Лекции по "Аксиологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 16:37, курс лекций

Краткое описание

работа содержит ответы на билеты по "Аксиологии"

Содержание

Раздел 1. Введение в учебный курс «Аксиологические основания поведения человека»
Тема 1.1 Поведение и деятельность человека и ценности как их основа
Тема 1.2 Аксиология и её предмет
Тема 1.3 Возникновение и развитие аксиологии
Раздел 2. Характеристика ценностей с позиций основных аксиологических теорий
Тема 2.1 Основные положения теорий аксиологического трансцендентализма
Тема 2.2 Основные положения теорий аксиологического нормативизма
Тема 2.3 Основные положения теорий аксиологического психологизма
Тема 2.4 Основные положения теорий аксиологического онтологизма
Тема 2.5 Значение основных групп аксиологических теорий для развития аксиологии
Тема 2.6 Аксиологические теории о функциях ценностей
Раздел 3. Структурно-генетическая концепция ценностей о возникновении, развитии и структуре ценностного мира человека
Тема 3.1 Ценности как личностное новообразование
Тема 3.2 Личностные ценности и роль индивидуального духа в их возникновении
Тема 3.3 Онтологическое основание возникновения ценностей
Тема 3.4 Возникновение ценностей в ценностном отношении
Раздел 4. Развитие ценностного мира человека
Тема 4.1 Социально-культурное развитие человека и развитие его ценностного мира
Тема 4.2 Характеристика основных типов систем ценностей
Раздел 5. Строение ценностного мира человека.
Тема 5.1 Взаимосвязь ценностей с видами отношений, переживаемых человеком как особенные
Тема 5.2 Соотносимость ценностей с потребностями человека
Тема 5.3 Соотносимость ценностей с объектами отношений
Тема 5.4 Соотносимость ценностей с видами деятельности
Тема 5.5 Ценностный мир человека и его структура
Раздел 6. Реализация личностных ценностей в деятельности и их осознание через ценностную рефлексию
Тема 6.1 Деятельность как средство реализации личностных ценностей
Тема 6.2 Методы ценностной рефлексии как средство воспитания
аксиология ценность поведение человек

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы на билеты аксиология.doc

— 508.50 Кб (Скачать файл)

 

В теориях аксиологического трансцендентализма подчеркивается трансцендентальный характер ценностей и обращается внимание на необходимость сознательной ориентации людей через их волю на представленные как ценности идеалы, которых человечество никогда не достигало. В качестве основной характеристики ценностей выделяется значимость, которая может быть выражена различной степенью общезначимости. Назначение ценностей с высокой степенью общезначимости (абсолютно значимых ценностей у В. Виндельбанда и теоретических ценностей у Г. Риккерта) видится в упорядочивании хаоса индивидуальных или фактически общезначимых ценностей.

С точки зрения Канта и Виндельбанда выделение трансцендентальных или абсолютно значимых ценностей происходит через работу разума, через суждения.

И. Кант в качестве высшей ценности признавал добрую волю, предметная направленность которой, определялась объективно существующей абсолютной необходимостью – априорным законом, который ничего не заимствует из знаний о человеке. Законообразность поступков человека, по мнению Канта, проявляется в нравственном законе, который находит выражение в принципе, называемым Кантом категорическим императивом: «Поступай так, как если бы максима твоего поступка посредством твоей воли должна была стать всеобщим законом природы»

Объективными основаниями, определяющими предметную определенность доброй воли у Канта, выступает абсолютная необходимость. «Закон, если он должен иметь силу морального закона, т.е. быть основой обязательности, - пишет Кант, - непременно содержит в себе абсолютную необходимость». «Основу обязательности должно искать не в природе человека или в тех обстоятельствах в мире, в которые он поставлен, а a priori исключительно в понятиях чистого разума» (137, с. 159).

Таким образом, при рассмотрении оснований выделения нравственного закона Кант приходит к выводу, что добрая воля не может руководствоваться никакими побуждениями, которые бы могли возникнуть из соблюдения какого-либо закона, поэтому, «не остаётся ничего, кроме общей законосообразности поступков вообще, которая и должна служить воле принципом» (137, с. 174). Кант выводит такой принцип, который называет категорическим императивом: «Поступай так, как если бы максима твоего поступка посредством твоей воли должна была стать всеобщим законом природы» (137, с. 197).

Риккерт рассматривает  ценности как трансцендентное долженствование, которое характеризует как определенный порядок сознания, устанавливаемый независимо от субъекта, раскрывающийся в процессе суждений и складывающийся из отношения друг к другу представлений субъекта о действительности. Виндельбанд и Риккерт рассматривают связь возникновения ценностей с оцениванием человеком действительности, но приходят к выводу о принципиальном отличии ценностей от оценок, заключающееся в том, что первые имеют объективное основание своего возникновения, а вторые – субъективное.

С самого начала возникновения  аксиологии ценности, пусть иногда и неявно, рассматривались как мыслительные образы, фиксирующие то, что представляется человеку как идеал, как значимое, необходимое. Эти мыслительные образы выделялись как отличающиеся от мыслительных образов, фиксирующих результаты познания существующей действительности.

В исследованиях Виндельбанда была рассмотрена проблема обозначения ценностей. Он писал, что понятия, обозначающие ценности (значимые качества бытия), отличаются от понятий, выражающих бытие.

Ценности, фиксирующие  желаемые людьми качества их жизни, которые  признаются общезначимыми (значимыми  для всего общества) обозначаются такими категориями как Любовь, Добро, Истина, Красота и т.п.

Виндельбандом ценности рассматривались как эталоны  оценочного восприятия мира. В качестве идеально общезначимых он выделял три  формы ценностей: логические, этические  и эстетические.

Идеально общезначимое в его понимании это не фактически общезначимое, а то, что является высшей необходимостью и управляет  нашим мышлением.

 

Тема 2.2 Основные положения теорий аксиологического нормативизма

 

Ценности в теориях аксиологического нормативизма отождествляются с нормами и нормативными убеждениями, выработанными обществом в результате культурного развития. Это приводит к представлениям «…о надличностной (идеализированной) природе ценностей, об их принадлежности к миру культуры, порождающему все многообразие социокультурных ориентаций…». «Наиболее распространен аксиологический нормативизм в социологии. «Почти все написанное о ценностях, представляющее интерес для социолога, относится к природе и функции нормативных правил и основных нормативных убеждений в анализе социального порядка, социальной интеграции и социальных изменений» (117, с. 197). В том случае, когда идея нормативизма пересекается с идеей множества локальных культур и цивилизаций, складывается аксиологический плюрализм и релятивизм, т.е. убеждение о множественности равноправных ценностных систем» (117, с. 197).

В исследованиях раннего  В. Дильтея, М. Вебера, О. Шпенглера, Т. Парсонса, У.А. Томаса, Ф.В. Знанецкого, источником возникновения ценностей рассматривается жизнь социумом, в процессе которой и выделяется значимое, рассматриваемое как ценности. Вебер считал, что системы ценностей - это отражение того значимого, которое выделяется как таковое в действиях легитимно господствующей власти. Парсонс связывал ценности с тем, что признается значимым в культуре, и рассматривал их как высшие принципы, на основе которых обеспечивается согласие (консенсус) как в малых общественных группах, так и в обществе в целом. Ценности у него – неэмпирические объекты, вызывающие благоговейное отношение. Для исследований В. Дильтея, О. Шпенглера, А.Д. Тойнби, П.А. Сорокина и др. характерен отказ от поиска универсальной системы ценностей и утверждение множества равноправных ценностных систем, выделяемых с помощью исторического метода. Эти положения стали базовым основанием для школ культурно-исторического релятивизма.

Результаты сравнительных  культурологических исследований Ф. Боаса, Риверса, Р. Бенедикта, У.Г. Самнера и др. стали эмпирическим основанием для утверждения идеи относительности и содержания и иерархии структуры ценностей любой культуры. Вместе с тем это акцентировало аксиологическую проблематику в познании культуры. Значение теорий этой группы видится нам в том, что в них разнообразие ценностей рассматривалось как проявление уникальности общественных и индивидуальных субъектов, а их назначение в разрешении тех проблем, которые определялись культурно историческими особенностями жизни социальных общностей. В то же время распространение концепции аксиологического плюрализма означало, по сути, отход от самих оснований общей теории ценностей, введение её составляющей в конкретно-исторический культурный контекст.

 

Тема 2.3 Основные положения теорий аксиологического психологизма

 

Теории в рамках аксиологического психологизма считают источником ценностей отдельного человека, «а точнее, его цели, чувства, воля, эмоциональные акты предпочтения, биопсихические потребности и социально сформированные установки.

Ценностью в этом случае оказывается любой предмет, обладающий значением для индивида или для  членов какой-либо социальной группы.» (117, с. 196-197).

В. Вунд, Ф. Бретано, А. Мейнонг, Р.Б. Пери, Д. Дьюи полагают ценности субъективными. Их возникновение они связывают  с чувствами человека, с переживаемыми  им ситуациями и с выделением в  качестве значимых качеств и свойств только тех объектов или явлений, которые вовлечены в деятельность субъекта.

При этом основанием возникновения  ценностей Пери и Дьюи считают  потребности, соотнесение с которыми качеств объектов и явлений мира осуществляется через импульсы, исходящими из иррациональной стороны человеческого существа. Таким образом, в этих теориях возникновение ценностей связывается с выделением благоприятных условий удовлетворения потребностей людей в конкретных отношениях.

 

Тема 2.4 Основные положения теорий аксиологического онтологизма

 

Основанием теорий аксиологического отнологизма стало понимание ценностей как феномена бытия человека как такового, которое рассматривается как форма проявление его сущностных, родовых качеств.

Феномен (фр. Phenomenal, от гр. phainomenon = являющееся) – 1) исключительное, редкое, необычное явление; исключительный в каком-л отношении человек; 2) в идеалистической философии то, что дано в чувствах и не постигается умом; 3) философское понятие, обозначающее явление, данное нам в опыте, чувственном познании.

Сущностные  или родовые качества – это те качества объекта, которые присущи только ему и по которым этот объект отличается от объектов другого рода или вида.

Началом аксиологических  теорий этой группы стали исследования Николая Гартмана и Макса Шелера, которые исходили из того, что человек развивается как часть Мира и его отношения с этим миром есть результат этого развития. Изучение особенностей отношений человека с миром позволило выявить следующее:

  • Эти отношения он строит сам, т.е. способы их организации генетически не заданы и не даются человеку на уровне инстинктов.
  • Порядок установления отношений человека с миром определяется, с одной стороны, при помощи мышления (то, что Паскаль назвал «логикой математического рассудка»), а с другой – влечениями человека. При этом обнаруживается, что и влечения человека не есть что-то случайное и беспорядочное. Они выражают какой-то порядок, логику необходимого, значимого для человека, то, что определяет для него смысл жизни, то, что Паскаль назвал «логикой сердца».
  • Влечения человека принципиально отличаются от влечений животных, они выражают, по словам М. Шелера, новый принцип жизни. Этот принцип заключается в том, что предметная направленность влечений человека не задана для него генетически, а возникает и постоянно изменяется в результате работы индивидуального духа – новообразования, присущего только человеку и определяющего его сущностные качества. Такие предметные направленности влечений человека Шелером рассматриваются как ценности.

Таким образом, в теориях аксиологического онтологизма ценности рассматриваются как феномен человеческого бытия, возникновение которого обусловлено сущностными качествами человека. Изучение процессов возникновения и изменения ценностей с точки зрения целостности его бытия, позволяют установить, что необходимыми условиями осуществления этих процессов являются и общественная сторона бытия человека, с её внешне задаваемой для человека нормативностью отношений, и его психика, в основе которой лежат индивидуальные переживания. Также обнаруживается трансцендентный характер ценностей человека по отношению к его фактическому бытию. Это проявляется в том, что ценности фиксируя образы желаемого человеком будущего всегда «выходят за» его фактическое бытие, за его настоящее (Ж.-П. Сартр). Это позволяет рассматривать теории аксиологического онтологизма как основание согласования знаний о ценностях, вырабатываемых теориями других групп.

В теориях, относящихся  к аксиологическому онтологизму, обнаруживается «стремление освободить аксиологию от мистики, спиритуализма и трансцендентного идеализма. Но в то же время ценности не рассматриваются только как результат рационального оценивания действительности. «Ценность усматривается в предметности объективного порядка, которая обнаруживается в реальной действительности, в том числе в природе, осмысленной через дух созерцающего и оценивающего субъекта. Говоря иначе, ценностью оказываются интенциональные предметы, т.е. те предметы, которым придан и предзадан смысл» (117, с. 198). Вместе с этим, в этих учениях «сохраняется стремление к объективному (сверхчувственному) и общезначимому (нерелятивному) пониманию ценностного мира», которое выводится из закономерностей развития и целостности Мира как такового.

Выделение Паскалем двух типов суждений: суждения чувства и суждения математического рассудка, а также его идея о последовательном переходе ценностного суждения от ценностей морали к ценностям религии и к ценности святого, обеспечивающем устойчивость бытия человека, послужили основанием возникновения или совершенствования целого ряда аксиологических теорий. М.Шелер, развивая содержание формулы Паскаля «le couer a ses raisons» («у сердца свои доводы») построил свою теорию ценностей. Эта работа была продолжена Н. Гартманом, Б. Вышеславцевым, она нашла свое отражение в психологии К.Юнга. В исследованиях позднего В. Дильтея и позднего Г. Риккерта также появились положения, позволяющие отнести их исследования к этой группе теорий.

Наиболее значимые для  нашего исследования являются идеи М. Шелера, который возникновение ценностей связывает с актами индивидуального духа, управляющего и руководящего влечениями человека. О роли индивидуального духа в процессе возникновения ценностей говорит и В. Дильтей, который исходит из признания в человеческой природе (человеческом духе) неких скрытых схем переживания самой жизни. В результате этого переживания у людей образуется изначальный фундаментальный опыт, где «Я» и Мир не расчленены, а конституирующим моментом выступает дух. Таким образом, ценности возникают в результате переживания, в структуре которого представлена духовная деятельность человека в её нерасчлененности. В переживании дано все непосредственно, значение каждой части определяется её отношением к целому - это жизненное, а не познавательное отношение к миру, т.к. в нем не расчленяется полнота жизни на субъект и объект.

 

Тема 2.5 Значение основных групп аксиологических теорий для развития аксиологии

 

 Теории аксиологического  психологизма выявили роль индивида в возникновении ценностей, поставив в зависимость результат оценивания действительности от личностных качеств и способностей человека.

Теории аксиологического нормативизма выявили нормативный характер ценностей. Согласно этим теориям ценности всегда отражают такую форму отношений человека с миром в тех или иных видах отношений, которая, согласно общественному опыту, выделяется как необходимая и достаточная; ценности также являются для людей эталоном построения отношений.

Теории аксиологического трансцендентализма выявили трансцендентный  характер ценностей – они всегда являются для человека образом должного, идеалом, который человечество еще не достигало, но стремление к достижению которого упорядочивает жизнь отдельных людей, позволяет согласовать их действия.

Информация о работе Лекции по "Аксиологии"