Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 09:08, реферат
Культура - это природа, которую «пересоздает» человек, утверждая посредством этого себя как человека. Культура немыслима без человека: он ее создал. Основанием культуры служит потребность человека в реализации тех побуждений, которые не являются инстинктивными.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. Философское понятие культуры……………………………………………..5
2. Структура и функции культуры………………………………………………7
3. Культура в условиях глобализации…………………………………………..9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………
Третья точка зрения находится как бы между первой и второй, являясь умеренно критической. Ее основы заложил английский социолог Р. Хоггарт, исследовавший в 30-е гг. XX в. процесс приобщения английских рабочих - выходцев из крестьян к городской культуре. Он отметил, что адаптация к массовой городской культуре не была автоматической и пассивной: рабочие проявляли способность к сопротивлению, уклонению, отклонению от ее стандартов. Во Франции эти идеи развивает историк М. де Серто, который считает, что стратегия, система и язык задаются господствующим экономическим порядком и властью, тогда как тактика, речь, хитрости и уловки создаются и применяются пользователями и потребителями культуры.
Названные позиции в той или иной мере отражают реальное положение вещей. Каждая из них может быть подтверждена определенными фактами. И все же первая точка зрения имеет меньше сторонников, чем две другие.
Особую актуальность приобрели проблемы взаимоотношений национальных культур, западной и незападных культур, центра и периферии, господствующей и зависимой культуры, культурного империализма, культурной идентичности, аккультурации и т. д. Сложность и острота этих проблем хорошо видны на примере отношений культур Америки и Франции. Как отмечает французский исследователь Ж. Леклерк, Франция и США во многом являются разными цивилизациями. Первая представляет собой цивилизацию традиционного классического искусства и высокой культуры. Вторые - цивилизацию аудиовизуального искусства и массовой культуры. Первую лучше всего олицетворяет Лувр - мировой центр хранения и показа шедевров, который посещают люди со всего света. Символом второй является Голливуд - всемирный центр производства фильмов, которые заполонили весь мир.
Глобализация мира искусства ведет к асимметрии потоков классических и аудиовизуальных произведений, рынков искусства и рынка кино. Считается, что американцы никогда не видели французские фильмы, а многие французы никогда не видели американскую живопись. Однако внешне стихийные, противоречивые и изменчивые культурные потоки, как и любые другие, подчиняются рыночной логике. В результате формирующиеся структуры французского и американского экспорта культурных ценностей предстают существенно различными. С одной стороны, - конечное, ограниченное, невоспроизводимое и убывающее количество классических произведений. С другой стороны, - неограниченное, воспроизводимое и неубывающее количество фильмов. Абсолютная редкость встречается с абсолютным изобилием. Франция, продавая шедевры, беднеет и постепенно остается ни с чем, поскольку шедевры невоспроизводимы. Америка, продавая копии фильмов, фактически ничего не теряет и только обогащается. Абсолютное обеднение сталкивается с абсолютным обогащением. Такое положение характерно не только для Франции, но в значительной мере и для всей Европы.
В сложившейся ситуации Франция выступила с проектом "культурного исключения", согласно которому законы рынка и конкуренции не должны распространяться на все культурные ценности. Некоторые из них следует выводить из-под действия рыночных законов. В самой Франции данный проект осуществляется с начала 1980-х гг. Эта идея находит понимание и поддержку среди стран Европейского союза.
Некоторым странам удается успешно противостоять американской культурной экспансии. Так, Бразилия имеет значительные достижения в распространении своих телесериалов, многое делает Египет для сохранения своей национальной культуры. Однако наибольшие успехи в этой сфере достигнуты Индией. В последние годы здесь демонстрируется более 2000 фильмов, из которых только около 10% - зарубежные. То же самое наблюдается в области музыки: индийцы отдают безусловное предпочтение своей национальной музыке.
Опираясь на приведенные примеры, некоторые авторы делают вывод, что культурная глобализация не дает оснований для беспокойства. Однако пример Южной Кореи говорит о другом. Еще в 80-е гг. страна производила порядка 100 фильмов ежегодно и национальная кинопродукция полностью доминировала. После отказа от государственного регулирования экономики ситуация резко изменилась: в последние годы Южная Корея импортирует сотни американских фильмов, а своих производит значительно меньше прежнего. Та же судьба постигла киноиндустрию Гонконга: она не выдержала конкуренцию с Голливудом.
Как видим, процесс культурной глобализации является исключительно сложным и противоречивым и ведет к неоднозначным последствиям. К числу таких последствий относятся стандартизация и униформизация культур, их гибридизация и "креолизация". Поэтому вопрос о выживании локальных, национальных культур остается открытым.
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. М. 2003.
2. Ахиезер А. С. Об особенностях современного философствования//Вопросы философии. 1999. №8.
3. Каган М.
С. Философия как мировоззрение//
4. Канке В.А. Философия: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных учебных заведений.- М. 2001.
5. Миголатьев А. А. Философия. Её предмет и метод//Социально-гуманитарные знания. 2000. №6.
Информация о работе Культура как предмет философского рассмотрения