Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 16:37, курс лекций
работа содержит ответы на билеты по "Аксиологии"
Раздел 1. Введение в учебный курс «Аксиологические основания поведения человека»
Тема 1.1 Поведение и деятельность человека и ценности как их основа
Тема 1.2 Аксиология и её предмет
Тема 1.3 Возникновение и развитие аксиологии
Раздел 2. Характеристика ценностей с позиций основных аксиологических теорий
Тема 2.1 Основные положения теорий аксиологического трансцендентализма
Тема 2.2 Основные положения теорий аксиологического нормативизма
Тема 2.3 Основные положения теорий аксиологического психологизма
Тема 2.4 Основные положения теорий аксиологического онтологизма
Тема 2.5 Значение основных групп аксиологических теорий для развития аксиологии
Тема 2.6 Аксиологические теории о функциях ценностей
Раздел 3. Структурно-генетическая концепция ценностей о возникновении, развитии и структуре ценностного мира человека
Тема 3.1 Ценности как личностное новообразование
Тема 3.2 Личностные ценности и роль индивидуального духа в их возникновении
Тема 3.3 Онтологическое основание возникновения ценностей
Тема 3.4 Возникновение ценностей в ценностном отношении
Раздел 4. Развитие ценностного мира человека
Тема 4.1 Социально-культурное развитие человека и развитие его ценностного мира
Тема 4.2 Характеристика основных типов систем ценностей
Раздел 5. Строение ценностного мира человека.
Тема 5.1 Взаимосвязь ценностей с видами отношений, переживаемых человеком как особенные
Тема 5.2 Соотносимость ценностей с потребностями человека
Тема 5.3 Соотносимость ценностей с объектами отношений
Тема 5.4 Соотносимость ценностей с видами деятельности
Тема 5.5 Ценностный мир человека и его структура
Раздел 6. Реализация личностных ценностей в деятельности и их осознание через ценностную рефлексию
Тема 6.1 Деятельность как средство реализации личностных ценностей
Тема 6.2 Методы ценностной рефлексии как средство воспитания
аксиология ценность поведение человек
Раздел 6. Реализация личностных ценностей в деятельности и их осознание через ценностную рефлексию
Тема 6.1 Деятельность как средство реализации личностных ценностей
Деятельность – это процесс установления человеком культурно-опосредованной формы отношений с действительностью, обеспечивающей удовлетворение его потребностей. Началом установления любых культурно-опосредованных отношений являются ценностные основы этих отношений.
Ценностные основы отношений – это начало установления человеком культурно-опосредованной формы отношений с действительностью, в качестве которого выступает модификационная форма его личностной системы ценностей. Она образует направленность активности (ценностную направленность) человека на воспроизводство того первичного образа устанавливаемого отношения, в котором зафиксированы наиболее значимые, необходимые для человека качества этого отношения.
Ценностная направленность – это предметная направленность активности человека при организации им деятельности, отражающая его стремление к воспроизводству такой культурно-опосредованной формы отношений, качества которой определяются системой личностных ценностей человека. Деятельность человека, посредством которой устанавливаются его отношения с действительностью, есть форма реализации его ценностей.
Если ценности – это мыслительные образы, фиксирующие стремления человека к форме отношений, оптимальной по отношению к уровню его культуры и переживаемых им социально-культурных отношений, то можно ожидать, что в результате деятельности должна быть установлена именно такая форма отношений. Фактически это происходит редко, но если это произошло, то человек переживает состояние счастья, проявляющееся высшей степенью позитивных эмоций.
Таким образом, несмотря на то, что деятельность человека является формой реализации его ценностей, существует проблема их адекватной реализации.
Причины неадекватной реализации личностных ценностей возникают уже на этапе становления мотива деятельности.
Мотивированное действие
по утверждению Владимира
И предметно определенная потребность человека как движущая сила побуждений, и основание действия определяет личностная система ценностей человека. То есть, основу мотива составляют ценностные основы того отношения, которое устанавливается посредством деятельности. Эти основы представлены системой личностных ценностей, выражающих комплекс социокультурных потребностей человека, удовлетворение которых соотносится им со смыслом его жизни. Частичная осознанность своих ценностей порождает неточность, искажение характеристик образа выстраиваемых человеком отношений, которые определяются при его проектировании на уровне мотива.
Построение неоптимальной формы отношений человека с действительностью обусловлено еще и тем, что мотив деятельности определяется не только ценностными основами отношений, но и ситуативными потребностями человека, т.е. такими, которые определяются конкретной ситуацией жизни человека и не соотносятся им со смыслом его жизни. В этом случае к установленному отношению человек относится не как к полной форме реализации ценностей, а только лишь как к одному из средств этой реализации. Например, если ситуация (т.е. его внешние социально-культурные отношения или отношения с природными объектами и явлениями) вынуждает человека делать то, что ему не значимо, то значимым для него становится как можно скорее, или с меньшими затратами пережить нежелательное отношение, сохранив тем самым силы и время для ценностно-значимого. Это и есть ситуативные потребности. К таким потребностям относятся: 1) потребности, определяемые необходимостью поддержания жизни тела; 2) потребность в избавлении от ценностно незначимого.
Способ реализации личностных ценностей в деятельности определяется не только предметными характеристиками этих ценностей, но и теми культурными средствами, которые он использует при воплощении ценностей в реальные отношения. В качестве используемых культурных средств выступают знания человека (т.е. информация о действительности, зафиксированная на уровне представлений, понятий и категорий), его умения (т.е. освоенные им средства и способы деятельности). Таким образом, качества используемых человеком культурных средств также могут выступать как причины неадекватной реализации личностных ценностей в деятельности человека.
Итак, причинами неадекватной реализации личностных ценностей в деятельности выступает следующее:
Главной из перечисленных причин является первая – то есть, неосознанность личностных ценностей, так как именно это приводит к неосознанности того, что имеющихся знаний и умений недостаточно для установления желаемого отношения.
Деятельность – это воспроизводство имеющегося личностного опыта: личностных ценностей человека, его знаний о действительности, освоенных им средств и способов деятельности. Причем, реализация личностных ценностей, как правило, требует больших знаний и умений, чем те, которыми обладает человек. То есть, для адекватной реализации личностных ценностей человеку будет недоставать необходимых знаний и необходимых умений.
Вывод: Адекватная реализация ценностей может быть осуществлена только тогда, когда человек осознает личностные ценности и возможности своего личностного опыта в сфере своих знаний и своих умений, поставит себе соответствующие цели (в том числе и по освоению необходимых знаний и умений) и будет их последовательно реализовывать.
Осознание личностных ценностей происходит через организацию ценностной рефлексии.
Тема 6.2 Методы ценностной рефлексии как средство воспитания
В воспитании, ориентированном на развитие ценностного мира человека, ведущую роль играет ценностная рефлексия.
Понятие «рефлексия» (лат. – обращение назад) возникло в философии и означало процесс размышления человека о происходящем в его собственном сознании. Рефлексию также рассматривают как предметно-рефлексивное отношение, т.е. как деятельность, направленную на осуществление самосознание. В соответствии с формами проявления самосознания содержание рефлексивной деятельности составляют действия:
Ценностная рефлексия – это вид рефлексии, осуществляемой в аксиологическом отношении. Аксиологическое отношение это отношение человека с самим собой, в котором объектом отношения выступают его личностные ценности, а культурным средством – его будущее, образ которого представлен какой-либо системой общезначимых ценностей и воспринимается человеком как эталонный.
Объектом действий при осуществлении ценностной рефлексии является, система личностных ценностей человека-субъекта и все формы проявления этих ценностей, как во внешних, так и во внутренних отношениях субъекта. Как правило, культурным средством в аксиологическом отношении выступают знания об общественных ценностях, а точнее, о тех общезначимых ценностях, которые, по мнению большинства, наиболее адекватно характеризуют желаемое будущее. При осуществлении ценностной рефлексии знания об этих общезначимых ценностях выполняют функцию эталона, по отношению к которому и рассматриваются наличные ценности человека.
Ценностная рефлексия – это, прежде всего, форма оценочного отношения человека к собственным ценностям. В основе его лежит самопознание, а результаты являются основанием самоидентификации - установления тождества с самим собой, и самоопределения – т.е. определение перспектив своего развития.
Способы педагогического взаимодействия, направленные на организацию ценностной рефлексии воспитанников, можно отнести к группе методов воспитания и обозначить как методы ценностной рефлексии.
Функционально-педагогической целью таких методов является организация деятельности воспитанников, направленной на самопознание и самооценку ими своей системы ценностей по отношению к той общественной системе ценностей, которая выражает основные качества желаемого обществом будущего. Посредством методов ценностной рефлексии происходит согласование воспитанниками личностных ценностей с общественными, выступающими целями воспитания. Это обеспечивает осознание воспитанниками ценностной и целевой направленности воспитательного процесса. Таким образом, методы ценностной рефлексии обеспечивают реализацию собственно педагогических целей воспитания.
Организация деятельности ценностной рефлексии воспитанников осуществляется посредством вопросов, обращенных к воспитанникам. Содержание вопросов определяется ценностями, выступающими в качестве целей воспитания, и эталонами оценки при организации ценностной рефлексии.
Ценностную рефлексию можно организовать посредством беседы, опросника или анкеты, Перечисленные общие методы можно отнести к методам воспитания, к методам ценностной рефлексии, если их основу составляет комплекс вопросов, организующих ценностную рефлексию воспитанников.
При установлении отношения ценностной рефлексии используются образы будущего, представленного различными способами. Это позволяет выделить несколько типов ценностной рефлексии. Исследования показали, что будущее, выступающее в качестве эталона в аксиологическом отношении, может быть представлено следующими способами:
Первый тип ценностной рефлексии возникает тогда, когда в качестве эталона оценивания системы ценностей выступает одна из ценностей, выделяемая из системы ценностей силами каких-то обстоятельств. В качестве такой ценности может выступать и одна из личностных ценностей человека (внутренняя детерминация отношения), и знания об одной из общественных ценностей (внешняя детерминация отношения). Выбор одной из ценностей в качестве эталона протекает, как правило, неосознанно. Он основан на том, что в конкретных отношениях система ценностей выполняет функцию регулирования отношения (функцию ценностных основ отношения) в определенной форме своего существования, когда системообразующую функцию начинает определять одна из ценностей, выдвинутая в этом отношении на вершину иерархической структуры ценностей. Если обстоятельства жизни человека, его переживания, каким-то образом подтверждают степень универсальности этой ценности, большую, чем у всех других в системе ценностей, то она начинает выступать в качестве эталона оценивания этих всех других ценностей. Так, например, почувствовав в каких-то отношениях силу денег, человек может закрепить свое стремление к их получению как системообразующую ценность, на которую начинает ориентироваться как эталонную для любых отношений. Ценность, используемая в качестве эталона, приобретает устойчивое положение в иерархической системе ценностей и начинает задавать видение этим человеком мира. Он все время убеждается в своей правоте, так как трактует все события мира как реализацию своей ценности. Обнаруживаемые несовпадения, как правило, расцениваются как недостатки того, у кого они обнаружены. Этот тип ценностной рефлексии базируется на неосознанности человеком большей части содержания своего ценностного мира. Знание о существовании такого типа ценностной рефлексии, как одного из нескольких, и об его ограниченных возможностях в видении мира, помогает перейти к выделению другого типа ценностной рефлексии.
Второй тип ценностной рефлексии хорошо знаком всем, так как выстраивается в рамках социализации человека через оценивание его ценностного мира с точки зрения систем общественных ценностей, предлагаемых религией, наукой, той социальной общностью, в которой живет человек, в качестве эталонных и единственно верно отражающих будущее. Анализ процесса становления ценностного мира человека показал, что эти системы ценностей, как правило, отражают лишь некоторые общие этапы развития ценностного мира человека и отличаются исторической социально-культурной ограниченностью. Поэтому на такой тип ценностной рефлексии можно опираться тогда, когда социально-культурное развитие индивида в основном совпадает с социально-культурным развитием того общества, в котором он живет. В настоящее время развивающийся человек попадает в социально-культурную среду, представленную ценностями культурных сообществ, отличающихся различным менталитетом и соотносимых с различными этапами развития культуры, поэтому этот тип ценностной рефлексии не может быть основанием для создания оптимальных условий развития ценностного мира современных людей. Опора на него ведет, с одной стороны, к трудно преодолимому возрастанию степени ценностной состязательности, а с другой - к переживанию человеком утраты четких ценностных ориентиров. В этой ситуации обнаруживается необходимость в выделении инвариантной структуры ценностного мира человека, отражающей общие этапы его развития и фиксирующей общие характеристики ценностей и систем ценностей, возникающие на этих этапах.