Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 21:58, контрольная работа
В своей работе я попыталась раскрыть явление «Культа личности», мне кажется эта проблема известная с древнейших времен, актуальна и сегодня, она затрагивает социальные политические психологические области жизни.
Введение-----------------------------------------------------------------------------------------------3
Исторические предпосылки------------------------------------------------------------------------4
Критика культа личности---------------------------------------------------------------------------8
Примеры (в хронологическом порядке):-------------------------------------------------------10
Леонид Ильич Брежнев ---------------------------------------------------------------------------10
Сапармурат Ниязов---------------------------------------------------------------------------------10
Ким Чен Ир ------------------------------------------------------------------------------------------11
Заключение-------------------------------------------------------------------------------------------12
Список литературы---------------------------------------------------------------------------------13
«…Из неприязни ко всякому культу личности я во время существования Интернационала никогда не допускал до огласки многочисленные обращения, в которых признавались мои заслуги и которыми мне надоедали из разных стран, — я даже никогда не отвечал на них, разве только изредка за них отчитывал. Первое вступление Энгельса и мое в тайное общество коммунистов произошло под тем условием, что из устава будет выброшено все, что содействует суеверному преклонению перед авторитетами (Лассаль впоследствии поступал как раз наоборот)» (Соч. К. Маркса и Ф. Энгельса, т. XXVI, изд. 1-е, стр. 487—488).
Энгельс высказывал аналогичные взгляды:
«И Маркс, и я, мы всегда были против всяких публичных демонстраций по отношению к отдельным лицам, за исключением только тех случаев, когда это имело какую-либо значительную цель; а больше всего мы были против таких демонстраций, которые при нашей жизни касались бы лично нас» (Соч. К. Маркса и Ф. Энгельса, т. XXVIII, стр. 385).
Хотя Маркс и Энгельс не одобряли культ личности при жизни, им не удалось избежать посмертного обожествления
Самым же известным разоблачителем культа личности был Хрущев, выступивший в 1956 году на XX съезде КПСС с докладом «О культе личности и его последствиях», в котором он развенчал культ личности покойного Сталина. Хрущев, в частности, сказал:
Культ личности приобрел такие чудовищные размеры главным образом потому, что сам Сталин всячески поощрял и поддерживал возвеличивание его персоны. Об этом свидетельствуют многочисленные факты. Одним из наиболее характерных проявлений самовосхваления и отсутствия элементарной скромности у Сталина является издание его «Краткой биографии», вышедшей в свет в 1948 году. Эта книга представляет собой выражение самой безудержной лести, образец обожествления человека, превращения его в непогрешимого мудреца, самого «великого вождя» и «непревзойденного полководца всех времен и народов». Не было уже других слов, чтобы еще больше восхвалять роль Сталина. Нет необходимости цитировать тошнотворно-льстивые характеристики, нагроможденные в этой книге одна на другую. Следует только подчеркнуть, что все они одобрены и отредактированы лично Сталиным, а некоторые из них собственноручно вписаны им в макет книги. Сам Сталин, однако, неоднократно высказывался против культа личностей, в т.ч., и своей собственной. Например, известно следующее письмо:
ПИСЬМО В ДЕТИЗДАТ ПРИ ЦК ВЛКСМ 16.02.1938:
«Я решительно против издания «Рассказов о детстве Сталина».
Книжка изобилует массой фактических неверностей, искажений, преувеличений, незаслуженных восхвалений. Автора ввели в заблуждение охотники до сказок, брехуны (может быть, «добросовестные» брехуны), подхалимы. Жаль автора, но факт остается фактом.
Но это не главное. Главное состоит в том, что книжка имеет тенденцию вкоренить в сознание советских детей (и людей вообще) культ личностей, вождей, непогрешимых героев. Это опасно, вредно. Теория «героев» и «толпы» есть не большевистская, а эсеровская теория. Герои делают народ, превращают его из толпы в народ — говорят эсеры. Народ делает героев — отвечают эсерам большевики. Книжка льет воду на мельницу эсеров. Всякая такая книжка будет лить воду на мельницу эсеров, будет вредить нашему общему большевистскому делу.Советую сжечь книжку.»
И. Сталин
После разоблачения культа личности Сталина широко стала известна фраза: «Да, при Сталине был культ личности, но была и личность!», которая приписывается различным историческим персонажам.
Одним из известных литературных произведений, разоблачающих культ личности, является книга Джорджа Оруэлла «1984», в которой выведен образ всевидящего Старшего брата (или Большого брата), постоянно наблюдающего за каждым шагом членов общества. Очень метко тема лести правителям раскрыта в сказке Ганса Христиана Андерсена «Новый наряд короля». Известен также комикс Херлуфа Бидструпа, названный «Культ личности».
Примеры (в хронологическом порядке):
Леонид Ильич Брежнев
Славословие в адрес Брежнева (или «дорогого Леонида Ильича») было отличительной чертой развитого социализма. Этот мелкий культ, поддерживаемый в основном номенклатурой, включал в себя вручение Брежневу непомерного количества правительственных наград (в их числе «Орден Победы», которым первоначально награждали великих полководцев Второй мировой войны, и пять золотых звёзд героя) и публичное провозглашение его великим ленинцем. Активно развешивались портреты Брежнева и транспаранты с его изображениями и крылатыми выражениями из зачитанных им речей («Ленинским курсом к коммунизму», «Экономика должна быть экономной» и т. д.) Во время демонстраций трудящиеся носили портреты Брежнева и других членов Политбюро. Прижизненных памятников Брежневу, однако, не возводили, и к Марксу, Энгельсу и Ленину не приравнивали. В последние годы жизни под авторством Брежнева было опубликован ряд произведений: «Малая Земля», «Возрождение» и «Целина», которые были отмечены вручением Брежневу Ленинской премии. Вместе с тем известен факт, что авторами являлись на самом деле группы писателей. Претензии Брежнева на величие отразились в большом количестве анекдотов. Например, известен анекдот, в котором за выдающиеся заслуги в развитии пролетарского интернационализма ему был вручен высший орден племени мумбо-юмбо «Кольцо в нос». После смерти Брежнева его имя решено было увековечить в географических названиях. Его преемники, однако, поспешили стереть личность Леонида Ильича с карты страны и из анналов истории.
Сапармурат Ниязов
Памятники Ниязову можно увидеть по всей Туркмении, а его литературное произведение «Рухнама» считается священным
Президент Туркмении Сапармурат Ниязов (Туркменбаши) убедительно показал всему миру, что культ личности не уходит в прошлое. Вся страна заставлена памятниками Ниязову, многие из них сделаны из золота. Грандиозный 63-метровый монумент в Ашхабаде увенчан золотой статуей Ниязова, которая постоянно вращается таким образом, чтобы лик Ниязова был обращен к солнцу. Его именем названы город Туркменбаши (бывший Красноводск), огромное количество улиц, заводов, колхозов, школ. Президент иногда проявлял скромность и призывал сдерживать чрезмерную страсть восторженных граждан к увековечиванию его имени. Впрочем, он не скрывал, что заслуги его перед туркменским народом велики. В частности, он издал законы, запрещающие зубные протезы из золота, запретил пение под фонограмму, радио в автомобилях, бороды и длинные волосы, ввёл в обращение новый календарь, в котором дни недели и месяца получили новые названия, закрыл все сельские больницы, отменил пенсии пожилым, имеющим детей, явился автором идеи построения ледяного дворца в пустыне и многое-многое другое. По всей видимости, Ниязов считал, что находится в прямой связи с богом. Об этом говорит то, он объявил свою книгу «Рухнама» («Духовность») священной. Утверждается, что каждый, прочитавший эту книгу три раза, попадёт в рай. Многосторонние дарования Ниязова отмечены множеством наград. В каждой армейской казарме есть комната «Рухнамы». Подобно Брежневу, Ниязов пять раз был назван Героем Туркменистана и награждался медалью «Алтын Ай» («Золотой полумесяц»). Ниязов — академик Туркменистана, доктор политических и экономических наук. Его заслуги не обошли вниманием и ряд зарубежных академий и университетов. Ниязов награждён золотой медалью Международной академии информатизации при ООН, золотой медалью Всемирной академии медицины имени Альберта Швейцера, премией Международной академии компьютерных наук и систем, премией Шёлкового пути.
Ким Чен Ир
Культ личности Ким Чен Ира в Северной Корее является полурелигиозным. Власть он получил от отца, великого Ким Ир Сена. Хотя Ким Чен Ир родился в 1941 году в Сибири, во время пребывания Ким Ир Сена в этих местах в изгнании, официальная пропаганда утверждает, что он родился в партизанском лагере, разбитом на самой высокой вершине Северной Кореи, и в этот момент на небе появились двойная радуга и яркая звезда. Существует легенда о том, что трёхлетний Ким Чен Ир воодушевил великий партизанский отряд отца на решающую атаку, причём в одной руке его был пистолет, а другой он держался за гриву коня. Портреты Ким Чен Ира обязательны во всех жилых домах и служебных помещениях, газетные публикации активно цитируют его работы. Имя Ким Чен Ира должно при этом набираться специальным жирным шрифтом, а в школах обучают правильной грамматике при построении фраз, восхваляющих нынешнего и покойного вождя. Он Герой КНДР, три раза был награжден Орденом Ким Ир Сена, имеет в списке наград разнообразные ордена КНДР и зарубежных стран. Ким Чен Ир имеет звание почетного доктора наук нескольких иностранных университетов. Его труды «Об идеях чучхе», «О некоторых вопросах, возникающих при изучении философии чучхе», «О киноискусстве», «О литературе, основанной на принципе чучхе» считаются классическими. Ким Чен Ир считается замечательным композитором, причём шесть опер, авторство которых ему приписывается, были написаны за два года. Он также великий архитектор, создавший план «Башни Чучхе» в Пхеньяне. Ким Чен Ир с 2003 года прочно входит в тройку лидеров наиболее свирепых диктаторов, ежегодно составляемую американским журналом «Parade». В 2003 и 2004 годах он был лидером этого конкурса. Понятие «диктатор» при этом определяется как «глава государства, который деспотически распоряжается жизнью своих граждан и не может быть отстранён от власти законными способами».
Заключение
В заключении хотелось бы отметить что причины появления Культа личности заложены не только в социально-политической, но и в социально-психологической области жизни, в самой природе человека.
Людям свойственны как любовь к свободе, так и тенденция избегать её, перекладывать ответственность за риск, за инициативу, за дела и слова на чужие плечи. Подобная тенденция очень точно описана в статьях психолога Леонида Радзиховского. "Страх света, - пишет он, - страх разума, непривычка, нежелание самому думать, самому пользоваться своим рассудком. Потребность веры, тайны, авторитета. Потребность всем слиться воедино, утратить свою индивидуальность, стать частью толпы - только так жить не страшно, в этом видится какой-то высший смысл, залог бессмертия" ( Радзиховский Л. С. точки зрения психолога. - Знание - сила 1988, 10..)
Почти все автократы, сознательно или неосознанно, эксплуатировали этот сложный комплекс чувств. В указанном психологическом узле причудливо сплелись два разнородных элемента:
во-первых, так называемое "стадное сознание", жаждущее покориться твердой руке,
а во-вторых, извечное и оправданное стремление человеческого духа обрести высшую истину, смысл бытия.
Как бы тесно ни переплетались эти элементы в ходе истории, корни у них разные.
Жажда подчинения является атавизмом, инстинктом, который люди унаследовали от звериных сообществ, как правило, руководимых вожаками. Поиск же смысла бытия, идеала - неотъемлемая черта культуры, свойство человека как духовного существа.
Известный психиатр и философ Эрих Фромм считал ориентацию на высшие ценности непременным условием гармоничного сознания. Но все же далеко не безразлично, куда эта ориентация направлена, Если объект её не выходит за пределы ограниченного, преходящего, "тленного", она рискует порождать лишь различные формы идолопоклонства. Такого рода риск, в частности, содержит в себе идея человека как "меры всех вещей", пришедшая к нам из античности. описать
Список литературы