Лекции по "Аксиологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 16:37, курс лекций

Краткое описание

работа содержит ответы на билеты по "Аксиологии"

Содержание

Раздел 1. Введение в учебный курс «Аксиологические основания поведения человека»
Тема 1.1 Поведение и деятельность человека и ценности как их основа
Тема 1.2 Аксиология и её предмет
Тема 1.3 Возникновение и развитие аксиологии
Раздел 2. Характеристика ценностей с позиций основных аксиологических теорий
Тема 2.1 Основные положения теорий аксиологического трансцендентализма
Тема 2.2 Основные положения теорий аксиологического нормативизма
Тема 2.3 Основные положения теорий аксиологического психологизма
Тема 2.4 Основные положения теорий аксиологического онтологизма
Тема 2.5 Значение основных групп аксиологических теорий для развития аксиологии
Тема 2.6 Аксиологические теории о функциях ценностей
Раздел 3. Структурно-генетическая концепция ценностей о возникновении, развитии и структуре ценностного мира человека
Тема 3.1 Ценности как личностное новообразование
Тема 3.2 Личностные ценности и роль индивидуального духа в их возникновении
Тема 3.3 Онтологическое основание возникновения ценностей
Тема 3.4 Возникновение ценностей в ценностном отношении
Раздел 4. Развитие ценностного мира человека
Тема 4.1 Социально-культурное развитие человека и развитие его ценностного мира
Тема 4.2 Характеристика основных типов систем ценностей
Раздел 5. Строение ценностного мира человека.
Тема 5.1 Взаимосвязь ценностей с видами отношений, переживаемых человеком как особенные
Тема 5.2 Соотносимость ценностей с потребностями человека
Тема 5.3 Соотносимость ценностей с объектами отношений
Тема 5.4 Соотносимость ценностей с видами деятельности
Тема 5.5 Ценностный мир человека и его структура
Раздел 6. Реализация личностных ценностей в деятельности и их осознание через ценностную рефлексию
Тема 6.1 Деятельность как средство реализации личностных ценностей
Тема 6.2 Методы ценностной рефлексии как средство воспитания
аксиология ценность поведение человек

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы на билеты аксиология.doc

— 508.50 Кб (Скачать файл)

Качественное преобразование внутреннего  энергетического центра, в индивидуальный дух произошло в результате возникновения и воспроизводства культурно-опосредованной формы отношений, характерной только для человека и представленной следующими компонентами: субъектом, объектом, культурным средством и предметом отношения. Возникновение индивидуального духа привело к возникновению принципиально нового способа связи живого организма с окружающим его миром, делающего человека человеком. Этот способ проявляется как свободное (т.е. не обусловленное физиологически-психической определенностью влечений и чувств как у животного), исходящее от духа торможение и растормаживание первоначально задержанного импульса влечений, которое сопровождается уничтожением предметной направленности этих влечений. (316, с.52-55). Эту функцию духа Шелер определяет как управление, которое делает возможным существование человека не привязанным как у животных ни к генетически определенным направленности влечений и форме их удовлетворения, ни к определенной среде обитания. В то же время в результате работы индивидуального духа происходит возникновение предметной определенности стремлений человека, которая проявляется как личностные ценности. Возникновение ценностей М. Шелер связывает с такой функцией индивидуального духа как руководство. Предметная определенность стремлений человека – это определенная направленность этих стремлений, т.е. направленность энергии человека на какой-либо материальный или идеальный предмет.

Уничтожение имеющейся предметной определенности влечений человека и возникновение новой, осуществляемое под влиянием индивидуального духа, привело к возникновению открытости человека миру, признанной М. Шелером, М. Хайдеггером, А. Геленом, А. Портманом, В. Франклом и др. сущностным качеством человека.

Открытость  человека миру заключается в следующем:

  1. в генетической незаданности программы жизни, которая проявляется в том, что у человека отсутствуют определяемые инстинктами предметы потребностей и способы их удовлетворения;
  2. в культурно-опосредованной форме отношений человека с действительностью, которая может быть как угодно изменена, т.к. организуется самим человеком, выступающим как субъект;
  3. в том, что границы бытия человека соотносятся им с границами мира, существующего независимо от него. Эта связь фактического бытия человека с целостностью мира осуществляется в дорефлексивном сознании и проявляется как интуиция целостности, интуиция недостающего (Г.В.Ф. Гегель, С. Франк, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр и др.);
  4. в стремлении к постоянному преодолению границ своего существования, которое осуществляется через постоянную смену направленности влечений человека, т.е. смену его потребностей, его ценностей. В качестве потребностей человека может выступать любой объект или явление мира. Количество вариантов форм (способов установления) отношений человека с миром, обеспечивающих удовлетворение его потребностей, ограниченно возможностями всех существующих независимо от него объектов и явлений, т.е. практически неограниченно. Развитие человека происходит как актуализация его открытости миру. Об этом говорят исследования М. Шелера, Н. Гартмана, С Франка, Ж.-П. Сартра, М. Хайдеггера, В.В. Бибихина и др.

Установление новых связей между человеком и миром, представляющих собой форму осуществления открытости человека миру, прежде всего, происходит через личностные ценности, рассматриваемые как структуры индивидуального сознания. Посредством ценностей фиксируется возникающая под влиянием индивидуального духа новая предметная направленность стремлений человека. Возникновение новой предметной направленности влечений человека, т.е. ценностей, происходит в сфере дорефлексивного сознания, т.е. в сфере «еще не осознанного», но которое может быть осознано.

Через возникновение  ценности происходит осуществление  связи между природной и социокультурной  сторонами бытия человека. Природная  сторона обеспечивает уничтожение  имеющийся предметной определенности стремлений человека, а, значит, приводит к их культурной неоформленности. Социокультурная сторона, представленная личностным опытом человека, определяет предметную определенность этих стремлений. Таким образом, потребности человека - это социокультурные потребности.

Предметная направленность стремлений человека выражает его потребности. При этом качественные характеристики предмета влечений человека определяются содержанием его социокультурного (личностного) опыта. Таким образом, ведущие потребности человека – это социально-культурные потребности, форма существования которых личностные ценности. Ценности, как социально-культурные потребности человека, представляют собой мыслительные образы того, что человек не имеет, но желает, стремится осуществить. Поэтому ценности для человека являются проектом его будущего. Причем, это такой проект, который человек, даже не осознавая его наличия и его содержания, реализует в своем поведении и деятельности. Таким образом, жизнь человека выстраивается как реализация его личностных ценностей. Неосознанность личностных ценностей не позволяет качественно их реализовывать.

 

Тема 3.3 Онтологическое основание возникновения ценностей

 

Онтологическим основанием возникновения ценностей являются те родовые, сущностные качества человека, т.е. то, что характеризует всех людей и отличает их от живых организмов другого рода или вида и определяет особенности бытия человека.

Мы выяснили, что формой воспроизводства такого сущностного  качества человека как его открытость миру являются личностные ценности. Ценности фиксируют стремления человека к тому, что он еще не может, чем не владеет или не обладает, но воспринимает как должное для себя, как необходимое, как значимое само по себе. Эти характеристики ценностей позволяют рассматривать их как способ соотнесения человеком границ своего фактического существования с границами мира, существующими независимо от него. Посредством ценностей в сознании человека происходит установление новых границ его существования. Реализация ценностей – это осуществление стремлений человека через установление новых связей с миром посредством деятельности человека, а следовательно и деятельное освоение им мира в установленных посредством ценностей границах.

Стремление человека к расширению границ своего существования говорит о том, что целостность мира всегда существует у него в сознании в качестве предельного эталона пространства его жизни (С. Франк). С другой стороны, в ценностях задается та перспектива расширения имеющихся границ существования, которая соответствуют потенциальным, еще не реализованным полностью возможностям человека в момент возникновения ценностей. Каким же образом соотносятся границы возможностей человека с целостностью всего мира, существующего независимо от него? 

 Исследования позволили установить, что в качестве основания такого соотнесения выступает переживание человеком динамичной целостности бытия в культурно-опосредованной форме его отношений с миром. Оно является первичным дорефлексивным переживанием и проявляется как интуиция целостности, как чувство единства с мировым целым, как достоверное знание, о чем говорят исследования Г.В.Ф. Гегеля, С. Франка, М. Бубера В. Дильтея, М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартра. Переживание человеком динамичной целостности бытия – это переживание человеком целостности всего существующего, наиболее общими качествами которого, как писал Николай Гартман, является то, что «все что существует, находится в отношении и развивается». Это значит, что все существующее связано между собой, взаимодействует, т.е. находится в отношении, и в результате этого взаимодействия изменяется. Причем это закономерные, направленные, качественные изменения, т.е. изменения развития. Таким образом, переживание человеком динамичной целостности бытия - есть переживание им основных моментов развития, которые характеризуются следующими формами отношения между относящимися сторонами: в качестве которых выступает следующее: 1) установление тождества (единого), 2) установление различий, 3) установление противоположности, 4) установление противоречий между сторонами отношения. Для человека целостность бытия выступает как необходимость переживания двух крайних форм отношений: и отношения тождества (т.е. гармонии, единства с окружающим миром) и отношения противоречия. Переживание человеком противоречий в устанавливаемых отношениях с действительностью приводит к возникновению у него стремления к их разрешению, основанному на переживании необходимости в едином, представляющем собой момент развития и восстанавливающим целостность бытия. Стремление к такому единому есть стремление человека к установлению гармоничной формы культурно-опосредованных отношений с действительностью.   Таким образом, в основе любой ценности лежит стремление человека к гармоничной форме установления отношений с миром и с самим собой. Но ценности разнообразны и это зависит от уровня культурного развития человека, от тех культурных средств, которые он применяет в своей деятельности.

При выявлении человеком противоречий в переживаемых им отношениях и при определении характеристик формы отношений, позволяющей их разрешить, человек опирается только на то содержание личностного опыта, которое у него есть и на качества тех культурных средств, которые использует. Таким образом, качества применяемых человеком культурных средств задают границы его возможностей как при выявлении противоречий, так и при поиске способов их преодоления. Это связано с предметностью, характерной для культурно-опосредованной формы отношений.

Таким образом, несмотря на то, что  любая ценность в своем потенциале является формой выражения стремления человека к гармоничной форме отношений, актуально ценности выражают его стремления к форме культурно-опосредованных отношений, оптимальной по отношению к качествам используемых человеком определенным культурным средствам. Многообразие культурных средств, используемых людьми, порождает многообразие ценностей.

Выявленные условия возникновения  ценностей позволяют уточнить трактовку  понятия «ценность» следующим образом:

Ценности – это мыслительные образы, фиксирующие стремление человека (людей) к осуществлению такой культурно-опосредованной формы его отношений с действительностью, которая предстаёт для него как значимая сама по себе, соответствует его предельным на момент возникновения ценностей социально-культурным и природным возможностям и создает для него сферу должного (проект будущего).

Значимой выступает  та форма отношений человека с  миром и с самим собой (форма  его поведения, деятельности), которая  переживается человеком как необходимая, так как направлена на удовлетворение его потребностей и обеспечивает разрешение или предотвращение возникающих при этом противоречий.

Переживание человеком динамичной целостности бытия, в результате которого происходит различение двух основных моментов развития, характеризующих динамичную целостность бытия, предполагает оценивание. Оно осуществляется на основе действий мышления в сфере дорефлексивного сознания. Только при этом условии сохраняется непосредственная связь возникновения ценностей с бытием как таковым. Оценивание на основе рефлексивного сознания отражает нашу субъективность. Его результатом является оценка, которую в аксиологии отличают от ценности.

Действия по оцениванию не могут  быть не упорядоченными, и эта функция в дорефлексивном сознании может быть осуществлена только посредством работы (функции) индивидуального духа. В исследованиях В.И. Плотникова эта функция духа рассматривается как деятельная способность связывать все со всем, у Ф. Фейербаха - как качество духа, характеризующее единство чувств человека, у Шелера - как обеспечение духом целостности существования человека, т.е. как работу духа, направленную на согласование всех сторон бытия человека, как во внешнем, так и во внутреннем плане. При этом результатом согласования всех сторон бытия человека является создание проекта такого способа отношений, который человек принимает за гармоничную форму этих отношений.

Посредством деятельной способности  духа связывать все со всем, которая  проявляется в таких актах  сознания как действия оценивания и действия проектирования, происходит установление ценностного отношения.

 

Тема 3.4 Возникновение ценностей в ценностном отношении

 

Ценности фиксируют  стремление человека к тому, что  переживается им как значимое само по себе. Выделить что-либо как значимое само по себе человек может только в результате оценивания действительности в дорефлексивном сознании, т.е. в сфере бессознательного («еще не осознанного, которое необходимо отличать от «уже не осознанного», т.е. вытесненного из сферы осознанного).

С оценочной деятельностью возникновение личностных ценностей связывают все исследователи ценностного мира человека. В то же время, уже в первых аксиологических теориях, в частности В. Виндельбанда и Г. Риккерта, оценку отличают от ценности. Во-первых, оценку характеризуют как нечто субъективное, а ценность - как объективное. Во-вторых, оценка представляет собой позитивную или негативную характеристику предмета, которая отражает степень его соответствия с эталоном оценивания. Ценность – фиксирует стремления человека к тому, что становится для него значимым самим по себе – т.е. эталоном. Возникновение новой ценности это возникновение нового эталона.

В ценности фиксируется  стремления человека к такому значимому, которого еще нет – это сфера  должного, т.е. того, что человек еще только стремиться достигнуть. Поэтому, предмет стремлений человека можно рассматривать как проект того, что он хотел бы, и что он начинает воспринимать для себя как эталон. Это значит, что ценности являются результатом не только оценочной, но и проектировочной деятельности человека. И та и другая являются формами мыслительной деятельности – формами деятельности сознания.

Причина различий ценностей  и оценок кроется в различии условий  их возникновения, поэтому выявление  этих причин помогает установить условия  возникновения ценностей.

Возникновение и ценностей  и оценок связывают с оценочными действиями.

Оценочные действия можно рассматривать как способ установления человеком культурно-опосредованного отношения с действительностью, которое можно описать как через взаимосвязь следующих элементов:

  1. Субъект оценивания.
  2. Объект оценивания (в качестве объекта могут выступать любые предметы и явления действительности).
  3. Культурное средство - эталон оценивания (какой-либо образ действительности, принимаемый человеком в качестве эталонного, т.е. в качестве образцового или идеала).
  4. Предмет оценивания – область (часть) объекта оценивания, соотносимая по своим качествам с эталоном оценивания.
  5. Продукт оценивания – характеристика объекта оценивания, отражающая степень его соответствия с эталоном оценивания.

Информация о работе Лекции по "Аксиологии"