Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 16:37, курс лекций
работа содержит ответы на билеты по "Аксиологии"
Раздел 1. Введение в учебный курс «Аксиологические основания поведения человека»
Тема 1.1 Поведение и деятельность человека и ценности как их основа
Тема 1.2 Аксиология и её предмет
Тема 1.3 Возникновение и развитие аксиологии
Раздел 2. Характеристика ценностей с позиций основных аксиологических теорий
Тема 2.1 Основные положения теорий аксиологического трансцендентализма
Тема 2.2 Основные положения теорий аксиологического нормативизма
Тема 2.3 Основные положения теорий аксиологического психологизма
Тема 2.4 Основные положения теорий аксиологического онтологизма
Тема 2.5 Значение основных групп аксиологических теорий для развития аксиологии
Тема 2.6 Аксиологические теории о функциях ценностей
Раздел 3. Структурно-генетическая концепция ценностей о возникновении, развитии и структуре ценностного мира человека
Тема 3.1 Ценности как личностное новообразование
Тема 3.2 Личностные ценности и роль индивидуального духа в их возникновении
Тема 3.3 Онтологическое основание возникновения ценностей
Тема 3.4 Возникновение ценностей в ценностном отношении
Раздел 4. Развитие ценностного мира человека
Тема 4.1 Социально-культурное развитие человека и развитие его ценностного мира
Тема 4.2 Характеристика основных типов систем ценностей
Раздел 5. Строение ценностного мира человека.
Тема 5.1 Взаимосвязь ценностей с видами отношений, переживаемых человеком как особенные
Тема 5.2 Соотносимость ценностей с потребностями человека
Тема 5.3 Соотносимость ценностей с объектами отношений
Тема 5.4 Соотносимость ценностей с видами деятельности
Тема 5.5 Ценностный мир человека и его структура
Раздел 6. Реализация личностных ценностей в деятельности и их осознание через ценностную рефлексию
Тема 6.1 Деятельность как средство реализации личностных ценностей
Тема 6.2 Методы ценностной рефлексии как средство воспитания
аксиология ценность поведение человек
Отношение, которое устанавливается человеком с целью оценки объектов действительности, называется оценочным отношением. Структура оценочного отношения:
Таким образом, оценка является
продуктом оценочной
Оценка – это всегда характеристика степени соответствия или несоответствия с эталоном оценивания, в качестве которого выступает субъективный образ объективной действительности. Это и делает оценку субъективной.
Если ценность рассматривают как нечто объективное, то это значит, что в качестве эталона в действиях человека по оцениванию действительности выступает что-то одинаковое для всех людей.
Основное оценочное
действие, являющееся главным условием
возникновения ценностей можно
характеризовать следующим
Ценность является результатом интеграции оценочных и проектировочных действий. Эта интеграция осуществляется, следующим образом:
1. На первом этапе
осуществляется основное
Если форма переживаемого человеком отношения отличается наличием противоречий, то у человека возникает стремление к созданию образа гармоничной формы такого типа отношений (может быть и наоборот).
2. На базе результатов оценивания (т.е. возникшего стремления к установлению гармоничной формы переживаемого человеком отношения) организуется проектировочная деятельность сознания, которая также сопровождается оценочными действиями (2 вид оценочных действий). В этом случае и объектами и эталонами оценивания поочередно становятся все элементы переживаемого человеком отношения. При этом в процедуру оценивания со стороны субъекта включается все содержание его личностного опыта, которое может быть соотнесено с переживаемым отношением. Целью такого оценивания является согласование качеств всех элементов отношений. В результате этого согласования в сознании человека возникает образ оптимальной формы организации этого отношения, которую человек воспринимает как гармоничную.
3. Проектировочная деятельность
также сопровождается
Выявленные характеристики
условий возникновения
Ценностное отношение – это вид культурно-опосредованного отношения человека с действительностью, складывающегося в сфере бессознательного под воздействием работы индивидуального духа на основе интеграции действий оценивания и действий проектирования, в результате которых возникают личностные ценности. Ценностное отношение является аспектом любого культурно-опосредованного отношения человека с действительностью. В ценностном отношении происходит согласование информации о чувственно-воспринимаемой человеком действительности (или установление единства чувств), которое осуществляется через взаимное оценивание относящихся сторон переживаемого им отношения. В результате такого оценивания возникает образ оптимальной или гармоничной формы фактически переживаемого человеком культурно-опосредованного отношения, стремление к которому и фиксируется сознанием человека как личностная ценность.
Ценностное отношение устанавливается в сфере дорефлексивного сознания посредством таких актов индивидуального духа как сублимация, трансценденция и интенциональность и осуществляется как внерациональное истолкование действительности, в результате которого выделяется образ того отношения человека с действительностью, которое представляется ему как гармоничное (оптимальное), как необходимое, как значимое.
Раздел 4. Развитие ценностного мира человека
Тема 4.1 Социально-культурное развитие человека и развитие его ценностного мира
Исследование закономерностей возникновения и развития ценностного мира человека, позволили выявить, что развитие ценностного мира человека – это закономерное, направленное качественное изменение системы личностных ценностей, характеризующееся повышением степени их универсальности как средств разрешения противоречий и степени общезначимости.
Развитие ценностного мира человека осуществляется в процессе развития его личностного опыта, то есть через взаимообусловленность развития его элементов. В качестве элементов личностного опыта выступают: 1) система личностных ценностей, 2) целостная картина мира в сознании человека, 3) деятельная сторона личностного опыта, представленная усвоенными человеком средствами и способами деятельности.
Последовательное освоение человеком основных культурных средств: орудий, представлений, понятий и категорий, приводит к возникновению в его сознании соответствующей картины мира, т.е. мыслительного образа, в котором фиксируются качества и свойства объектов и явлений мира либо на уровне конкретных или общих представлений, либо на уровне понятий, либо категорий. Это и определяет основные этапы развития ценностного мира человека, так как что-либо может быть выделено и пережито человеком как значимое только в рамках той картины мира, которая складывается в его сознании.
Качественные характеристики ценностей, возникающих на каждом этапе развития ценностного мира человека, определяются качествами тех основных культурных средств, которые постоянно используются людьми при установлении их отношений с действительностью. Это позволило выделить основные типы ценностей, последовательно сменяющие друг друга в процессе развития ценностного мира человека: ценности индивидуально-полезного, ценности социально-значимого, ценности личностно-значимого, ценности родового значимого.
Модель содержания личностного опыта на основных этапах его развития
Освоенные средства и способы деятельности |
целостная картина мира |
система личностных ценностей | |
Основные культурные средства |
Основные группы культурных средств |
Предметности мира |
Личностные ценности |
орудия |
материальные |
П-1 - мир, представленный материальными предметами, их качествами и свойствами |
Ценности индивидуально- полезного |
Общие представления |
Нормы поведения и деятельности, описанные на уровне общих представлений (правила), символы |
П-2 – мир, представленный
нормами поведения и |
Ценности социально-значимого |
Понятия, категории |
Теории, идеи, парадигмы |
П-3 – мир, представленный посредством теорий, идей, парадигм |
Ценности личностно-значимого |
Категории «Ничто» и «Все» |
Комплекс всех культурных средств |
П-4 – мир в его целостности (в единстве всех предметностей) |
Ценности родового значимого (универсально значимого) |
Направленность развития ценностного мира человека всегда задается общественными ценностями1, а точнее, знаниями о тех ценностях, которые признаются общезначимыми для какой-либо общности. Знания об общественных ценностях включаются в различную деятельность детей, как и любые другие знания. Люди, общающиеся с детьми, средства массовой информации, воздействующие на них, постоянно сообщают о том, что значимо для других людей в первую очередь для того, чтобы они задумывались: «Почему это значимо для других?», «Может ли быть оно значимым для меня?», «Если нет, то почему? и т.п. В этом заключается воспитывающая функция общества.
Как правило, знания об общественных ценностях – это знания о таких ценностных системах, которые включают только конечный этап становления системы ценностей, представляющийся наилучшим для какой-либо социальной общности. В современном обществе чаще всего детям сообщается о ценностях, характерных для потребительских отношений. Реализация таких ценностей воспитанных в людях, приводит к безграничному обогащению очень маленькой группы людей, получивших доступ к власти, к средствам массовой информации. Ценностная ориентация на потребление материальных благ, на альтернативность, которая выражается в формируемом у людей стремлении быть не таким как все, якобы для подтверждения своей уникальности, приостанавливает развитие ценностного мира человека, т.е. держит его в рамках очень узкой сферы культурных возможностей, незаметно лишает его человеческой свободы.
Стихийно складывающимся воспитательным воздействиям можно противопоставить только целенаправленное, т.е. педагогическое воспитательное воздействие. Оптимальным вариантом является система воспитания, в которой общая направленность развития ценностного мира человека задается структурно-генетической моделью ценностного мира человека. Эта модель отражает основные качества систем ценностей, возникающие на основных общих для всех людей этапах развития личностной системы ценностей, то есть представленной последовательно возникающими, взаимосвязанными и взаимосогласованными основными типами систем ценностей.
Ориентированность воспитания на структурно-генетическую модель ценностного мира человека позволяет организовать воспитание с учетом национальных, религиозных и др. традиций того социума, в котором ребенок воспитывается. Знания об общественных ценностях встраиваются в систему целей воспитания, инвариантную структуру которой задает структурно-генетическая модель ценностного мира человека, но при этом выдерживается общая направленность воспитания на воспитания стремления человека к установлению отношения любви, на отношение согласия на основе диалога с другими людьми.
Как элемент личностного опыта ценностный мир человека развивается в процессе его социо-культурного развития. Это значит, что качества личностных ценностей на каждом общем этапе развития личностного опыта человека должны определяться качествами его личностной культуры, возникновение которой характеризует основные этапы этого процесса.
Личностный опыт – это процесс и результат проживания человеком усваеваемой и осваиваемой общественной культуры. Проживание сопровождается переживаниями в процессе и результате которых устанавливается личностное отношение человека «Я – Мир». Освоенная общественная культура становиться личностно отнесенной, то есть личностной, субъектной, индивидуальной и обогащается за счет создания человеком на её основе новых форм отношений, которые также входят с содержание личностного опыта. Конечный результат развития личностного опыта человека как целостности описывается через общую образовательную цель.
Личностный опыт, обладающий качествами, которые возникают как результаты промежуточных и конечного этапов социально-культурного развития человека, обозначается через категорию «личностная культура». Личностная культура – это личностный опыт, воспроизводимый в условиях самостоятельно принимаемых решений. Основные этапы развития личностного опыта представлены различными типами личностной культуры: 1) базис личностной культуры, 2) общая личностная культура, 3) личностная культура индивидуального уровня, 4) универсальная личностная культура.
Базис личностной культуры – это личностный опыт, позволяющий человеку принимать самостоятельные решения при построении отношений с действительностью в ближайшем окружении (самим собой, с другими людьми, с природой, и с рукотворным миром), опираясь на представления.
Общая личностная культура – это личностный опыт, позволяющий человеку принимать самостоятельные решения при построении отношений с действительностью, опираясь на систему понятий и категорий, выработанные общественным опытом и усвоенные человеком.
Личностная культура индивидуального уровня – это личностный опыт, позволяющий человеку принимать самостоятельные решения при построении отношений с действительностью, опираясь на уникальную систему понятий и категорий, сложившуюся в сознании индивида.
Универсальная личностная культура – это личностный опыт, позволяющий человеку принимать самостоятельные решения при построении отношений с действительностью, опираясь на гармоничное использование всех основных групп культурных средств: орудий, представлений, понятий и категорий.