Лекции по "Античная философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 15:34, лекция

Краткое описание

Слово «античный» означает древний, но так уже повелось, что этот термин исторически закрепился лишь за одним социокультурным регионом Древнего Мира - Грецией и Римом. В этом тандеме определяющая роль, роль лидера, принадлежит Греции.
Греческая философия - одно из величайших чудес древнего мира наряду с наукой, искусством, спортом, демократией - все это без остатка перешло в наследие исторических эпох. Многие достижения греков в этих сферах социокультурного творчества навсегда стали классическими

Вложенные файлы: 1 файл

Античная философия.docx

— 81.08 Кб (Скачать файл)
  1. Иметь сознание о своем действии
  2. Поступать с таким намерением, чтобы действия были не средством, а составляли самоцель
  3. Твердо и неизменно придерживаться определенных принципов

Чтобы все условия эти  возникли, необходимо частое повторение справедливых действий. Одной теории для этого недостаточно: кто думает, будто может стать нравственным, только философствуя, так же не станет нравственным, как не станет здоровым больной, который внимательно выслушивает  врачей, но ни в чем не следует  их предписаниям.

Добродетели Аристотель разделил на два класса: этические и дианоэтические. Первые из них — добродетели характера, вторые — интеллектуальные. Так, щедрость и сдерживающая мера принадлежат к этическим добродетелям, а мудрость, разумность и благоразумие — к дианоэтическим. Этические добродетели возникают из привычек и от привычек получили само свое название — слегка измененное слово «нрав»; дианоэтические развиваются главным образом путем обучения, нуждаются в опыте и во времени.

Добродетели — приобретенные  свойства, возникающие при действии, направленном на отыскание середины. Добродетель — середина между  двумя пороками: избытком и недостатком  — как таковая трудна, ибо найти  середину в чем бы то ни было трудно: так, центр круга в состоянии  определить не всякий, а только математик. Поэтому нравственное совершенство — достижение редкое, похвальное и  прекрасное.

Однако стремление к истинной цели не подчиняется личному выбору, и человек должен родиться с этим стремлением, как должен родиться зрячим, чтобы хорошо судить и выбрать  истинное благо. Кто от природы имеет это качество в совершенстве, тот — благородный человек, и такой человек будет владеть прекраснейшим и совершеннейшим, чего нельзя ни получить от другого, ни научиться, но можно лишь иметь от природы.

Все считают блаженную  жизнь приятной и основательно вплетают наслаждение в блаженство. Наслаждение  придает законченность деятельности, а следовательно, и жизни, к которой люди стремятся. Однако наслаждение не может быть целью жизни. Наслаждения, чуждые деятельности данного рода, делают почти то же, что и страдание, а присущие деятельности страдания уничтожают самое деятельность. Настоящая цель человеческой жизни — не наслаждения, а «блаженство».

Ни в чем не нуждаясь, блаженство принадлежит к деятельностям, которые желательны сами по себе, а не ради чего-нибудь иного. Это деятельности, в которых человек не стремится ни к чему иному, помимо самой своей деятельности. Блаженство не может состоять в развлечениях: за исключением блаженства, мы все другое избираем ради другого, и только блаженство есть цель.

Блаженная жизнь сообразна  с добродетелью и притом с важнейшей, которая присуща лучшей части  души. Деятельность этой части созерцательная. Такая деятельность — самая важная и самая непрерывная. Деятельность созерцания не только дает блаженство, к ней примешивается и наслаждение, так как созерцание истины есть самая  приятная из всех деятельностёй, сообразных с добродетелью.

Кроме того, созерцанию наиболее свойственна «самодостаточность»: мудрец может предаться созерцанию и один сам с собой, и тем  лучше, чем он мудрее. Может быть даже лучше, если у него есть сотрудники, но, во всяком случае, он самый «самодостаточный». Созерцание — единственная вещь, которую любят лишь ради него самого, ибо от него, кроме созерцания, ничего не происходит: напротив, действиями мы всегда достигаем чего-либо сверх самого действия.

Логика. Важное место в наследии Аристотеля занимают труды, посвященные проблемам логики. Логику он понимал как орудие познания, точнее, научного познания. Отсюда название трудов Аристотеля, посвященных логике,— «Органон» (органон — орудие). Логическое мышление Аристотеля развивалось в тесной взаимосвязи как с его философскими воззрениями (в частности, в области теории познания), так и с его изучением природы и общества.

Оно было вершиной логико-методологических воззрений древней философии  и почти 2000 лет определяло дальнейшее развитие логического мышления. Аристотель, собственно, заложил теоретические  основы логики как науки. Ему принадлежит  заслуга формулирования закона противоречия и закона исключенного третьего. Эти  законы долго принадлежали к основным законам логики высказываний. Свое значение они не потеряли и в наше время.

Закон противоречия в сущности гласит, что при неизменных условиях невозможно, чтобы были одновременно истинными и некоторое высказывание, и его отрицание. Закон исключенного третьего объясняет тот факт, что из двух взаимно противоположных суждений в данных условиях истинным может быть только одно.

Важным вкладом в развитие логического мышления было и создание первой цельной логической теории о  категорическом силлогизме. Вся Аристотелева теория силлогизма тесно связана  с его общефилософскими, и в  частности методологическими, воззрениями. Она изложена в основном в работе под названием «Первые аналитики».

Огромное значение имели  и взгляды Аристотеля по вопросам дефиниций и определения, равно  как и взгляды, которые в современных  терминах можно определить как касающиеся образования, построения научных систем. В них Аристотель подходит к двум основным принципам. Первый принцип  — убеждение, что доказательство может быть доказательством лишь тогда, когда оно реализовано  необходимым числом шагов. В каждом научном положении следует исходить из неких очевидных утверждений, которые принимаются без каких-либо (научных) доказательств или обоснований.

В случае, когда теория строится дедуктивно, такие очевидно ясные утверждения можно считать аксиомами. И второй принцип, который также тесно связан с теорией категорического силлогизма, свидетельствует о необходимости принимать правила, гарантирующие формальную правильность выводов. Эти два принципа характеризуют не только значение Аристотелевой дедуктивной логики, но и его подход к построению дедуктивной научной теории.

О государстве  и обществе. Неотделимой частью творчества Аристотеля являются его воззрения на развитие и организацию общества и учение о государстве, изложенные в трактате «Политика». В методологическом отношении Аристотель и в этой области остается верным своему подходу, т. е. исходит из познания существующей действительности. Прежде чем приступить к формулировке своих взглядов на идеальное государство, он изучил обширный материал, касающийся истории и политического устройства целого ряда греческих полисов.

Его социальные представления, и в частности учение о государстве, были классово детерминированы. Аристотель был представителем правящего класса древнего общества — класса рабовладельцев. Основным в его социальных взглядах была характеристика человека как общественного  существа. Жизнь в государстве  является естественной сущностью человека. Государство Аристотель понимает как  развитое сообщество общин, а общину — как развитую семью. Поэтому  во многих случаях формы организации  семьи он переносит на государство.

Аристотель — последовательный защитник рабовладения, которое он считает естественным состоянием организации  общества. Он говорит, что некоторые  существа с самого рождения предопределены к подчинению, а другие — к  господству. Этому естественному  состоянию соответствует тот  факт, что одни являются рабами, а  другие — рабовладельцами. Несмотря на «увековечение» рабства, он осознает начинающиеся кризисные явления  рабовладельческого общества. Аристотель выступает и против чрезмерного  богатства, которое, по его мнению, нарушает стабильность общества.

Общество свободных людей  состоит, по Аристотелю, из трех основных классов граждан. Первый составляют очень богатые, их противоположностью являются крайне бедные, а между  ними находится средний класс. Крайне бедные, т. е. свободные ремесленники и работающие за плату, являются гражданами «второй» категории. Большое богатство  он считает результатом «противоестественного  способа» приобретения состояния.

Этот способ, согласно его  взглядам, «противен человеческому  разуму и государственному устройству». Для благополучного состояния государства  особую важность представляют средние  слои. Эти слои, как правило, действительно  были опорой греческих рабовладельческих  государств в эпоху их наибольшего  расцвета. В их численном увеличении и усилении Аристотель видит спасение рабовладельческого порядка.

Понятия «государство» и  «общество» Аристотель по сути отождествлял. Сущность государства он видит в политическом сообществе людей, которые соединились для достижения определенного блага. Аристотель различает три хорошие и три дурные формы государства, последние возникают как деформация хороших. Здесь речь идет об определенной классификации изученных им законов. Хорошими он считает монархию, аристократию и политею; плохими — тиранию (возникающую как деформация монархии), олигархию (деформация аристократии) и демократию (деформация политеи).

Основными задачами государства  Аристотель считает предотвращение чрезмерного накопления имущества  граждан, чрезмерного роста политической власти личности и удержание рабов  в повиновении. Он отвергает спекулятивное  «идеальное государство» Платона. Идеальным  он считает такое государство, которое  обеспечивает максимально, возможную  меру счастливой жизни для наибольшего  числа рабовладельцев. Рабов и  свободную бедноту он считает  политически бесправными. Остальные  свободные граждане (состоятельные) обязаны принимать участие в  делах государства.

Идеал государства, по Аристотелю,—  общество, которое опирается на частную  собственность на орудия труда, земли  и рабов. Здесь речь идет, собственно, об идеализации афинского государства  времен Перикла.

Понимание Аристотелем устройства общества тесно связано с его  воззрением на мораль. Здесь он во многом близок к Платону и Сократу. В  отличие от Платона он, однако, обосновывает свои моральные принципы положением человека в реальном обществе и его  отношением к государству. Государство, по Аристотелю, требует от гражданина определенных добродетелей, без которых нельзя достичь благосостояния общества.

Через всю этику Аристотеля, впрочем, как и через всю политику, проходит принцип активной деятельности человека. При этом Аристотель отвергает  усилия, направленные на обретение  власти и наслаждений. Жизнь, в которой  преобладают такие цели, он называет паразитической и характеризует  ее как «животную», свидетельствующую  о «рабском образе мышления».

Достойной свободного гражданина он считает жизнь практическую (т. е. наполненную политической деятельностью) либо теоретическую (наполненную познавательной деятельностью и размышлениями). Недостаточно знать, что есть добродетель, следует действовать и жить в  соответствии с нею. Лишь это обеспечивает удовлетворенность, благость.

Творчество Аристотеля является вершиной не только античной философии, но и всего древнего мышления, наиболее обширной и в логическом смысле наиболее разработанной системой познания. Ряд  современных специальных наук (этика, эстетика, логика и т. д.) имеет свое начало в его произведениях. Аристотель смог не только упорядочить, но и систематически обобщить достижения познания своего времени.

Он дал начало в том  или ином смысле большинству последующих  философских систем. По своему характеру  его творчество было выдающимся вкладом  в развитие научных, в частности  естественнонаучных, исследований. Содержательность и разработанность философской  системы Аристотеля были универсальны. Длительное время его определяли как Философа с большой буквы.

 

 


Информация о работе Лекции по "Античная философия"