Курс лекций по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 20:49, лекция

Краткое описание

Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества. Мировоззрение и его историко-культурный характер. Мироощущение и мировосприятие. Эмоционально-образный и логико-рассудочный уровни мировоззрения. Два подхода к духовному освоению мира: с позиции природы и с позиции человека. Типы мировоззрения: художественно-образное, мифологическое, религиозное, философское, научное. Мировоззрение и убеждения. Мировоззрение личности, социальной группы, эпохи.

Содержание

Раздел 1. История философии.
Тема 2. Философия Древнего Мира, Средневековья, эпохи Возрождения и Нового времени.
Тема 3. Классический этап философии Нового времени.
Тема 4. Русская философия.
Раздел 2. Философские проблемы
Тема 5. Учение о бытии (онтология). Учение о развитии. Природа человека и смысл его существования.
Тема 6. Учение об обществе (социальная философия).
Тема 7. Проблемы сознания и познания.
Тема 8. Будущее человечества (философский аспект).

Вложенные файлы: 1 файл

filosofia.docx

— 124.99 Кб (Скачать файл)

Философские школы Древнего Китая 
Основные школы 
• Натурфилософская (Цзоу Янь Чжоу Янь?) 
• Конфуцианство (Конфуций). 
• Даосизм (Лао-цзы). 
• Моизи (Мо-цзы). 
• Школа логиков (Гунсунь Лун). 
• Легизм, или школа законов (Шан Ян, Ли Сы) Менее значительные 
• «Школа эклектиков». 
• «Школа дипломатов». 
• «Школа аграрников». 
• «Школа литераторов». 

Некоторые важные понятия  философии Древнего Китая 
 
• Дао – всеобщий космический закон; естественный ход вещей; Абсолют как высшее состояние бытия; начало и конец всех вещей; символ высшей космической гармонии. 
• Дэ – трансформированное Дао, проявленное и доступное восприятию; материальная субстанция; добродетель и способность находить меру. 
• Жень – гуманность, милосердие, человечность. 
• Инь-Ян – противоположные силы, двойственность: тьма-свет, покой-движение, земное-небесное, женское-мужское, смерть-жизнь и т.д. 
• Ли – ритуал, церемония, этикет, нормы поведения. 
• Чжи – мудрость, знание, ум, интеллект. 
• Cяо – этический принцип конфуцианства – сыновняя почтительность и почитание старшего брата. 
• Тянь – Небо как некая высшая божественная сила. 
• У-вэй – «недеяние»; следование естественным законам. 
• Ци – жизненная энергия, духовная сила, эфир.  
• У син - пять первоэлементов мироздания (дерево, огонь, земля, металл, вода). 
• И – чувство долго; долг-справедливость; моральные принципы совершенного человека. 
 
Видение мира и окружающей действительности с позиций древнейших китайских национальных школ 
• Восприятие Китая как центра существующего мира. 
• Осознание своей ответственности перед Небом и Землей за правильное воплощение на Земле космических циклов. 
• Слитность отдельной человеческой личности с коллективом. 
• Восприятие человеческой личности, коллектива, общества и государства как единого целого; распространение в обществе вертикальных связей (власти и подчинения), субординации, послушания начальству, восприятие главы государства (императора) высшей объединяющей силой государства, а государство – объединяющей силой общества, обожествление личности императора. 
• Восприятие потусторонних сил как реальности, одушевление умерших. 
• Уважение к родителям, старшим, почитание предков и духов. 
• Понимание жизни прежде всего как жизни духа в телесной оболочке, предпочтение земной жизни загробной, стремление максимально продолжить жизнь отдельного человека на Земле (с помощью трав, физических упражнений, правильного образа жизни и правильного отношения к окружающей действительности).  
Даосизм – древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построение и существования окружающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос.  
Основоположником даосизма является Лао-цзы. 
Основными понятиями даосизма являются «Дао» и «Дэ». 
Понятие «Дао» имеет два значения: 
1. путь, по которому в своем развитии должны идти человек и природа, универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира; 
2. субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало, которое представляло собой энергетически емкую пустоту. 
Понятие «Дэ» означает благодать, исходящую свыше; энергию, благодаря которой первоначало «Дао» преобразовалось в окружающий мир. 
Основные идеи даосизма 
• Все в мире взаимосвязано, нет ни одной вещи, ни одного явления, которые не были бы взаимосвязаны с другими вещами и явлениями. 
• Материя, из которой состоит мир, едина; существует кругооборот материи в природе («все происходит из земли и уходит в землю»), то есть сегодняшний человек вчера был воплощен в виде иных форм, существующих во Вселенной – камня, дерева, частей животных, и после смерти то, из чего состоял человек станет «строительным материалом» иных форм жизни или явлений природы. 
• Мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека – покой и недеяние («у-вэй»). 
• Познать «Дао» и получить «Дэ» можно лишь при полном соблюдении зконов даосизма, слияния с «Дао» - первоначалом. 
• Необходимо во всем уступать друг другу. 
• В основе существования живой и неживой природы, всей окружающей действительности лежит единство. Борьба, взаимопроникновение и взаимопроникновение Ян и Инь. 
• Не дает четкого понятия человека, пытается вникнуть в сущность человека путем создания и изучения его образа (образа – понятия человека). 
• Начинает отсчет человеческой жизни не с момента рождения, а с момента зачатия. 
• Не исключает человека навсегда из системы человеческих отношений после его смерти: человек – его дух – остается в системе человеческих отношений после смерти наравне с живыми людьми, нуждаясь в питании, заботе. Он сохраняет прежнюю должность, может быть повышен, награжден, наказан – в зависимости от поведения его потомков. 
• Выделяет в качестве духовного центра человека не голову (мозг, лицо, глаза и т.д.), а сердце. 
• Воспринимает человека как часть природы и космоса, не соглашается с идеей господства человека над природой и остальными живыми существами, не приветствует индивидуализм и противопоставление отдельной личности другим членам общества. 
• Призывает ценить земной отрезок жизни, максимально продлить ее продолжительность. 
 
Конфуцианство – древнейшая философская школа. Основоположником школы является Конфуций (551-479 гг. до н.э.). Его учение сыграло большую роль в объединении китайского общества. 
Основные вопросы, решаемые конфуцианством 
• Как необходимо управлять людьми, обществом? 
• Как вести себя в обществе? 
• В качестве примера управления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия – отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным – как отца к сыновьям. 
• Конфуцианское «золотое правило» поведения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе. Основополагающие принципы учения 
• Жить в обществе и для общества. 
• Уступать друг другу. 
• Слушаться старших по возрасту и по званию. 
• Подчиняться императору. 
• Сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей. 
• Быть человечным. 
Важное место в конфуцианстве занимает проблема отношения «верхов» и «низов», руководителей и подчиненных 
Древнегреческой называется философия (учения, школы) выработанная греческими философами, проживающими на территории современной Греции, а также в греческих полисах (торгово-ремесленных городах-государствах) Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма, в эллинистических государствах Азии и Африки, в Римской империи. 
Философия Древнего Рима либо непосредственно отождествляется с древнегреческой, либо объединяется с ней под общим названием «античная философия». 
 
Основные этапы развития античной философии: 
1. демократический (досократический) - 7 – 6 в. до.н.э. 
2. Классический (сократический) – сер 5 – конец 4 вв до н.э. 
3. Эллинистический – конец 4 – 2 вв до н.э. 
4. Римско-эллинистический – 1 век до н.э. – 5 век н.э. 
 
Социальные факторы зарождения Античной философии 
• Утверждение зрелых рабовладельческих отношений и установление демократического строя, предоставившего индивиду возможность для его роста и самоутверждения. 
• Античное мифологическое мышление в своем развитии достигло высокого уровня рацианализации. 
• Деловые и научно-философские контакты Древне Греции и Древнего Востока. 
• Опора на зарождающееся научное знание. 
• Развитие языка и письменности. 
 
Досократические школы Древней Греции 
1. Милетская школа «физиков» (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). 
2. школа пифагорейцев. 
3. Школа Гераклита Эфесского. 
4. Элейская школа (Парменид, Зенон, Мелисс Самосский). 
5. атомисты (Демокрит-Левкипп). 
 
Характерные черты досократических школ: 
• ярко выраженный космоцентризм; 
• поиск первоначала (архэ), породившего все сущее; 
• гилозоизм (одушевление неживой природы); 
• доктринерский (недискуссионный) характер философских учений. 
Афоризмы ПИФАГОРА 
 
Берегите слёзы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле. 
 
Будь другом истины до мученичества, но не будь её защитником до нетерпимости. 
 
Великая наука жить счастливо состоит в том, чтобы жить только в будущем. 
 
Великая наука жить счастливо состоит в том, чтобы жить только в настоящем. 
 
Во время гнева не должно ни говорить, ни действовать. 
Избери лучшее, а привычка сделает его приятным и лёгким. 
Молчи или говори что-нибудь получше молчания. 
 
Что такое друг? Пифагор сказал, что это "второе я", и упомянул о "дружественных" числах 284 и 220. 
Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом. 
Избери себе друга; ты не можешь быть счастлив один: счастье есть дело двоих. 
Из двух человек одинаковой силы сильнее тот, кто прав. 
Пристанью для корабля служит гавань, а для жизни - дружба. 
Шутку, как и соль, следует употреблять с умеренностью. 
 
 
Анаксимандр (610 -540 г.г. до н.э.) 
Ученик Фалеса, естествоиспытатель, географ и натурфилософ. 
• Первоначалом всего сущего считал «апейрон» - бесконечное, неопределенное материальное первоначало. 
• Дал первую характеристику закона сохранения материи: «вещи уничтожаются в те же самые элементы, из которых они возникли». 
• В космологии создал первую геометрическую модель Вселенной. 
• Развил учение о происхождении «первых людей» из животных другого вида. 
 
Анаксимен (546-526 г.г. до н.э.) 
Ученик Анаксимандра. 
• Первоначалом всего сущего считал воздух: все вещи представляют его порождения, образуясь путём его сгущения или разрежения. 
• Другие изменчивые свойства вещей (например, тепло или холод) являются производными от этого основного процесса. 
• «Беспредельный воздух» - источник дыхания и жизни, весь мир окружен и сдерживается воздухом, подобно тому, как тело сдерживается душой. 
• Широко пользовался методом аналогий. 
Лучше разбирать спор между своими врагами, чем между друзьями, - ибо заведомо после этого один из друзей станет твоим врагом, а один из врагов - твоим другом. 
Все свое я ношу с собой.

 
Биант из Приены (жил в VI веке до н.э.)  
Чем шире круг твоих знаний, тем больше его граница с неизвест¬ностью. И впредь, чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов.

 
Анаксимен из Милета, (585 - 525 г. до н.э.) 
Сама по себе каждая вещь и велика, и мала. 
На вопрос: "Ради чего лучше родиться, чем не родиться?" - Анакса¬гор ответил: "Чтобы созерцать небо и устройство всего космоса!"

 
Анаксагор (500 - 428 г. до н.э.) 
Лучше разбирать спор между своими врагами, чем между друзьями, - ибо заведомо после этого один из друзей станет твоим врагом, а один из врагов - твоим другом. 
Все свое я ношу с собой.

 
Биант из Приены (жил в VI веке до н.э.)  
Чем шире круг твоих знаний, тем больше его граница с неизвест¬ностью. И впредь, чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов.

 
Анаксимен из Милета, (585 - 525 г. до н.э.) 
Какая наука самая необходимая? Антисфен ответил: "Наука забывать ненужное". 
Мудрец ни в чем и ни в ком не нуждается: ибо все, что принадлежит другим, принадлежит и ему. 
Удел царей: делать хорошее и слышать дурное.

 

 

Гераклит из Эфеса (ок. 544 – ок.483 до н.э.) 
• Первоначалом всего сущего считал огонь, который то разгорается, то гаснет, и тем самым обеспечивает непрерывность рождение и исчезновения в мире природы; 
• Создатель первоначальной формы философской диалектики – стихийной и наивной. Диалектика Гераклита – это констатация вечности происходящих в мире изменений («Нельзя войти в одну и ту же реку дважды», «все течет, все изменяется». 
• Признавал относительность окружающего мира («морская вода грязная для человека, но чистая для рыб», в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим). 
• Вывел закон единства и борьбы противоположностей; движущей силой всех процессов считал борьбу: «война (борьба) есть отец всему и мать всему»; 
• Был сторонником стихийно материалистической, опирающейся на чувства, теории познания; 
• Всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос – Мировой Разум. 
Один, по мне, - тысячи, если он - наилучший. 
Бороться с наслаждением еще трудней, чем с гневом. 
Гераклит из Эфеса (535 - 475 г. до н.э.) 
 
Парменид (5 в до н.э.) 
• Мир – это единое, вечно существующее бытие; 
• Мир неизменен, постоянен, всегда один и тот же; 
• Все есть бытие, небытия в мире нет; 
• Бытие всегда находится в покое, вне времени; 
• Бытие подобно шару, равномерно везде распределено; 
• Чувственное познание является ложным; истинное знание о природе дает нам только разум. 
Афоризмы Парменида 
На свете всё полно и дневного света и тёмной ночи. 
Время уносит все; длинный ряд годов умеет менять и имя, и наружность, и характер, и судьбу. 
 
Основные философские идеи Сократа, Платона и Аристотеля 
Сократ (469-399 до н.э.) – полемист, мудрец, философ-педагог. 
• Свою просветительскую деятельность вел в гуще народа, на площадях, рынках в форме открытой беседы, диалога, спора по проблемам добра и зла, любви, счастья, честности и т.д. 
• Осуществил поворот философии к изучению человека. Кредо Сократа – «познай самого себя»; 
• Круг проблем интересующих Сократа: добродетели, мораль, право, гражданские законы, вопросы войны, мира, политики. 
• Основной принцип сократовской философии: знание есть добродетель; любое зло, порок совершаются по незнанию; 
• Для Сократа мораль сливается со знанием. Истинная нравственность – это знание того, что есть благо, что прекрасно, и вместе с тем полезно для человека, что помогает ему в достижении блаженства и счастья. 
• Ввел диалектический метод нахождения истины путем ее доказательства в свободном споре, а не декларирования; 
• Воспитал много учеников, стоял у истоков целого ряда так называемых «сократических школ» (Академия Платона, школа киников, киренская школа, мегарская школа, элидо-эритрийская школа). 
 
Древнейший символ мудрости — сова. Птица, кстати, очень глупая. Вам это любой орнитолог подтвердит. У совы, однако, есть два очень примечательных, поистине символических качества: всегда блестящие (“сгорает от любознательности”) и раскрытые (“открытые миру”) глаза.  
Но у философии, философской мудрости есть и другой, тоже не очень привлекательный на первый взгляд образ-символ — это овод. На его нам указал в своей защитительной речи на суде Сократ — сам живой символ философии. 
Обращаясь к присяжным, своим обвинителям, всем мужам афинянам, он сказал следующее: “...Если вы меня убьете, то вам нелегко будет найти еще такого человека, который, смешно сказать, приставлен к городу как овод к лошади, большой и благородной, но обленившейся от тучности и нуждающейся в том, чтобы ее подгоняли. В самом деле, мне кажется, что Бог послал меня городу ка 

Афоризмы Сократа 
Брак, если говорить правду, зло, но необходимое зло. 
Ваятель должен во внешности выражать душевную деятельность. 
Всякое знание, отделённое от справедливости и другой добродетели, представляется плутовством, а не мудростью. 
Глупость не в том, чтобы мало знать, а в том, чтобы не знать самого себя, и думать, что знаешь то, чего не знаешь. 
Глупость собственного изобретения никогда не предпочитай дельному совету. 
Государственные законы - это то, что граждане по общему соглашению написали, установив, что должно делать и от чего надо воздержаться. 
Да, я мудрее их, потому что я знаю, что ничего не знаю, а они, ничего не зная, думают, что всё знают. 
Действительно мудр лишь Бог, а человеку дано быть лишь только любителем мудрости. 
Единственное, чем всякий честный человек должен руководиться в своих поступках, - это справедливо или несправедливо то, что он делает, есть ли это деяние доброго или злого человека. 
 
Платон (427-347 гг до н.э.) – ученик Сократа, основатель собственной философской школы – Академии, создатель системы объективного идеализма. Наиболее важные сочинения Платона: «Апология Сократа», «Парменид», «Горгий», «Федон», «Государство», «Законы». 
 
Основные философские идеи Платона: 
• Окружающий мир делится на «мир вещей» и «мир чистых (бестелесных) идей»; 
• Реально существуют лишь «чистые (бестелесные) идеи»; 
• Эти идеи истинны, вечны и постоянны; 
• Мир и любая вещь в нем является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи; 
• Материальные вещи изменчивы, непостоянны и конечны; 
• Окружающий мир («мир вещей») временен и изменчив, он не существует как самостоятельная субстанция. 
 
Учение о познании Платона: 
• Предметом познания должны стать «чистые идеи» поскольку материальный мир является всего лишь отображением «чистых идей»; 
• «чистые идеи» невозможно познать с помощью чувственного познания – такой вид познания дает не достоверное знание, а лишь мнение, «доксу»; 
• «чистые идеи» можно познать лишь разумом, благодаря высшей духовной деятельности (идеалистическому познанию); 
• Высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные – образованные интеллектуалы, философы. Только они способны увидеть и осознать «чистые идеи». 
 
Историческое значение философии Платона: 
 
• Впервые философом оставлено целое собрание фундаментальных произведений; 
• Положено начало систематическому идеализму; 
• Впервые глубоко исследованы проблемы природы, общества (государство, законы); 
• Были заложены основы понятийного мышления, произведена попытка выделить философские категории (бытие-становление, вечное-временное, покоящееся-движущееся, неделимое-делимое и др.); 
• Была создана философская школа – Академия – существовавшая с 387 г до н.э. и до 529 г. н.э. (была принудительно закрыта императором Византии Юстинианом), то есть почти что 1000 лет. Воспитанниками Академии были Аристотель, Ксенокрит, Кратет, Филон из Ларисы (учитель Цицерона). Аристотель о государстве: 
• регулирующим механизмом общества (защита от врагов, поддержание внутреннего порядка, содействие экономике и т.д.) является государство. 
• Выделяет шесть типов государства: монархия; тирания; аристократия; крайняя олигархия; охлократия (власть толпы, черни, крайняя демократия); полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии). 
• «дурные» формы государства: тирания, крайняя олигархия и охлократия. 
• «хорошие» формы государства: монархия, аристократия и полития. 
• Наилучшей формой государства является полития, государство «среднего класса» (идеал Аристотеля). 
 
Историческое значение философии Аристотеля: 
 
• Критика учения Платона о «чистых идеях»; 
• Дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека; 
• Выделил 10 философских категорий; 
• Дал определение бытия через категории; 
• Определил сущность материи; 
• Выделил шесть типов государства и дал понятие идеального типа - политии; 
• Внес существенный вклад в развитие логики; 
• Заложил основы логики, психологии, биологии, этики, эстетики как отдельных наук.

 
Афоризмы Аристотеля 
Быть свободным - значит иметь равные права на справедливость. 
Быть смелым значит: считать далёким всё страшное и близким всё внушающее смелость. 
Внутренние распри в государстве возникают не по причине мелочей, но из мелочей. 
Все, кто размышлял об искусстве управления людьми, убеждены, что судьбы империй зависят от воспитания молодежи. 
Гнев врачуется временем, ненависть же неизлечима. 
Деяние есть живое единство теории и практики. 
 
Для того чтобы обойтись без общества, надо быть богом, или скотом. 
Цель демократии - свобода, олигархии - богатство, аристократии - воспитание и законность, тирании - защита. 

Средневековая философия  – это философия эпохи феодализма в Европе в 5-15 веках. 
• Начало средневековой философии ознаменовано союзом философии и теологии, а ее завершение – распадом этого союза. 
• Представителями средневековой теологической философии являлись: Тертуллиан Карфагенский, Аврелий Августин (Блаженный), Боэций, Альберт Великий, Фома Аквинский, Пьер Абеляр, Уильям Оккам. 
 
Основные черты средневековой философии: 
• Теоцентризм; 
• Господство догматов о творении (всего Богом) и откровении (Бога о Самом Себе в Библии); 
• Креационизм; 
• Теодицея; 
• Эсхатология; 
• Провиденциализм; 
• Утверждение веры выше разума; 
• Выделение человека из природы и объявление его творением Бога, стоящим над природой; 
• Провозглашение принципа свободы воли человека в рамках божественного предопределения; 
• Выдвижение идеи о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении; 
• Признание познаваемости мира через познание Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога; 
• Замкнутость теологической философии на самой себе; 
• Повернутость в прошлое и оторванность от реального мира; 
• Воинственность; 
• Назидательность; 
• Учительство. 
 
Основополагающие догматы средневековой философии 
Догмат творения. Согласно догмату творения: 
• Бог сотворил окружающий мир из ничего; 
• Творение мира есть результат акта Божественной воли; 
• Мир сотворен благодаря всемогуществу Бога; 
• Природа не может творить саму себя; 
• Единственным творческим началом во Вселенной является Бог; 
• Бог вечен, постоянен и всепроникающ; 
• Подлинным бытием обладает только Бог; 
• Сотворенный Богом мир не есть подлинное бытиме, мир вторичен по отношению к Богу; 
• Поскольку мир не обладает самодостаточностью и возник по воле Бога, он непостоянен, изменчив и временен; 
• Нет четкой границы между Богом и Его творением. 
• Догмат откровения. Согласно догмату откровения: 
• Мир можно познать, только познав Бога; 
• Бог недоступен для познания; 
• Несмотря на то, что Бог непознаваем, Он Сам разрешил познать Себя (дал информацию о себе) через откровение – Библию; 
• Единственный способ познания Бога и всего сущего – толкование Библии; 
• Бога можно познать лишь сверхъестественным путем, благодаря особой способности человека – вере. 
• Проблема добра и зла: 
• Окружающий мир всецело сотворен Богом; 
• Бог является носителем и сосредоточием добра и справедливости; 
• Следовательно, окружающий мир изначально наполнен добром; 
• Зло в мир приносит дьявол (сатана) – падший ангел, восставший против Бога; 
• Поскольку зла первоначально в мире не было, оно часто маскируется под добро и добивается обманом своих темных целей; 
• В мире идет постоянная борьба между добром и злом, но поскольку мир – творение Бога и Бог добр, то добро в итоге одержит победу над злом. Основные этапы в развитии средневековой философии: 
патристика и схоластика 
 
Патристика – совокупность философско-теологических учений христианских мыслителей 2-8 вв, имевших главной целью защиту и теоретическое обоснование христианской религии. 
Патрис – значит «отец». Соответственно, «патристика» - учение христианских отцов церкви, заложивших теоретические основы христианского вероучения. 
В рамках патристики выделяются этапы: 
1) Апологетика 2-3 в.в., которая характеризуется оформлением христианского мировоззрения, происходит теоретическая защита христианства от римского государства и языческой философии. 
Представители: Климент Александрийский, Татиан, Юстин-мученик, Тертуллиан. 
«Истинная философия, - утверждал Климент Александрийский, - есть христианская религия». 
2) Классическая патристика 4-5 вв. - формирование мировоззренческого и теолого-догматического стандарта средневековой христианской мысли. 
Наиболее яркие фигуры: Аврелий Августин, Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст. 
Основные проблемы классической патристики: 
• Тринитарная – учение о соотношении ипостасей Отца, Сына и Святого Духа. 
• Христологическая – сочетание в Христе двух природ – божественной и человеческой. 
• Антропологической – вопрос о божественной благодати и греховной природе человека в аспекте искупления им грехов и спасения. 
3) Заключительный период в развитии патристики 6-8 вв. В это время намечается стабилизация догматики, энциклопедическое кодифицирование наук во главе с теологией. 
Наиболее яркие фигуру этого периода: Максим Исповедник, Иоанн Дамасскин, Михаил Пселл, Григорий Палама, Боэций. 
 
Схоластика - господствующий тип средневековой теологической философии. Он несколько столетий преподавался в школах и университетах Европы. Название «схоластика» произошло от латинского слова schola – школа. 
Цель схоластики – философски рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение и догматы Церкви. Отсюда появление тезиса: «Философия – служанка богословия». 
 
Периоды развития схоластики: 
1. Период ранней схоластики 9-12 вв. Иоанн Скот Эриугена, Росцелин, Пьер Абеляр, Ансельм Кентенберийский. 
2. Период зрелости 13 в. Фома Аквинский, Иоанн Дунс Скот. 
3. Период заката 14-15 вв. Уильям Оккам, Николай Орем. 
 
Отличительные черты схоластики 
• Оторванность от реальной действительности; 
• Замкнутость; 
• Консерватизм; 
• Крайний догматизм; 
• Полное подчинение религиозным идеям; восприятие Библии как жесткого нормативного текста, абсолютной истины; 
• Схематичность; 
• Назидательность; 
• Учительство. 
 
Важнейшие проблемы схоластической философии 
• Рациональное доказательство бытия бога; 
• Креационизм; 
• Соотношение веры и разума; 
• Свобода воли и теодицея; 
• Провиденциализм; 
• Борьба с пантеизмом и аверроизмом; 
• Проблема универсалий. 

Словарь основных терминов 
 
• Возрождение (или Ренессанс) – термин, обозначающий переходную эпоху от средневековья к Новому времени. Хронологические границы эпохи Возрождения – 14 – 16 (17) вв. 
• Антропоценризм – особое внимание к человеку, воспевание его силы, величия, возможности; 
• Гуманизм – система взглядов, выражающих признание человека как высшей ценности, его прав на свободу, развитие, счастье и равенство; 
• Секуляризация – освобождение от религии и церковных институтов; 
• Пантеизм – наделение природы божественными свойствами; слияние Бога с природой, растворение в ней; 
• Гелиоцентризм – система взглядов, считающая Солнце центром Вселенной; 
• Натурфилософия – философия природы; в средние века – учение о природе, свободное от подчинения теологическим умозрениям. 
 
3.6 Философия Нового времени 16-17 вв 
 
Особенности эпохи: 
• Начало первых буржуазных революций (в Нидерландах и Англии) и утверждение капиталистического промышленного развития; 
• Ослабление влияния церкви на социальные институты и процессы; 
• Развитие капиталистических отношений; 
• Формирование науки в современном ее значении; 
• Появление новой философской ориентации – на науку. 
 
Главный девиз философии Нового времени: не «наука для науки», а расширение власти человека над природой с помощью науки, совершенствование самого человека. 
• В центре философствования поставлены проблемы познания, поэтому гносеоцентризм является характерной чертой философии этого периода; 
• По гносеологическому основанию в философии Нового времени выделяют эмпиризм и рационализм. 
 
Рационализм – (от лат. – «разумный») – направление в философии, сторонники которого признают разум основой познания и поведения людей; 
• Основоположником европейского рационализма Нового времени считается Рене Декарт (1596-1650), видный французский философ и ученый-математик. 
• Представителями рационализма были также Бене• Представителями рационализма были также Бенедикт Спиноза, Готфрид Лейбниц. Рене Декарт вошел в историю философии: 
 
• Двумя произведениями: «Рассуждение о методе» и «Метафизические рассуждения»; 
• «картезианским сомнением» (Картезий – латинизированное имя Декарта); 
• Положением о ясности как критерия истины; 
• Критикой эмпиризма; 
• Обоснованием рационализма в гносеологии; 
• Учением о субстанции, ее атрибутах и модусах; 
• Дуализмом в понимании отношения материи и сознания, как попытке примирить материалистическое и идеалистическое направление в философии; 
• Выдвижением теории о научном методе познания и о «врожденных идеях». 
 
Доказательства того, что в основе бытия и познания лежит разум: 
 
• В мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку (есть ли они? каковы их свойства? Например: «есть ли Бог?», конечна ли Вселенная?) 
• Зато абсолютно в любом явлении можно усомниться; 
• Следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах; 
• Но невозможно сомневаться в реальности того, что ведет к сомнению, а именно – в реальности мысли; 
• Сомнение - свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, мыслит;  
• Мыслить может реально существующий человек. Я мыслю, следовательно, я существую. 
• Следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания; 
• Поскольку мышление – это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум; 
• В познании разум человека не нуждается в чувственных ощущениях, ибо истинность знания находится в самом разуме, в постигаемых разумом абстрактно-логических образах. 
 
Содержание рационального метода в интерпретации Р. Декарта: 
 
• В качестве научного метода предлагается дедукция (но не в строго математическом смысле – от общего к частному, а в философском) 
• Смысл философского гносеологического метода Декарта в том, что в процессе познания опираться только на абсолютно достоверное знание и с помощью разума, используя достоверные логические приемы, получить (выводить) новые, также достоверные знания. 
• При использовании метода Декарт предлагает применить следующие приемы исследования: 
ü Допускать при исследовании в качестве исходных положений только истинное, абсолютно достоверное, доказанное разумом и логикой, не вызывающее никаких сомнений знание; 
ü Сложную проблему расчленять на отдельные, более простые задачи; 
ü Последовательно переходить от известных и доказанных вопросов к неизвестным и недоказанным; 
ü Строго соблюдать последовательность, логическую цепь исследования, не пропускать в ней ни единого звена. 
ü  
 
Содержание рационального метода Р. Декарта состоит: 
• В анализе; 
• Разложении полученных знаний на отдельные компоненты; 
• Доведение до уровня очевидного; 
• Ни результаты ощущений, ни результаты рассуждений не дают правдивого знания. Начинать познания надо с методологического сомнения; 
• Но каким бы всеобщим оно ни было, есть в познании и то, что никакому дальнейшему сомнению не подлежит. Это само мышление. 
• Сомнение есть акт мышления, сомневающегося мышления; 
• В качестве мыслящего существа: я существую. Я мыслю, следовательно, я существую; 
• Бытие мышления более достоверно, чем бытие тела, природы. Дуализм Р. Декарта 
• Человек – единственное существо, в котором соединяются и существуют обе (и материальная, и духовная) субстанции, и это позволило ему возвыситься над природой; 
• Исходя из того, что человек совмещает в себе две субстанции, следует идея дуализма (двойственности) человека; 
• С точки зрения дуализма Декартом решается и «основной вопрос философии»: по его мнению, спор о том, что первично – материя или сознание – бессмысленен. 
• Поскольку человек дуалистичен, то ни материя, ни сознание не могут быть первичными – они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия.

Информация о работе Курс лекций по "Философии"