Лекции по "Античная философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 15:34, лекция

Краткое описание

Слово «античный» означает древний, но так уже повелось, что этот термин исторически закрепился лишь за одним социокультурным регионом Древнего Мира - Грецией и Римом. В этом тандеме определяющая роль, роль лидера, принадлежит Греции.
Греческая философия - одно из величайших чудес древнего мира наряду с наукой, искусством, спортом, демократией - все это без остатка перешло в наследие исторических эпох. Многие достижения греков в этих сферах социокультурного творчества навсегда стали классическими

Вложенные файлы: 1 файл

Античная философия.docx

— 81.08 Кб (Скачать файл)

Пространство Аристотель также связывает с движением  тел, признает его субъективное существование, однако понимает его как «особую» необходимую реальность, которая  может проявляться в движении тел, существуя независимо от них. В  этом смысле понятие пространства у  Аристотеля приобретает определенные метафизические черты.

Столкновение материалистических и идеалистических подходов проявляется  и в Аристотелевой концепции  причинности. Он различает четыре основных вида причин: материальную, формальную, активную, или воздействующую, и  причину конечную, или целевую (кауза финалис).

Материальная причина  содержится в самой первой материи, в ее характере. В этом смысле она  выступает так же, как и потенциальная  причина. Формальная причина соединена  с формой как активным принципом, который творит из материи (как потенциал  бытия) «истинную реальность». Активная, или воздействующая (движущая), причина  также соединена с источником движения и с процессом собственно перехода возможности в действительность. Наиболее высоко Аристотель ставит целевую, или конечную, причину, которая объясняет  цель и смысл движения.

Для понимания и объяснения сущего необходимо познать все виды причин. Однако при этом нельзя сказать, что они имеют одинаковое значение. Понятие формальных причин является более важным, чем познание материальных причин — такой вывод следует  из учения Аристотеля о пассивной  материи и активной форме. Место, которое он отводит целевой, или  конечной, причине — уступка телеологии. Эта причина, собственно, делает возможным  познание завершения развития, реализацию цели, которую Аристотель обозначает понятием энтелехия.

Хотя в онтологических воззрениях Аристотеля проявляются  определенные элементы идеализма и  метафизичности (например, в его  понимании пространства и времени, конечной причины, принципа целесообразности или понятия энтелехии), его убеждение  в реальности внешнего мира, подчеркивание  значения первых сущностей и производности  вторичных, как и его рассуждения  о движении в связи с существованием в нем противоречий, несут в  себе зародыши материалистического  и диалектического понимания  действительности, что отмечалось во многих позднейших материалистических концепциях.

Теория  познания. Говоря о сущности познания, Аристотель полностью признает первичность материального мира относительно воспринимающего субъекта. Основным и исторически первым уровнем познания он считает чувственное познание. При его посредстве мы познаем конкретное бытие, т. е. то, что он характеризует как первые сущности. При помощи чувственного познания человек, таким образом, овладевает единичным, индивидуальным.

Хотя Аристотель считает  чувственный уровень основой  всего познания, он, однако, большое  значение придает познанию общих  взаимозависимостей и понятийному  постижению общего. Постижение общего является привилегией разума, который, подобно чувствам, черпающим из реальности, черпает из чувственного опыта.

Познание представлялось Аристотелю как развивающийся процесс. Оно развивается от простейших (элементарных чувственных) ступеней к предельно  абстрактным. Его градация такова: ощущение, представление, опыт, усиленный памятью, искусство, наука, которая представляет вершину.

Научное познание, таким образом, в понимании Аристотеля, представляется как вершина всего процесса познания. Его содержанием является познание общего. Так, собственно, возникает  определенное диалектическое противоречие между ограниченностью чувственного восприятия познавать только единичное  и возможностями научного познания постигать общее.

Развитие науки и философии  во времена Аристотеля еще не давало возможности соответствующим образом  решить это противоречие. Несмотря на это, Аристотель правильно постиг тот факт, что общее можно познать  не на основе созерцания или «воспоминания», но лишь посредством познания единичного и что мышление необходимо сопоставлять с практической деятельностью.

Чувственное познание Аристотель считал в основе истинным. Ощущение, согласно его представлениям, непосредственно  отражает индивидуальное бытие. И лишь когда процесс познания от уровня ощущений и непосредственных восприятий переходит к представлениям, возникают  ошибки. Они преодолеваются соединением  чувственно воспринимаемого предмета с соответствующим понятием. Это  и есть имманентная задача научного познания.

Научное познание (эпистема), опирающееся на чувственно познаваемую действительность и постигающее посредством абстракции понятие, Аристотель отличает от мнения (докса). Мнение также опирается на чувства. Однако оно представляет совокупность более или менее случайных фактов. Поэтому оно в лучшем случае может относиться лишь к единичному и случайному. Задача же научного познания сводится к постижению необходимого и всеобщего.

Научное познание не ограничивается лишь эмпирией. Факт чувственного восприятия есть лишь следствие, при помощи которого постигается общее. Теоретическое  познание, мышление является самобытным, однако его необходимо предохранить от пустой спекулятивности. Это ведет  Аристотеля к развитию логики и логических концепций.

С позитивным развитием теории познания связана и критика Аристотелем  Платоновой концепции идей, весьма последовательная для того времени.

Аристотель уже одним  тем, что отводил важную роль чувственному познанию реального мира в процессе образования общих понятий, полемизирует с Платоном, который в этом вопросе  занимал противоположную позицию. Он показывает, что концепция Платона  о мире идей не способствует пониманию  реального бытия, но скорее, наоборот, его затемняет.

Более того, эта теория во многих отношениях спорна с точки  зрения логики. Аристотель (в частности, в книге «Метафизика») подробно анализирует  все противоречия, которые содержит теория Платона, и доказывает, что  суть платоновской теории является в  сущности ненаучной и мешает подлинному познанию.

Психология. Аристотель — основоположник не только логики, но и психологии. Ему принадлежит специальный трактат «О душе» — одно из знаменитейших его произведений. В нем рассматриваются природа души, явления восприятия и памяти. Душа — организующая форма. Аристотель придерживается той точки зрения, что душа присуща всем объектам, принадлежащим к живой природе, т. е. растениям, животным и человеку.

В ряде своих работ он приходит даже к таким взглядам: «деятельность  души обусловлена состоянием тела», «душа не существует без материи», что подтверждает определенную материалистическую тенденцию. Однако в «Политике» Аристотель говорит, что «одушевленное существо состоит прежде всего из души и тела; душа по своей сути является господствующим принципом, тело — принцип подчиненный».

С подобными мыслями можно  встретиться в посвященном вопросам психики трактате «О душе»: «...душа есть причина и начало живого тела... душа есть причина как то, откуда движение, как цель и как сущность одушевленных тел». В этом трактате душа рассматривается как форма, реализация, «первая энтелехия» природного тела. Отношение души и тела является в определенном смысле аналогией  более общего отношения материи  и формы.

Душа, по Аристотелю, имеет  три различных уровня: вегетативный — душа растений (речь идет здесь, собственно, об определенной способности к жизни), чувственный, преобладающий в душах  животных, и разумный, присущий лишь человеку. Разумную душу Аристотель характеризует как ту часть души, которая мыслит и познает.

Восприятие, т. е. способность  иметь ощущения, характерно для низших ступеней души, однако способность  мыслить является привилегией разумной души. Ощущения, согласно его воззрениям, неотделимы от тела (или телесности), но разум, разумная душа не связана  телесностью, она вечна. Разуму, наконец, «лучше не быть связанным с телом». Эти противоречивые воззрения Аристотеля весьма часто использовались позже  философами-идеалистами.

В душе Аристотель видит высшую деятельность человеческого тела. Это  его действительность, его «энтелехия», его осуществление. Поэтому между  душой и телом имеется, согласно Аристотелю, тесная связь. Но связь  эта распространяется не на все психические  функции. В душе человека существует часть, присущая определенной ступени  человеческого развития, но, тем  не менее, часть, не возникающая и  не подлежащая гибели. Часть эта  — ум. На ум уже нельзя смотреть как  на органическую функцию.

В известный момент развития ум оказывается для человека чем-то непосредственно данным. Как таковой  ум не прирожден телу, но приходит извне. Именно поэтому ум, в отличие от тела, неразрушим, а его существование  не ограничено длительностью человеческой жизни. За исключением ума все  остальные (низшие), т. е. «растительная» и «животная», части души подлежат разрушению так же, как и тело.

Учение Аристотеля о восприятии. Согласно его взгляду, восприятие может  возникнуть только при существовании  различия между свойством воспринимаемого  предмета и свойством воспринимающего  этот предмет органа. Если и предмет, и орган, например, одинаково теплы, то восприятие не может состояться. С поразительной ясностью высказывает Аристотель мысль о независимости предмета от восприятия. Утверждая объективность и независимость предмета восприятия, Аристотель отрицает пассивный характер его существования. Воспринимаемый предмет словно движется навстречу нашему восприятию.

Предмет, находящийся на самом  коротком расстоянии, воспринимается при посредстве обоняния. При восприятии более удаленных предметов необходимо, чтобы воспринимаемое свойство прошло через пространственную среду, отделяющую человека от предмета восприятия. Так, например, звук проходит через эту среду, прежде чем дойдет до воспринимающего органа слуха. Именно поэтому звук, производимый отдаленным предметом, слышится не одновременно, а после удара, которым был произведен звук.

Этим же Аристотель объясняет, почему с увеличением расстояния звуки, произведенные удаляющимися или удаленными предметами, становятся все менее слышимыми: им предстоит пройти гораздо более протяженную, среду, а кроме того, проходя через нее, они смешиваются, и человеческое ухо становится уже не способным к их дифференцированному восприятию.

По своей природе чувственное  восприятие — не тело, а движение, или аффицирование телом посредством среды, через которую оно достигает органа чувств. Особое место среди восприятий принадлежит зрительным восприятиям. Свет, посредством которого передаются эти восприятия, не есть движение. Свет — бытие особого рода. Производя изменение в воспринимающем, свет не требует времени и совершается в предмете мгновенно.

Специальное исследование Аристотель посвятил объяснению явлений памяти. Воспоминание, согласно его учению, есть воспроизведение представлений, существовавших ранее. Условие воспоминания — связи, посредством которых  вместе с появлением одного предмета возникает представление, о другом; Самые, связи, обусловливающие характер или род воспоминания, могут быть связями по порядку, по сходству, по противоположности и по смежности. Это догадка об ассоциациях.

Этика. Как самодовлеющее, благо жизни, согласно формальному определению, — само себе цель и ни в чем не нуждается. Но по содержанию высшее благо определяется особенностью и назначением человека. Из сравнения с другими живыми существами ясно, что человек только один обладает не только способностью питания и чувствования, но также и разумом. Поэтому дело человека — разумная деятельность, а назначение совершенного человека — в прекрасном выполнении разумной, деятельности, в согласии каждого дела со специальной, характеризующей его добродетелью.

Благо человека — в достижении согласия с самой совершенной  из добродетелей. Но жизнь, стремящаяся  к высшему благу, может быть только деятельной. Бытие наше заключается  в энергии, в жизни и в деятельности: существующее в возможности проявляет  свою деятельность только на деле. Добрые качества, остающиеся необнаруженным», не дают блаженства.

Достижение высшего блага  предполагает, кроме высшей цели, известное  число подчиненных ему низших целей. Для определения их необходимо исходить из определения совершенного человека. Совершенный, или искусный, человек направляет свою деятельность на достижение нравственного совершенства, условием же его достижения является добродетель; или доблесть. Именно обладание  добродетельно делает человека способным  достигать преследуемую цель. Так, человек  хорошо видит добродетелью глаза, а  то, что лошадь оказывается искусной лошадью, есть плод добродетели лошади.

Человеческая добродетель  есть умение, — прежде всего умение верно ориентироваться, выбрать надлежащий поступок, определить местонахождение добра. Это умение Аристотель выражает посредством понятия «середины». Добродетель выбирает среднее между излишеством и недостатком. Выбору подлежит не среднее из хорошего, а наилучшее из всего хорошего.

Средняя «точка» будет  найдена не в пределах дурного, а  только в пределах хорошего. Человек должен стремиться к совершенству, так как совершенный человек обо всем судит правильно и во всем ему открывается истина: он во всех отдельных случаях видит истину, будучи как бы мерилом и нормой ее. Условия добродетельных действий следующие: лицо, поступающее добродетельным образом, должно:

Информация о работе Лекции по "Античная философия"