Лекции по "Античная философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 15:34, лекция

Краткое описание

Слово «античный» означает древний, но так уже повелось, что этот термин исторически закрепился лишь за одним социокультурным регионом Древнего Мира - Грецией и Римом. В этом тандеме определяющая роль, роль лидера, принадлежит Греции.
Греческая философия - одно из величайших чудес древнего мира наряду с наукой, искусством, спортом, демократией - все это без остатка перешло в наследие исторических эпох. Многие достижения греков в этих сферах социокультурного творчества навсегда стали классическими

Вложенные файлы: 1 файл

Античная философия.docx

— 81.08 Кб (Скачать файл)

Общее совпадает с единым благом и неизменно по природе. Ни чувственный мир, ни удостоверяемые ощущениями возникновение, гибель, движение и изменение невозможны, и всякая попытка мыслить их ведет к  противоречиям. Для обоснования этих положений мегарцы изобрели много доводов, в которых метафизически противопоставили общее единичному и в результате пришли (Стилпон) к софистическому отрицанию возможности относить общее понятие к единичным предметам.

Для обоснования своего идеалистического учения Евклид из Мегары весьма часто использовал искусство спора. Как правило, он приводил примеры, предполагающие противоположность его позиции, и на основании того, что они ведут к противоречиям, доказывал истинность своей посылки.

Подобным образом доказывали свои воззрения и ученики Евклида, из которых по оригинальности в конструировании  «ко спору ведущих» положений выделялся Евбулид из Милета. Весьма известны были его «парадоксы», названные Куча (с прибавлением которого зерна, собственно, образуется куча?) и Лысый (с выпадением которого волоса человек становится лысым?).

Оба парадокса своеобразно  представляют проблему взаимосвязи  качества и количества. Рассуждение  Рогатый является вербальным парадоксом (то, что ты не потерял, то ты имеешь, а так как ты не потерял рога, стало быть, ты их имеешь), который  в такой же плоскости опроверг только Аристотель.

Совсем иным характером отличается другой парадокс, названный Лжец (если некий человек говорит о себе, что он лжет, возникает вопрос: если он говорит, что лжет, говорит ли он с необходимостью правду? И наоборот, если он говорит правду, то лжет ли?). Этот парадокс весьма часто был предметом логических рассуждений стоиков, в частности Хрисиппа. Он был предметом дискуссий и на переломе XIX—XX вв.

К представителям мегарской школы принадлежит Стильпон из Мегары, который использовал свое искусство спора для критики религиозных представлений.

Элидо-эретрийская  школа была основана Федоном из Элиды; один из деятелей этой школы Менедем положил впоследствии начало эретрийской школе. Федон и Менедем были искусными спорщиками и учителями красноречия, однако школа их не прибавила оригинальных идей к учению мегарцев, с которыми ее представители разделяли взгляд на единство доблести и блага.

Киническая  школа. Основателем кинической школы был Антисфен (вторая половина 5 — первая половина 4 в. до н. э.), слушавший софистов, а затем примкнувший к Сократу. Антисфен резко выступал против учения Платона о бестелесных постигаемых умом «видах», или «идеях». Из учеников Антисфена выделился Диоген из Синопа (умер в 323 г. до н. э.), прославившийся невозмутимой последовательностью, с какой он осуществлял развитый им идеал этического поведения.

Учением и примером Диогена  были захвачены Кратес из Фив и его жена Гиппархия. Идеи кинической этики обнаруживают свою силу еще в 3 в. до н. э., но в дальнейшем киническая школа сливается со стоицизмом, выдвинув, однако, в первых двух веках нашей эры нескольких ярких представителей.

Основное теоретическое  положение Антисфена — отрицание реальности общего. Антисфен отстаивал воззрение о том, что существует лишь то, что можно воспринимать чувствами. Поэтому реально существуют только единичные, отдельные вещи. Понятие есть лишь слово, объясняющее то, чем вещь бывает или что она есть.

Поэтому применение к отдельным  предметам общих понятий невозможно: невозможно ни соединение различных  понятий в единстве суждения, ни определение понятий, ни даже противоречие, так как о всякой вещи может  быть высказано только суждение тождества, вроде: конь есть конь, стол есть стол.

По этике киников мудрость состоит не в недоступном для  человека теоретическом знании, но лишь в познании блага. Вершиной добродетели  Антисфен считает автаркию, т. е. автономию нравственной личности. Истинное благо может быть только достоянием каждого отдельного лица, а целью добродетельной жизни может быть не богатство, не здоровье и даже не сама жизнь (все это блага, нам неподвластные), а лишь спокойствие, основанное на отрешении от всего, что делает человека зависимым: от имущества, от наслаждений, от искусственных и условных понятий, принятых среди людей.

Отсюда мораль аскетизма, идеал крайней простоты, граничащей с «докультурным» состоянием, презрение к большинству нужд и потребностей, кроме основных, без которых сама жизнь была бы невозможна, насмешка над всеми условностями, над религиозными предрассудками, проповедь безусловной естественности и безусловной личной свободы.

Киренская школа была основана уроженцем африканской Кирены Аристиппом и продолжена Аретой, Антипатром, а затем Феодором, Гегесием и Анникеридом (около 320 — 280 гг. до н. э.). Вместе с киниками Аристипп исходит из убеждения, что предметом знания может быть только практически достижимое благо.

Так как орудием познания могут быть, по Аристиппу, только наши ощущения и так как в ощущениях  постигаются будто бы не свойства самих вещей, а лишь наши собственные, совершенно индивидуальные состояния, то критерием блага может считаться  только испытываемое нами при ощущении наслаждение или страдание. Наслаждение  не может быть состоянием безразличного  покоя, а лишь положительным удовольствием, простирающимся не на прошлое и не на будущее, а лишь на настоящее. Только отдельное, заполняющее данный миг  удовольствие имеет цену и должно быть предметом стремлений.

Так как ни прошлое, ни будущее  нам не принадлежит, то ни раскаяние, ни надежда на будущее, ни страх перед будущим не имеют никакого смысла. Цель жизни — в наслаждении настоящим. Из всех возможных наслаждений наиболее желательны чувственные, так как они самые сильные. Однако средством к достижению счастья должна быть свобода, которая дала бы нам силу отказаться от недостижимого удовольствия или от удовольствия, удовлетворение, которого грозит причинить нам страдание.

Поэтому философ должен быть одинаково готов как к тому, чтобы воспользоваться ими, если позволят обстоятельства, так и к  тому, чтобы с легким и беспечальным сердцем от них отказаться. Из учения Аристиппа Феодор вывел отрицание  существования богов и необязательность этических норм для мудреца. В  отличие от Аристиппа Феодор целью  деятельности считал не наслаждение  единичными удовольствиями, а радость, стоящую выше отдельных благ и  предполагающую в том, кто к ней  стремится, рассудительность

 

 

  • Платонизм и Платон (Платон, Платоновская Академия после Платона)

 

  • Аристотель

Величайшим из непосредственных учеников Платона был Аристотель. В отличие от Платона, который был коренным афинянином, Аристотель пришел в Афины с севера. Он родился в 384 г. до н. э. в городе Стагире — во Фракии, неподалеку от Македонии, в частности от македонской столицы Пеллы. Аристотель открыл в Афинах собственную школу. Местом для нее был избран в одном из предместий города гимнасий, примыкавший к храму Аполлона Ликейского. По прозвищу этого храма — Ликейский — школа Аристотеля получила название Ликея.

Естественное введение в  свод философских и научных работ  Аристотеля составляет сборник его  логических трактатов, названный «Органоном». В «Органон» входят:

  • «Категории» — сочинение, не совсем достоверно приписываемое Аристотелю
  • «Об истолковании» (трактат о суждении)
  • «Аналитики» — первая и вторая, каждая в двух книгах. Это основной логический труд Аристотеля. В нем излагаются: учение об умозаключении (силлогизме) — в первой «Аналитике» и учение о доказательстве — во второй
  • «Топика» — обширный трактат о вероятных доказательствах и о «диалектике» — в аристотелевском понимании этого термина
  • «Опровержение софистических доказательств»

«Органон» в известном  смысле — не только система логики Аристотеля, но также и частично введение в его учение о бытии. Этому учению специально посвящено  одно из знаменитейших сочинений  Аристотеля — «Метафизика». В этих трактатах излагалось учение о началах  бытия, постигаемых посредством  умозрения. Впоследствии, на целых два  тысячелетия, среди философов установился  обычай называть «метафизикой» всякое философское учение, содержащее умозрительное  исследование бытия.

Огромное значение в истории  науки — античной и феодального  общества — получили естественнонаучные сочинения Аристотеля. Сюда относится  «Физика» и ряд примыкающих к  ней работ: «О небе», «Чтения по физике», «О частях животных» и т. д.

Очень важен для понимания  психологического и биологического учения Аристотеля, а также некоторых  вопросов его теории познания трактат  «О душе». Видное место в литературном наследии Аристотеля занимают работы по этике. Несомненно, к самому Аристотелю восходит этический трактат, дошедший под названием «Этика Никомаха».

Частью — вопросам этики, частью — проблемам политического  устройства и воспитания посвящен обширный трактат «Политика». В «Риторике» и «Поэтике» рассматриваются  вопросы ораторского искусства, эстетики, теории поэзии и театра.

1890 г. в Египте во  время раскопок была найдена  хорошо сохранившаяся рукопись  Аристотеля, содержащая описание  конституции города-государства  Афин. Это так называемая «Афинская полития». В школе Аристотеля было составлено множество не дошедших до нас описаний государственного устройства других греческих полисов. «Афинская полития» — образец этого научного жанра и важный источник наших сведений по истории античных Афин.

 

Онтология. Аристотель был, видимо, первым, кто глубоко и систематически исследовал все доступные ему работы предшествующих мыслителей. Систематически, хотя и через призму собственных воззрений, он рассматривает философские учения от древнейших мыслителей до своих современников. В этом смысле о нем говорят как об историке философии. Большое внимание он уделяет наиболее существенным вопросам философии, ядром которой он считает онтологию — науку о сущем.

Основой всякого бытия  Аристотель считает так называемую первую материю. Эта первичная материя, однако, не определена (принципиально  неопределима) ни одной из категорий, которыми люди определяют реальные (конкретные) состояния сущего. Она образует, собственно, «потенциальную» предпосылку  существования. И хотя она является основой всякого бытия, ее нельзя отождествлять с бытием и даже нельзя считать простой составной  частью конкретного бытия.

Наипростейшей определенностью  этой первой категории являются, по Аристотелю, четыре элемента — огонь, воздух, вода и земля, которые встречаются  уже у досократовских мыслителей. Они представляют определенную промежуточную ступень между первой материей, которая чувственно непостижима, и реально существующим миром, который чувственно воспринимаем.

У воспринимаемых чувствами  вещей (их изучением занимается физика) можно различить две пары взаимно  противоположных свойств — тепло  и холод, влажное и сухое. Четыре основных соединения этих свойств, по Аристотелю, характеризуют четыре основных элемента: огонь является соединением  теплого и сухого, воздух — теплого  и влажного, вода — холодного  и влажного, а земля — холодного  и сухого.

Эти четыре элемента — основа реальных (чувственно воспринимаемых) вещей. В то же время Аристотель допускает  и возможность замены одного элемента другим, это становится возможным  потому, что все элементы являются в принципе (конкретной) модификацией одной и той же первой материи. Из всех качеств специфически характерным для каждого элемента Аристотель считает только одно. Для огня его специфическим качеством будет теплое, для воздуха — влажное, для воды — холодное и для земли — сухое.

Специфические качества элементов  распадаются на два класса — активные и пассивные. Активны холодное и теплое, пассивны — сухое и влажное. В каждом элементе имеется одно активное качество и одно пассивное. Например, в огне имеется активное качестве теплого и пассивное — сухого; в воде — активное качество холодного и пассивное — влажного и т. д.

Аристотель выводит пятый  элемент, по природе своей отличающийся от всех других четырех элементов  — огня, воздуха, воды и земли. Пятый  физический элемент Аристотель назвал «эфиром».

Согласно Аристотелю, Космос, так же как и Земли, которая  является его центром, имеет форму  шара. Он состоит из многих концентрических  небесных сфер, в которых движутся отдельные звезды. Ближе всего  к Земле находится сфера Луны, дальше идет Солнце и другие планеты, а наиболее удалена от Земли (и  ближе всего к первому двигателю) сфера неподвижных звезд. Все, что  находится в пространстве от лунной сферы до Земли, наполнено материей, которую Аристотель определяет как  «сублунарную».

Она состоит из уже упомянутых четырех элементов. Все, что находится  в пространстве от лунной сферы до Солнца, планет и звезд вплоть до границ Космоса, наполнено эфиром (этэр), пятым элементом, материей надлунных сфер. Образованные из нее небесные тела являются неизменными и находятся в постоянном кругообразном движении. Земля же изменяется, но остается неподвижной.

Информация о работе Лекции по "Античная философия"