьно-смысловая система общения ("озвучивающий устремление ввысь нового племени Земли"). Информация - языковое послание ("начальная энергия, несущая форму для рождения человека"). То, что язык один и имеет код, прямо свидетельствует о том, что никакой автономной эволюции быть не могло, что он создан не нами, и также как и информационное поле, есть результат взаимодействия цивилизаций.
Единичное - элемент множества, включающий в себя все множество, т.е. отображение множества в себя ("энергия данная в начале"). Всеобщее - множество, являющееся множеством всех множеств и элементом множества и множества всех множеств ("все основное накрывающее все части"). При упрощенном, укороченном описании множества можно сказать, что каждое множество является элементом самого себя и "кое-чем еще". Т.е. мы наделяем множество структурой, делающей логически непротиворечивым предложение "единичное = всеобщему". "Элемент", "объект" оказываются лишь отображением множества в себя - некой видимой проекцией, выход за которую и восстановление всеобщего зависит от достигнутого разумом уровня. Например, множество всех людей не является человеком лишь на первый взгляд, только с бытовой точки зрения.
Мир - самое общее понятие - всеобщее, снабженное этикой ("рождающий (рожденный) повторением начала"). Его фундаментальность семантически отражается в таких словах и выражениях как мировоззрение, всемирный, смирение, мирный атом, мириады звезд, антимир, в миру, миротворец, мир тесен, миру - мир. Материя - реализация мира - исходная аксиоматическая категория, включающая в себя все и не имеющая альтернативы ("рождающая"). Вселенная - единица мира - все объекты, образующие почти замкнутое пространство-время. Пространство - геометрическое отображение материи ("связь всех объектов"). Время - геометрическое отображение жизни ("вращающее"). Эти определения наполнены глубоким содержанием, отличаются от традиционных и понятны с научной точки зрения. Материя - это совсем не нечто грубое, неживое, которому можно противопоставить идеальное, духовное, асимптотически удаленное. Вся материя во всех своих формах живая, разумная и нравственная. А пространство - совсем не вместилище материи, то, куда она погружена. Согласно современным представлениям, материя генерирует гравитационное поле, которое эквивалентно пространству сложной геометрии, т.е. материя и пространство - две эквивалентные категории. Связь понятий времени и жизни очевидна уже на семантическом уровне: жизнь - повторение себя и время - вращение, которое тоже есть повторение начала. И то, и другое являются генераторами движения. Определение жизни уже было дано: фундаментальное свойство материи рождать себе подобное и генерировать информацию ("живое всеобъемлющее начало").
Цивилизация - единица вселенной - разумное сообщество, обладающее языком, этикой и зоной ответственности - средой обитания ("это свобода и ограничение для человека"). Задача цивилизаций - обеспечить сам факт существования мира и реализацию нравственного смысла его существования. Человек- единица цивилизации - разумное существо, имеющее язык, совесть и положительную целевую установку ("реализует работу разума за время его жизни"). Народ (нация) - этическая вневременная общность людей ("начинающийся в роду"). Нужно отличать народ от населения - живущих в данное время на данной территории людей и этноса (племени) - родственных людей. И те, и другие тогда принадлежат народу, когда следуют его традициям и нравственным установкам. Разум - система для решения задач существования мира ("повторение начала умом"). Ум - способность мыслить ("основа рождения"). Таким образом, мы получаем циклическую группу понятий: человек - единица цивилизации, цивилизация - единица вселенной, вселенная - единица мира, мир - единица самого себя, в том числе, человека. Все они носят нравственный характер. На достаточно глубоком уровне категории материи, пространства, времени, жизни отождествляются, т.е. фактически они означают одно и то же.
Совесть - единый у всех людей индикатор добра и зла и генератор нравственности ("всеобщая весть"). Именно наличие у нас совести является прямым доказательством нашего вселенского происхождения и предназначения, позволяет нам автоматически, вне зависимости ни от чего, следовать ему, связывает нас с тем, что лежит за гранью понимания смысла жизни. Сознание- отображение реальности на абстрактные образы ("всеобщее знание"). Этика- дух, характер, нрав человека ("это дух"). Она одинакова у всех людей и не зависит ни от чего. Ее не следует путать с моралью - правилами поведения, принимаемыми каким-либо сообществом. Например, мораль: выживает сильнейший, в борьбе все средства хороши, деньги не пахнут, не пойман - не вор, можно все, что не запрещено законом, частная собственность - это свобода, хочешь жить - умей вертеться и т.д., - антинравственна, поэтому отсюда однозначно следует, что общество, культивирующее ее и соглашающееся с ней, не может быть стабильным само по себе (существует только за счет обмана и насилия над другими), обречено на деградацию и саморазрушение. И обратно - общество тогда гармонично и устойчиво, когда его мораль совпадает с этикой. Свобода - гармоническое не нарушающее нравственность взаимодействие ("связь вкруговую дающая"). Как видим, свобода не имеет никакого отношения к вседозволенности и произволу желаний, поступков, хотя обычно и отождествляется с ними, что этически вскрывается элементарно. Добро- все, что обеспечивает существование мира ("делающее всеобщим повторение начала"). Зло - все, что направлено на уничтожение мира ("ограничивающее вместилище"). Тот факт, что внутреннее значение данного слова не совпадает с его функциональным смыслом, прямо говорит о том, что зло является внешним, привнесенным, не свойственным человеку, цивилизации и миру в целом антиэтическим явлением. Этот вывод подтверждается также тем, что в языке вообще нет слов с отрицательным внутренним смыслом.
Следовательно, мы, действительно, сталкиваемся в своей жизни с проблемой противостояния злу, суть которой лежит за верхней гранью нашего понимания реальности, которую можно решить только с помощью этического критерия. Ее решение существует в рамках рассматриваемой концепции, принципиально отделяющей носителей добра от носителей зла. Любой человек, любой народ по определению заряжены только на рождение и созидание. Стремление к обману, насилию, убийству не свойственны нам. Люди вовлекаются в эти процессы, но будучи обманутыми или поставленными в безысходное положение. Поэтому, если ты трудишься, созидаешь - то человек. Если сеешь ложь, обман, разврат, несешь горе людям, то - не человек. Ни к какой нации, религии, партии, цивилизации не принадлежишь. И неважно, откуда ты взялся и какие цели преследуешь. Никаких дел у нас с тобой не будет. Вот что должно сидеть в сознании у каждого человека. Только тогда все войны прекратятся, т.к. носители зла действуют только руками обманутых совращенных людей и при наличии социальной поддержки. У них исчезнет возможность перекладывать на людей, на народы, религии, государства свои преступления, а в случае сопротивления людей античеловеческим действиям - обвинять их в разжигании межнациональной, религиозной, классовой вражды и розни. Это предложение не противоречит никаким законам, никаким убеждениям, против него не может быть никаких честных аргументов. Оно сводит задачу к одному - к изменению общественного сознания в сторону понимания того, что любые социальные действия, противоречащие совести и приводящие к массовому страданию и взаимоистреблению людей, являются ложными и совершаются не людьми. Только так мы сможем выйти из кризиса и сохранить цивилизацию.
Переход культуры в цивилизацию связан с радикальным изменением отношения человека к природе. Все радикальные перемены в судьбе человечества связаны с новым отношением человека к природе. Эра цивилизации началась с победного вхождения машин в человеческую жизнь. Жизнь перестает быть органической, теряет связь с ритмом природы. Человек окончательно удаляется от природы в процессе технического овладения природой и организованного властвования над ее силами.
Надо отметить, что цивилизация имеет не природную и не духовную, а машинную основу, в ней техника торжествует над духом, над организмом. Современные культурологи склоняются к убеждению, что цивилизацию надо понимать как среднюю стадию развития человеческого опыта. Эта стадия началась, как они полагают, с возникновением сельского хозяйства, затем продолжалась в промышленной революции, после чего человечество волей-неволей начинает двигаться к постцивилизационной стадии развития, когда массовые коммуникации обеспечат глобализацию культуры.
Во многом слова культура и цивилизация выступали как синонимы. Их противопоставление не предполагалось.
В самом общем виде можно сказать, что при сопоставлении культуры и цивилизации первая оценивается как сфера высших человеческих действий: духовных, научных и художественных обнаружений человеческой активности. Цивилизация же олицетворяет материальные формы бытия. Поэтому цивилизация поначалу воспринимается как процесс. Впоследствии «цивилизация» становилась многозначным понятием. Цивилизация отождествляется с цивилизованным поведением, т.е. с хорошими манерами и навыками самоконтроля.
Именно поэтому, основные принципы цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам культур другого исторического типа. Каждый тип создает свою собственную цивилизацию, испытывая влияние чужих предшествующих и современных цивилизаций. Одно из значений понятия «цивилизация» - это уровень, ступень общественного и культурного развития.
Таким образом, можно сделать вывод, что вся история понятия «цивилизация» теснейшим образом связана с историей понятия «культура». Так же, как и «культура», «цивилизация» означает небиологические формы действительности человека, систему явлений, выделяющую человека из природы, совокупность вещей и идей, искусственно созданных человеком.
Список использованной литературы.
Библер В.С. Цивилизация и культура. – М., 1993.- 47 с.
Введение в культурологию: Учеб. пособие/ Буйдина И.Ф. и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Владос, 1996. – 335 с.
Галенко С.П. Концептуальные основания политики образования в России// Культура.- Цивилизация.- Образование.- Тверь, 1996. – 81 с.
Драч Г.В. Культурология. Ростов-на-Дону, 1996. – 325 с.
Коган Л.Н. Социология культуры. М., 1995 г. – 295 с.