Лекции по "Античная философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 15:34, лекция

Краткое описание

Слово «античный» означает древний, но так уже повелось, что этот термин исторически закрепился лишь за одним социокультурным регионом Древнего Мира - Грецией и Римом. В этом тандеме определяющая роль, роль лидера, принадлежит Греции.
Греческая философия - одно из величайших чудес древнего мира наряду с наукой, искусством, спортом, демократией - все это без остатка перешло в наследие исторических эпох. Многие достижения греков в этих сферах социокультурного творчества навсегда стали классическими

Вложенные файлы: 1 файл

Античная философия.docx

— 81.08 Кб (Скачать файл)

«Эфир» — элемент не только физики Аристотеля, но также  важный элемент его космологии, астрономической  системы. Из «эфира» состоят небесные тела. С поверхности Земли они  представляются состоящими из огня, но это потому, что вследствие быстрого движения небесные тела раскалены. «Эфир», кроме того, заполняет собой мировое  пространство, в котором происходит вращение небесных тел. Основное его  свойство — неизменность, соответствующая  неизменности неба и небесной сферы. С неизменностью в «эфире»  соединяется его совершенство, также  соответствующее совершенству неба.

Существование остальных  четырех элементов обусловлено  их необходимостью. Так как существует мир, то должен существовать его центр, стало быть, должен существовать и  элемент, стремящийся к центру мира. Элемент этот — Земля. Так как, далее, центром необходимо предполагается окружность, то должен существовать другой элемент, стремящийся от центра к  окружности.

Элемент этот — огонь. Так  как в мире не существует пустоты, то между центром мира и его  окружностью, т. е. между землей и  огнем, должны существовать элементы, которые соединяли бы землю с  огнем. Это элементы воздуха и  воды. Они исполняют роль посредников  между землей и огнем. Все вместе взятые пять элементов, «материя» мира, — условие мирового процесса. Все  вещи возникают из элементов в  результате и в ходе их превращения, переходов друг в друга.

Конкретные, существующие (чувственно воспринимаемые) вещи являются результатом  взаимодействия всевозможных комбинаций этих элементов. В отличие от первой материи они (как конкретное бытие) постижимы и определимы посредством  основных категорий. Они суть соединения материи (гиле) и образа, формы (эйдос, морфе). Форма, по Аристотелю, образует из потенциального бытия (первой материи, четырех основных элементов) действительное, реальное бытие.

Действительное бытие, таким  образом, представляет собой единство материи и формы. Аристотель в  этом учении, которое является, собственно, основой всей его философии, и  проходит через все его рассуждения, по-новому решает проблему отношения  единичного и общего — как отношение  двух сторон действительности. Этим он преодолевает разрыв между идеальным  и реальным миром, столь разительный  в системе Платона.

При изучении конкретных вещей  как реального бытия Аристотель говорит о первых и вторых сущностях. Первую сущность он отождествляет с  индивидуальным бытием, с субстратом, с конкретной вещью как таковой. Характеризует ее как «то, в чем  сказывается все остальное, в  то время как сам он уже не сказывается  в другом». Первая сущность, согласно Аристотелю, выступает индивидуальным, неделимым и чувственно познаваемым бытием.

От первых сущностей Аристотель отличает вторые сущности (иногда употребляется  более адекватный термин — вторичные). Они определенным образом производны от первых сущностей. Вторичные сущности не постигают конкретное индивидуальное бытие, а являются в большей или  меньшей степени родовым либо видовым определением. Аристотель характеризует их так: «...вторичными сущностями названы те, в которых, как в видах и родах, содержатся первые сущности».

Аристотелево учение о первичных и вторичных сущностях в то же время свидетельствует о критическом отношении автора к сократовско-платоновской концепции идеализма. Если Платон признавал первичным реальным бытием общие и неизменные идеи, то Аристотель подчеркивал приоритет индивидуального, чувственно воспринимаемого.

Вторичные сущности, постигающие  общее (под влиянием идеалистической  традиции понимаемые как неизменные), являются производными по отношению к конкретному, чувственно воспринимаемому бытию. Категории сущности (усиа) Аристотель считал основным средством познаваемости мира. Все другие категории служат для их определения. Эту проблему Аристотель решает с различных точек зрения.

Об онтологических воззрениях Аристотеля многое говорит и его  понимание движения. С движением  как категорией мы встречаемся в  десятой книге «Метафизики», где  она связывается с категориями  места, нахождения, активности и пассивности. Ряд мыслей, характеризующих понимание  Аристотелем движения, заключены, в  частности, и в «Физике».

Здесь философ во многом находится  под влиянием эмпирических исследований объективно существующей природы. Движение тесно связывается с конкретными  формами бытия. Подчеркивается, что  «движения помимо вещей не существует». Можно найти также и высказывания, подтверждающие, что Аристотель считал движение вечным, ибо оно «всегда  было и во всякое время будет».

О Движении. Несколько противоречивы взгляды Аристотеля, касающиеся источника движения. Аристотель и в своем учении о движении принимает во внимание все добытое по этому вопросу его предшественниками — людьми повседневного опыта и философии. И те, и другие указали, что возможны только четыре вида движения:

  • Увеличение и уменьшение
  • Качественное изменение, или превращение
  • Возникновение и уничтожение
  • Движение как перемещение в пространстве

Подобно тому, как при исследовании видов причин был поставлен вопрос о причинах взаимно сводимых и  несводимых, так и при исследовании проблемы движения Аристотель задается вопросом, какой из четырех видов  движения — главный, несводимый к  остальным. Таково, по Аристотелю, движение в пространстве: именно оно —  условие всех остальных видов  движения.

Основной вид движения — перемещение тел в пространстве, или пространственное движение. Тезис  этот доказывается у Аристотеля и  другим способом. Из всех видов движения только движение в пространстве, продолжаясь  в вечность, может оставаться непрерывным. Но как раз таким и должен быть, по Аристотелю, основной вид движения. Так как первая причина есть бытие  вечное и единое, то и движение, источником которого является первопричина, должно быть непрерывным.

Естественный род прямолинейного движения заключает в себе два  вида:

                  1. Движение сверху вниз
                  2. Движение снизу вверх

При этом «низом» у Аристотеля называется центр. Поэтому первый вид  прямолинейного движения — движение от окружности к центру, а соответственно второй — от центра к окружности. Относительно обоих этих видов прямолинейного движения существуют тела, для которых  эти движения будут в силу самой  их природы естественными. Для движения «сверху вниз» это Земля: она  всегда стремится к центру. Для  движения «снизу вверх» это огонь: он всегда стремится к окружности.

Земля и огонь — не единственные виды тел, движущиеся прямолинейно. В  них обоих движение к центру и  к периферии проявляется как  безусловное стремление каждого  к своему месту. Кроме них, существуют еще два тела, или элемента, в  которых то же самое стремление обнаруживается уже не так безусловно. Это вода и воздух.

Вода, как и Земля, стремится  к центру, воздух, как и огонь, — к окружности. Однако вода стремится  к центру только при условии, если центр не занят другим телом —  более плотным, чем она сама. Воздух стремится к окружности также  небезусловно. Итак, в физике Аристотеля природа физических элементов определяется характером прямолинейного движения.

Аристотель полагает, что, с одной стороны, движение присуще  самим вещам и является самодвижением (например, в «Физике»), а с другой стороны, возможно объяснение источника  движения при помощи неподвижного первого  двигателя (например, в «Метафизике»). Этот первый двигатель служит внешней  причиной всякого движения, ему же движение не сообщается ниоткуда. Только ему одному движение присуще имманентно. «А так как то, что и движется, и движет, занимает промежуточное  положение, то имеется нечто, что  движет, не будучи приведено в движение; оно вечно и есть сущность и  деятельность».

Движение Аристотель весьма тесно связывал с изменением. В  «Физике» он приводит четыре главных  вида изменений: относящиеся к сущности, количеству, качеству и месту. В работе говорится и о том, что движение, относящееся к сущности, не может быть признано действительным, потому что в нем нельзя найти «противное». Это свидетельствует о понимании существования движения в связи с наличием противоположностей. «Противным движению является просто покой.

Противным отдельных движений являются отдельные движения, возникновению  — гибель, увеличению — уменьшение, а изменению места — покой  на месте. Наибольшая противоположность  — это изменение противоположных  мест, например, движение вниз — движению вверх и движение вверх — движению вниз». Наиболее общую характеристику движению Аристотель дает следующим образом: реализация, осуществление сущего. Это значит, что движение выступает, собственно, переходом возможности в действительность.

Тем самым движение становится практически универсальным свойством  сущего. Процесс осуществления, т. е. переход возможности в действительность, тесно связан со взаимоотношением материи и формы. Движение является определенной тенденцией материи (как возможности) к осуществлению, реализации формы (как реальности). В этой концепции еще отражается остаток прежнего понимания действительности — телеологическая интерпретация развития.

Доказательство вечного  существования мира и вечного  существования мирового движения необходимо ведет к предположению вечной причины мира и вечного двигателя  мира. Как уже было сказано, этот вечный двигатель есть в то же время  первый двигатель (перводвигатель) мира. Без первого двигателя не может быть никаких других двигателей, не может быть никакого движения.

Как вечная и невозникшая причина мирового процесса, как причина всех происходящих в мире движений перводвигатель мира есть, согласно мысли Аристотеля, бог. Здесь онтология и космология Аристотеля сливаются с его теологией, или богословием. Именно за эту сторону учения Аристотеля ухватились мусульманские и христианские богословы: они пришли к решению использовать — и использовали — учение Аристотеля, чтобы подвести философскую основу под догматы мусульманской и христианской религии.

Свои определения свойств  божества Аристотель выводит не из религиозной догматики, которой  у греков не было, а из анализа  понятия перводвигателя. Если можно так выразиться, бог Аристотеля — не мистический, а в высшей степени «космологический»; само понятие о нем выводится весьма рационалистическим способом. Ход мысли Аристотеля таков.

Предметы, рассматриваемые  относительно движения, могут быть троякой природы:

  1. Неподвижные
  2. Самодвижущиеся
  3. Движущиеся, но не спонтанно, а посредством других предметов

Вывод Аристотеля — перводвигатель мира должен быть сам неподвижным, Из неподвижности перводвигателя мира Аристотель выводит как необходимое свойство бога его бестелесность. Всякая телесность, или материальность есть возможность иного бытия, перехода в это иное, а всякий переход, по Аристотелю, есть движение. Но бог, он же перводвигатель, — неподвижное бытие; следовательно, бог необходимо должен быть бестелесным.

Нематериальностью, или бестелесностью, неподвижного перводвигателя обосновывается новое важное его свойство. Как нематериальный, бог (неподвижный перводвигатель) никоим образом не может быть мыслим как бытие в возможности, не может быть ни для чего субстратом. Чуждый возможности, бог есть всецело действительность, и только действительность, не «материя», а всецело «форма», и только «форма».

Аристотель переносит  результаты этого рассуждения по аналогии на своего бога. Так как  бог, по Аристотелю, — наивысшая  действительность, то бог есть ум. В  этом уме необходимо различать активный и пассивный элементы. Активный элемент  сказывается, когда мысль есть мысль  деятельная. Но высшая деятельность мысли, по Аристотелю, — деятельность созерцания. Стало быть, будучи умом и высшей действительностью, ум бога есть ум, вечно  созерцающий.

Чтобы объяснить, что он созерцает, Аристотель вводит различение двух видов  деятельности. Человеческая деятельность может быть либо теоретической, либо практической. Теоретическая направлена на познание, практическая — на достижение целей, находящихся вне самого деятеля  и его деятельности. По Аристотелю, мысль перводвигателя есть мысль теоретическая. Если бы его мысль была практическая, то она должна была бы полагать свою цель не в себе, а в чем-либо ином, внешнем. Такая мысль не была бы мыслью самодовлеющей, была бы ограниченна.

Итак, бог, или перводвигатель, есть созерцающий чистый ум. Бог есть высшая, или чистая, «форма»; действительность, к которой не примешивается ничто материальное, никакая возможность; чистое мышление, предмет которого — его собственная деятельность мышления.

Объективный идеалист в своем философском учении о бытии, Аристотель рассматривает мир как определенную градацию «форм», которая есть последовательное осуществление понятий. Каждый предмет материального мира есть, во-первых, «материя», т. е. возможность или средство реализации своего понятия, и, во-вторых, «форма», или действительность этой возможности, или осуществление понятия.

Наивысшее существо материального  мира — человек. Как в любом  другом предмете этого мира, в человеке следует видеть соединение «материи», которой в этом случае будет тело человека, с «формой», которой будет  его душа. Как «материя» тело есть возможность души. Но и в душе должны быть налицо как высший элемент, так и низшие. Высший элемент души — ум. Это последняя действительность, и возникает она из низших функций души как из возможности.

Шаг вперед по сравнению с  предшествующей философией сделал Аристотель в понимании времени и пространства. Этим категориям он уделяет большое  внимание как в «Метафизике», так и в «Категориях». Он видит тесную связь между конкретным бытием и временем, подчеркивает взаимосвязь времени и движения. О времени он говорит: «Время, таким образом, есть число движения в отношении к предыдущему и последующему и, принадлежа непрерывному, само непрерывно — это ясно».

Информация о работе Лекции по "Античная философия"