Курс лекций по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 20:49, лекция

Краткое описание

Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества. Мировоззрение и его историко-культурный характер. Мироощущение и мировосприятие. Эмоционально-образный и логико-рассудочный уровни мировоззрения. Два подхода к духовному освоению мира: с позиции природы и с позиции человека. Типы мировоззрения: художественно-образное, мифологическое, религиозное, философское, научное. Мировоззрение и убеждения. Мировоззрение личности, социальной группы, эпохи.

Содержание

Раздел 1. История философии.
Тема 2. Философия Древнего Мира, Средневековья, эпохи Возрождения и Нового времени.
Тема 3. Классический этап философии Нового времени.
Тема 4. Русская философия.
Раздел 2. Философские проблемы
Тема 5. Учение о бытии (онтология). Учение о развитии. Природа человека и смысл его существования.
Тема 6. Учение об обществе (социальная философия).
Тема 7. Проблемы сознания и познания.
Тема 8. Будущее человечества (философский аспект).

Вложенные файлы: 1 файл

filosofia.docx

— 124.99 Кб (Скачать файл)

 

 

 

5.1 Основные гносеологические  концепции: 
• Сенсуализм – основу человеческого познания составляют чувства. 
• Интуитивизм – основу человеческого познания составляет интуиция (иррациональные способности познания). 
• Эмпиризм – основу человеческого познания составляет опыт. 
• Рационализм – основу познания составляет разум. 
• Синтетическая концепция – человеческое познание основано на действии чувств, разума и интуиции. 
 
5.2 Основные проблемы гносеологии: 
• Познаваемость мира; 
• Субъект и объект познания; 
• Диалектика процесса познания; 
• Истина и ее критерии; 
• Методы научного познания; 
• Формы научного познания. 
 
5.3 Гносеологические принципы: 
• Объективности; 
• Познаваемости мира; 
• Единства чувственного и абстрактно-логического в познании; 
• Единства познания и практики; 
• Единства отражения и познания у человека; 
• Восхождения в познании от абстрактного к конкретному; 
• Вариативности познания; 
• Единства объективного и субъективного в познании; 
• Единства абсолютного и относительного в познании; 
• Историзма; 
• Активности творческого отображения действительности; 
• Конкретности истины. 
 
Познание – специфическая деятельность, направленная на приобретение и развитие знания, выраженного в вербально-знаковой форме. 
 
Виды знания: 
• Ложное; 
• Знание заблуждение; 
• Истинное знание. 
 
Знание – разновидность информации, имеющая самостоятельное функционирование. Информация есть свойство и результат всякого отражения. 
Знание соотносится с информацией как более широким явлением. 
 
Материальные носители информации: 
• Книги, 
• Рисунки, 
• Объекты материальной культуры. 
 
Основные точки зрения на процесс познания: 
• Гностицизм – мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания). 
• Агностицизм – неверие либо в возможность человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же утверждение ограниченной возможности познания. 
 
Сущность теории агностицизма И.Канта: 
 
• Человек обладает ограниченными познавательными возможностями (из-за ограниченных познавательных возможностей разума); 
• Окружающий мир непознаваем; человек сможет познать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений – «вещей в себе». Диалектика процесса познания: 
«От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике, таков диалектический путь познания истины, познание объективной реальности» В.И. Ленин. 
 
Уровни познавательной деятельности: 
 
• Чувственное познание (основано на деятельности органов чувств: зрения, слухе, обонянии, осязании, вкусе); 
• Абстрактно-логическое, или рациональное (основано на деятельности рассудка и разума). 
 
Основные формы чувственного познания: 
 
• Ощущения, 
• Восприятия, 
• Представления. 
 
5.4 Основные формы абстрактно-логического мышления: 
 
• Понятия, 
• Суждения, 
• Умозаключения. 
 
Ощущения – идеальные образы сознания, в которых зафиксированы отдельные внешние характеристики объекта познания. 
 
Восприятия – переосмысленные ощущения, в которых сформирована целостная, но поверхностная характеристика объекта. 
 
Представления – воспроизведение в сознании образов ранее воспринятых объектов познания с помощью памяти, внимания, ценностных ориентиров, а также формирование новых образов, созданных продуктивным осознанием информации или воображением. 
 
Понятие – форма логического мышления, в которой отражены существенные признаки и связи объекта познания. 
 
Суждение – мысль, выраженная в форме повествовательного предложения, в котором нечто утверждается об объектах и которая является объективно либо истинной, либо ложной. 
 
Умозаключение - представляет форму мышления, когда на основе одного или нескольких суждений получается новое, выводное знание. 
 
Субъект познания – это прежде всего индивид, активно познающий, действующий, обладающий сознанием и волей. 
Субъектом познания, кроме индивида, выступает: 
• Коллектив, 
• Социальная группа, 
• Класс, 
• Общество в целом. 
 
Объект познания - тот предмет (или явление), на который направлена познавательная деятельность субъекта. 
 
Формы отражательно-познавательных связей между  
субъектом и объектом: 
 
• Связи отражения (от объекта к субъекту); 
• Связи выражения (формирование в сознании образа, знака, имеющих смысл и содержание на основе отраженных свойств объекта познания); 
• Связи обозначения ( формирование в сознании объема образа или знака, степени распространенности их на познаваемый и другие объекты). 
•  
 
5.5 Пути познания: 
 
• Репродуктивное познание (означает фиксацию моментов отражения в сознании и закрепление их в мыслительных образах такими, какими они были восприняты; без изменений свойств и связей в знании). 
• Продуктивное познание (означает творчество, творческий характер познавательной деятельности. 
 
Атрибуты научно-познавательного творчества: 
 
Творчество означает: 
• Выбор значимой или сложной познавательной цели; 
• Сочетание экспериментального теоретического уровня; 
• Опору на обыденно-чувственные знания и опыт исследования других субъектов; 
• Использование современной методологии и технической базы; 
• Основательную информированность субъекта в основной и смежных областях исследования; 
• Многообразие способов проверки полученных результатов. 
 
Виды познания: 
• Обыденно-практическое; 
• Теоретическое (научное); 
• Вненаучное. 
 

5.6 Специфика научного  познания: 
• Предполагается познаваемость мира; 
• Предполагается причинность и закономерность явлений и процессов природы; 
• Объективность и достоверность познания; 
• Высшим авторитетом считается только объективная истина; 
• Применяются специальные средства познания (приборы, аппараты, инструменты и т.д.); 
• Применяются теоретические и экспериментальные методы познания; 
• Применяются математические методы описания. Разновидности вненаучного познания: 
• Паранаучное; 
• Религиозное; 
• Народная наука; 
• Иррациональное. 
 
Специфика религиозного типа познания: 
• Познаваемость мира допускается только частично; 
• Причинность и закономерность явлений ставятся под сомнение; 
• Субъективная вера доминирует над объективным знанием; 
• Превалируют чувственные и иррациональные методы познания; 
• Велико влияние традиции и авторитета; 
• Догматизм. 
 
Разновидности иррационального познания: 
• Интуиция, 
• Ясновидение, 
• Озарение, 
• Яснослышание, 
• Инсайт, 
• Психометрия, 
• Предчувствие, 
• Восприятие во сне. 
 
5.7 Виды истины: 
Истина – адекватное отражение объекта познающим субъектом; это такое знание, которое соответствует объекту познания. 
 
• Абсолютная истина – полное, точное, исчерпывающее знание о чем-либо. 
• Относительная истина – истинное, верное, но неполное знание о чем-либо. 
• Объективность истины – истина сама по себе, независимая от человеческого сознания (от субъекта); содержание и смысл информации об объекте познания. 
• Субъективность истины – истина, зависимая от человека (субъекта). Может совпадать с объективной или не совпадать. 
• Конкретность истины – соотносимость знания с определенным объектом познания. 
• Абстрактность истины (абстрактное знание) – выражает возможность самостоятельного существования знания от объекта познания, когда в нем опускаются многие конкретные признаки, а общие, типовые – сохраняются. 
 

5.8 Способы проверки истинности  знания: 
1. многократное повторение чувственного опыта; практический эксперимент. 
2. теоретический критерий (формально-логическая или диалектическая проверка). 
3. практика. 
 
Практика - конкретная целенаправленная деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого себя в целях удовлетворения своих потребностей и интересов. 
 
Главные виды практики: 
• материально-производственная деятельность; 
• научно-исследовательская деятельность (эксперимент, опыт); 
• управленческая деятельность и др. 
 
Гносеологические функции практики (то, чем она является): 
• исходным пунктом, основой, источником познания; 
• целью познания; 
• движущей силой познания; 
• результатом познания; 
• критерием истинности знания. 
 
5.9 Методы научного познания: 
• Метод (греч. путь к чему-либо) – способ достижения цели; совокупность приемов практического или теоретического познания (освоения) действительности. 
• Методология – совокупность приемов исследования, применяемых в какой-либо науке; учение о методах научного познания и преобразования мира; общая теория предметно-практической и познавательной деятельности. 
 
Классификация методов научного познания: 
 
• Общефилософский метод – совокупность всеобщих принципов, законов и категорий диалектики, регулирующих познавательную и практическую деятельность в целом. 
• Общенаучные методы – приемы и операции, посредством которых решаются отдельные общепознавательные задачи: 
• Эмпирические: 
- наблюдение, 
- эксперимент, 
- обследование, 
- обобщение, 
- сравнение и др. 
• Теоретические: 
- анализ и синтез, 
- индукция и дедукция, 
- аналогия, 
- абстрагирование, 
- идеализация, 
- моделирование, 
- формализация и др. 
• Специальные методы частных наук – приемы и операции, посредством которых решаются специфические задачи данных наук. 5.10 Формы научного познания: 
Относительно самостоятельное выражение познавательного цикла и его результатов на различных стадиях и этапах исследования. 
 
• Основные этапы исследования: 
- эмпирический; 
- теоретический. 
 
• Основные формы научного познания: 
- факты действительности, 
- научные факты, 
- проблема, 
- гипотеза, ее доказательство или опровержение, 
- теория. Тема 6. Философия общества 
 
Социальная философия – философское учение об обществе. 
 
6.1 Основные проблемы социальной философии: 
• Сущность общества. 
• Происхождение общества. 
• Структура общества. 
• Фундаментальные закономерности общественного развития. 
• Перспективы общественного развития. 
• Закономерности функционирования общественной системы. 
 
Общество – это обособившаяся от природы часть материального мира, характеризующаяся целенаправленной и разумно-организованной совместной деятельностью больших групп людей, объединенных на основе взаимных интересов, норм и принципов жизни и присущей им системой отношений и институтов. 
Общество как система представляет собой: 
• Единство различных социальных общностей. 
• Функционирование в обществе индивидуального и общественного сознания. 
• Системную деятельность людей по удовлетворению разнообразных потребностей и интересов. 
• Систему разнообразных общественных отношений. 
• Общество функционирует на основе всеобщих общесоциологических и частных социальных законов. 
Основные характеристики общества: 
• Целостность. 
• Самоорганизуемость. 
• Динамичность 
• Способность развиваться. 
• Закономерность. 
• Самоуправляемость. 
 
6.2 Теории развития общества 
1. Эволюционного типа: 
• Теория Г. Спенсера. 
• Теория Э. Дюркгейма. 
• Теория Ф. Тенисса. 
• Теория индустриального общества (Р. Арон, У. Ростоу). 
• Теория постиндустриального общества (Д. Белл, А. Тоффлер, З. Бзежинский). 
• Теория «Коренных Рас» (Е. Блаватская, Ла Дью). 
 
2.Теория развития общества революционного типа. 
• Формационная концепция развития общества (К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина). 
 
3.Теория культурно-исторических типов развития общества: 
• Теория Н.Я. Данилевского. 
• Теория О. Шпенглера. 
• Теория А. Тойнби. 
• Теория П. Сорокина. 
 
6.3 Понятие сфер жизни общества 
Сферы жизни общества – это необходимые для нормального функционирования общества области отношений и деятельности людей, где происходит создание материальных и духовных благ, а также удовлетворение потребностей субъектов общества. 
 
Сферы жизни общества: 
• Материально-производственная (экономическая). 
• Социальная. 
• Политико-правовая. 
• Духовная. 
 
6.3.1 Материально-производственная (экономическая) сфера жизни общества 
Материально-производственная (экономическая) сфера – жизнедеятельность общества по воспроизводству, хранению, распределению, обмену и потреблению материальных ценностей, удовлетворению материальных потребностей людей. 
 
Материально-производственная (экономическая) сфера включает в себя: 
• Способ производства материальных благ. 
• Материальные отношения между людьми. 
• Экономическое сознание людей. 
• Материально-производственную деятельность. 
• Институты, организации, регулирующие материально-производственную деятельность и отношения. Структура способа производства 
 
1.Производительные силы: 
• Люди с их знаниями, умениями, трудовыми навыками; 
• Средства производства (предметы труда – те объекты, на которые направлен труд людей, и средства труда – орудия труда, транспорт, здания и сооружения и т.д.). 
 
2.Производственные отношения: 
• Отношения собственности на средства производства; 
• Отношения обмена деятельностью; 
• Отношения по поводу распределения продуктов труда; 
• Отношения по поводу потребления продуктов труда. 
 
Значение материального производства: 
• Оно создает материальную базу жизни общества; 
• Способствует решению проблем, стоящих перед обществом; 
• Непосредственно влияет на социальную структуру общества; 
• Влияет на политические процессы; 
• Влияет на духовную сферу жизни общества. 
 
6.3.2 Политико-правовая сфера жизни общества 
Политико-правовая сфера жизни общества основана на осознании социальными общностями своих политических интересов и потребностей, связанных с завоеванием власти, использованием властных функций, законотворческой деятельностью и исполнением законов. 
 
Виды власти в обществе: 
• Экономическая; 
• Политическая; 
• Правовая; 
• Военная; 
• Духовная; 
• Семейная; 
• Информационная. 
 
Структура политико-правовой сферы жизни общества: 
• Политическая организация общества; 
• Политическое и правовое сознание субъектов; 
• Политические и правовые отношения; 
• Политико-правовая культура; 
• Политико-правовая деятельность. 
 
Основные функции государства: 
• Представительская; 
• Регулятивная; 
• Охранительная; 
• Внешнеполитическая: 
• Интеграционная. 
 
Классификация государств 
 
1.По функциональной характеристике: 
• Полицейское (военное); 
• Религиозное; 
• Правовое; 
• Социальное. 
 
2.По форме правления: 
• Монархия; 
• Теократия; 
• Республика. 
 
3.По административно-территориальному построению: 
• Унитарное; 
• Федеративное; 
• Конфедеративное. 
 
4.По политическому режиму: 
• Тоталитарное; 
• Авторитарное; 
• Демократическое. 
 
5.По политической стабильности: 
• Стабильное; 
• Нестабильное. 
 
Признаки права: 
• Общеобязательность; Признаки права: 
• Общеобязательность; 
• Формальная определенность; 
• Исполнение норм права осуществляется добровольно со стороны субъектов общества и принудительно со стороны государства; 
• Нормы права рассчитаны на неограниченное количество случаев и фактов. 
 
Право выполняет функцию: 
• Закрепления основ существующего строя; 
• Способствует развитию позитивных общественных отношений; 
• Создание предпосылок для целенаправленного и целесообразного функционирования деятельности государства; 
• Критерия правомерного и неправомерного поведения людей; 
• Воспитания у людей правового сознания. 
 
Основные критерии политико-правовой сферы жизни общества: 
• Согласованность политики государства с интересами граждан страны и нормами права; 
• Наличие и соблюдение политических и правовых свобод; 
• Демократизм; 
• Верховенство закона и др. 
 
6.3. 3 Социальная сфера жизни общества 
Социальная сфера жизни общества – необходимая подсистема, характеризующая положение людей в обществе с позиции социального равенства или неравенства, справедливости или несправедливости. 
 
Основные элементы социальной структуры общества: 
• Классы; 
• Страты; 
• Сословия; 
• Люди города и деревни; 
• Представители умственного и физического труда; 
• Социально-демографические группы; 
• Этнические и национальные общности. 
 
Подходы к социальной сфере общества: 
• классовый; 
• стратификационный. 
 
Основные критерии развития социальной сферы жизни общества: 
• Статус личности в обществе; 
• Положение различных демографических, профессиональных и других социальных общностей в обществе; 
• Качество и уровень жизни; 
• Уровень материального благосостояния. 
 
6.3.4 Духовная сфера жизни общества 
Духовная сфера жизни общества связана с воспроизводством индивидуального и общественного сознания, с удовлетворением духовных потребностей субъектов общества и развитием духовного мира человека. 
 
Содержание духовной сферы жизни общества: 
• Духовное производство; 
• Хранение; 
• Распределение; 
• Потребление духовных ценностей общества. 
 
Основные критерии духовной сферы жизни общества: 
• Развитость индивидуального сознания; 
• Способность человека осознавать себя, свои отношения с природой и обществом; 
• Гуманистическая направленность общественного мировоззрения; 
• Состояние духовных ценностей; 
• Состояние образования, воспитания, науки и искусства; 
• Практическая реализация свободы совести граждан и др. 
 
Основные функции духовной жизни общества: 
• Воспроизводство индивидуального и общественного сознания; 
• Создание, хранение, распределение и потребление духовных ценностей; 
• Мировоззренческая; 
• Методологическая; 
• Научно-познавательная; 
• Коммуникативная, 
• Художественно-эстетическая; 
• Образовательно-воспитательная и др. 
•.4 Материя и ее атрибуты 
• Философское определение материи: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (В.И. Ленин. ПСС, Т. 18, с. 296). 
• Материя как объективная реальность является основой бытия, она первопричина, а все иные формы бытия – дух, человек, общество – проявления материи и производны от нее. 
• Материи неоткуда взяться и некуда деться: она и источник, и причина, и следствие самой себя. Она несотворима и неуничтожима. 
• Материя бесконечна. 
• Материя независима от человеческого сознания. 
• Материя имеет способность к самоорганизации – созданию, совершенствованию, воспроизводству самой себя без участия внешних сил. 
• Учение о самоорганизации материи получило название синергетики. Крупным разработчиком синергетики явился русский, а затем бельгийский философ И. Пригожин. 
• Материя – это философская категория, которая обозначает, (охватывает) все существующее, имеющее вещественный или энергетический субстрат (материал). 
• Понятие материи фиксирует наиболее существенные (атрибутивные) свойства и признаки, характерные для материального. 
 
Уровни организации материального мира 
 
Мегамир (бесконечный космос) 
- метагалактика (доступная изучению часть Вселенной); 
- скопления и системы галактик; 
- Галактики; 
- звездные скопления и системы; 
- планетные системы и Звезды; 
- Планеты. 
 
Макромир (10-8 см – 3,1016 км) 
-макротела; 
- молекулы. 
 
Микромир ( 10-14 см – 10-8 см) 
- атомы; 
- субэлементарные частицы (протоны, нейтроны и др.); 
- элементарные частицы (кварки + частицы-переносчики взаимодействий); 
- физический вакуум (особое состояние материи). 
 
Структура материи (материального бытия) 
В зависимости от основных способов существования материи выделяются: 
• Неживая природа в единстве: элементарных частиц, атомов, молекул, звездных систем, галактик и метагалактик, веществ и антивеществ, физических полей и др. 
• Живая природа как совокупность существования белковых тел, живых клеток, организмов, популяций, биоценоза, биосферы, нервных клеток, нервных узлов, нервных систем. 
• Человек в единстве психического и материально-телесного физического; 
• Социум как совокупность индивидов, социальных групп, коллективов, этносов, наций, рас, отдельных обществ, государств, союзов государств, человечества в целом, материальных культур и практической деятельности субъектов, материально-физических отношений и институтов. 
 
Представления о центре мироздания: 
• Геоцентризм (Аристотель, Птолемей). 
- Земля – центр мира; 
- все небесные тела (планеты, звезды) вращаются вокруг Земли. 
 
• Гелиоцентризм (Коперник). 
- Солнце – центр мира; 
- Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца; 
- небесные тела (планеты, звезды) вращаются вокруг Солнца. 
 
• Полицентризм (Д. Бруно, современные научные теории). 
- Вселенная не имеет единого центра; 
- Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца; 
- кроме Солнца существуют и другие центры вращения небесных тел. 
 
Движение как способ существования материи 
• Материя существует и проявляет себя только в движении; 
• Движение применительно к материи есть изменение вообще. 
• Свойства движения: 
- объективность; 
- абсолютность; 
- относительность; 
- несотворимость; 
- неуничтожимость; 
- бесконечность движения; 
- зависимость от изменяющейся материи; 
Взаимосвязь со временем. 
• Формы движения материи: 
- механическая; 
- физическая; 
- химическая; 
- биологическая; 
- социальная. 
• Движение возникает из самой материи; 
• Движение как философская категория служит для обозначения фундаментального свойства материи – существовать и проявлять себы только в изменении.

Формы существования материи 
• Пространство – форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, расположение элементов внутри материальных объектов и объектов между собой. 
• Свойства пространства:  
- протяженность; 
- трехмерность; 
- обратимость; 
- соотнесенность; 
- размерность; 
- абсолютность; 
- относительность. 
• Время – форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений (смены состояний) данных объектов в процессе их развития. 
• Свойства времени: 
- длительность; 
- одномерность (одно измерение); 
- необратимость (течет от прошлого через настоящее к будущему); 
- абсолютность; 
- относительность. 
 
Основные концепции пространства-времени 
• Субстанциальная (Декарт, Эпикур, Ньютон). 
- пространство и время не связаны между собой; 
- пространство и время не связаны с материей и существуют сами по себе как «мировая арена» природных событий. 
 
• Реляционная (Аристотель, Лейбниц, Эйнштейн). 
- пространство и время связаны между собой; 
- пространство и время связаны с материей и являются особыми отношениями между материальными телами; 
- пространство и время зависят от материальных процессов (скорости движения, гравитации и т.д.). 
 
Словарь 
 
• Бытие – философская категория, которая служит для обозначения всего существующего, независимо от того, знает ли человек об этом существовании или нет. 
• Реальность (от лат. вещественный) – объективно существующее явление, действительность, факт. 
• Действительность – существующее на самом деле, настоящее, подлинное. Объективный мир во всем многообразии его связей, бытие, окружающая обстановка, положение. 
• Природа – все существующее во Вселенной, органический и неорганический мир. 
• Мир – 1) совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, Вселенная; 2) отдельная часть Вселенной, планета; 3) Земной шар, Земля, а также люди, население Земного шара. 
• Атрибут – необходимое, существенное, неотъемлемое свойство обекта. 
• Вещество – вид материи, обладающий массой покоя, в отличии от физического поля. 
• Время – всеобщая форма бытия, выражающая длительность бытия и последовательность смены состояний всех материальных систем в мире. 
• Движение – способ существования материи, ее всеобщий атрибут, «это изменение вообще» (Ф. Энгельс). 
• Материя – «Философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (В.И. Ленин). 
• Пространство – всеобщая форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие во всех материальных системах. 
• Субстрат – общая материальная основа явлений. Субстратом всех существующих явлений и процессов в мире является движущаяся материя. 
 

Тема 7. Философия истории 
Философия истории – наука и раздел философии, исследующая логику и направленность закономерного развития общества, единство и многообразие исторического процесса, проблемы социального детерминизма и социального прогресса. 
 
7.1 Философия истории изучает: 
• Смысл истории; 
• Направленность истории; 
• Фундаментальные законы исторического развития; 
• Критерии исторического прогресса; 
• Исторический детерминизм; 
• Движущие силы истории; 
• Перспективы исторического развития человечества (предвидение будущего общественного развития); 
• Определение эпох, цивилизаций, культур. 
 
7.2 Основные теоретические модели развития исторического процесса: 
• Линейная модель: общество и история развиваются прямолинейно. Геометрическая схема – линия или вектор. Возможен прогресс или регресс. (Аврелий Августин, О. Конт, Г. Спенсер, К. Ясперс). 
• Циклическая модель: связана с цивилизационным подходом; Мировая история – вечный круговорот определенных циклов, которые сменяют друг друга и отражают этапы культурного подъема, застоя и упадка в обществе (Гераклит, Платон, Аристотель, Д. Вико, Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, Л. Гумилев). 
• Формационная модель – в истории существуют определенные циклы развития, но нет полного возвращения к прошлому. Каждый новый виток спирали не повторяет предудущий. Возможен прогресс или регресс (Гегель, К. Маркс, Махатмы, Е. Блаватская, Н. Рерих). 
 
Линейная концепция развития 
 
Христианская традиция развития: 
• Исторический процесс есть единая линия, направленная в будущее; 
• Начало истории – в божественном творении мира, а собственно человеческая история начинается с изгнания Адама и Евы из рая. 
• Продолжение человеческой истории – в греховной жизни людей; 
• Восстановление рая на Земле связано со вторым пришествием Христа. 
• Божья Воля направляет ход истории; 
• История лишена свободного творческого начала; 
• Начало и конечная цель истории заданы Богом. 
 
Линейная концепция истории К. Ясперса (1883-1969): 
• Основа учения – тема единства мировой истории; 
• Этапы развития истории: (1) доистория, (2) история («осевое время» между 800 и 200 до н.э.), (3) научно-техническая эра. 
• Смысл мировой истории – единения человечества на гуманных началах. 
 
Цивилизационные концепции исторического развития: 
 
Смысл понятия «цивилизация»: 
• Синоним понятия «культура» (Ф. Шеллинг); 
• Антипод культуры (Н. Бердяев, Н. Рерих); 
• Упадок культуры, этап ее вырождения и умирания (О. Шпенглер); 
• Конкретный исторический тип общества (Египетская цивилизация, Римская цивилизация) (А. Тойнби); 
• Цивилизация как религиозная общность (буддийская цивилизация, христианская цивилизация и т.д.); 
• Цивилизация как уровень технологического развития (аграрная цивилизация, индустриальная цивилизация); 
• Цивилизация как объединенное планетарное сообщество разумных существ (цивилизация планеты Земля). 
Циклическая концепция (цивилизационная) исторического развития Н.Я. Данилевского. Основной труд: «Россия и Европа». 
Данилевский писал о цивилизации как о культурно-историческом типе общества. 
• Основу любой сформировавшейся цивилизации составляет совокупность устойчивых, неизменных принципов и качеств (культурная матрица, культурный код цивилизации); 
• Определенный тип социальных отношений (общество-человек, общество-государство, государство-человек, человек-человек, народ данной цивилизации- другие народы); 
• Определенный тип отношения общества к природе; 
• Определенные представления о высших ценностях и целях, человеческой жизни, о мире в целом. Теория цикличности развития истории А. Тойнби (1889-1975) 
Основной труд «Исследование истории». А. Тойнби считает: 
• Всемирная история есть сумма цивилизаций; 
• История представляет собой цепочку стадий развития цивилизаций. 
• Фазы развития: (1) возникновение, (2) рост, (3) надлом, (4) разложение, (5) гибель; 
• Развитие цивилизации определяется законом «Вызова-и-Ответа»; 
• Главной движущей силой развития цивилизации является творческое меньшинство.

 
7.4 Характерные черты современного  этапа мировой истории: 
• Становление человечества как самостоятельного субъекта исторического процесса; 
• Возникновение и динамичное развитие НТР; 
• Переход западной цивилизации на постиндустриальный этап; 
• Возникновение глобальных проблем современности; 
• Стремление общества незападного мира выработать и претворить в историческую практику собственные цивилизационные модели исторического развития. 
 
Техногенная цивилизация связана с признанием: 
• Материального производства науки и техники в качестве главного фактора развития; 
• Доминированием в обществе экономических интересов; 
• Этапы развития техногенной цивилизации: 
-индустриальный капитализм (Х1Х – сер. ХХ вв.); 
-постиндустриальный капитализм (с сер. ХХ в.). 
 
Основные характеристики постиндустриального общества: 
• Источником нововведений и основой формирования стратегических целей развития общества признается наука; 
• Производство услуг и информации доминирует над производством промышленных товаров; 
• Классовое деление общества заменяется разделением общества на профессии; 
• Резкое усиление роли управляющих (революция менеджеров). 
 
Информационное общество характеризуется: 
• Массовым внедрением наукоемких технологий во все сферы общественной жизни; 
• Возникновением единого мирового экономического пространства, возрастанием роли транснациональных корпораций; 
• Глобализацией информационных процессов; 
• Утверждением гуманизма как ведущей основы социального развития. 
 
Основные критерии исторического прогресса: 
• Способ производства; развитие производительных сил общества; 
• Развитие науки и техники; 
• Овладение силами природы; 
• Духовное развитие человека; 
• Расширение свободы человека; 
• Продвижение по пути объединения человечества. 
 
Движущие силы истории: 
• Объективные: 
-природно-исторические закономерности; 
-географические условия; 
-космические влияния; 
-влияние психосферы (тонкие миры и т.д.) 
• Субъективные: 
-выдающиеся исторические личности; 
-социальные группы и классы; 
-народные массы; 
-субъекты истории. 
 
Основные факторы развития современной цивилизации: 
• Внешние (природные): 
-влияние космоса; 
-геофизические изменения на планете; 
-экологический кризис. 
• Внутренние; 
-наука; 
-техника и технология; 
-культура; 
-интеграция; 
-социальный диалог. Основные философские концепции смысла истории: 
• Концепция «освобождения души» (индийская классическая философия, Платон, неоплатоники); 
• Концепция провиденциализма (христианская теология и философия); 
• Идеалистические концепции (Г. Лейбниц, Г. Фихте, Г. Гегель); 
• Марксистская концепция (К. Маркс и последователи); 
• Концепция духовно-космической эволюции (Махатмы, Е. Рерих и др.). 1.1.7

Информация о работе Курс лекций по "Философии"