Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 16:37, курс лекций
работа содержит ответы на билеты по "Аксиологии"
Раздел 1. Введение в учебный курс «Аксиологические основания поведения человека»
Тема 1.1 Поведение и деятельность человека и ценности как их основа
Тема 1.2 Аксиология и её предмет
Тема 1.3 Возникновение и развитие аксиологии
Раздел 2. Характеристика ценностей с позиций основных аксиологических теорий
Тема 2.1 Основные положения теорий аксиологического трансцендентализма
Тема 2.2 Основные положения теорий аксиологического нормативизма
Тема 2.3 Основные положения теорий аксиологического психологизма
Тема 2.4 Основные положения теорий аксиологического онтологизма
Тема 2.5 Значение основных групп аксиологических теорий для развития аксиологии
Тема 2.6 Аксиологические теории о функциях ценностей
Раздел 3. Структурно-генетическая концепция ценностей о возникновении, развитии и структуре ценностного мира человека
Тема 3.1 Ценности как личностное новообразование
Тема 3.2 Личностные ценности и роль индивидуального духа в их возникновении
Тема 3.3 Онтологическое основание возникновения ценностей
Тема 3.4 Возникновение ценностей в ценностном отношении
Раздел 4. Развитие ценностного мира человека
Тема 4.1 Социально-культурное развитие человека и развитие его ценностного мира
Тема 4.2 Характеристика основных типов систем ценностей
Раздел 5. Строение ценностного мира человека.
Тема 5.1 Взаимосвязь ценностей с видами отношений, переживаемых человеком как особенные
Тема 5.2 Соотносимость ценностей с потребностями человека
Тема 5.3 Соотносимость ценностей с объектами отношений
Тема 5.4 Соотносимость ценностей с видами деятельности
Тема 5.5 Ценностный мир человека и его структура
Раздел 6. Реализация личностных ценностей в деятельности и их осознание через ценностную рефлексию
Тема 6.1 Деятельность как средство реализации личностных ценностей
Тема 6.2 Методы ценностной рефлексии как средство воспитания
аксиология ценность поведение человек
Задание для самостоятельной работы: Сделать конспект работы Агацци Э. «Человек как предмет философии».
Тема 1.2 Аксиология и её предмет
Аксиология – философское учение о природе ценностей, их месте и роли в целостной структуре мироотношения и мировоззрения людей (Плот, с. 196). Целью нашего учебного курса является усвоение и освоение системы знаний, составляющих содержание аксиологии. Содержание аксиологии – это система знаний о сфере действительности, рассматриваемой как общий для аксиологии предмет познания.
Предметом познания в аксиологии являются ценности (от axio – ценность, logos – слово, учение).
Определение понятия «ценность» фиксирует сущностные качества той сферы действительности, которая обозначается посредством этого понятия. На его основе формируется система знаний, составляющая содержание аксиологии.
Очень трудно определить сферу действительности, обозначаемую понятием «ценность», если вспомнить то, что называется этим словом. Так в качестве ценностей называют следующее:
Выявление сферы действительности, изучаемой аксиологией, т.е. предмета аксиологии, возможно только при изучении различных трактовок понятия «ценность». Поэтому ознакомление с каким-либо учением, наукой всегда начинают с ознакомления с её предметом по существующим трактовкам понятия, обозначающего этот предмет. Анализ содержания понятий позволяет установить следующее:
Функция (лат. functio = отправление, деятельность) – 1) предназначение, роль, задача объекта в определенной системе отношений (напр. ф. мотора, ф. сердца).
Проанализируем несколько
определений понятия «ценность»
Словом «ценность» обозначается: |
Качества того, что обозначается словом «ценность» |
Функции того, что обозначается словом «ценность» | |
1 |
2 |
3 | |
1 |
явления (или стороны, свойства явлений) природы и общества |
полезно, нужно людям |
выступать для людей в качестве цели или идеала, полезной, нужной действительности |
2 |
форма проявления отношений между субъектом и объектом |
выражающих «положительную или отрицательную значимость какого-либо объекта для субъекта» |
выступать внутренним для индивида регулятивом его отношений с миром |
выражающих «нормативно-
предписательно-оценочную |
выступать внешним (общественным) для индивида регулятивом его отношений с миром | ||
3 |
момент значимости одного явления для бытия другого |
один из существенных
моментов универсальной |
выступать мерой зависимости одного явления от другого |
4 |
представления о предпочитаемых благах и приемлемых способах их получения |
-обобщенные и устойчивые; -в, которых сконцентрирован предшествующий опыт субъекта |
выполняет функцию того, на основе чего принимаются субъектом принимаются решения о его дальнейшем поведении (т.е. функцию регулятива) |
5 |
предпочтение личностью или обществом |
- определенного образа
поведения или конечного |
выступающее как противоположность другому типу поведения и деятельности, а значит выполняющее функцию того, что задает направленность поведения и деятельности, т.е. выступает регулятивом |
6 |
единство существование и смысла личности |
-органичное; |
выступает тем, что «определяет смысл всего мира в целом и каждой личности, и каждого события и каждого поступка» - т.е. выступает всеобщим регулятивом |
Анализ содержания различных трактовок понятия «ценность» показывает, что этим словом обозначаются различные сферы действительности: и явления природы и общества, и отношения между субъектом и объектом и т.п (см. колонку 1), которые характеризуются через различные качества (см. колонку 2).
Наиболее просто общие характеристики ценностей выделяются при анализе функций того, что обозначается словом «ценность» (см. колонку 3). На основе этого анализа можно сделать вывод, что ценности – это то, что выполняет функцию регулятива в отношениях субъекта с миром или регулятивную функцию.
Регулятив – это то, что вносит порядок, планомерность во что-то; то, что направляет.
В качестве субъекта рассматривают и индивида и общество.
В качестве регулятива и для индивида, и для общества могут выступать его предпочтения, то, что воспринимается как полезное, нужное, значимое, как единство смысла и существования. Этот регулятив воспринимается человеком как нечто нормативное, предписательно-оценочное, и существует в форме идеала, цели. Перечисленные характеристики ценностей позволяют сделать вывод, что в качестве таковой может выступать только мыслительная форма (мыслительный образ), т.е. структура сознания субъекта, в которой фиксируется определенная связь (отношение) этого субъекта с какими-либо объектами. Основу этой связи составляет то, что объект переживается субъектом как необходимый, значимый и т.п. для субъекта.
Итак, на основе результатов анализа различных трактовок содержания понятия «ценность» можно сформулировать следующее определение:
Ценности – мыслительные образы, фиксирующие стремление человека (людей) к тому, что предстаёт для него как значимое, как необходимое.
Это определение нельзя назвать полным, так как в нем нет ответов на следующие вопросы:
Рассмотрение ценностей как структуры сознания, как мыслительной формы, позволяет встать на определенную концептуальную позицию при изучении различных аксиологических теорий. В результате мы сможем согласовать знания о ценностей, полученные в аксиологических теориях по-разному рассматривающих природу ценностей.
Тема 1.3 Возникновение и развитие аксиологии
С начала возникновения в философии используются понятия, имеющие аксиологический смысл: «Красота», «Добро», «Благо», «Истина», «Любовь» и т.п. Эти понятия являются формой обозначения качеств бытия человека, выделяемых им как сущностно необходимые, как значимые сами по себе.
Предметом специального изучения ценности стали после того, как Иммануилом Кантом было выполнено теоретическое отделение сферы сущего от сферы должного, которое привело к тому, что проблема ценностей попала в фокус явного знания. «Сущее именно потому, что оно существует реально, может быть подвергнуто описанию и объяснению, т.е. является предметом науки. Но должного реально еще нет: оно всегда лишь предмет желаний и устремлений, зависящих от субъекта, а потому природа значимости не может быть предметом строгой науки. В результате складывается особая сфера знания – аксиология – учение о природе ценностей, их месте и роли в целостной структуре мироотношения и мировоззрения людей» (1, с. 196).
Формально возникновение аксиологии как раздела философии связывают с книгой Р.Г. Лотце «Микрокосмос» (три её части издавались с 1856 по 1864г.г.). Термин «аксиология» был введен в оборот в начале ХХ века П. Лапи и Э. Гартманом. Для рождения нового направления в философии также особое значение имели мысли Паскаля о “логике сердца”. Говоря о ней, он выделил существование двух типов суждений человека суждения чувства человека (суждения сердца) он отделил от суждений его математического рассудка. В своих исследованиях Паскаль первым использовал понятие «ценность».
Ценности обратили на себя внимание как то, что выполняло в обществе регулятивную функцию, которая заключается, прежде всего, в формирование единства социальных общностей. Было осознано, что единство в обществе возникает за счет признания, принятия его членами обязательным для всех определенных способов (форм) организации отношений между членами этого общества, между людьми и природой, между своими и чужими и т.п.; определенных качеств индивидов, а также определенных качеств материальной культурной и природной среды. Эти качества жизни воспринимаются людьми как совершенные образцы, как нормативные, традиционные, как идеалы, как ценности. Поэтому, в первых аксиологических исследованиях Вильгельма Виндельбанда и Генриха Риккерта, разрабатываемых на основе учения И.Канта, предметом исследований выступали ценности, существующие во всех социальных общностях, принадлежащих к разным культурам и относящихся к любому историческому периоду. Такие ценности Кант назвал трансцендентными, Виндельбанд – вечными, абсолютными или высшими, Риккерт – теоретическими. В наше время такие ценности стали называть общечеловеческими.
Теории И. Канта, Р. Г. Лотце, В. Виндельбанда, раннего Г. Риккерта в классификации аксиологических теорий Владимира Ильича Плотникова отнесены к группе теорий аксиологического трансцендентализма. В этих теориях ценности рассматриваются как нечто, возникающее вне сферы бытия человека, над ней, т.е. как трансцендентальное, т.е. «выходящее за».
Дальнейшее развитие аксиологии связано с возникновением аксиологических теорий, в которых в качестве источников возникновения ценностей рассматривались различные сферы бытия человека. В связи с этим произошло уточнение качеств и функций ценностей. Практически одновременно возникают и начинают развиваться теории, которые В.И. Плотников относит к следующим группам:
Раздел 2. Характеристика ценностей с позиций основных аксиологических теорий
Тема 2.1 Основные положения теорий аксиологического трансцендентализма
В учениях, принадлежащих к аксиологическому трансцендентализму ценности понимаются как то, что человеку задано свыше как идеалы, которых в жизни человечество никогда не достигало.
В рамках религиозных теорий весть о ценностях приходит к человеку через Откровение.
Атеистические теории возлагают надежду на разум, посредством которого человек может выделить абсолютно необходимое. Примером такого рода ценностей является категорический императив И. Канта.
Для учений этого типа характерен изначальный разрыв между жизнью человека и трансцендентным смыслом: значимость того, что представляет ценность находится «по ту сторону» существования, а поэтому не является ни субъективным, ни объективным.
«…Ценность объявляется
О смысле добра или истины можно сказать только то, что выше науки стоят: интуитивная ориентация на абсолютные принципы интеграции всех предпочтений: идеальная «чистая» норма, способная синтезировать все множество специфических норм: иррациональная ориентация, направленная к достижению трансцендентных целей (нирвана, мистический экстаз, откровение, вера в Бога) и т.д.» (117, с. 197)
Теории этой группы возникли первыми на основе трудов Канта.
«Императивы суть только
формулы для выражения |
«Все императивы повелевают
или гипотетически или |
«Максима» есть субъективный принцип (совершения) поступков, и её должно отличать от объективного принципа, а именно от практического закона. Максима содержит практическое правило, которое разум определяет сообразно с условиями субъекта (чаще всего с его неведением или же его склонностями), и, следовательно, естьосновоположения, согласно которым субъект действует; закон же есть объективный принцип, имеющий силу для каждого разумного существа и основоположение, согласно которому такое существо должно действовать, т.е. императив» (с. 196). |