Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 19:43, реферат
Осмыслением культуры занимается и философия. Существует даже ее особое направление - философия культуры, предметом которой является культура как некая целостность. Отвлекаясь от всевозможных деталей и частностей, философия ставит вопрос о том, что такое культура, каково ее место в жизни человека и общества.
Прогресс в области культуры имеет совсем иной характер. Его смысл не в замене старых ценностей на новые, а в накоплении ценностей, в расширении их круга. Шостакович не отменяет Бетховена, как и Бетховен не отменяет Моцарта; ислам не поглощает и не обесценивает христианство, а христианство – античный политеизм; приобщение к мировой культуре не отменяет патриотизма и т.п.
Любопытно, что ценности цивилизации, становясь в определенных условиях ценностями культуры, могут продлевать свою историческую жизнь уже в качестве последних.
Роль ценностей в строении и функционировании культуры ни у кого из исследователей не вызывает сомнений. Более того, чаще всего культуру как социальный феномен определяют именно через ценностные ориентации.
В своей исторической основе культура есть дело общественное, и личность волей-неволей вступает в определенные отношения с различными социокультурными структурами. При этом закономерность исторического развития культуры состоит в том, что со временем культура личности начинает играть все более важную роль и все более индивидуализируется. Так, если на заре культурного бытия человечества для всех членов данного сообщества (рода, племени, семьи и т.п.) существовала приблизительно одна и та же система ценностей, то для новейшего времени такая ситуация просто немыслима, а монолитные культурные структуры существуют лишь как исключения.
Правда, вторая половина XX в. обнаружила и прямо противоположную тенденцию культурного развития: в постиндустриальном обществе личность все более нивелируется. Но эта тенденция пока еще остается не главной, а каково будет дальнейшее развитие культуры, какая закономерность в нем возобладает – пока неясно.
По своему культурологическому
статусу общество представляет собой
конгломерат различных «
Слово культура —
одно из наиболее популярных в рассуждениях
о вечных философских проблемах. Изучением
культуры занимаются многие науки — история,
археология, социология, этнография, искусствоведение,
антропология. Существуют несколько сот
различных определений того, что можно
назвать культурой, десятки подходов к
ее изучению, теоретических концепций,
моделей культуры. Это приводит и к отказу
от идеи поиска и утверждения какого-либо
осмысления культуры как единственно
верного, и к выделению и систематизации
наиболее распространенных и перспективных
в научном и практическом отношениях точек
зрения на культуру[2].
Культура (от лат. cultura
— возделывание, воспитание, образование,
развитие, почитание) — это исторически
определенный уровень развития общества
и человека, выраженный в типах и формах
организации жизни и деятельности людей,
а также в создаваемых ими материальных
и духовных ценностях.
Происхождение термина «культура» связано с человеческим трудом, активной, преобразующей деятельностью людей. Впоследствии он получил и другое, переносное значение — просвещенность, воспитанность, образованность человека. Уже у Цицерона («Тускуланские беседы», 45 г. до н. э.) говорится о философии как «культуре ума». С этими двумя значениями слово «культура» вошло во все европейские языки, в том числе русский и белорусский.
Как философская категория
«культура» относится к таким
научным абстракциям, которые, по Марксу,
«имеют силу для всех эпох». И так
как культура позволяет проникнуть
в сущность исторического процесса,
раскрыть специфику общественного
развития по отношению ко всей объективной
реальности, то она является всеобщей
социально-философской
Культура — не структурная
часть целого, а определенное качественное
состояние общества на каждом этапе
его развития, его производительное
существование. Культура — это труд,
и приобщение к ней — труд не
меньший. В ней воплощаются не
только физические, но и духовные качества
человека.
Если материально-техническую
базу общества характеризуют мощности
энергетических установок, точность работы
станков и оборудования, скорость движения
предметов труда в технологическом процессе,
квалификация рабочей силы, то о культуре
судят по духовным качествам людей и силе
их духа.
Различая материальные
и духовные ценности, можно выделить
материальную культуру и культуру духовную
как относительно самостоятельные
области. Под первой понимается совокупность
материальных благ, средств и форм
их производства, а также способов
овладения ими. Под второй — совокупность
знаний, форм и методов мышления, сфер
идеологии (философия, нравственность,
право, сознание, религия, искусство, наука)
и способов деятельности по созданию духовных
ценностей.
Уже в античном обществе культура как совокупность навыков и умений, а также результатов деятельности человека была выделена в качестве предмета осмысления. Согласно культурологическому мифу Протагора - древнегреческого философа, возникновением материальной культуры, а также упорядоченным развитием общественной жизни люди обязаны богам. По мнению других мыслителей, среди которых находился и Демокрит, творец культуры - человек. Он создает культуру, подчиняясь своим потребностям и подражая природе.
Древнегреческие
мыслители различали природное
и нравственное как два
Древнегреческая пайдея (культура), сделав человека мерой всех вещей, не страдала гигантоманией, избегала всего того, что не сообразовывалось с человеком и его понятиями. У греков даже боги человекоподобны, .не только по внешнему облику, но и по поведению. Требуя почитания, древнегреческие боги не повергали индивида в мистику, не отнимали у него способности мыслить и судить о чем-либо, в том числе о воле богов. Греческие храмы, возводившиеся в честь бессмертных богов, также соотнесены с человеком, с мерой его религиозно-мифологических представлений и с его художественно-эстетическим идеалом.
Демократическая
и гуманистическая
Достоинство
греческой культуры в том, что
она открыла человека-
Конечно,
все сказанное о
Свой вклад в понимание
В своих
сочинениях римский оратор
Культура
для Цицерона не исчерпывается
образованностью, развитием
Цицерон
верил, что гражданин и
Культура
государства и слова
После
Цицерона образуется мощнейший
исторический провал и
Однако
хорошо известно, что отсутствие
теоретических работ вовсе не
говорит об отсутствии самого
явления в жизни. Проблемы
Учитывая печальный опыт цицероновского понимания культуры, средневековье вынесло культурный идеал за границы реального бытия и сделало тем самым неуязвимым для повседневности.
В эпоху
средневековья происходит
символе
веры. «Верую в единого Бога, Отца вседержателя,
творца неба и земли, видимым же всем и
невидимым; и во единого Господа Иисуса
Христа, сына Божия единородного... Исповедую
единокрешение во оставление грехов, чаю
воскресения мертвых и жизни будущего
века. Аминь». ( Сокращенный молитвослов.
СПб., 1861. С. 73 - 75.)
Информация о работе Культура как объект филосовского исследования