Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 20:49, лекция
Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества. Мировоззрение и его историко-культурный характер. Мироощущение и мировосприятие. Эмоционально-образный и логико-рассудочный уровни мировоззрения. Два подхода к духовному освоению мира: с позиции природы и с позиции человека. Типы мировоззрения: художественно-образное, мифологическое, религиозное, философское, научное. Мировоззрение и убеждения. Мировоззрение личности, социальной группы, эпохи.
Раздел 1. История философии.
Тема 2. Философия Древнего Мира, Средневековья, эпохи Возрождения и Нового времени.
Тема 3. Классический этап философии Нового времени.
Тема 4. Русская философия.
Раздел 2. Философские проблемы
Тема 5. Учение о бытии (онтология). Учение о развитии. Природа человека и смысл его существования.
Тема 6. Учение об обществе (социальная философия).
Тема 7. Проблемы сознания и познания.
Тема 8. Будущее человечества (философский аспект).
5.1 Основные гносеологические
концепции:
• Сенсуализм – основу человеческого
познания составляют чувства.
• Интуитивизм – основу человеческого
познания составляет интуиция (иррациональные
способности познания).
• Эмпиризм – основу человеческого познания
составляет опыт.
• Рационализм – основу познания составляет
разум.
• Синтетическая концепция – человеческое
познание основано на действии чувств,
разума и интуиции.
5.2
Основные проблемы гносеологии:
• Познаваемость мира;
• Субъект и объект познания;
• Диалектика процесса познания;
• Истина и ее критерии;
• Методы научного познания;
• Формы научного познания.
5.3
Гносеологические принципы:
• Объективности;
• Познаваемости мира;
• Единства чувственного и абстрактно-логического
в познании;
• Единства познания и практики;
• Единства отражения и познания у человека;
• Восхождения в познании от абстрактного
к конкретному;
• Вариативности познания;
• Единства объективного и субъективного
в познании;
• Единства абсолютного и относительного
в познании;
• Историзма;
• Активности творческого отображения
действительности;
• Конкретности истины.
Познание – специфическая деятельность,
направленная на приобретение и развитие
знания, выраженного в вербально-знаковой
форме.
Виды знания:
• Ложное;
• Знание заблуждение;
• Истинное знание.
Знание – разновидность информации, имеющая
самостоятельное функционирование. Информация
есть свойство и результат всякого отражения.
Знание соотносится с информацией как
более широким явлением.
Материальные носители информации:
• Книги,
• Рисунки,
• Объекты материальной культуры.
Основные точки зрения на процесс познания:
• Гностицизм – мир познаваем, а человек
обладает потенциально безграничными
возможностями познания).
• Агностицизм – неверие либо в возможность
человека познавать мир, либо в познаваемость
самого мира или же утверждение ограниченной
возможности познания.
Сущность теории агностицизма И.Канта:
• Человек обладает ограниченными познавательными
возможностями (из-за ограниченных познавательных
возможностей разума);
• Окружающий мир непознаваем; человек
сможет познать внешнюю сторону предметов
и явлений, но никогда не познает внутреннюю
сущность данных предметов и явлений –
«вещей в себе». Диалектика процесса познания:
«От живого созерцания к абстрактному
мышлению и от него к практике, таков диалектический
путь познания истины, познание объективной
реальности» В.И. Ленин.
Уровни познавательной деятельности:
• Чувственное познание (основано на деятельности
органов чувств: зрения, слухе, обонянии,
осязании, вкусе);
• Абстрактно-логическое, или рациональное
(основано на деятельности рассудка и
разума).
Основные формы чувственного познания:
• Ощущения,
• Восприятия,
• Представления.
5.4
Основные формы абстрактно-логического
мышления:
• Понятия,
• Суждения,
• Умозаключения.
Ощущения – идеальные образы сознания,
в которых зафиксированы отдельные внешние
характеристики объекта познания.
Восприятия – переосмысленные ощущения,
в которых сформирована целостная, но
поверхностная характеристика объекта.
Представления – воспроизведение в сознании
образов ранее воспринятых объектов познания
с помощью памяти, внимания, ценностных
ориентиров, а также формирование новых
образов, созданных продуктивным осознанием
информации или воображением.
Понятие – форма логического мышления,
в которой отражены существенные признаки
и связи объекта познания.
Суждение – мысль, выраженная в форме
повествовательного предложения, в котором
нечто утверждается об объектах и которая
является объективно либо истинной, либо
ложной.
Умозаключение - представляет форму мышления,
когда на основе одного или нескольких
суждений получается новое, выводное знание.
Субъект познания – это прежде всего индивид,
активно познающий, действующий, обладающий
сознанием и волей.
Субъектом познания, кроме индивида, выступает:
• Коллектив,
• Социальная группа,
• Класс,
• Общество в целом.
Объект познания - тот предмет (или явление),
на который направлена познавательная
деятельность субъекта.
Формы отражательно-познавательных связей
между
субъектом и объектом:
• Связи отражения (от объекта к субъекту);
• Связи выражения (формирование в сознании
образа, знака, имеющих смысл и содержание
на основе отраженных свойств объекта
познания);
• Связи обозначения ( формирование в
сознании объема образа или знака, степени
распространенности их на познаваемый
и другие объекты).
•
5.5
Пути познания:
• Репродуктивное познание (означает
фиксацию моментов отражения в сознании
и закрепление их в мыслительных образах
такими, какими они были восприняты; без
изменений свойств и связей в знании).
• Продуктивное познание (означает творчество,
творческий характер познавательной деятельности.
Атрибуты научно-познавательного творчества:
Творчество означает:
• Выбор значимой или сложной познавательной
цели;
• Сочетание экспериментального теоретического
уровня;
• Опору на обыденно-чувственные знания
и опыт исследования других субъектов;
• Использование современной методологии
и технической базы;
• Основательную информированность субъекта
в основной и смежных областях исследования;
• Многообразие способов проверки полученных
результатов.
Виды познания:
• Обыденно-практическое;
• Теоретическое (научное);
• Вненаучное.
5.6 Специфика научного
познания:
• Предполагается познаваемость мира;
• Предполагается причинность и закономерность
явлений и процессов природы;
• Объективность и достоверность познания;
• Высшим авторитетом считается только
объективная истина;
• Применяются специальные средства познания
(приборы, аппараты, инструменты и т.д.);
• Применяются теоретические и экспериментальные
методы познания;
• Применяются математические методы
описания. Разновидности вненаучного
познания:
• Паранаучное;
• Религиозное;
• Народная наука;
• Иррациональное.
Специфика религиозного типа познания:
• Познаваемость мира допускается только
частично;
• Причинность и закономерность явлений
ставятся под сомнение;
• Субъективная вера доминирует над объективным
знанием;
• Превалируют чувственные и иррациональные
методы познания;
• Велико влияние традиции и авторитета;
• Догматизм.
Разновидности иррационального познания:
• Интуиция,
• Ясновидение,
• Озарение,
• Яснослышание,
• Инсайт,
• Психометрия,
• Предчувствие,
• Восприятие во сне.
5.7
Виды истины:
Истина – адекватное отражение объекта
познающим субъектом; это такое знание,
которое соответствует объекту познания.
• Абсолютная истина – полное, точное,
исчерпывающее знание о чем-либо.
• Относительная истина – истинное, верное,
но неполное знание о чем-либо.
• Объективность истины – истина сама
по себе, независимая от человеческого
сознания (от субъекта); содержание и смысл
информации об объекте познания.
• Субъективность истины – истина, зависимая
от человека (субъекта). Может совпадать
с объективной или не совпадать.
• Конкретность истины – соотносимость
знания с определенным объектом познания.
• Абстрактность истины (абстрактное
знание) – выражает возможность самостоятельного
существования знания от объекта познания,
когда в нем опускаются многие конкретные
признаки, а общие, типовые – сохраняются.
5.8 Способы проверки истинности
знания:
1. многократное повторение чувственного
опыта; практический эксперимент.
2. теоретический критерий (формально-логическая
или диалектическая проверка).
3. практика.
Практика - конкретная целенаправленная
деятельность людей по преобразованию
окружающего мира и самого себя в целях
удовлетворения своих потребностей и
интересов.
Главные виды практики:
• материально-производственная деятельность;
• научно-исследовательская деятельность
(эксперимент, опыт);
• управленческая деятельность и др.
Гносеологические функции практики (то,
чем она является):
• исходным пунктом, основой, источником
познания;
• целью познания;
• движущей силой познания;
• результатом познания;
• критерием истинности знания.
5.9
Методы научного познания:
• Метод (греч. путь к чему-либо) – способ
достижения цели; совокупность приемов
практического или теоретического познания
(освоения) действительности.
• Методология – совокупность приемов
исследования, применяемых в какой-либо
науке; учение о методах научного познания
и преобразования мира; общая теория предметно-практической
и познавательной деятельности.
Классификация методов научного познания:
• Общефилософский метод – совокупность
всеобщих принципов, законов и категорий
диалектики, регулирующих познавательную
и практическую деятельность в целом.
• Общенаучные методы – приемы и операции,
посредством которых решаются отдельные
общепознавательные задачи:
• Эмпирические:
- наблюдение,
- эксперимент,
- обследование,
- обобщение,
- сравнение и др.
• Теоретические:
- анализ и синтез,
- индукция и дедукция,
- аналогия,
- абстрагирование,
- идеализация,
- моделирование,
- формализация и др.
• Специальные методы частных наук –
приемы и операции, посредством которых
решаются специфические задачи данных
наук. 5.10 Формы научного познания:
Относительно самостоятельное выражение
познавательного цикла и его результатов
на различных стадиях и этапах исследования.
• Основные этапы исследования:
- эмпирический;
- теоретический.
• Основные формы научного познания:
- факты действительности,
- научные факты,
- проблема,
- гипотеза, ее доказательство или опровержение,
- теория. Тема 6. Философия общества
Социальная философия – философское учение
об обществе.
6.1
Основные проблемы социальной философии:
• Сущность общества.
• Происхождение общества.
• Структура общества.
• Фундаментальные закономерности общественного
развития.
• Перспективы общественного развития.
• Закономерности функционирования общественной
системы.
Общество – это обособившаяся от природы
часть материального мира, характеризующаяся
целенаправленной и разумно-организованной
совместной деятельностью больших групп
людей, объединенных на основе взаимных
интересов, норм и принципов жизни и присущей
им системой отношений и институтов.
Общество как система представляет собой:
• Единство различных социальных общностей.
• Функционирование в обществе индивидуального
и общественного сознания.
• Системную деятельность людей по удовлетворению
разнообразных потребностей и интересов.
• Систему разнообразных общественных
отношений.
• Общество функционирует на основе всеобщих
общесоциологических и частных социальных
законов.
Основные характеристики общества:
• Целостность.
• Самоорганизуемость.
• Динамичность
• Способность развиваться.
• Закономерность.
• Самоуправляемость.
6.2
Теории развития общества
1. Эволюционного типа:
• Теория Г. Спенсера.
• Теория Э. Дюркгейма.
• Теория Ф. Тенисса.
• Теория индустриального общества (Р.
Арон, У. Ростоу).
• Теория постиндустриального общества
(Д. Белл, А. Тоффлер, З. Бзежинский).
• Теория «Коренных Рас» (Е. Блаватская,
Ла Дью).
2.Теория развития общества революционного
типа.
• Формационная концепция развития общества
(К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина).
3.Теория культурно-исторических типов
развития общества:
• Теория Н.Я. Данилевского.
• Теория О. Шпенглера.
• Теория А. Тойнби.
• Теория П. Сорокина.
6.3
Понятие сфер жизни общества
Сферы жизни общества – это необходимые
для нормального функционирования общества
области отношений и деятельности людей,
где происходит создание материальных
и духовных благ, а также удовлетворение
потребностей субъектов общества.
Сферы жизни общества:
• Материально-производственная (экономическая).
• Социальная.
• Политико-правовая.
• Духовная.
6.3.1
Материально-производственная (экономическая)
сфера жизни общества
Материально-производственная (экономическая)
сфера – жизнедеятельность общества по
воспроизводству, хранению, распределению,
обмену и потреблению материальных ценностей,
удовлетворению материальных потребностей
людей.
Материально-производственная (экономическая)
сфера включает в себя:
• Способ производства материальных благ.
• Материальные отношения между людьми.
• Экономическое сознание людей.
• Материально-производственную деятельность.
• Институты, организации, регулирующие
материально-производственную деятельность
и отношения. Структура способа производства
1.Производительные силы:
• Люди с их знаниями, умениями, трудовыми
навыками;
• Средства производства (предметы труда
– те объекты, на которые направлен труд
людей, и средства труда – орудия труда,
транспорт, здания и сооружения и т.д.).
2.Производственные отношения:
• Отношения собственности на средства
производства;
• Отношения обмена деятельностью;
• Отношения по поводу распределения
продуктов труда;
• Отношения по поводу потребления продуктов
труда.
Значение материального производства:
• Оно создает материальную базу жизни
общества;
• Способствует решению проблем, стоящих
перед обществом;
• Непосредственно влияет на социальную
структуру общества;
• Влияет на политические процессы;
• Влияет на духовную сферу жизни общества.
6.3.2
Политико-правовая сфера жизни общества
Политико-правовая сфера жизни общества
основана на осознании социальными общностями
своих политических интересов и потребностей,
связанных с завоеванием власти, использованием
властных функций, законотворческой деятельностью
и исполнением законов.
Виды власти в обществе:
• Экономическая;
• Политическая;
• Правовая;
• Военная;
• Духовная;
• Семейная;
• Информационная.
Структура политико-правовой сферы жизни
общества:
• Политическая организация общества;
• Политическое и правовое сознание субъектов;
• Политические и правовые отношения;
• Политико-правовая культура;
• Политико-правовая деятельность.
Основные функции государства:
• Представительская;
• Регулятивная;
• Охранительная;
• Внешнеполитическая:
• Интеграционная.
Классификация государств
1.По функциональной характеристике:
• Полицейское (военное);
• Религиозное;
• Правовое;
• Социальное.
2.По форме правления:
• Монархия;
• Теократия;
• Республика.
3.По административно-
• Унитарное;
• Федеративное;
• Конфедеративное.
4.По политическому режиму:
• Тоталитарное;
• Авторитарное;
• Демократическое.
5.По политической стабильности:
• Стабильное;
• Нестабильное.
Признаки права:
• Общеобязательность; Признаки права:
• Общеобязательность;
• Формальная определенность;
• Исполнение норм права осуществляется
добровольно со стороны субъектов общества
и принудительно со стороны государства;
• Нормы права рассчитаны на неограниченное
количество случаев и фактов.
Право выполняет функцию:
• Закрепления основ существующего строя;
• Способствует развитию позитивных общественных
отношений;
• Создание предпосылок для целенаправленного
и целесообразного функционирования деятельности
государства;
• Критерия правомерного и неправомерного
поведения людей;
• Воспитания у людей правового сознания.
Основные критерии политико-правовой
сферы жизни общества:
• Согласованность политики государства
с интересами граждан страны и нормами
права;
• Наличие и соблюдение политических
и правовых свобод;
• Демократизм;
• Верховенство закона и др.
6.3.
3 Социальная сфера жизни общества
Социальная сфера жизни общества – необходимая
подсистема, характеризующая положение
людей в обществе с позиции социального
равенства или неравенства, справедливости
или несправедливости.
Основные элементы социальной структуры
общества:
• Классы;
• Страты;
• Сословия;
• Люди города и деревни;
• Представители умственного и физического
труда;
• Социально-демографические группы;
• Этнические и национальные общности.
Подходы к социальной сфере общества:
• классовый;
• стратификационный.
Основные критерии развития социальной
сферы жизни общества:
• Статус личности в обществе;
• Положение различных демографических,
профессиональных и других социальных
общностей в обществе;
• Качество и уровень жизни;
• Уровень материального благосостояния.
6.3.4
Духовная сфера жизни общества
Духовная сфера жизни общества связана
с воспроизводством индивидуального и
общественного сознания, с удовлетворением
духовных потребностей субъектов общества
и развитием духовного мира человека.
Содержание духовной сферы жизни общества:
• Духовное производство;
• Хранение;
• Распределение;
• Потребление духовных ценностей общества.
Основные критерии духовной сферы жизни
общества:
• Развитость индивидуального сознания;
• Способность человека осознавать себя,
свои отношения с природой и обществом;
• Гуманистическая направленность общественного
мировоззрения;
• Состояние духовных ценностей;
• Состояние образования, воспитания,
науки и искусства;
• Практическая реализация свободы совести
граждан и др.
Основные функции духовной жизни общества:
• Воспроизводство индивидуального и
общественного сознания;
• Создание, хранение, распределение и
потребление духовных ценностей;
• Мировоззренческая;
• Методологическая;
• Научно-познавательная;
• Коммуникативная,
• Художественно-эстетическая;
• Образовательно-воспитательная и др.
•.4 Материя и ее атрибуты
• Философское определение материи: «Материя
есть философская категория для обозначения
объективной реальности, которая дана
человеку в ощущениях его, которая копируется,
фотографируется, отображается нашими
ощущениями, существуя независимо от них»
(В.И. Ленин. ПСС, Т. 18, с. 296).
• Материя как объективная реальность
является основой бытия, она первопричина,
а все иные формы бытия – дух, человек,
общество – проявления материи и производны
от нее.
• Материи неоткуда взяться и некуда деться:
она и источник, и причина, и следствие
самой себя. Она несотворима и неуничтожима.
• Материя бесконечна.
• Материя независима от человеческого
сознания.
• Материя имеет способность к самоорганизации
– созданию, совершенствованию, воспроизводству
самой себя без участия внешних сил.
• Учение о самоорганизации материи получило
название синергетики. Крупным разработчиком
синергетики явился русский, а затем бельгийский
философ И. Пригожин.
• Материя – это философская категория,
которая обозначает, (охватывает) все существующее,
имеющее вещественный или энергетический
субстрат (материал).
• Понятие материи фиксирует наиболее
существенные (атрибутивные) свойства
и признаки, характерные для материального.
Уровни организации материального мира
Мегамир (бесконечный космос)
- метагалактика (доступная изучению часть
Вселенной);
- скопления и системы галактик;
- Галактики;
- звездные скопления и системы;
- планетные системы и Звезды;
- Планеты.
Макромир (10-8 см – 3,1016 км)
-макротела;
- молекулы.
Микромир ( 10-14 см – 10-8 см)
- атомы;
- субэлементарные частицы (протоны, нейтроны
и др.);
- элементарные частицы (кварки + частицы-переносчики
взаимодействий);
- физический вакуум (особое состояние
материи).
Структура материи (материального бытия)
В зависимости от основных способов существования
материи выделяются:
• Неживая природа в единстве: элементарных
частиц, атомов, молекул, звездных систем,
галактик и метагалактик, веществ и антивеществ,
физических полей и др.
• Живая природа как совокупность существования
белковых тел, живых клеток, организмов,
популяций, биоценоза, биосферы, нервных
клеток, нервных узлов, нервных систем.
• Человек в единстве психического и материально-телесного
физического;
• Социум как совокупность индивидов,
социальных групп, коллективов, этносов,
наций, рас, отдельных обществ, государств,
союзов государств, человечества в целом,
материальных культур и практической
деятельности субъектов, материально-физических
отношений и институтов.
Представления о центре мироздания:
• Геоцентризм (Аристотель, Птолемей).
- Земля – центр мира;
- все небесные тела (планеты, звезды) вращаются
вокруг Земли.
• Гелиоцентризм (Коперник).
- Солнце – центр мира;
- Земля вращается вокруг своей оси и вокруг
Солнца;
- небесные тела (планеты, звезды) вращаются
вокруг Солнца.
• Полицентризм (Д. Бруно, современные
научные теории).
- Вселенная не имеет единого центра;
- Земля вращается вокруг своей оси и вокруг
Солнца;
- кроме Солнца существуют и другие центры
вращения небесных тел.
Движение как способ существования материи
• Материя существует и проявляет себя
только в движении;
• Движение применительно к материи есть
изменение вообще.
• Свойства движения:
- объективность;
- абсолютность;
- относительность;
- несотворимость;
- неуничтожимость;
- бесконечность движения;
- зависимость от изменяющейся материи;
Взаимосвязь со временем.
• Формы движения материи:
- механическая;
- физическая;
- химическая;
- биологическая;
- социальная.
• Движение возникает из самой материи;
• Движение как философская категория
служит для обозначения фундаментального
свойства материи – существовать и проявлять
себы только в изменении.
Формы существования материи
• Пространство – форма бытия материи,
которая характеризует ее протяженность,
структуру, расположение элементов внутри
материальных объектов и объектов между
собой.
• Свойства пространства:
- протяженность;
- трехмерность;
- обратимость;
- соотнесенность;
- размерность;
- абсолютность;
- относительность.
• Время – форма бытия материи, которая
выражает длительность существования
материальных объектов и последовательность
изменений (смены состояний) данных объектов
в процессе их развития.
• Свойства времени:
- длительность;
- одномерность (одно измерение);
- необратимость (течет от прошлого через
настоящее к будущему);
- абсолютность;
- относительность.
Основные концепции пространства-времени
• Субстанциальная (Декарт, Эпикур, Ньютон).
- пространство и время не связаны между
собой;
- пространство и время не связаны с материей
и существуют сами по себе как «мировая
арена» природных событий.
• Реляционная (Аристотель, Лейбниц, Эйнштейн).
- пространство и время связаны между собой;
- пространство и время связаны с материей
и являются особыми отношениями между
материальными телами;
- пространство и время зависят от материальных
процессов (скорости движения, гравитации
и т.д.).
Словарь
• Бытие – философская категория, которая
служит для обозначения всего существующего,
независимо от того, знает ли человек об
этом существовании или нет.
• Реальность (от лат. вещественный) –
объективно существующее явление, действительность,
факт.
• Действительность – существующее на
самом деле, настоящее, подлинное. Объективный
мир во всем многообразии его связей, бытие,
окружающая обстановка, положение.
• Природа – все существующее во Вселенной,
органический и неорганический мир.
• Мир – 1) совокупность всех форм материи
в земном и космическом пространстве,
Вселенная; 2) отдельная часть Вселенной,
планета; 3) Земной шар, Земля, а также люди,
население Земного шара.
• Атрибут – необходимое, существенное,
неотъемлемое свойство обекта.
• Вещество – вид материи, обладающий
массой покоя, в отличии от физического
поля.
• Время – всеобщая форма бытия, выражающая
длительность бытия и последовательность
смены состояний всех материальных систем
в мире.
• Движение – способ существования материи,
ее всеобщий атрибут, «это изменение вообще»
(Ф. Энгельс).
• Материя – «Философская категория для
обозначения объективной реальности,
которая дана человеку в ощущениях его,
которая копируется, фотографируется,
отображается нашими ощущениями, существуя
независимо от них» (В.И. Ленин).
• Пространство – всеобщая форма бытия
материи, характеризующая ее протяженность,
структурность, сосуществование и взаимодействие
во всех материальных системах.
• Субстрат – общая материальная основа
явлений. Субстратом всех существующих
явлений и процессов в мире является движущаяся
материя.
Тема 7. Философия истории
Философия истории – наука и раздел философии,
исследующая логику и направленность
закономерного развития общества, единство
и многообразие исторического процесса,
проблемы социального детерминизма и
социального прогресса.
7.1
Философия истории изучает:
• Смысл истории;
• Направленность истории;
• Фундаментальные законы исторического
развития;
• Критерии исторического прогресса;
• Исторический детерминизм;
• Движущие силы истории;
• Перспективы исторического развития
человечества (предвидение будущего общественного
развития);
• Определение эпох, цивилизаций, культур.
7.2
Основные теоретические модели развития
исторического процесса:
• Линейная модель: общество и история
развиваются прямолинейно. Геометрическая
схема – линия или вектор. Возможен прогресс
или регресс. (Аврелий Августин, О. Конт,
Г. Спенсер, К. Ясперс).
• Циклическая модель: связана с цивилизационным
подходом; Мировая история – вечный круговорот
определенных циклов, которые сменяют
друг друга и отражают этапы культурного
подъема, застоя и упадка в обществе (Гераклит,
Платон, Аристотель, Д. Вико, Н.Я. Данилевский,
О. Шпенглер, А. Тойнби, Л. Гумилев).
• Формационная модель – в истории существуют
определенные циклы развития, но нет полного
возвращения к прошлому. Каждый новый
виток спирали не повторяет предудущий.
Возможен прогресс или регресс (Гегель,
К. Маркс, Махатмы, Е. Блаватская, Н. Рерих).
Линейная концепция развития
Христианская традиция развития:
• Исторический процесс есть единая линия,
направленная в будущее;
• Начало истории – в божественном творении
мира, а собственно человеческая история
начинается с изгнания Адама и Евы из рая.
• Продолжение человеческой истории –
в греховной жизни людей;
• Восстановление рая на Земле связано
со вторым пришествием Христа.
• Божья Воля направляет ход истории;
• История лишена свободного творческого
начала;
• Начало и конечная цель истории заданы
Богом.
Линейная концепция истории К. Ясперса
(1883-1969):
• Основа учения – тема единства мировой
истории;
• Этапы развития истории: (1) доистория,
(2) история («осевое время» между 800 и 200
до н.э.), (3) научно-техническая эра.
• Смысл мировой истории – единения человечества
на гуманных началах.
Цивилизационные концепции исторического
развития:
Смысл понятия «цивилизация»:
• Синоним понятия «культура» (Ф. Шеллинг);
• Антипод культуры (Н. Бердяев, Н. Рерих);
• Упадок культуры, этап ее вырождения
и умирания (О. Шпенглер);
• Конкретный исторический тип общества
(Египетская цивилизация, Римская цивилизация)
(А. Тойнби);
• Цивилизация как религиозная общность
(буддийская цивилизация, христианская
цивилизация и т.д.);
• Цивилизация как уровень технологического
развития (аграрная цивилизация, индустриальная
цивилизация);
• Цивилизация как объединенное планетарное
сообщество разумных существ (цивилизация
планеты Земля).
Циклическая концепция (цивилизационная)
исторического развития Н.Я. Данилевского.
Основной труд: «Россия и Европа».
Данилевский писал о цивилизации как о
культурно-историческом типе общества.
• Основу любой сформировавшейся цивилизации
составляет совокупность устойчивых,
неизменных принципов и качеств (культурная
матрица, культурный код цивилизации);
• Определенный тип социальных отношений
(общество-человек, общество-государство,
государство-человек, человек-человек,
народ данной цивилизации- другие народы);
• Определенный тип отношения общества
к природе;
• Определенные представления о высших
ценностях и целях, человеческой жизни,
о мире в целом. Теория цикличности развития
истории А. Тойнби (1889-1975)
Основной труд «Исследование истории».
А. Тойнби считает:
• Всемирная история есть сумма цивилизаций;
• История представляет собой цепочку
стадий развития цивилизаций.
• Фазы развития: (1) возникновение, (2) рост,
(3) надлом, (4) разложение, (5) гибель;
• Развитие цивилизации определяется
законом «Вызова-и-Ответа»;
• Главной движущей силой развития цивилизации
является творческое меньшинство.
7.4
Характерные черты
• Становление человечества как самостоятельного
субъекта исторического процесса;
• Возникновение и динамичное развитие
НТР;
• Переход западной цивилизации на постиндустриальный
этап;
• Возникновение глобальных проблем современности;
• Стремление общества незападного мира
выработать и претворить в историческую
практику собственные цивилизационные
модели исторического развития.
Техногенная цивилизация связана с признанием:
• Материального производства науки и
техники в качестве главного фактора развития;
• Доминированием в обществе экономических
интересов;
• Этапы развития техногенной цивилизации:
-индустриальный капитализм (Х1Х – сер.
ХХ вв.);
-постиндустриальный капитализм (с сер.
ХХ в.).
Основные характеристики постиндустриального
общества:
• Источником нововведений и основой
формирования стратегических целей развития
общества признается наука;
• Производство услуг и информации доминирует
над производством промышленных товаров;
• Классовое деление общества заменяется
разделением общества на профессии;
• Резкое усиление роли управляющих (революция
менеджеров).
Информационное общество характеризуется:
• Массовым внедрением наукоемких технологий
во все сферы общественной жизни;
• Возникновением единого мирового экономического
пространства, возрастанием роли транснациональных
корпораций;
• Глобализацией информационных процессов;
• Утверждением гуманизма как ведущей
основы социального развития.
Основные критерии исторического прогресса:
• Способ производства; развитие производительных
сил общества;
• Развитие науки и техники;
• Овладение силами природы;
• Духовное развитие человека;
• Расширение свободы человека;
• Продвижение по пути объединения человечества.
Движущие силы истории:
• Объективные:
-природно-исторические закономерности;
-географические условия;
-космические влияния;
-влияние психосферы (тонкие миры и т.д.)
• Субъективные:
-выдающиеся исторические личности;
-социальные группы и классы;
-народные массы;
-субъекты истории.
Основные факторы развития современной
цивилизации:
• Внешние (природные):
-влияние космоса;
-геофизические изменения на планете;
-экологический кризис.
• Внутренние;
-наука;
-техника и технология;
-культура;
-интеграция;
-социальный диалог. Основные философские
концепции смысла истории:
• Концепция «освобождения души» (индийская
классическая философия, Платон, неоплатоники);
• Концепция провиденциализма (христианская
теология и философия);
• Идеалистические концепции (Г. Лейбниц,
Г. Фихте, Г. Гегель);
• Марксистская концепция (К. Маркс и последователи);
• Концепция духовно-космической эволюции
(Махатмы, Е. Рерих и др.). 1.1.7