Курс лекций по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 20:49, лекция

Краткое описание

Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества. Мировоззрение и его историко-культурный характер. Мироощущение и мировосприятие. Эмоционально-образный и логико-рассудочный уровни мировоззрения. Два подхода к духовному освоению мира: с позиции природы и с позиции человека. Типы мировоззрения: художественно-образное, мифологическое, религиозное, философское, научное. Мировоззрение и убеждения. Мировоззрение личности, социальной группы, эпохи.

Содержание

Раздел 1. История философии.
Тема 2. Философия Древнего Мира, Средневековья, эпохи Возрождения и Нового времени.
Тема 3. Классический этап философии Нового времени.
Тема 4. Русская философия.
Раздел 2. Философские проблемы
Тема 5. Учение о бытии (онтология). Учение о развитии. Природа человека и смысл его существования.
Тема 6. Учение об обществе (социальная философия).
Тема 7. Проблемы сознания и познания.
Тема 8. Будущее человечества (философский аспект).

Вложенные файлы: 1 файл

filosofia.docx

— 124.99 Кб (Скачать файл)

Логика как наука о  принципах правильного мышления. Этапы ее развития и современное  состояние. Понятие, суждение, умозаключение. Законы формальной логики. Аналогии. Доказательство, опровержение. Спор, полемика, дискуссия. 
Вненаучные формы познания: обыденное, мифологическое, религиозное, паранаучное, художественное. 
Научное познание. Наука как вид духовного производства, ее отличие от других видов деятельности. Аспекты бытия науки: генерация нового знания, социальный институт, особая сфера культуры. Идеалы, нормы и критерии научного познания в истории человеческой культуры. Системность как фундаментальный принцип научного познания. Парадигма (Т.Кун), исследовательская программа (И.Лакатос), картина мира, научная революция.  
Этапы и уровни научного познания. Представления о методах научного познания и их классификации. Значение эвристических методов исследования. Формы научного познания. Научный факт, проблема, гипотеза, теория. Научное предвидение. 
Специфика социального познания. Модели исторического объяснения (К.Гемпель, Г.Нагель, У.Дрейк). Социальное прогнозирование; его типы (поисковый, нормативный, аналитический, предостерегающий) и методы (экстраполяция, историческая аналогия, компьютерное моделирование, сценарии будущего, экспертные оценки). 
Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого. 
Философские проблемы науки и техники. Проблема классификации наук. Общенаучные проблемы и их динамика в ходе исторического процесса познания. Логико-гносеологические проблемы современной науки: периодизации; теоретизации; описания и его видов; математизации; компьютеризации; единства наук; общности идеалов и норм научности. Онтологические проблемы современной науки: уровней организации реальности; ее единства и многообразия; системности организации природы, общества, человека и культуры; редукционизма; детерминизма; глобального эволюционизма; единой картины мира. Аксиологические проблемы современной науки: суверенности науки; нравственного облика ученого; социальных последствий внедрения научных открытий; ответственности ученого за выбор методов исследования и его результаты. Философские проблемы естественных, точных, технических, социальных и гуманитарных наук. 
Научное познание и инженерия: общее и особенное. Технические науки: фундаментальные и прикладные. Структура технической теории. Соотношение философии техники (Э.Капп, Ф.Бон, П.К.Энгельмейер) и философии науки. Кризис традиционной инженерии и проблемы новой технической стратегии. Этические кодексы инженерных сообществ и фирм.

Тема 8. Будущее человечества (философский аспект). Современная общепланетарная цивилизация, ее особенности и противоречия. Всеобщие масштабы техногенной цивилизации. Комфорт как высшая ценность техногенной цивилизации. Информационное общество: перспективы его развития и особенности проявления. Социально-гуманитарные последствия перехода общества к информационной цивилизации. Перспективы ноосферной цивилизации. Глобальные проблемы: признаки, возникновение, сущность, содержание. Классификация глобальных проблем и разнообразие подходов к ней. Особенности разрешения глобальных проблем. 
Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. Человечество перед историческим выбором. Коэволюционные сценарии будущего. Концепция устойчивого развития. Космические перспективы развития социума.

 

Тема 1. Мировоззрение: понятие, структура, исторические типы 
 
Вопросы: 
1. Понятие и структура мировоззрения 
2. Исторические типы мировоззрения. 
 
Основные понятия: мировоззрение, мироощущение, миропонимание, взгляды, убеждения, знания, идеалы, ценности, принципы, обыденное знание, теоретическое знание, миф, мифология, религия, чувственное, рациональное, философия, материализм, идеализм, бытие, методология, наука, структура, понятие, типология. 
Мировоззрение – это совокупность взглядов (мнений, суждений) человека или социальной общности на мир в целом и его место в этом мире, на отношение к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленных этими взглядами основные жизненные позиции людей, их верования, убеждения, идеалы, ценностные ориентации, принципы познавательной и практической деятельности. Эти взгляды человека и социальной общности основываются на переосмысленной совокупности знаний, которые определяют их отношение к природе, другим людям (обществу) и к самому себе. 
1.1 Виды мировоззрения: 
• Индивидуальное (личности); 
• Общественное, которое находит преломление в формах общественного сознания, идеологии, в общественном идеале, общественной позиции. 
• 1.2 Структура мировоззрения 
1. Знания:  
О природных явлениях, процессах (естественнонаучных, физических, биологических, химических и т.д., математических). 
Знания о социальной реальности (социологические, экономические, политико-правовые, экологические, нравственные и эстетические). 
1.3. О способах, методах, приемах познания и преобразования как природной, так и социальной действительности. 
2. Идеалы как конечная цель стремлений и деятельности, совершенство, образец. 3. Ценности – важность, нужность, значимость чего-либо в диапазоне от общечеловеческого до индивидуальных. Ценности подразделяются на материальные и духовные. 
4. Убеждения – твердые взгляды (мнения, суждения) и верования – имеется в виду признание, убеждение в реальном существовании чего-либо сверхъестественного. 
5. Принципы (исходные положения, правила), которыми человек руководствуется в своей познавательной и практической деятельности. 
 
1.3 Важнейшими мировоззренческими принципами являются: 
ü Принцип всеобщей связи явлений (признание наличия самых различных связей между всеми явлениями); 
ü Принцип развития – признание постоянных изменений всех явлений мира; 
ü Принцип познаваемости мира и единства познавательно и практической деятельности; 
ü Принцип причинно-следственной обусловленности всех явлений материального и духовного мира; ü Принцип объективного характера (независящей от воли и желания людей) диалектики материального мира. 
 
В зависимости от доминантности (господства) тех или иных знаний в мировоззрении людей, меры их развитости и совершенства, мировоззрение может быть: 
ü Религиозным, светским или смешанным; 
ü Технократическим или гуманитарным; 
ü Материалистическим или идеалистическим; 
ü Научным, ненаучным, антинаучным. 1.4 Уровни мировоззрения 
1. Обыденное 
Это мировоззрение, которое формируется стихийно на основе опыта и знаний людей, полученных в результате их повседневной жизнедеятельности. 
Обыденное мировоззрение включает в себя: 
ü Жизненный опыт; 
ü Навыки; 
ü Традиции; 
ü Веру; 
ü Предрассудки; 
ü Ошибки и т.п. 
 
2. Теоретическое мировоззрение 
Оно формируется на основе сознательного освоения общечеловеческого опыта. 
Теоретическое мировоззрение включает в себя: 
ü Теоретико-мировоззренческие проблемы, которые можно решить лишь логически или принять «на веру».

ü Научно-теоретические знания, проверяемые экспериментально-конкретной предметной деятельностью. 
 
1.5 Исторические типы мировоззрения. 
1. Мифологическое мировоззрение. 
2. Религиозное мировоззрение. 
3. Философское мировоззрение. 
 
Мифологическое мировоззрение – это система взглядов на мир и место в нем человека, которая основана на чувственном мировосприятии, иллюзиях и эмоциональном переживании мира. 
Миф - др. греч. Слово, сказание, предание. 
Мифологическое мировоззрение включало в себя: 
ü Элементы житейского, обыденного знания. 
ü Вымыслы, фантазии. 
ü Слепую веру в сверхъестественные силы, богов. Мифы присущи всем сферам общественной жизни: экономике, политике, религии и др. 
Мифология характеризуется отсутствием рациональных понятий. 
Религиозное мировоззрение связано: 
ü С признанием сверхъестественного мирового начала. 
ü Преобладанием чувственного мировосприятия. 
ü Подчиненным положением разума. 
ü Выдвижением системы догматов, не требующих и не допускающих научного доказательства. 
 
Религия – от religio – святость, благость – это: 
ü Особая форма сознания (индивидуального и массового) 
ü Особый общественный институт. 
ü Специфическая форма общественных отношений. 
ü Особый вид деятельности. Философское мировоззрение – это обобщенная система взглядов на мир и место человека в этом мире, основанная на универсальных принципах и законах бытия. 1.6 Философия как тип мировоззрения отличает: 
ü Рациональное мировосприятие в виде теории, понятий, суждений, умозаключений. 
ü Определение разума выше веры. 
ü Формирование абстрактных понятий. Философия формирует в мировоззрении: Философия формирует в мировоззрении: 
Во-первых, знания и отношения (позиции) по наиболее общим и фундаментальным проблемам: о бытии, сознании, боге, обществе и т. д. 
Во-вторых, целостное восприятие и понимание объективного мира, а также их относительной самостоятельности, противоречивости, взаимодействия. 
В-третьих, помогает осмысливать отношения между людьми, между обществом и природой через человека как меры всех вещей, главной ценности социально-исторического развития как микрокосма. 
ВЫВОД: философия является учением о мире и месте человека в нем, теоретической основой мировоззрения, способом познания мира; логикой теоретического мышления – методологией научного познания и практической деятельности; формой общественного сознания, мерой человеческих ценностей, феноменом духовной культуры.

 

 

 

Тема 2. «Место и роль философии  в жизни человека и общества» 
 
 
Основные понятия: бытие, идеализм, идеализм объективный, идеализм субъективный, материализм, монизм, дуализм, методология, натурфилософия, онтология, гносеология, социальная философия, философская антропология, агностицизм, синкретизм, философская рефлексия, сущность, закономерность. 
 
Наиболее общие и важные философские проблемы: 
 
1. Что представляет собой окружающий мир, какова его природа и сущность? 
2. Является ли мир единым и связанным целым или состоит из множества не связанных между собой предметов и процессов? 
3. Находится ли мир в непрерывном движении, развитии или в нем преобладает покой, устойчивость, неизменность? 
4. Что такое человек с его сознанием и каково его место в мире? 
5. Может ли человек правильно познать мир и каковы пути, методы получения нового знания? 
6. Свободен ли человек и в чем его свобода? 
7. В чем смысл жизни и смерти? 
8. Что такое Добро и Зло; Красота и Уродство; Истина и Ложь; Справедливость и Несправедливость? 
9. Что представляет собой общество? 
10. Почему общество возникло? Каково его строение? 
11. Как развивается общество и развивается ли вообще? 
12. Каков смысл истории? 
13. Существует ли общественный прогресс? 
14. Как соотносится сознание и материя? 
 
2.1 Основной вопрос философии 
«Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию» (Ф. Энгельс.) 
Материализм – за основу миропонимания берет природу, материю, объективную реальность, существующую независимо от человеческого сознания. 
Идеализм – исходит из позиции, согласно которой мир определяется духом, сознанием, т.е.идеальным. 
Субъективный идеализм - исходит из первичности человеческого сознания (Д. Беркли, И. Фихте, Э. Мах и др.) 
Объективный идеализм – исходит из первичности сверхиндивидуального духовного начала, существующего вне человеческого сознания (идеи Платона, Абсолютный Дух Гегеля, Всеединое сущее у Вл. Соловьева). 
Дуалисты – философы, которые признавали равноценность, равноправие обоих начал, материального и духовного (Р. Декарт). 
 
2.2 Специфика (особенность) философского знания 
1. Это знание о сущностях и закономерностях всего существующего. 
2. Это знание общего и всеобщего характера. 
3. Стремление объяснить мир, философские проблемы опираясь на силу разума, на логические доказательства. 
4. Это знание, применяемое к огромному числу конкретных предметов, явлений, процессов. 
5. Это «вечные проблемы», которые всякий раз в новых условиях необходимо ставить и решать. 
6. Это знание, отображающее бытие через человека. 
7. Это знание-мировоззрение, знание-методология для деятельности людей и развития науки. 
Философия – это теоретическое мировоззрение, система наиболее общих теоретических взглядов на мир и место человека в этом мире, уяснение различных форм отношения человека к миру. 
Философские системы взглядов претендуют на теоретическую обоснованность как содержания, так и способов достижения обобщенных знаний о действительности, принципов и идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей. 
Теоретическое мировоззрение – это миропонимание на основе научного, систематизированного, теоретически обоснованного осмысления окружающего мира и человека. Основу теоретического мировоззрения составляет отражение наиболее общих закономерностей мироздания, человеческого бытия и познания. На данном уровне мировоззрение выступает как философия. 
 
2.3 Разновидности философского типа мировоззрения:

• Религиозное, светское и  смешанное философское мировоззрение. 
• Обыденное и теоретическое мировоззрение. 
• Материалистическое, идеалистическое, оккультное (нетрадиционное) мировоззрение.

 

2.4 Объект и предмет  философии как науки 
Объект науки – это область окружающей действительности, изучаемая несколькими, в том числе и данной, наукой. 
Предмет науки – часть объекта, изучаемая исключительно данной наукой. 
Объектом философии является весь окружающий мир в целом. 
 
2.5 Историческое развитие представления о предмете философии 
Пифагор – «любовь к мудрости». 
Сократ – средство познания добра и зла. 
Платон – особая наука, направленная на познание вечного истинного бытия. 
Аристотель – исследование причин и принципов вещей, наука об основах всего сущего. 
Средневековая христианская философия – средство рационального познания и доказательства бытия Бога. Средство разъяснения истин Священного Писания. 
Кант – средство познания мира через абстрактные метафизические понятия. 
Гегель – наука об Абсолютном Духе, постигающем самого себя. 
Экзистенциализм, антропологические школы – человек, его существование, смысл жизни, свободное существование. 
Современное представление – это наука об универсальных принципах и законах развития мира, материального и духовного бытия. 
 
2.6 Структура философии. 
Традиционные названия основных частей (дисциплины) философии 
1. История философии. 
2. Онтология – учение о бытии. 
3. Гносеология (включающая логику) – учение о познании человеком бытия и самого себя. 
4. Социальная философия и философия истории – учение об обществе. 
5. Философская антропология – учение о человеке. 
6. Аксиология – учение о ценностях. 
7. Этика – учение о морали и нравственности. 
8. Эстетика – учение о законах красоты. 
 
2.7 Основные составные части (дисциплины) современной философии 
1. Философия бытия. 
2. Философия познания. 
3. Философия человека. 
4. Социальная философия. 
5. Философия истории 
6. Философия морали. 
7. Философия культуры. 
8. Философия политики. 
9. Философия права. 
10. Философия науки и техники. 
11. Философия религии. 
12. Философия языка. 
13. История философии.

 
2.8 Классификация философских систем 
По ориентации на конкретное мировоззрение 
• Обыденная философия. 
• Религиозная философия. 
• Мистическая философия. 
• Научная философия. 
По ориентации на конкретные идеологические концепции, теории, идеи и религии. 
• Буддийская философия. 
• Христианская философия. 
• Исламская философия. 
• Рационалистическая философия. 
• Теологическая философия. 
• Атеистическая философия. 
• Позитивистская философия 
• И т.д. 
По решению вопроса о первичности духовного или материального начала 
• Идеалистическая философия. 
• Материалистическая философия. 
По историческому признаку 
• Философия древнего мира. 
• Философия средневековья. 
• Философия эпохи Возрождения. 
• Философия Нового времени. 
• Философия ХIХ – ХХ века. 
• Современная (новейшего времени) философия. 
По географическому признаку 
• Восточная философия. 
• Западная философия. 
• Европейская философия. 
• Индийская философия. 
• Китайская философия. 
• Арабская философия. 
• Американская философия. 
• Русская философия. 
• И т.д. 
 
2.9 Социальные функции философии 
Функция философии – это роль, назначение, которую выполняет философия относительно потребностей общества, человека. 
1. Мировоззренческая. 
2. Познавательная (гносеологическая). 
3. Методологическая. 
4. Аксиологическая (ценностная) 
5. Критическая. 
6. Эвристическая. 
7. Коммуникативная. 
8. Гуманистическая (этическая). 
9. Эстетическая. 
10. Практическая. 
11. Прогностическая. 
12. Интеллектуальная. 
13. Культурно-воспитательная. 
14. Социализирующая. 
 
2.10 Что философия может дать каждому человеку? Практический смысл изучения философии 
1. Ответить на наиболее фундаментальные вопросы о мире и человеке. 
2. Помочь осмыслить свое место в мире и смысл жизни. 
3. Научить синтетическому (философскому) стилю мышления, то есть умению глубоко и всесторонне видеть любую проблему и плодотворно решать ее. 
4. Научить познанию будущего. 
5. Обучить принципам «мудрой жизни», в том числе жизни без иллюзий. 
6. Укрепить внутренний духовный «стержень» и развить способность стойко преодолевать жизненные трудности. 
7. Научить совершенствованию и раскрытию своих внутренних сил. 

Тема 3. 
В многовековой истории философии выделяют следующие её исторические типы: 
• Древняя философия; 
• Философия периода средневековья; 
• Философия эпохи Возрождения; 
• Философия Нового времени; 
• Немецкая классическая философия; 
• Отечественная философия; 
• Современная философская мысль. 
Зарождение философии 
• Разложение родовых отношений, переход к классовому рабовладельческому обществу; 
• Отделение умственного труда от физического; 
• Развитие языка и письменности. 
Письменные источники, оказавшие влияние на становление и развитие философии 
 
3.1 Древняя Индийская философия 
• Веды 
• Пураны 
• Брахманы 
• Итихасы 
• Араньяки 
• Эпические поэмы 
• Упанишады 
Веды – сборники гимнов богам, песнопений, ритуалов, изречений, жертвенных формул, заговоров, других знаний. 
Некоторые важные понятия философии Древней Индии 
1. Атман – высшее субъективное духовное начало бытия; высшее духовное начало человека. 
2. Брахман – высшая объективная реальность; безличное Абсолютное начало Бытия. 
3. Джива – душа, монада, вселенское жизненное начало. 
4. Дхарма – моральный закон, долг, духовное учение. 
5. Карма – воздаяние; рок или судьба; закон причин и следствий. 
6. Майя – иллюзия; мираж; космическая сила, создающая объективный мир. 
7. Сансара – круговорот постоянных перевоплощений души в круге материальных и духовных миров. 
8. Мокша (мукти) – освобождение от сансары и земной кармы. 
9. Нирвана – высшее духовное состояние сознания, связанное с достижением сферы духовного бытия. 
10. Пракрити – материальная природа; материальная субстанция. 
11. Пуруша – духовная природа; духовная субстанция. 
 
Буддизм и его основные идеи 
Буддизм – религиозно-философское учение, распространившееся в Индии, Китае, странах Юго-Восточной Азии. 
Основатель учения Гаутама Будда. 
1. Главная идея буддизма – «Средний путь» жизни между двумя крайними «путем удовольствия» (развлечений, праздности, лени, физического и морального разложения) и «путем аскетизма» (умерщвления плоти, лишений, страданий, физического и морального изнеможения). 
«Средний путь» - путь знания, мудрости, роазумного ограничения, созерцания, просветления, самосовершенствования, конечной целью которого является Нирвана – высшая благодать (блаженство).

 
Четыре благородных истины буддизма 
Путь достижения Нирваны связан с усвоением «четырех благородных истин»: 
• Земная жизнь полна страд Четыре благородных истины буддизма 
Путь достижения Нирваны связан с усвоением «четырех благородных истин»: 
• Земная жизнь полна страданий. 
• Причина страданий – желания (жажда наживы, славы, удовольствий и т.д.) 
• Чтобы избежать страданий, следует избавиться от желаний. 
• Средство избавления от желаний – прохождение «восьмеричного пути спасения» 
 
«Восьмеричный путь спасения» включает в себя: 
1. Правильное понимание. 
2. Правильное стремление. 
3. Правильную мысль. 
4. Правильную речь. 
5. Правильное действие. 
6. Правильный образ жизни. 
7. Правильное усилие. 
8. Правильную концентрацию. 
Заповеди-ориентиры буддизма. 
1. Не убий. 
2. Не укради. 
3. Будь целомудренным. 
4. Не лги. 
5. Не употребляй опьяняющих и одурманивающих веществ. 
Нет огня, подобного страсти, нет спазмы, подобной гневу, нет се¬ти, подобной обману, нет реки, подобной желанию. 
Будда Шакья-Муни (556 - 476 г. до н.э.) 
 
3.2 Древняя Китайская философия 
• «Книга Песен»; 
• «Книга Истории»; 
• «Книга Перемен»; 
• «Книга обрядов»; 
• Летописи; 
• Комментарий к «Книге Перемен»; 
• Исторические рукописи. 

Информация о работе Курс лекций по "Философии"