Лекции по "Аксиологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 16:37, курс лекций

Краткое описание

работа содержит ответы на билеты по "Аксиологии"

Содержание

Раздел 1. Введение в учебный курс «Аксиологические основания поведения человека»
Тема 1.1 Поведение и деятельность человека и ценности как их основа
Тема 1.2 Аксиология и её предмет
Тема 1.3 Возникновение и развитие аксиологии
Раздел 2. Характеристика ценностей с позиций основных аксиологических теорий
Тема 2.1 Основные положения теорий аксиологического трансцендентализма
Тема 2.2 Основные положения теорий аксиологического нормативизма
Тема 2.3 Основные положения теорий аксиологического психологизма
Тема 2.4 Основные положения теорий аксиологического онтологизма
Тема 2.5 Значение основных групп аксиологических теорий для развития аксиологии
Тема 2.6 Аксиологические теории о функциях ценностей
Раздел 3. Структурно-генетическая концепция ценностей о возникновении, развитии и структуре ценностного мира человека
Тема 3.1 Ценности как личностное новообразование
Тема 3.2 Личностные ценности и роль индивидуального духа в их возникновении
Тема 3.3 Онтологическое основание возникновения ценностей
Тема 3.4 Возникновение ценностей в ценностном отношении
Раздел 4. Развитие ценностного мира человека
Тема 4.1 Социально-культурное развитие человека и развитие его ценностного мира
Тема 4.2 Характеристика основных типов систем ценностей
Раздел 5. Строение ценностного мира человека.
Тема 5.1 Взаимосвязь ценностей с видами отношений, переживаемых человеком как особенные
Тема 5.2 Соотносимость ценностей с потребностями человека
Тема 5.3 Соотносимость ценностей с объектами отношений
Тема 5.4 Соотносимость ценностей с видами деятельности
Тема 5.5 Ценностный мир человека и его структура
Раздел 6. Реализация личностных ценностей в деятельности и их осознание через ценностную рефлексию
Тема 6.1 Деятельность как средство реализации личностных ценностей
Тема 6.2 Методы ценностной рефлексии как средство воспитания
аксиология ценность поведение человек

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы на билеты аксиология.doc

— 508.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, воспитание определенных личностных ценностей, как  стремления детей к чему-либо, переживаемому  ими как значимое само по себе, должно сопровождаться их обучением, обеспечивающим развитие у детей способности  к адекватной реализации собственных ценностей. Такая способность детей и проявляется как их личностная культура.

Обязательным условием правильного развития ценностного мира человека выступает ориентация социокультурных воспитательных воздействий не только на этап ближайшего развития ценностного мира человека, но и на результат, возникающий на последнем этапе этого процесса. (правильным можно назвать такое развитие, которое содержит в самом себе возможность достижения конечного этапа этого процесса).

Развитие ценностного  мира человека характеризуется сначала возникновением ценностей индивидуально-полезного, а затем ценностей социально-значимого уровня общих представлений и т.п.. Вместе с этим общая направленность развития ценностного мира человека задается возможностью возникновения ценности родового значимого, которая обеспечивает преодоление ценностной состязательности между людьми – обязательного условия их мирного сосуществования. Поэтому, создание социально-культурных условий развития ценностного мира человека должно базироваться на знаниях о всех этапах этого процесса.

Ценностная  состязательность рассматривается как противоречивость, порождаемая действиями субъектов (как индивидов, так и социальных общностей), направленными на то, чтобы превзойти друг друга с целью доказательства преимущества своей системы ценностей. Она является одной из форм поддержания значимости ценностей индивидов и социальных общностей, возникающей на каждом этапе развития ценностного мира человека.

 

Тема 4.2 Характеристика основных типов систем ценностей

 

Ценности индивидуально-полезного – это ценности, фиксирующие стремление человека к зафиксированным на уровне конкретных представлений формам отношений, которые определяются им посредством эмоциональной оценки как полезные для удовлетворения потребностей витального уровня. Возникают на основе освоения человеком действий с орудиями и предметности мира, представленной материальными предметами и их свойствами, обнаруживаемыми посредством предметно-чувственного восприятия. Ценности индивидуально-полезного – это мыслительные образы, фиксирующие стремление человека к формам отношений, обеспечивающих оптимальный способ удовлетворения его потребностей на витальном уровне, в переживании которых еще не вплетается осознание человеком себя как части социума. Несмотря на то, что предметом стремлений в ценностях индивидуально-полезного выступает конкретная форма отношений человека с действительностью, сознанием в первую очередь выделяется материальный объект этого отношения. Ценности этого типа возникают у детей, примерно до трех лет.

Становление системы  ценностей индивидуально полезного  заканчивается выделением ребенком основной предметной характеристики его  ценностей – значимого взрослого, того, кто проявляет себя как источник всего полезного. Акцентирование внимания на значимом взрослом как основной характеристики тех отношений, к которым стремится ребенок, приводит к концентрированию его внимания на поведении этого взрослого и демонстрируемых им способах деятельности. В итоге это приводит к возникновению у ребенка ценностей нового типа - ценностей социально-значимого.

Ценности социально-значимого – это ценности, фиксирующие стремления человека к нормативным формам отношений, признаваемых необходимыми и достаточными (оптимальными) теми индивидами и социальными группами, которые воспринимаются этим человеком как значимые. Возникают в результате освоения человеком способов построения отношений с действительностью, в основе которых лежит использование общих представлений, сформированных в его опыте, или понятий, трактовки которых выработаны другими людьми.  

Ценности социально-значимого  возникают у индивида в результате преимущественного воздействия  на него тех людей, которых он воспринимает как значимые. Общий этап развития ценностного мира человека, на котором  возникают системы ценностей социально-значимого, представлен несколькими промежуточными этапам. На каждом из них у индивида возникают системы ценностей социально-значимого, характеризующиеся следующими ценностными ориентациями: 1) ценностной ориентацией на воспроизводство форм отношений с действительностью, характерных для значимых взрослых (3 года); 2) ценностной ориентацией на воспроизводство форм отношений с действительностью, одобряемых значимыми взрослыми (с 4 лет до подросткового возраста); 3) ценностной ориентацией на воспроизводство форм отношений, одобряемых значимой группой сверстников (с подросткового возраста); 4) ценностной ориентацией на воспроизводство форм отношений, одобряемых значимыми людьми. На первых трех промежуточных этапах становления ценностей социально-значимого основанием выделения значимых для индивида людей являются межличностные отношения, а на четвертом этапе – деловые отношения, т.е. связанные с освоением, с осуществлением какого-либо вида деятельности, с успехом в ней.

Увлеченность человека каким-то делом, возникающая на основе ценностей социально-значимого, позволяет ему осознать и оценить свои возможности. На этой базе и возникают ценности личностно-значимого.

Ценности личностно-значимого – это ценности, фиксирующие стремление человека к формам отношений с действительностью, которые признаются им необходимыми и достаточными (оптимальными) по отношению к личностной трактовке тех понятий и категорий, посредством которых он обозначает действительность. Если человека, вышедший на этот уровень развития своего ценностного мира, продолжает повышать уровень своей личностной культуры, стремясь выйти на общий уровень мировой культуры, происходит возникновение ценности родового значимого. 

Ценность родового значимого – предельно универсальная ценность, фиксирующая стремление человека к гармоничной форме культурно-опосредованного отношения (отношения любви как такового или отношения в котором любовь к себе гармонично сочетается с любовью к другому), создающей возможность полной актуализации открытости человека миру и его устойчивого идеализированного выхода за рамки ценностной состязательности.

 

Раздел 5. Строение ценностного  мира человека.

 

Тема 5.1 Взаимосвязь  ценностей с видами отношений, переживаемых человеком как особенные

 

Ценности возникают  как стремления человека к оптимальной (а в пределе – гармоничной) форме переживаемых им отношений с действительностью. А так как человеком переживается множество различных видов отношений, то возникает и множество взаимосогласованных ценностей. Взаимосвязанные и взаимообусловленные личностные ценности, одновременно существующие в сознании человека, образуют систему личностных ценностей или ценностный мир человека.

Сколько видов отношений  выделяется человеком как особенные, т.е. отличающиеся по каким-то существенным для него признакам, столько возникает и ценностей. Например, для одного человека отношения с другими людьми отличаются от отношений с природой или с культурой. У него возникают ценности, отражающие то, что значимо для него при установлении отношений с другими людьми, кем бы они не были, и то, что значимо при установлении отношений с природой и культурой. Для другого человека особенными являются отношения с различными группами людей: с членами семьи или с коллегами, с людьми своей или другой национальности. Для каждой такой группы у него вырабатывается своя ценность, своя ценностная ориентация. Ценность возникает как стремление человека в оптимальной форме организации его отношений с действительностью. Оптимальность, т.е. необходимость и достаточность такой формы, определяется качествами основных элементов культурно-опосредованного отношения, переживаемого человеком:

  1. качествами субъекта, среди которых на первом месте стоят качества, определяемые теми его потребностями, ради удовлетворения которых он и выстраивает свои отношения;
  2. качествами объекта отношений;
  3. качествами деятельности, посредством которой это отношение устанавливается.

Качества субъекта, воспроизводимые  в переживаемом им отношении, определяются различными группами его потребностей или различными сочетаниями этих групп. Качества деятельности - качествами применяемых человеком средств деятельности и способов её организации.

Устойчивые сочетания  основных элементов культурно-опосредованного отношения (субъекта, объекта и культурного средства), представленных различными по своей природе объектами или явлениями, создают различные типы отношений человека с действительностью. Переживание человеком этих отношений приводит к возникновению соответствующих групп личностных ценностей, образующих ценностный мир человека.

 

Тема 5.2 Соотносимость  ценностей с потребностями человека

 

Обусловленность возникновения  ценностей потребностями человека отмечается во многих аксиологических  теориях.

Многообразие потребностей человека в определенной мере определяет многообразие ценностей, регулирующих все разновидности отношений человека с миром, позволяющие удовлетворить эти потребности, поэтому мы можем говорить о наличии у каждого человека целого комплекса ценностей, соотносимого с потребностями человека. В то же время этот комплекс ценностей не тождествен комплексу потребностей человека, так как некоторые формы отношений, стремление к которым фиксируется ценностями, могут обеспечивать реализацию различных потребностей человека. Таким образом, соотнесение комплекса ценностей с комплексом потребностей человека может быть представлено только через выделение некой инвариантной структуры системы ценностей, отражающей только то, что является общим для всех людей. Потребности же людей весьма разнообразны, а общими для всех могут выступать только базовые потребности человека.

Впервые базовые  потребности человека были выделены А. Маслоу, который считал, что «рассматриваемые потребности связаны с основополагающей структурой самого человеческого организма, что сюда включена некая генетическая основа, сколь слаба бы она ни была» (193, с. 31). В числе базовых потребностей человека Маслоу назвал следующие: 1) физические (органические) потребности (голод, жажда, половое влечение и др.); 2) потребности в безопасности (чувствовать себя защищеным, избавиться от страха, неудач, от агрессивности); 3) потребности в принадлежности любви (принадлежать общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым); 4) потребности уважения (почитания) (компетентность, достижение успехов, одобрение, признание, авторитет); 5) познавательные потребности (знать, уметь, понимать, исследовать); 6) эстетические потребности (гармония, порядок, симметрия, красота); 7) потребность в самоактуализации (реализации своих целей, способностей, развитие собственной личности). Согласно концепции становления потребностей А. Маслоу, возникновение потребностей происходит последовательно, при условии удовлетворения потребностей низшего уровня. Эта позиция была подвергнута критике. В результате исследований, проведенных в рамках теории современного гуманизма, такими учеными как Роджерс, Паттерсон, Муштакас, Экслайн и др. были выявлены и другие базовые потребности человека: потребность во взаимодействии с другими людьми, потребность в автономии, независимости, потребность в конструктивном взаимодействии с другими людьми. Также было пересмотрено отношение к потребности в самоактуализации. К. Роджерс по этому поводу писал о том, что самоактуализация человека является целью жизни, но не единственным смыслом. Смысл жизни придается другими потребностями, в удовлетворении которых человек стремится самоактуализироваться (267, с. 22).

 

МОДЕЛЬ КУЛЬТУРНОГО  СТАНОВЛЕНИЯ  БАЗОВЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА

(фон модели означает, что формирование и реализация  потребностей осуществляется посредством культуры)

 

Базовые потребности  следует отличать от предметно-определенных, социокультурных потребностей человека. Они рамочно определяют направленность активности человека, обеспечивая выживание его как организма. Предметную определенность каждая базовая потребность человека получает только при развитии этого человека в культурной среде. Эта закономерность отражена на рисунке 1.

Такой подход делает очевидным, что потребность  в самоактуализации может выступать  целью в жизни постольку, поскольку  она выделена в качестве таковой культурой. В то же время, если ее рассматривать основной целью развития человека, то она замыкает человека на самом себе, и на ней все заканчивается. М. Бубер считает, что хотя людям надо начинать с поиска себя, они не должны заканчивать этот поиск на себе. Необходимо начинать с себя, с тем, чтобы забыть себя и раствориться в мире; мы понимаем себя, чтобы не быть все время занятыми самим собой (392, с. 429). В. Франкл также полагает, что не следует делать акцент на самоактуализации: «Человек возвращается и занимается собой, только если у него нет смысла жизни. Идеализация самовыражения, если она является целью, делает невозможным существование значимых отношений. Основным в отношениях любви является не свободное самовыражение, а выход за себя и любовь бытия другого» (408, с. 186, 187).

Потребность человека в  конструктивной форме взаимодействия с другими людьми, выделенная в рамках теории современного гуманизма, с позиций нашего исследования предстает как потребность человека в гармоничной форме взаимодействия не только с людьми, а со всем миром, включая в него и самого себя. При этом обеспечивается сохранение автономности, независимости человека. Потребность человека в гармоничной форме взаимодействия с действительностью может быть отождествлена с потребностью человека в самоактуализации. Если не произвести такого отождествления, то выделение потребности в самоактуализации как системообразующей приводит к появлению ценностной ориентации либо на беспощадное использование всего существующего для реализации целей человека, либо на выделение (удаление) самого себя из мира. Если же прийти к выводу, что самоактуализация человека заключается в гармоничном взаимодействии человека с любым другим объектом мира при удовлетворении его остальных базовых потребностей (физиологических, в безопасности, общности, уважении, познавательных и эстетических), то мы приходим к пониманию механизма возникновения ценностной ориентации на отношение любви как таковое.

Информация о работе Лекции по "Аксиологии"