Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 16:37, курс лекций
работа содержит ответы на билеты по "Аксиологии"
Раздел 1. Введение в учебный курс «Аксиологические основания поведения человека»
Тема 1.1 Поведение и деятельность человека и ценности как их основа
Тема 1.2 Аксиология и её предмет
Тема 1.3 Возникновение и развитие аксиологии
Раздел 2. Характеристика ценностей с позиций основных аксиологических теорий
Тема 2.1 Основные положения теорий аксиологического трансцендентализма
Тема 2.2 Основные положения теорий аксиологического нормативизма
Тема 2.3 Основные положения теорий аксиологического психологизма
Тема 2.4 Основные положения теорий аксиологического онтологизма
Тема 2.5 Значение основных групп аксиологических теорий для развития аксиологии
Тема 2.6 Аксиологические теории о функциях ценностей
Раздел 3. Структурно-генетическая концепция ценностей о возникновении, развитии и структуре ценностного мира человека
Тема 3.1 Ценности как личностное новообразование
Тема 3.2 Личностные ценности и роль индивидуального духа в их возникновении
Тема 3.3 Онтологическое основание возникновения ценностей
Тема 3.4 Возникновение ценностей в ценностном отношении
Раздел 4. Развитие ценностного мира человека
Тема 4.1 Социально-культурное развитие человека и развитие его ценностного мира
Тема 4.2 Характеристика основных типов систем ценностей
Раздел 5. Строение ценностного мира человека.
Тема 5.1 Взаимосвязь ценностей с видами отношений, переживаемых человеком как особенные
Тема 5.2 Соотносимость ценностей с потребностями человека
Тема 5.3 Соотносимость ценностей с объектами отношений
Тема 5.4 Соотносимость ценностей с видами деятельности
Тема 5.5 Ценностный мир человека и его структура
Раздел 6. Реализация личностных ценностей в деятельности и их осознание через ценностную рефлексию
Тема 6.1 Деятельность как средство реализации личностных ценностей
Тема 6.2 Методы ценностной рефлексии как средство воспитания
аксиология ценность поведение человек
Во втором случае самоактуализация предстает как актуализация открытости человека миру – главного сущностного качества Человека как такового.
Уровневое расположение базовых потребностей человека, соотносимо со слоями бытия вообще и отражает встроенность человека в общую структуру мира. Потребности первого уровня на своем витальном уровне тождественны потребностям высокоорганизованных животных. Потребности второго уровня задают нижнюю рамку социально-культурной формы удовлетворения потребностей, свойственной человеку. Развитая форма удовлетворения потребностей человека соответствует 3 уровню и может быть достигнута только в результате освоения человеком всех уровней культуры по мере осознания человеком своей уникальности и универсальности. Эта форма удовлетворения потребностей предстает как потребность человека в конструктивной форме взаимодействия с миром, которую можно рассматривать и как его потребность в отношении любви как в таковом. Соотнесение Любви как таковой (или отношения любви как такового) с самоактуализацией человека мы можем обнаружить в исследованиях самого А. Маслоу, который пишет о том, что самоактуализация предполагает любовь и «любящее восприятие» (193, с. 25, 56, 92). Говоря о ценностях, он обозначает их через категорию любви, говоря о «любви к красоте», о «любви к хорошим людям» и т.п. (193, с.47).
Итак, потребности 1 уровня - это потребности человека в материальных условиях, необходимых для жизни. Потребности 2 и 3 уровня порождены Культурой – это потребности в определенной форме отношений человека с миром. У людей одни потребности не могут существовать без других: первая группа определяет содержание, вторая - культурно-опосредованную форму потребностей. Социально-культурная определенность базовых потребностей связывается уже с характеристиками предметностей мира, выделяемых соответствующими культурными средствами. Развитие человека в процессе филогенеза демонстрирует, как сменяются культурно-опосредованные формы удовлетворения базовых потребностей человека. На смену чисто орудийной форме отношений приходят формы, предварительно выстраиваемые человеком мысленно. Причем, при построении образа будущих отношений сначала в сознании человек ориентируется на социально-значимое, а затем на личностно-значимое. В настоящее время происходит постепенное выделение форм отношений, ориентированных на родовое значимое.
Основные формы отношений человека с миром, составляющие его базовые потребности, стали основанием выделения основных ценностных ориентаций. Базовые потребности в основных формах отношений с миром фиксируют потребность человека в его автономности или независимости, потребность во всех объектах мира, и потребность в конструктивной форме взаимодействия между собой и миром. Преобладание одной из этих потребностей, устанавливаемое посредством иерархических связей в системах личностных ценностей, приводит к акцентированию в ценности значимости одной из сторон отношений человека с миром. Это проявляется в ценностной ориентации.
Соотнесение ценностей с базовыми потребностями человека позволяет выделить основные направления воспитания и сформулировать содержание конечных целей в каждом направлении.
Каждое направление воспитания, выделяемое культурой с незапамятных времен: нравственное, интеллектуальное, трудовое, физическое и т.п., обеспечивает культурное упорядочивание жизненных влечений человека, которые определяются одной из его базовых потребностей первого уровня и базовыми потребностями третьего уровня. Например, ценностные основы отношений, определяемые одновременно потребностями людей друг в друге, потребностью в автономности и потребностью в гармоничном взаимодействии культурно формируются в рамках нравственного воспитания. Ценностные основы отношений, определяемые потребностями людей в познании и в гармоничном взаимодействии с миром (предполагающем и сохранение автономии и удовлетворении потребности в другом), формируются через интеллектуальное воспитание. Определенные ценностные ориентации проявляются в каждой модификации системы ценностей, соотносимой с определенным направлением воспитания. Они задаются системообразующей ценностью, которая упорядочивает отдельные отношения человека, направленные на удовлетворение соответствующей направлению воспитания базовой потребности, задавая им общую направленность. Так, системоообразующей ценностью нравственного воспитания является стремление к Добру, интеллектуального – стремление к Истине, эстетического – стремление к Красоте. Эти ценности и выступают эталонами в аксиологическом отношении, которое может рассматриваться как средство реализации целей воспитания. Объединяющей все отдельные группы ценностей в систему, а, следовательно, и направления воспитания является стремление к отношению Любви как таковому, или к Любви как таковой. Основанием для такого вывода служит позиция, принятая многими русскими философами, которую весьма четко выразил В. Соловьев: «… Всякое внутреннее единство, всякое изнутри идущее соединение многих есть любовь (в том широком смысле, в котором это понятие совпадает с понятием лада, гармонии, и мира или мiра, космоса). В этом смысле благо, истина и красота являются лишь различными образами любви. Но эти три идеи и соответствующие им три способа бытия не в одинаковой степени представляют собой внутреннее единство. <... > Воля блага есть любовь в своей внутренней сущности или первоначальный источник любви. Благо есть единство всего или всех, т.е. любовь как желаемое, т.е. как любимое, - следовательно, здесь мы имеем любовь в особенном и преимущественном смысле как идею идей: это есть единство существенное. Истина есть та же любовь, т.е. единство всего, но уже как объективно представляемое это есть единство идеальное. Наконец красота есть та же любовь (т.е. единство всех), но как проявленная и ощутимая: это есть единство реальное. Другими словами, благо есть единство в положительной возможности, силе или мощи…, Истина есть то же единство как необходимое, и красота – оно же как действительное. Чтобы выразить отношение этих терминов в кратких словах, мы можем сказать, что абсолютное осуществляет благо через истину в красоте. Три идеи или три всеобщие единства, будучи лишь различными сторонами или положениями одного и того же, образуют вместе в своем взаимном проникновении новое конкретное единство, представляющее полное осуществление божественного содержания, всецелость абсолютной сущности, реализацию Бога как всеединого, в «котором обитает вся полнота Божества телесно» (290, с. 127).
Итак, соотнесение личностных
ценностей с потребностями
Тема 5.3 Соотносимость
ценностей с объектами
Никакая ценность не фиксирует только предметную направленность стремления, определяемую свойствами человека, в частности его базовыми потребностями. В ней отражаются качества и свойства второй стороны того отношения человека с действительностью, в результате переживания которого возникают ценности, и форма взаимодействия человека с этой второй стороной отношения.
Дифференциация ценностей на основании свойств второй стороны отношения человека на разных этапах развития ценностного мира осуществляется по-разному. На завершающем этапе этого процесса речь идет об отношении человек-мир. На этапе, соотносимом с ценностями личностно-значимого, такая дифференциация может быть осуществлена через выделение основных элементов этого мира. Так, в качестве второй относящейся стороны в отношениях человека, прежде всего, выступают природа, культура (представленная продуктами человеческой деятельности, в том числе и определенными общественными отношениями или обществом, общественными явлениями), другие люди и он сам. Эти различные объекты в отношениях человека с миром, стали основанием для выделения групп ценностей, соотносимых с основными сферами жизнедеятельности людей. На этапе возникновения ценностей социально-значимого становиться важным выделение определенных групп людей, определенных сфер природы и культуры. На этапе, соответствующем ценностям индивидуально-полезного, ценности соотносятся с отношениями, представленными единичными относящимися сторонами.
Тема 4.4 Соотносимость ценностей с видами деятельности
Не менее важным для адекватной реализации ценностей является осознание ее предметно-содержательных характеристик, фиксирующих способ (форму) взаимодействия человека с миром. Инвариантное представление таких способов может быть осуществлено через выделение основных видов деятельности, средства и способы организации которой образуют форму взаимодействия человека с каким-либо объектом или явлением мира. При осуществлении различных видов деятельности в качестве регуляторов отношений выступают различные ценности. Например, для познавательной деятельности наиболее значимым является стремление к истине, стремление к познанию определенных областей действительности (или познавательный интерес); для художественно – эстетической деятельности – стремление к красоте; для преобразовательной – стремление к благу и т.п. Кроме ценностей уровня категорий, можно выделить системы ценностей уровня понятий и уровня представлений, также выступающие ценностными основами при осуществлении различных видов деятельности. При определении взаимосвязей ценностей человека, характерных для определенной формы его отношений с действительностью, необходимо учитывать, что основные виды деятельности «в чистом виде существуют только в теоретическом описании. В реальности все эти элементарные виды деятельности «выступают в разнообразных формах сцепления, скрещения, взаимодействия, подобно химическим элементам, которые красуются в своей чистоте и взаимной обособленности только в таблице Менделеева» (58, с. 98). То есть, можно сказать, что основные виды деятельности являются лишь единицами, сторонами деятельности человека. Но при этом мы можем говорить, что всегда какая-то сторона деятельности становится ведущей. Она и подчиняет своим задачам остальные стороны (виды) деятельности. Например, если ведущая первая сторона деятельности познавательная, то стремлению к истине подчиняются и стремление к красоте, и стремление к пониманию, и к благу и т.п. Если ведущей стороной является деятельность ценностно-ориентировочная, то стремление к пониманию ценностей другого человека подчиняет стремление к истине. Таким образом, можно сделать вывод, что различным видам деятельности (если судить по ведущей стороне) соответствуют различные сочетания ценностей, которые и складываются в определенные формы существования системы ценностей. Можно выделить инвариантную структуру этих форм существования системы ценностей, так как она включает в себя ценности, регулирующие все виды отношений человека, на всех этапах освоения им мира, с позиции установления гармоничной формы этих отношений.
Тема 4.5 Ценностный мир человека и его структура
Ценностный мир человека – это личностная структура, складывающаяся как иерархическая система ценностей, определяющая направленность активности человека (поведения и деятельности), его будущее. Ценностный мир человека - это ядро его жизненного мира, образующее архитектонику мира человека в целом.
Личностные структуры – это те проявления деятельности сознания (функции сознания), которые регулируют, управляют, развивают мыслительную деятельность человека, определяя его поведение на личностном уровне. Благодаря деятельности личностных структур сознания реализуется феномен «быть личностью», т.е. умение проявлять и управлять собственными смыслами, выстраивая их в соответствии с гуманистическими требованиями»
Система личностных ценностей – это комплекс иерархически взаимосвязанных и взаимообусловленных личностных ценностей, одновременно существующих в сознании человека. Система личностных ценностей складывается как иерархическая, динамичная (т.е способная к перестройке) структура, которая существует в модификационных формах, складывающихся в соответствии с видами переживаемых человеком культурно-опосредованных отношений и отражающих значимые для него как сами по себе, как сущностно необходимые качества этих отношений.
Системообразующим основанием системы личностных ценностей выступает та, возникновение которой означает переход человека на новый этап развития ценностного мира человека. Эта ценность выделяется на основе имеющихся у человека ценностей, но фиксирует его стремления к такой форме отношений с действительностью, которая позволяет разрешить противоречия нового типа, то есть такие, которые человек не переживал при формировании прежней системы ценностей. По отношению к такой вновь возникшей ценности для человека становится малозначимым все то, что ранее выступало как ценности. Например, для маленького ребенка значимым являются формы поведения и деятельности, одобряемые мамой. Системообразующей ценностью в такой системе ценностей выступает стремление к установлению форм отношений, значимых для мамы. Другие ценности в этой системе ценностей отражают стремления ребенка к установлению таких форм отношений, которые в первую очередь одобряются мамой, но в то же время учитывают и особенности тех объектов, которые включаются ребенком в такие отношения. К подростковому возрасту у человека количество отношений со сверстниками начинают преобладать над всеми остальными видами отношений, поэтому в личностных ценностях подростка начинают преобладать ценности, для которых общим является то, что они фиксируют кроме прочих качеств значимого отношения значимость этого отношения для сверстников подростка. Так как именно это качество ценностей наиболее эффективно помогает разрешить проблемы, возникающие у подростка, то у него возникает как самостоятельное стремление к установлению форм отношений, значимых для сверстников, то есть возникает новая ценность. Возникновение такой ценности приводит к потере значимости имеющихся ценностей, фиксирующих стремление к тому, что значимо для мамы, поэтому это возникновение приводит к одновременному уничтожению старой системы ценностей. Вновь возникшая ценность становиться системообразующей, т.е. на её основе происходит переоценка человеком его условий жизни, в результате которой возникает новая система личностных ценностей.
Состояние структуры
ценностного мира человека как иерархической
характеризуется таким
Ценностная ориентация является качественной характеристикой системы ценностей, отражающей общий вектор предметной направленности стремлений человека, который задается системообразующей ценностью.
Посредством ценностной ориентации может быть охарактеризованы и типы систем ценностей, возникающие на основных этапах развития человека, и типы систем ценностей, характеризующие становление ценностного мира на каждом из этих этапов, и типы систем ценностей, соотносимых с отдельными видами отношений.
Иерархическая структура систем личностных ценностей отражает отношения между ценностями различной степени общности (абстрактности). Качества ценности, отличающейся большей степенью общности задает границы проявления качеств соподчиненных ей ценностей. Отношения между ценностями, находящимися на двух иерархических уровнях, отражаются через выделение терминальных и инструментальных ценностей.
Иерархическое соподчинение ценностей различных уровней отражается через обозначение ценностей иерархически более высокого подуровня как терминальных. Терминальные ценности выступают как системообразующие для иерархически подчиненных ценностей. Возникновение системы ценностей нового типа, соответствующей новому этапу развития ценностного мира человека всегда начинается с возникновения ценности с категориально новыми качественными характеристиками. Эта ценность и выступает как терминальная. На её основе у индивида возникают инструментальные ценности, отражающие стремление человека к созданию условий, необходимых (значимых) для реализации терминальной ценности. Инструментальные ценности всегда строго соотнесены с определенной терминальной ценностью и представляют собой комплекс ценностей, строго необходимых и достаточных для реализации этой ценности.
Инструментальные ценности – это такой комплекс ценностей, реализация которых позволяет реализовать ценность, большего по отношению к ним уровня общности, которая по отношению к инструментальным ценностям обозначается как ценность терминальная.
Обозначение ценностей как «терминальные» и «инструментальные» позволяет зафиксировать взаимосвязи между ценностями, относящимися к различным подуровням иерархических систем ценностей, поэтому эти обозначения относительны. Любая ценность, кроме предельно универсальной, может рассматриваться и как терминальная, и как инструментальная.
Личностные ценности, составляющие ценностный мир человека, всегда соотнесены с его потребностями и видами переживаемых им отношений. На этой основе могут быть выделены основные группы личностных ценностей, входящие в систему личностных ценностей. Основные группы ценностей можно дифференцировать по следующим основаниям: