Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 20:49, лекция
Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества. Мировоззрение и его историко-культурный характер. Мироощущение и мировосприятие. Эмоционально-образный и логико-рассудочный уровни мировоззрения. Два подхода к духовному освоению мира: с позиции природы и с позиции человека. Типы мировоззрения: художественно-образное, мифологическое, религиозное, философское, научное. Мировоззрение и убеждения. Мировоззрение личности, социальной группы, эпохи.
Раздел 1. История философии.
Тема 2. Философия Древнего Мира, Средневековья, эпохи Возрождения и Нового времени.
Тема 3. Классический этап философии Нового времени.
Тема 4. Русская философия.
Раздел 2. Философские проблемы
Тема 5. Учение о бытии (онтология). Учение о развитии. Природа человека и смысл его существования.
Тема 6. Учение об обществе (социальная философия).
Тема 7. Проблемы сознания и познания.
Тема 8. Будущее человечества (философский аспект).
3.7
Немецкая классическая
Представители немецкой классической
философии – И. Кант, И. Фихте, Г. Гегель,
Ф. Шеллинг, Л. Фейербах.
• В немецкой классической философии
были представлены три ведущих философских
направления:
ü
Объективный идеализм (И. Кант, Ф. Шеллинг,
Г. Гегель);
ü
Субъективный идеализм (И. Фихте);
ü
Материализм (Л. Фейербах).
• В этот период были разработаны:
ü
Учение о познании;
ü
Диалектический метод;
ü
Диалектическая логика;
ü
Учение о закономерностях процесса развития;
ü
Философская антропология;
ü
Взгляд на историю как целостный процесс,
что позволило говорить о ней как о целостном
явлении.
В немецкой классической философии были
продолжены прогрессивные традиции философии
раннего Нового времени:
• Вера в могущество разума, в способности
человека с его помощью познавать и изменять
мир;
• Признание рациональности, целесообразности,
взаимосвязанности и закономерности бытия,
общества, человеческих действий и поведения;
• Вера в гуманность человека и его способность
нацти решение социальных проблем с позиции
гуманизма;
• Признание основной задачей философии
раскрытие закономерности функционирования
самого человеческого разума, процесса
познания и получения достоверного знания,
приведенного к стройной логической системе.
Каждый из немецких философов классического
периода создал свою систему философии,
хотя вместе взятые, они представляют
собой единое духовное образование, которое
характеризуется следующими общими чертами:
• Полнота и глубина разработки философских
проблем;
• Высокая степень доказательности;
• Признание за философией роли критической
совести культуры;
• Отношение к философии как специальной
системе философских дисциплин, категорий,
идей, отграничение философии от других
наук и религии;
• Разработка целостной концепции диалектики,
изучение связей бытия в их взаимодействии
и изменении.
3.
8 Философия И. Канта (1724-1804)
• Основоположником немецкой классической
философии считается И. Кант. Творчество
И. Канта можно разделить на два больших
периода: (1) докритический – до начала
70-х годов 18 века;
(2) критический – начало 70-х годов 18 века.
• В течение докритического периода философский
интерес И.Канта был направлен на проблемы
бытия, естествознания и природы:
Философские выводы И.Канта, сформулированные
в докритический период:
• Солнечная система возникла из большого
первоначального облака разреженных в
космосе частиц материи в результате вращения
данного облака;
• Природа имеет свою историю во времени
(начало и конец), а не вечна и неизменна;
• Природа находится в постоянном изменении
и развитии;
• Движение и покой относительны;
• Все живое на земле, в том числе и человек,
- результат естественной биологической
эволюции;
В критический период интерес И. Канта
сместился на вопросы деятельности разума,
познания, механизма познания, границ
познания, логики, этики, социальной философии.
• Свое наименование – критический период
– получил в связи с названием вышедших
философских произведений И.Канта: Критика
чистого разума, Критика практического
разума, Критика способности суждения.
В своей книге «Критика чистого разума»
И. Кант отстаивает идею агностицизма,
то есть невозможности познания окружающей
действительности. • И.Кант дуалистически
разделяет действительность на два одновременно
существующих мира: (1) мир «вещей в себе»
(это внутренняя сущность вещи) – невоспринимаемая
и непознаваемая человеком действительность,
трансцендентный мир. (2) И мир «вещей для
нас» - совокупность чувственно воспринимаемых
предметов и явлений, закрепленных в образах
сознания – трансцендентальный мир. Мир
«вещей для нас» познаваем.
• Главное внимание И.Кант уделяет анализу
процесса познания мира «вещей для нас».
Он обосновал три ступени познания:
ü
Чувственное познание – как реализация
способности человека к ощущениям;
ü
Рассудочное познание, воплощающее способность
к понятийному мышлению;
ü
Разумное познание как реализация способности
человека делать (формулировать) умозаключения
на уровне так называемых «идей разума»,
играющих роль регулятивов познания и
деятельности.
• На третей ступени познания, как обнаружил
И.Кант, возникает проблема логических
противоречий (антиномий);
• Кантом было выдвинуто учение о категориях
– предельно общих понятиях, с помощью
которых можно описать и к которым можно
свести все сущее. Нет таких вещей или
явлений окружающего мира, которые не
обладали бы признаками, характеризуемыми
данными категориями;
• Таких категорий И. Кант выделяет двенадцать
и делит их на четыре класса по три в каждом;
• Данными классами являются:
ü
Количество;
ü
Качество;
ü
Отношение;
ü
Модальность.
Таким образом, все в мире обладает количеством,
качеством, отношениями, модальностью.
• Категории класса:
ü
Количество: единство, множество, целостность.
ü
Качество: реальность, отрицание, ограничение.
ü
Отношения: субстанциональность (присущность)
и акциденция (случайное свойство), причина
и следствие, взаимодействие.
ü
Модальность: возможность и невозможность,
существование и несуществование, необходимость
и случайность. Кроме «чистого разума»
И.Кант рассматривает и «практический
разум»:
• Практический разум ориентирует человека
в его общественной жизни. Основой поведения
субъекта является «автономная воля»
и правила, или максимы, вырабатываемые
в обществе;
• Самым существенным регулятором поведения
людей ограничивающим их произвольное
поведение является моральный закон, который
имеет высший и безусловный характер.
Кант назвал его категорическим императивом.
Одна из его формулировок звучит так: «Поступай
всегда так, чтобы максима твоей воли была
основой всеобщего законодательства».
Моральный закон (категорический императив)
И. Канта понимается следующим образом:
• Человек должен действовать так, чтобы
его поступки были образцом для всех, всеобщим
законом;
• Никогда нельзя относиться к другому
человеку как к средству, но всегда как
к цели;
• Вся мораль в обществе должна основываться
на соблюдении чувства долга.
Социально-политические взгляды И. Канта:
• Философ считал, что человек наделен
изначально злой природой;
• Видел спасение человека в моральном
воспитании и жестком следовании моральному
законы (категорическому императиву);
• Был сторонником распространения демократии
и правового порядка – в каждом отдельном
обществе, а также в отношениях между государствами
и народами;
• Считал, что в будущем неизбежно наступит
«Вечный мир» - войны будут либо запрещены
правом, либо станут экономически невыгодными.
Историческое значение философии И. Канта
в том, что им было:
• Дано основанное на науке (механике
Ньютона) объяснение возникновения Солнечной
системы (из вращающейся туманности разреженных
в пространстве элементов);
• Выдвинута идея о наличии границ познавательной
деятельности разума человека (антиномии,
«вещь в себе»);
• Выведено двенадцать категорий – предельно
общих понятий, которые составляют каркас
мышления;
• Сформулирован категорический императив
– моральный закон.
• Выдвинута идея демократии и правового
порядка как в каждом отдельном обществе,
так и в международных отношениях;
• Осуждены войны, предсказан «Вечный
мир» в будущем, основанный на экономической
невыгодности войны и их правовом запрете.
Поприще философии в этом широком значении
можно подвести под сле-дующие вопросы:
1. Что я могу знать?
2. Что я должен делать?
3. На что я могу надеяться?
4. Что такое человек?
Всего долее живут в том случае, если менее
всего заботятся о продлении жизни.
Не мыслям надобно учить, а мыслить.
Работа - лучший способ наслаждаться жизнью.
Быть опровергнутым - этого опасаться
нечего; опасаться следует другого - быть
непонятым.
И чем более я размышляю, тем более две
вещи наполняют душу мою все новым удивлением
и нарастающим благоговением: звездное
небо надо мной и нравственный закон во
мне.
Кант Иммануил (1724 - 1804 г.)
3.9
Философия Георга Вильгельма Фридриха
Гегеля (1770-1831)
Гегелем были выдвинуты и разработаны:
• Теория объективного идеализма (стержневым
понятием которой является Абсолютная
Идея, Мировой Дух);
• Диалектика как всеобщий философский
метод.
Важнейшие философские труды:
• «Наука Логики»;
• «Энциклопедия философских наук»;
• «Феноменология Духа»;
• «Философия истории»;
• «Философия права»;
• «Эстетика» и др. В «Науке Логики» философ
уподобил весь мир мышлению, которое функционирует
по своим собственным законам и предписывает
их и природе, и общественной жизни.
• Ключевыми онтологическими понятиями
философии Гегеля являются Абсолютная
Идея и отчуждение;
• Учение о тождестве бытия и мышления
является руководящей идеей объясняющей
взаимодействие материального и идеального
миров.
Философская система Гегеля:
• В основе мироздания лежит Абсолютная
Идея;
• Абсолютная идея (Мировой Дух) это:
ü
Единственно существующая подлинная реальность;
ü
Неизменная духовная сущность, не зависящая
ни от кого и ни от чего;
ü
Она существует изначально в мире;
ü
Первопричина всего окружающего мира
и самой себя (causa sui);
ü
Обладает самосознанием и способностью
творить.
Учение о развитии Абсолютной Идеи:
• Развитие Абсолютной Идеи (Мирового
Духа) идет через отчуждение самого себя:
ü
В мышление;
ü
В природу;
ü
В общество.
• Абсолютная Идея отчуждает себя сначала
в мышление, где проходит в своем развитии
три ступени: понятие, суждение, умозаключение.
• Реализовав и наполнив себя содержанием
в мышлении, она отчуждает себя в природу,
проходя через три ступени: механику, химизм
и организм, достигает своего высшего
выражения в человеке и отчуждает себя
в общество.
• Через человека Мировой Дух:
ü
Проявляет себя в виде слов, речи, языка;
ü
Целенаправленно и закономерно движется
– это действия, поступки человека, ход
истории;
ü
Познает себя через познавательную деятельность
человека;
ü
Творит – в виде результатов материальной
и духовной культуры, созданной человеком.
• В обществе Абсолютная Идея (Дух) проходит
в своем развитии три ступени:
ü
Субъективный Дух – душа, сознание отдельного
человека;
ü
Объективный Дух – «дух общества в целом»
в виде права, семьи и государства;
ü
Абсолютный Дух – высшее проявление духа,
вечно действительная истина. Выражением
Абсолютного Духа являются: искусство,
религия, философия.
Искусство – непосредственное отображение
человеком (талантливым и гениальным)
абсолютной идеи. Абсолютная Идея, «увиденная»
гениальными людьми.
Религия – антитезис искусства. Религия
– Абсолютная Идея, открытая человеку
Богом в виде откровения.
Философия - синтез искусства и религии,
высшая ступень развития и понимания Абсолютной
Идеи. Философия – полное раскрытие всех
истин, познание Абсолютным Духом самого
себя, «мир, схваченный мыслью».
Социально-политические взгляды Гегеля:
• Государство – форма существования
Бога в мире;
• Право – наличное бытие (воплощение)
свободы;
• Общие интересы выше частных, и отдельный
человек, его интересы могут быть принесены
в жертву общему благу;
• Богатство и бедность естественны и
неизбежны, это данная свыше реальность,
с которой нужно мириться;
• Противоречия, конфликты в обществе
– не зло, а благо, двигатель прогресса;
• Противоречия и конфликты между государствами,
войны – двигатель прогресса во всемирно-историческом
масштабе;
• «Вечный мир» приведет к загниванию
и моральному разложению; регулярные войны,
наоборот, очищают дух нации. Великий человек
осуждает людей на то, чтобы они его объясняли.
Война предохраняет народы от гниения,
которое непременно явилось бы следствием
продолжительного мира. Народы выходят
из войны усиленными, внешние войны ослабляют
внутренние противоречия.
Всё действительное разумно, всё разумное
действительно.
Высшее значение войны заключается в том,
что она укрепляет нравственное здоровье
народов, подобно тому, как движение ветров
предохраняет океан от застоя и гниения.
Ни один человек не может быть героем для
своего лакея. Не потому, что герой - не
герой, а потому что лакей - только лакей.
Здравый человеческий рассудок есть такой
способ, в котором содержатся все предрассудки
данного времени. 3.10 Людвиг Фейербах (1804-1872)
Немецкий философ, разрабатывающий концепцию
антропологического материализма.
Основные философские труды:
• «Сущность христианства»;
• «Основные положения философии будущего»;
• «Лекции о сущности религии»;
• «К критике философии Гегеля».
3.14
ФИЛОСОФИЯ НАШИХ ДНЕЙ
• Современная философия представляет
собой единое, но разнородное целое. Изучающему
философию следует ориентироваться в
этой разнородности. Недостаточно знать
только одно философское направление,
ибо в таком случае теряются достоинства
других воззрений. Выше уже отмечалось,
что одни философы удачнее реализуют научную,
а другие эстетическую или морально-практическую
сторону философии. Уже в этом отчетливо
дана разнородность философии.
• Еще отчетливее на разнородность современной
философии указывает наличие четырех
главных философских школ. Сейчас мы их
только назовем, а обстоятельно они будут
рассмотрены чуть ниже. В Англии, США, скандинавских
странах доминирует аналитическая философия,
в которой первостепенное значение придают
анализу языка, логики, науки. В ФРГ - стране,
где очень сильны философские традиции,
доминируют феноменология и герменевтика.
Во Франции и США больше чем в других странах
сторонников постмодернизма. Итак, в наши
дни можно выделить четыре главных направления
философии интернационального содержания
- это аналитическая философия, феноменология,
герменевтика и постмодернизм.
• ФЕНОМЕНОЛОГИЯ
• Феномен - это в переводе с греческого
то, что является. В нашем случае речь идет
о том, что явилось в сознание человека
в его чувственном опыте и далее в процессе
его осмысления. Феномен - это и ощущение,
и восприятие, и представление, и мысль.
Феноменология - это учение о сознании,
о феноменах и их смыслах. Основателем
феноменологии в том виде, в котором она
культивируется в конце ХХ века, считается
Эдмунд Гуссерль. Сторонников феноменологии
можно обнаружить в любой стране. Из российских
философов прекрасными феноменологами
были Г. Г. Шпет и А. Ф. Лосев. Обозначим
ту проблему, которая занимает феноменологов.
Ведь всякое философское направление
жизненно лишь в том случае, если оно разрабатывает
действительно важную проблему, которая
беспокоит многих.
• Феноменологи озабочены тем, что богатый
жизненный мир человека, наполненный красками,
запахами, разнообразными впечатлениями,
пройдя через сознание и достигнув стадии
науки, мыслей, понятий, идеализаций, оказывается
чрезвычайно обедненным, сухим, абстрактным,
обезжизненным. Почему это происходит?
Потому, утверждают феноменологи, что
мы плохо понимаем само сознание. Забвение
жизненного мира - это результат плохого
философствования. Феноменология как
раз и стремится восполнить этот недостаток.
Феноменологи считают, что их коллеги,
представители других философских направлений,
не обращают должного внимания на работу
сознания. А между тем современный мир,
всемерно культивируя идеалы обезжизненного
знания, не только не избегает кризисных
явлений, а наоборот, плодит их (бесконечные
войны, конфликты, экологические катастрофы,
обезличивание жизни человека)..
4.1 Историческое осмысление
категории бытия
Термин «бытие» был введен в философию
древнегреческим философом Парменидом.
Согласно Пармениду, бытие – это то, что
действительно есть, что является подлинным
миром, находящимся за миром предметно-чувственным.
Бытие есть мысль, оно едино и неизменно,
абсолютно и самотождественно, не имеет
внутри себя деления на субъект и объект;
оно есть вся возможная полнота совершенства,
среди которых на первом месте Истина,
Добро, Благо, Свет.
Оно не возникло, неуничтожимо, единственно,
неподвижно, нескончаемо во времени.
Бытие можно постигать только мыслью,
умом.
Бытие – это не субъективная мысль человека,
а Логос – космический Разум. Логос –
не только слово, но и всеобщее основание
вещей, которое непосредственно открывается
человеку в его мысли.
Платон рассматривает бытие как идеальное,
бестелесное образование – идею. Он различает
«бытие по мнению» - видимая внешняя реальность
и «истинное бытие» - доступное лишь философскому
разуму.
В эпоху средневековья философы выделяют
бытие творящее (Бога) и бытие сотворенное
(тленный мир).
В эпоху Возрождения бытие рассматривается
как реальность, противостоящая человеку;
как то сущее, которое человек осваивает
в процессе своей деятельности.
В Новое время человек, его сознание и
мышление стали рассматриваться как нечто
подлинно первичное, как то, что действительно
есть (это идеалистическая концепция бытия).
Декарт сделал мысль бытием: «Я мыслю,
следовательно, существую». Бытие стало
субъективным, человекоразмерным, определяемым
человеческими способностями воспринимать
его и действовать в нем.
4.2
Понятие бытия
Бытие – философская категория, служащая
для обозначения всего того, что реально
существует. Это и материальные явления
и социальные процессы и творческие акты,
происходящие в сознании человека.
Основные виды бытия:
• Материальное бытие;
• Идеальное (нематериальное) бытие.
Структура материального бытия:
• Бытие природы
- бытие 1-й естественной природы (неживой
и живой);
- бытие 2-й природы: мир вещей и процессов,
которые явились результатом деятельности
человека;
• Бытие человека
- специфическое человеческое бытие;
- бытие человека в мире вещей 1-й и 2-й природы;
- бытие человека в обществе.
• Бытие общества
- совместная жизнедеятельность людей;
- система общественных отношений. Основные
атрибуты природного бытия:
• Субстанция (субстанциальность);
• Движение;
• Развитие;
• Детерминизм;
• Закономерность;
• Структурность;
• Многомерность;
• Связь;
• Дифференцированность;
• Жизнь;
• Сознание.
К явлениям человеческого бытия относятся:
• Жизнь;
• Смерть;
• Любовь;
• Дружба;
• Общение;
• Сострадание;
• Игра (проявление себя каким-нибудь
образом);
• Деятельность;
• Действия.
Основные виды отношений в обществе:
• Экологические;
• Экономические;
• Социальные;
• Политические;
• Правовые;
• Нравственные;
• Художественно-эстетические;
• Отношения свободы совести;
• Семейные;
• Научные;
• Информационные и др.
Бытие человека и общества осуществляется
на основе:
• Целеполагания;
• Социальной активности;
• Творчества;
• Предвидения;
• Стихийные, самореализующиеся процессы
и др.
Структура духовного бытия:
• Индивидуальное сознание (различные
знания, отражение эмоционально-чувственных
и волевых состояний, ценностные ориентации).
• Общественное сознание (политическое,
правовое, нравственное, эстетическое,
религиозное, философия, наука).
Способ существования и формы проявления
бытия:
• Способом существования бытия является
движение.
• В широком смысле движение – это любое
изменение, способ существования бытия,
его атрибут (то есть неотъемлемое свойство).
Свойства движения:
• Абсолютность,
• Относительность. Формы движения материи
(по Ф. Энгельсу)
• Механическая;
• Физическая;
• Химическая;
• Биологическая;
• Социальная.
Основные группы форм движения:
• К формам движения в неорганической
природе относятся:
- пространственные перемещения,
- движение элементарных частиц и полей,
- движение и процессы превращения атомов
и молекул,
- изменения в структуре макроскопических
тел,
- геологические изменения, процессы, протекающие
на планетах, звездах.
• К формам движения на уровне живой природы
относятся:
- обмен веществ,
- процессы отражения, саморегуляции, управления
и воспроизводства,
- различные отношения в экологических
системах,
- взаимодействие всей биосферы с природными
системами Земли и с обществом.
• К формам движения на уровне общества
относятся:
- всё многообразие человеческой деятельности,
- все формы отношений,
- все формы преобразований мира, в котором
живет человек
4.3 Философские подходы
к понятию (категории) «
• Материалистический подход:
- материя есть объективная реальность,
- материя есть основа бытия, а все иные
бытийные формы – дух, человек, общество,
- порождения материи;
- материя первична и представляет собой
наличное бытие.
• Объективно-идеалистический подход:
- материя объективно существует как порождение
(объективизация) независимого от всего
сущего первичного идеального (абсолютного)
духа;
• Субъективно-идеалистический подход:
- материя как самостоятельная реальность
не существует вообще, она лишь продукт
субъективного (существующего только
в виде сознания) духа.
• Позитивистский: понятие «материя»
ложно, поскольку его нельзя доказать
и полностью изучить при помощи опытного
научного исследования.
Естественно-научное определение материи
• Материя есть объективная реальность.
• Элементы структуры материи:
- неживая природа,
- живая природа,
- социум (общество).
• Материя – это вся совокупность вещей,
физических полей, а также других образований,
имеющих субстрат (материал) из которого
они состоят.
• Понятия «материя», «материальный мир»,
«космос», «природа», «объективное материальное
бытие» условно считаются тождественными.
• Основные виды материи:
- вещество,
- поле,
- физический вакуум.
• К существенным свойствам материи относятся:
- субстратность;
- бесконечность, несотворимость и неуничтожимость
совокупного материального;
- конечность, возникаемость (сотворимость)
и уничтожаемость конкретных материальных
объектов;
- движение;
- пространство;
- время;
- отражение и др. 4.4 Материя и ее атрибуты
• Философское определение материи: «Материя
есть философская категория для обозначения
объективной реальности, которая дана
человеку в ощущениях его, которая копируется,
фотографируется, отображается нашими
ощущениями, существуя независимо от них»
(В.И. Ленин. ПСС, Т. 18, с. 296).
• Материя как объективная реальность
является основой бытия, она первопричина,
а все иные формы бытия – дух, человек,
общество – проявления материи и производны
от нее.
• Материи неоткуда взяться и некуда деться:
она и источник, и причина, и следствие
самой себя. Она несотворима и неуничтожима.
• Материя бесконечна.
• Материя независима от человеческого
сознания.
• Материя имеет способность к самоорганизации
– созданию, совершенствованию, воспроизводству
самой себя без участия внешних сил.
• Учение о самоорганизации материи получило
название синергетики. Крупным разработчиком
синергетики явился русский, а затем бельгийский
философ И. Пригожин.
• Материя – это философская категория,
которая обозначает, (охватывает) все существующее,
имеющее вещественный или энергетический
субстрат (материал).
• Понятие материи фиксирует наиболее
существенные (атрибутивные) свойства
и признаки, характерные для материального
4.5
Принципы и законы диалектики
Структура диалектики:
• Принципы диалектики:
- принцип развития;
- принцип всеобщей связи;
- принцип детерминизма;
- принцип противоречивости;
- принцип преемственности;
- принцип количественно-качественного
развития бытия и др.
• Основные законы диалектики:
- закон единства и борьбы противоположностей;
- закон взаимосвязи перехода количественных
и качественных изменений;
- закон отрицания отрицания.
• «Неосновные» законы диалектики:
- содержание и форма;
- причина и следствие;
- форма и содержание;
- необходимость и случайность;
- возможность и действительность;
- сущность и явление;
- общее, особенное и единичное. • Категории
диалектики:
- изменение,
- движение,
- развитие,
- связь,
- закон,
- взаимодействие,
- качество,
- количество,
- мера,
- скачок,
- противоположность,
- противоречие и др.
Принципы диалектики:
• Принцип развития отражает поступательное
изменение бытия вещей через возникновение
нового и отмирание старого, переход от
менее совершенного к более совершенному.
• Развитие – направленные от простого
к сложному, от низшего к высшему, качественные
необратимые изменения сложных системных
объектов.
Разновидности развития:
Детерминизм – философская концепция,
предполагающая обусловленность одних
явлений другими явлениями.
Фундаментальные принципы детерминизма:
• Принцип причинности;
• Принцип закономерности.
Разновидности детерминизма:
• Теологический;
• Механистический;
• Кармический;
• Вероятностный (статистический).
Закон единства и борьбы противоположностей
Закон дает представление об источнике
и механизме развития явлений реальной
действительности и мышления. Позволяет
ответить на вопрос, почему идет развитие.
• Основные категории закона:
- диалектическое тождество;
- различие;
- противоположность;
- противоречие;
- единство противоположностей;
- борьба противоположностей.
• Противоречия видов бытия:
- в неживой природе;
- в живой природе;
- в общественной жизни;
- в мышлении.
• Все противоречия могут быть:
- внутренними и внешними;
- главными и второстепенными;
- основными и неосновными и др.
Закон единства и борьбы противоположностей
является таким законом, согласно которому
всем предметам и процессам свойственны
внутренние противоречия, выражающие
раздвоение единого на взаимоисключающие
противоположности, борьба между которыми
является источником всякого развития.
Методологическое значение закона единства
и борьбы противоположностей:
Закон требует:
• Познания каждой из противоположностей
процессов и предметов в отдельности и
в их единстве;
• Определение всей суммы противоположностей;
• Закон помогает различать этапы возникновения
и обострения противоречий, правильно
определять время и средства их разрешения.
Закон взаимного перехода количественных
и качественных изменений
Данный закон характеризует механизм
образования качественно новых явлений
и процессов.
Закон позволяет ответить на вопрос, как
происходит развитие, возникновение нового.
• Основные категории закона:
- качество;
- количество;
- мера;
- скачок.
• Сущность закона состоит в том, что развитие
предметов и процессов в мире происходит
путем количественных изменений, которые,
переходя меру, вызывают качественные
изменения, протекающие в виде скачков.
Методологическое значение закона взаимоперехода
количественных и качественных изменений
• Закон указывает на необходимость познания
качественной определенности процессов
и предметов, на анализ их сходства и различия
между собой.
• Закон требует проводить объективный
и точный анализ количественной стороны
предметов и процессов.
• Важными требованиями закона являются
обеспечение органического единства количественного
и качественного анализа в процессе познания.
• Изучать, знать и правильно учитывать
меру существования данного качества.
• Видеть многообразие скачков в развитии,
их этапность.
Закон отрицания отрицания
Закон отрицания отрицания отвечает на
вопрос, куда идет развитие и раскрывает
его направленность.
• Центральная категория данного закона
– диалектическое отрицание.
• Диалектическое отрицание означает:
- устранение старого новым;
- сохранение положительных сторон старого
в новом;
- обеспечение связи и преемственности
старого и нового в развитии.
• Тенденция развития проявляется через
цепь диалектических отрицаний. Диалектическая
схема процесса развития
1-я стадия 2-я стадия 3-я стадия
Тезис → Антитезис → Синтез
Начальное → Отрицание → Отрицание
Состояние начального отрицания
(исходное) состояния
Закон отрицания отрицания показывает,
что развитие идет через цепь диалектических
отрицаний, которые обеспечивают устранение
старого, утверждение нового, связь, преемственность
между старым и новым, удержание положительного
и тенденцию поступательного в целом,
восходящего спиралевидного развития
с повторением отдельных черт прошлого
на качественно новой основе.
Методологическое значение закона отрицания
отрицания:
• Во-первых, закон учит понимать необходимость
и неизбежность замены старого новым,
ориентирует на борьбу против старого,
отжившего, за утверждение нового, требует
поддерживать и развивать всё новое, передовое,
прогрессивное.
• Во-вторых, отрицание не есть полное
уничтожение старого, оно, как правило,
предполагает сохранение в новом всего
положительного, прогрессивного, что было
в старом.
• В-третьих, в конечном итоге отрицание
означает полную победу нового над старым.
Словарь
• Диалектика – философское учение о
взаимосвязи и развитии всех видов и форм
бытия. • Объективная диалектика – диалектика
объективного мира, представляет собой
совокупность связей и отношений между
предметами и процессами существующими
в мире.
• Субъективная диалектика – отражение
в сознании человека объективной диалектики.
• Идеалистическая диалектика – представляет
идеальное (понятия, идеи) как исходное
и первичное в развитии мира.
• Материалистическая диалектика – аргументирует
первичность развития материального бытия:
природы, общества, человека с его сознанием.
• Развитие – направленное от простого
к сложному, от низшего к высшему, качественные,
необратимые изменения сложных системных
объектов.
• Прогресс – восходящая ветвь развития,
его преобладающая тенденция, при которой
совершается переход от высшего к низшему.
• Регресс – нисходящая ветвь развития,
его сопутствующая тенденция, при которой
совершается переход от высшего к низшему.
• Эволюция – процесс развития, включающий
накапливающиеся изменения; одна из форм
движения – непрерывные, постепенные
перемены, приводящие к качественным сдвигам
в развитии личности, общества или живой
природы.
• Революция – коренное, качественное
изменение, скачкообразный переход в развитии
общества, познания, какого-либо явления
природы.
• Инволюция – обратное развитие, возвращение
увеличенного к первоначальной нормальной
величине.
• Принципы диалектики – это всеобщие
научные положения, выступающие основанием
и регулятором познавательной и практической
деятельности.
• Категории диалектики - это предельно
общие, фундаментальные понятия, отражающие
наиболее существенные закономерные связи
и отношения предметов и процессов реального
мира.
• Закон – это необходимая, внутренняя,
существенная, устойчивая, повторяющаяся
связь между явлениями и процессами объективного
мира, а также сознания человека, обуславливающая
их порядок, движение и функционирование.
• Метафизика – противоположное диалектике
учение о развитии и взаимосвязи всех
видов и форм бытия, метод познания и метод
мышления.
• Связь – философская категория, которая
отражает все формы, типы и виды взаимодействия,
взаимовлияния, взаимной зависимости,
обусловленности предметов и явлений
материального мира и логических образов
сознания.
• Детерминизм – философское учение об
объективной закономерной взаимосвязи
и взаимообусловленности явлений материального
и духовного мира.
• Индетерминизм – философское учение
и методологическая позиция, которые отрицают
либо объективность причинной связи, либо
познавательную ценность причинного объяснения
в науке.
• Основные законы диалектики – дают
полную характеристику развития, взятого
в самом общем виде. Они отвечают на вопросы:
почему? как? и куда идет развитие.
• «Неосновные законы диалектики» - дают
характеристику существенных связей,
предметов и явлений действительности.
Выражены парными категориями диалектики.
• Тождество – одинаковость, примерное
равенство или совпадение объектов, предметов
и их сторон.
• Различие – неодинаковость, неравенство,
несовпадение объектов между собой.
• Противоположность – это высшая степень
различия.
• Противоречие – это отношение между
противоположностями.
• Единство противоположностей – проявляется
в их неразрывной взаимосвязи и взаимообусловленности.
Они не могут существовать друг без друга.
• Борьба противоположностей – проявляется
в том, что противоположности взаимодействуют.
В результате происходят видоизменения,
в вещах проявляются новые свойства.
• Свойство – качество, признак, составляющий
отличительную особенность кого- или чего-либо;
то, что присуще предмету, что составляет
его конкретное существование.
• Качество – есть существенные свойства,
без которых предмет существовать не может.
• Количество – это совокупность свойств,
которые характеризуют число, величину
предметов, длительность их существования.
• Мера – интервал, в пределах которого
количественные и качественные изменения
не нарушают определенность объекта.
• Скачок – это форма, способ перехода
объектов из старого в новое качественное
состояние. 4.6 Сознание, его происхождение
и сущность
Основные философские концепции происхождения
сознания:
• Идеалистическая концепция – сознание
существует изначально до появления материи
и человека (Платон, Аристотель, Августин,
Ф. Аквинский, Гегель и др.).
• Материалистическая концепция – сознание
порождается высокоорганизованной материей.
До появления человека сознания не существовало
(Фейербах, Маркс, Энгельс, Ленин, Конт,
Дарвин и др.).
• Пантеистическая концепция:
- сознание – неотъемлемое (имманентное)
свойство космической субстанции.
- сознание существует вечно, но по-разному
проявляется во множестве материальных
форм и имеет различные степени развития.
- сознание подлежит развитию в процессе
космической эволюции (Махатмы, Блаватская,
Ла Дью, Рерих).
Отражение
Отражение – это способность материальных
образований (объектов, предметов) при
взаимодействии друг с другом изменяться
или сохранять следы взаимодействий.
Формы отражения:
• В неживой природе:
- физическая (в том числе, механическая)
форма отражения;
- химическая форма отражения.
• В живой природе:
- биологическая форма отражения, включающая
в себя раздражимость и психическое отражение;
- социальная форма отражения, включающая
в себя сознание человека и общественное
сознание.
Сознание является свойством функционирующего
живого мозга, которое заключается в эмоционально-волевом
и чувственно-рациональном отражении
объективной действительности.
Биологические предпосылки и социальные
факторы возникновения сознания
• Биологические предпосылки:
- развитие нервной системы и особенно
головного мозга;
- развитие первой сигнальной системы;
- изменение строения тела (прямохождение,
развитие руки, развитие гортани).
• Социальные факторы:
- труд;
- язык (речевое общение);
- общественная жизнь.
Сознание – это продукт исторического
развития материи, высшая, свойственная
общественному человеку функция мозга,
состоящая в идеальном, активно преобразующем
отражении действительности.
Основные сущностные характеристики сознания:
• Это отражение действительности;
• Материальным субстратом (носителем)
сознания выступает человеческий мозг;
• Сознание реализуется в форме знания;
• Сознание характеризуется целеполаганием;
• Сознание не только отражает объективный
мир, но и творит его;
• Сознание является продуктом и предпосылкой
специфически человеческой адаптации
к окружающей среде;
• Сознание вторично по отношению к материи;
• Сознание неразрывно связано с материей
и не может существовать без неё;
• Сознание идеально;
• Сознание активно управляет, контролирует,
регулирует человеческую активность.
4.7
Структура сознания
• В зависимости от основных состояний
сознания в нем выделяются:
- знания;
- эмоционально-чувственные состояния;
- волевые состояния;
- ценностные установки;
- ориентации.
• В зависимости от направленности проявления
сознания различают две его стороны:
- сознание, направленное вовне (на других
людей и природу);
- сознание, направленное внутрь субъекта
или самосознание.
• В зависимости от носителей сознания:
- сознание индивида;
- сознание социально группы;
- сознание социального слоя и класса;
- сознание этнической общности;
- сознание всего общества – общественное
сознание.
• В зависимости от уровней сознания:
- образы сознания, возникающие и существующие
на основе чувственного отражения;
- абстрактно-логические образы сознания.
4.8 Основные функции сознания
• Познавательная;
• Оценочная (аксиологическая);
• Аккумулятивная (накопления знания);
• Целеполагающая;
• Конструктивно-творческая;
• Планирования;
• Предвидения;
• Управления и др.
4.9 Сущность и структура
общественного сознания
• Общественное сознание – совокупность
идей, теорий, концепций, программ, взглядов,
норм, традиций, привычек, мнений, слухов
и других духовных образований, отражающих
общественное бытие конкретного общества.
• Основные характеристики общественного
сознания:
- оно есть отражение общественного бытия;
- оно вторично по отношению к общественному
бытию;
- оно идеально;
- обладает относительной самостоятельностью
функционирования и развития;
- выступает духовным продуктом исторической
деятельности людей;
- общественное сознание лишено личного
своеобразия;
- общественное сознание – это всегда
нечто типичное, общее, социально значимое.
Структура общественного сознания:
• По субъектам восприятия действительности
и выражения общественных идей выделяют:
-сознание индивида;
- сознание группы;
- сознание коллектива;
- сознание нации;
- сознание общества на уровне страны,
региона;
- сознание человечества в целом.
• По степени глубины и точности отражения
общественного бытия в общественном сознании
выделяют уровни:
- обыденно-психологический (обыденное
сознание) уровень общественного сознания;
- теоретико-идеологический (теоретическое
сознание) уровень общественного сознания.
Обыденное сознание (компоненты):
• Общественная психология:
- устойчивые психические состояния (чувства,
эмоции, настроения, предрассудки);
- явления (традиции, обычаи, навыки, привычки);
- процессы (подражание, внушение);
- взгляды, идеи, представления (политические,
правовые, нравственные и др).
• Эмпирические знания, формирующиеся
опытным путем в процессе деятельности
людей.
Теоретическое сознание (компоненты)
• Идеология: идеи, теории, взгляды;
• Естественно-научные взгляды: логические
суждения, понятия, формулы, теории и др.
4.10 Формы общественного
сознания:
Политическое;
• Правовое;
• Моральное;
• Эстетическое;
• Религиозное;
• Философское;
• Научное;
• Историческое;
• Экономическое;
• Экологическое.
Словарь
• Адаптация (от лат. – приспособление)
– вид взаимодействия личности или социальной
группы со средой.
• Социальная адаптация – приспособление
среды к своим потребностям, видоизменение
среды.
• Идеальное – субъективный образ объективного
мира. «Идеальное есть не что иное, как
материальное, пересаженное в голову и
преобразованное в ней» (К. Маркс).
• Идеальность сознания – выражается
в том, что составляющие его образы не
обладают свойствами отражаемых в ней
предметов действительности. В них не
существует ни грамма вещества; они лишены
веса, пространственных характеристик
и других физических свойств.
• Отражение – всеобщее свойство материи,
которое выражается в способности материальных
тел посредством собственных изменений
воспроизводить особенности взаимодействующих
с ними тел.
• Психика (от греч. – душа) – свойство
высокоорганизованной материи, являющееся
особой формой отражения субъектом объективной
реальности.
• Раздражимость – форма отражения реальности
организмами, не имеющими нервной системы.
• Язык – система знаков, служащая средством
человеческого мышления, выражения и общения.
• Общественное сознание – совокупность
идей, теорий, концепций, программ, взглядов,
традиций, норм, привычек, мнений, слухов
и других духовных образований, в которых
отражается общественное бытие конкретного
общества на определенном этапе его исторического
развития.
• Идеология – сложное духовное образование,
включающее идеи, идеалы, философские
убеждения и принципы практической жизни,
выражающие интересы и цели определенной
социальной группы, класса, этноса или
движения.
• Пантеизм – религиозные и философские
учения, отождествляющие бога и материальный
мир. Тема 5. Теория познания
Гносеология (теория познания) – раздел
философии, в котором изучается природа
познания.