Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 22:15, контрольная работа
В связи с этим достаточно актуально в наши дни звучит поставленная Данилевским проблема взаимовлияния и взаимодействия различных культур, остро ощущается потребность в теоретическом анализе межкультурного влияния, моделирования механизмов и последствий этого влияния. Стремление найти ответы на актуальные вопросы культурной и общественно-политической жизни нового века и определило наш интерес к творческому наследию Н.Я. Данилевского.
Введение 2
1 Основные положения теории "культурно-исторических типов". 4
2 Славянский культурно-исторический тип. 9
3 Критическая оценка теории культурно-исторических типов. 12
Заключение 14
Список использованной литературы 15
В отличие от дряхлеющей
Европы, славянство только еще входит
в период расцвета своих творческих
сил. Оно может и должно создать
могучую и самобытную цивилизацию,
став преемником уходящей с исторической
сцены европейской цивилизации.
Важнейший позитивный вклад теории культурно-исторических типов (первого варианта теории локальных цивилизаций — родоначальником которой и был Н.Я.Данилевский) — разработка “типологической” альтернативы традиционной для мировой историографии XIX века эволюционно-прогрессистской схемы исторического процесса.[6]Речь идет, таким образом, о критике концепции исторической эволюции. Как известно, сильная сторона эволюционизма заключалась в противопоставлении принципа развития идее неизменности форм бытия, восходящей к теологическому представлению о неизменяемости мира, возникшего в результате акта божественного творения. Другими важными сторонами эволюционизма были признание единства человечества (которое ошибочно выводилось из представления о единстве человеческой психики) и прогрессивного характера его развития. Уязвимым же с позиций научной критики положением доктрины эволюционизма было упрощенное представление о единообразном развитии культурно-исторического процесса, т.е. о развитии однолинейном, лишенном типологической вариативности. Разработка проблематики культурно-исторической типологии явилась одним из слагаемых нового синтеза в сфере философии истории — неоэволюционистских концепций исторической модернизации. Русскому мыслителю впервые удалось зафиксировать феномен европоцентристской установки, названный им “ошибкой перспективы”, дать ему первоначальное истолкование, а также предложить теорию исторического процесса, в которой были разработаны концептуальные средства преодоления европоцентристской установки.[6Позитивное значение критики европоцентризма, развитой Н.Я.Данилевским в теории типов, всецело определяется новыми познавательными возможностями данной точки зрения. Критика европоцентризма может рассматриваться как отказ от представления о естественном центре исторического процесса, как признание относительности и культурно-исторической обусловленности различных цивилизационных традиций. Одним из основных недостатков теории культурно-исторических типов является отождествление социально-исторических образований с организмами. Эта идея в перечне ошибочных положений философско-исторической теории Н.Я.Данилевского оказалась на первом месте в силу того, что она в наименьшей степени содержала то, что можно обозначить как “частные позитивные моменты”.В самом деле, сведение исторической эволюции к динамике органического цикла приводило к ошибочной интерпретации исторической эволюции как в плане содержательного истолкования этапов эволюционного процесса, так и ее общей направленности. Одним из результатов рассматриваемого отождествления была мистификация вопроса о движущих силах исторической эволюции. Несостоятельным также оказался сделанный Н.Я.Данилевским на основе теории типов прогноз эволюции западноевропейской цивилизации, якобы закономерно вступившей в фазу органического умирания. Второе существенное ошибочное положение теории культурно-исторических типов — отождествление самобытных типов развития с историческими индивидуумами — цивилизациями и использование схемы совокупности самобытных цивилизаций при конструировании представления об историческом процессе. Преимущественно априорное и формальное наделение исторических индивидуумов — цивилизаций чертами типологического своеобразия обусловило и формирование неадекватной типологии цивилизаций.7Еще одно существенное ошибочное положение теории типов — догматическое положение о невозможности передачи культурных начал одного цивилизационного типа другому.
В рамках теории культурно-исторических
типов обосновывается при помощи
натуралистической и конкретно-
1. Авдеева Л.Р. Русские
мыслители: А.П. Григорьев, Н.
2. Алексеев П.В. Философы России XIX - XX столетий. Биографии, идеи, труды. / П.В.Алексеев. - М.: Академический Проект, 2001. - 1152 с.
3. Бажов С.И. Философия истории Н.Я.Данилевского / С.И.Бажов. – М.: 1997. - 216 с.
4. Балуев Б.П. Споры о судьбах России. Н.Я.Данилевский и его книга "Россия и Европа" / Б.П. Балуев. - Тверь: Булат, 2001. - 415 с.
5. Белов А.В. Теория
культурно-исторических типов:
6. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа/ В.В. Зеньковский. - М.: Республика, 1997. -368 с. |
1 . Авдеева Л.Р. Русские мыслители: А.П. Григорьев, Н.Я. Данилевский, Н.Н. Страхов. Философская культурология второй половины XIX в. / Л.Р. Авдеева. - М.: Изд-во МГУ, 1992. - 195 с.
2 Балуев Б.П. Споры о судьбах России. Н.Я.Данилевский и его книга "Россия и Европа" / Б.П. Балуев. - Тверь: Булат, 2001. - 415 с.
3 Бажов С.И. Философия истории Н.Я.Данилевского / С.И.Бажов. – М.: 1997. - 216 с.
4 Бажов С.И. Философия истории Н.Я.Данилевского / С.И.Бажов. – М.: 1997. - 216 с.
5 Белов А.В. Теория культурно-исторических типов: pro et cntra / А.В. Белов. - Ростов-на-Дону: Изд. РГПУ, 2002. - 104 с.
6 . Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа/ В.В. Зеньковский. - М.: Республика, 1997. -368 с. |
7 Белов А.В. Теория культурно-исторических типов: pro et cntra / А.В. Белов. - Ростов-на-Дону: Изд. РГПУ, 2002. - 104 с.
8 Бажов С.И. Философия истории Н.Я.Данилевского / С.И.Бажов. – М.: 1997. - 216 с.
Информация о работе Культурологические идеи Николая Яковлевича Данилевского