Теории аксиологического
онтологизма, рассматривая развитие человека в структуре
развития Мира, выявляют закономерности возникновения
и развития ценностей человека, исходя
из целостности бытия (мира), что позволяет
согласовать характеристики ценностей,
выделяемые другими аксиологическими
теориями. Эти теории показывают, что изучение
сущностных качеств человека позволяет
понять все особенности его ценностного
мира.
Аксиологические
теории, принадлежащие к разным философским
направлениям, содержат общие положения, по-разному трактующиеся, но все же характеризующие
ценности как общий предмет исследования.
Во всех этих теориях признается следующее:
- основная регулятивная функция ценностей, заключающаяся в том, что ценности определяют направленность активности (поведения и деятельности) человека при установлении его отношений с действительностью;
- предметная определенность ценностей - ценность всегда фиксирует стремление человека к осуществлению какого-либо образа должного поведения, жизни, которое рассматривается как необходимое, как значимое само по себе;
- ценности рассматриваются как средства преодоления человеком существующих противоречий;
- иерархическое строение системы ценностей;
- необходимость осознания человеком личностных и общественных ценностей.
Тема 2.6 Аксиологические теории о функциях ценностей
При исследовании абсолютных
ценностей были выявлены следующие
регулятивные функции:
- внутренняя регулятивная функция, проявляющаяся в наличии направленности поведения и деятельности людей на то, что значимо, необходимо, и внешняя, проявляющаяся в наличии внешнем для индивидов основании упорядочивания отношений между людьми.
- регулятивно-нормативная функция, которая проявляется в том, что ценности фиксируют значимое для всех людей (общезначимое) и в силу этого обязательное к исполнению;
- оценочная функция, проявляющаяся в том, что ценности выступают эталоном оценивания;
- функция единения общества (функцию согласия), проявляющаяся в реализации общей направленности людей на установление объективно позитивных и одобряемых всеми отношений;
- функция упорядочивания индивидуальных, фактических ценностей, проявляющаяся в подчинении ценностей меньшей степени общезначимости ценностям большей степени общезначимости.
- проективная функция, проявляющаяся в том, что высшие ценности являлись выражением идеала, с реализацией которого связывалось будущее. (Риккерт писал: «Только на основе учения о ценностях философия жизни вообще в состоянии взяться за проблему отношения временной жизни к вечной» (у меня – с. 83)
- функция упорядочивания и ограничения простого жизненного (витального) импульса индивидов, проявляющаяся в возникновении у человека стремлений к формам отношений, выработанных культурой (функция выделяется Риккертом при рассмотрении ценностей как феномена культуры).
Предметом изучения в
теорииях аксиологического нормативизма, психологизма и онтологизма стали
не только высшие ценности, но и те, которые
характерны для каких-либо социальных
общностей или индивидов. В связи с этим
были выделены следующие группы функций
и функции ценностей
- функция связывания субъекта и объекта отношения, проявляющаяся в том, что ценность фиксирует такую направленность активности субъекта, которая включает в сферу его интересов определенные объекты;
- проективная функция, проявляющаяся в том, что ценность фиксирует образ будущих отношений человека, таких, которые представляются ему необходимыми, значимыми сами по себе. В исследованиях В.И. Плотникова ценность выделяется также как то, что будет. Он определяет ценности человека как проект его будущего, как проективную реальность. Таким образом, мы можем говорить о том, что ценность, являясь регулятором отношений человека с миром в настоящем, в то же время определяет характер его будущее;
- функция связывания отдельных действий человека и даже видов отдельных деятельности в целое, которое обеспечивает в итоге возможность достижения человеком того, что существует как предметная направленность ценности. В каждом конкретном действии человека ценность реализуется лишь частично, а её полная реализация возможна только через сочетание различных видов действий и деятельностей.
- функция разрешения противоречий, проявляется в том, что реализация личностных ценностей или следование общественным ценностям приводит к к избеганию или разрешению определенных противоречий (Связь ценностей с необходимостью разрешения противоречий в отношениях человека с действительностью четко проявляется в исследованиях Вышеславцева. Описывая механизм сублимации, приводящей к возникновению ценностей, он говорит о переходе стремления от тезиса к антитезису, о том, что оно всегда встречает границу и всегда выходит за её пределы – трансцендирует и успокаивается только тогда, «когда трансцендирует всю иерархию ступеней бытия и ценностей…, когда встречает наконец полный простор, бесконечный простор Абсолютного». Вышеславцев пишет также о трагической диалектике жизни, заставляющей по очереди выдвигать то автономия лица, то автономию принципа);
- функция смыслополагания, проявляется: 1) в том, что реализация человеком личностных ценностей, придает смысл его жизни; 2) изменение ценностей раскрывает перед человеком новый смысл жизни (Основные характеристики этой функции можно описать с опорой на следующие исследования. По Риккерту, трансцендентные ценности обнаруживаются в имманентном мире как смыслы, которые постигаются через истолкование. Смысл жизни обретается человеком при следовании ценностям. У Парсонса осмысленными представляются лишь те человеческие акты, которые соотнесены с ценностями. В исследованиях Юнга, В. Франкла, Лосского потерю смысла жизни связывается с упущенной возможностью реализовывать личностные ценности. Юнг потерю смысла жизни связывает с упущенной возможностью следовать собственному закону, рождающемуся в бессознательном как индивидуальное предназначение);
- функция осуществления свободы человека проявляется в том, что ценности, во-первых, выражают генетически не обусловленную направленность стремлений человека, а, во-вторых, время от времени меняются (Во всех аксиологических теориях ценности связывают со свободой человека. Основные позиции в трактовке особенностей осуществления этой функции следующие: Гартман видит проявление свободы человека в свободе произвольного выбора им ценностей из тех, что предлагаются обществом; Вышеславцев считает, что свобода связана с сознательным выбором человеком, в основе которого лежит сомнение, из тех ценностей, которые уже у него есть; в исследованиях Шелера свобода человека связывается с его актуализирующейся открытостью мира, выражающейся в свободе определения индивидуальным духом интенций сознания, проявляющихся как ценности. Таким образом, функция осуществления свободы характеризуется и со стороны онтологических оснований возникновения ценностей, и со стороны субъективной формы их проявления);
- функция согласия. Эта функция ценностей в явной форме не обнаруживается в аксиологических теориях. Однако, о её существовании говорят характеристики других функций ценностей. В теориях аксиологического транцендентализма функцию согласия можно обнаружить в направленности усилий исследователей на поиск механизма согласия действий людей с идеалами, которые считались в то же время недостижимыми. Осуществление такого согласия виделось, прежде всего, в согласии между людьми, складывающимся из их следования одним идеалам (Кант, Виндельштейн), в согласии, характеризующем суждения людей (Риккерт). Содержание нравственного закона Канта направляет людей на достижение согласия всего со всем. В исследованиях Шелера порядок любви, соотносимый с развитием ценностного мира человека, рассматривается как то, что составляет «интимнейшую сущность таких единств как индивид, исторические эпохи, семья, народ, нация и т.п.». Вышеславцев пишет о генетической связи разнообразных ценностей, которая осуществляется посредством сублимации энергии Эроса. Свободу он рассматривает как точку единства, как «ось самосознания» по отношению к тому разнообразию сил, которые действуют со всех сторон. Через свободу выбора из своих ценностей, т.е. через самоопределение, человек формирует единство из альтернатив. Риккерт рассматривает ценности как принципы бытия, обеспечивающие единство действительности и ценности, единство «Я» и мира.Достигаемое через ценности единство субъекта с объектом также можно рассматривать как проявление функции согласия. Согласие действий человека, согласие его настоящего с будущим – все это усматривается при анализе характеристик регулятивных функций ценностей, даваемыми аксиологическими теориями. В теориях аксиологического нормативизма ценности выделяются как средство установления согласия между людьми, в теориях аксиологического психологизма как средство установления согласия между потребностями человека и возможностями среды его жизнедеятельности. В то же время, в исследованиях Виндельбанда можно обнаружить и выделение таких качеств ценностей, которые в большей мере ведут к рассогласованности, чем к согласию. Это дихотомическое разделение ценностей на позитивные и негативные, которое до сих пор присутствует в некоторых аксиологических теориях, но другими теориями отвергается.
Таким образом, можно
сделать вывод, что все выявленные функции ценностей выступают как стороны реализации функция согласия.
Раздел 3. Структурно-генетическая
концепция ценностей о возникновении,
развитии и структуре ценностного мира
человека
Тема 3.1 Ценности как личностное новообразование
С позиций структурно-генетической
концепции ценностей (Худяковой Н.Л.), относящейся к теориям аксиологического
онтологизма, ценности рассматриваются,
прежде всего, как структуры индивидуального
сознания, как личностные новообразования.
Для того, чтобы выявить условия
возникновения и развития ценностей
рассмотрим их место в структуре бытия
человека.
Структура – 1) взаиморасположение и связь составных
частей чего-либо, строение (напр. с. почвы,
с. языка), 2) устройство, организация (напр.
с. управления). При системном исследовании
структура выступает как модель целостного
объекта, отображающая его элементы и
взаимосвязи между ними.
Бытие человека представлено взаимосвязанными
и взаимообусловленными природной
и социо-культурной сторонами.
В природной стороне бытия
человека выделяются несколько уровней:
1) материально представленная физическая
сторона бытия,
2) психическая сторона бытия,
представленная психическими процессами
(прежде всего интеллектуальными:
восприятие, внимание, память, воображение,
мышление, речь) и психическими состояниями;
3) индивидуальный дух, который М. Шелер
рассматривает как внутренний энергетический,
психический центр организма человека,
управляющий и руководящий его влечениями
(энергией жизни).
Анализ природной стороны бытия
человека показывает, что физическая
и психическая стороны бытия
присущи и животным, а вот индивидуальный
дух представляет собой новообразование,
возникшее в результате развития мира
как целого и присущее только человеку.
Индивидуальный дух, по Шелеру, - это качественно
иная форма присущего любому живому организму
внутреннего энергетического психического
центра, обеспечивающего целостность
жизни живых организмов. У животных психический
центр обеспечивает работу живого организма
как целостности по отношение к их влечениям,
основу которых образуют генетически
определенные (инстинктивные) предметы
потребностей и способы их удовлетворения.
У человека предметная направленность
влечений (которую рассматривают как личностную ценность) возникает
в результате работы индивидуального
духа (преобразованного психического
центра), который затем обеспечивает целостность
жизни человека по отношению к этим возникшим
потребностям.
Возникновение индивидуального духа
связывают с возникновением и у предков
человека (гоминидов) элементарной социальной
связи (В.И. Плотников), которая постепенно
преобразовалась в культурно-опосредованную
форму отношений.
Культурно-опосредованная
форма отношений - это способ установления связи с действительностью,
которая направлена на удовлетворение
потребностей человека и осуществляется
им при помощи таких средств как орудия,
норма, язык. Использование этих средств
для удовлетворения своих потребностей
не определено генетически, т.е. на уровне
инстинктов, как у животных. Например,
изготовление и использование пауком
паутины для ловли насекомых, пчелами
сот для изготовления мёда и т.п. Поэтому,
средства, самостоятельно отобранные
используемые гоминидами в качестве таковых
при удовлетворении потребностей, выступают
уже как культурные средства. Постоянное,
в течение длительного времени, исчисляемое
миллионами лет, использование культурных
средств и воспроизводство культурно-опосредованной
формы отношений, привело к изменению
психики гоминидов (предков человека)
и активному сохранению с её помощью опыта
самостоятельно найденных способов установления
отношений. Этот вновь приобретаемый опыт
не только активно воспроизводился, но
и передавался следующим поколениям. Так
формировалась социо-культурная сторона
бытия человека, его личностный опыт.
Личностный опыт –
это процесс и результат проживания и
переживания человеком социально-культурной
определенности его внешних и внутренних
отношений с действительностью. Во внутренних отношениях личностный
опыт представлен взаимосвязанными и
взаимодействующими мыслительными формами,
которые во внешних отношениях воспроизводятся
как поведение и деятельность человека. Структура личностного опыта складывается
из групп мыслительных форм, фиксирующих
следующие типы отношений человека с действительностью:
- отношения человека с миром, переживаемые им как значимые сами по себе и определяющие направленность его активности (личностные ценности);
- отношения между объектами и явлениями, установленные в результате познания человеком мира, характер которых также определяется личностным переживанием этих отношений, выражающимся в их соотнесении с индивидуально
значимым для человека (картина мира);
- формы отношений человека с миром,
которые он пережил, и может воспроизвести (освоенные способы деятельности).
Выделенные в структуре личностного
опыта мыслительные формы, могут
быть обозначены по-другому.
Структура личностного
опыта:
- система личностных ценностей (стремления);
- целостная личностно отнесенная картина мира, складывающаяся в сознании человека (знания);
- освоенные человеком средства и способы деятельности (умения, навыки) (деятельностная сторона личностного опыта).
Таким образом, обнаруживается, что ценности возникают в результате работы
индивидуального духа, но являются элементом
личностного опыта человека, т.е. элементом
социо-культурной стороны бытия человека.
Это значит, что посредством ценностей осуществляется
связь между природной и социокультурной
сторонами бытия человека.
Ценности - это мыслительные образы,
фиксирующие стремления человека к тому,
что значимо для него само по себе и что
определяет предметную направленность
его активности при установлении культурно-опосредованной
формы его отношений с действительностью.
Качества ценностей, описанные
через определение этого понятия,
отражают условия их возникновения.
Во-первых, ценности – это предметно-определенная направленность
энергии человека. Как возникает эта
направленность энергии, если она не определена
генетически (т.е. инстинктами)? Во-вторых, ценности – это стремление к значимому самому по себе. Выделить
что-то как значимое человек может в результате оценивания, но как оно осуществляется,
если, как отмечают исследователи ценность
принципиально отличается от оценки -
также результате оценивания? Ответ на
первый вопросы позволяют получить исследования
роли индивидуального духа в возникновении
ценностей, на второй – анализ механизма
оценивания, в результате которого возникают
ценности.
Тема 3.2 Личностные
ценности и роль индивидуального духа в их возникновении
В исследованиях Вильгельма
Дильтея (1833-1911, нем. философ, психолог
и историк культуры), и Макса Шелера (1874 -1928, нем. философ и
социолог, один из основателей философской
антропологии, аксиологии и социологии
знания), возникновение ценностей, как предметно определенной направленности
энергии влечений, связывается с работой
индивидуального духа. Индивидуальный дух рассматривается
М. Шелером как внутренний энергетический,
психический центр организма человека,
управляющий и руководящий его влечениями
(энергией жизни). Индивидуальный дух,
по Шелеру, - это качественно иная форма
присущего любому живому организму внутреннего
энергетического центра, обеспечивающего
целостность жизни живых организмов, которая
представляет собой новообразование,
возникшее в результате развития мира
как целого и присущее только человеку.