Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 19:52, курс лекций

Краткое описание

Основные типы истолкования сущности философии. Понятия мироотношения и мировоззрения. Мировоззрение и общекультурная картина мира. Мировоззрение и философия. Социально-исторические детерминанты возникновения философии. Смысл и назначение философии в мире культуры. Философия как основание четырех различных сфер человеческих интересов; науки, поэзии, религии, логики. Философия и мифология. Философия и религия. Философия и искусство. Философия и наука. Философия и политика. До изучения предмета от студентов приходится слышать: «Зачем нам нужна философия?»

Вложенные файлы: 1 файл

Т. А. Сулейменов Курс лекции по философии Шымкент-2010 г. 1-лекц.doc

— 788.00 Кб (Скачать файл)

Философия экзистенциализма вызвала интерес тем, что она обратилась к проблеме критических и кризисных ситуаций, в которые попадает человечество. Причины интереса еще и в том, что только в XX в. человечество пережило две мировые войны, приближение экологической катастрофы, усиление жестокости по отношению к людям. Человеку, чтобы выжить, необходимо разобраться в своем внутреннем мире, трезво оценить свои способности и возможности.

Многие из философов-экзистенциалистов  занимались литературным творчеством. Экзистенциализм антирационалистичен, т. е. не признает рассудочное познание истинным, вскрывающим подлинную ценность жизни. Литература, искусство, по мнению экзистенциалистов, более полно отражают сущность человеческого бытия. Представители экзистенциализма создавали каждый свое собственное учение, общим для них было признание высшей ценностью бытия само бытие, саму жизнь.

 Психоанализ

Основателем психоанализа является австрийский ученый-психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Опираясь на свой опыт лечения и диагностики человеческой психики, он разработал концепцию бессознательных психических процессов и мотиваций, перенеся их на социальные явления. Фрейд представляет психику человека состоящей из противостоящих друг другу сфер — сознательного и бессознательного, которые разделены особой психической инстанцией — предсозна-тельным. Согласно Фрейду, все душевные процессы бессознательны. Бессознательное — особая психологическая реальность, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует его.

Фрейд создал модель личности, которая представляла собой целую  систему психики, состоящую из трех уровней. При динамической схеме  психика представляется как совокупность трех слоев: «Оно» (бессознательное), «Я» (сознание человека), «Сверх-Я» (влияющая на личность внешняя реальность). После формирования «Сверх-Я» в результате социальных запретов и поощрений весь психический аппарат начинает действовать как целое. Согласно Фрейду главными факторами, которые руководят психикой человека, являются удовольствия и вытеснения, когда психика отторгает неприемлемое.

Фрейд старается выяснить происхождение энергии бессознательного. Отвечая на этот вопрос, он в 1920 г. выдвигает первую психоаналитическую систему, согласно которой в основе бессознательного лежит сексуальный инстинкт — «либидо». Эта теория была подвергнута критике, и позже Фрейд разрабатывает вторую психологическую схему, в которой энергией бессознательного управляют «Эрос» — инстинкт жизни, и «Танатос» — инстинкт смерти.

Поведение человека определяется инстинктом родового самосохранения. Все остальные стремления — следствия неудовлетворенности и переключения сексуальной энергии на другие области. Фрейд, следуя традициям социологии и антропологии, осуществил биологиза-цию человека, сведя социальные и психические явления к элементарным физиологическим и биологическим процессам.

Одна из важнейших  проблем психоанализа — «эдипов  комплекс», бессознательное влечение к родителю. Переживание этого  комплекса определяет направление  формирования личности человека и его поведение в дальнейшей жизни.

Расширяя сферу использования  психоанализа, Фрейд применил его  к проблемам межличностных отношений, к психологии масс, к инстинктам культуры, которые интерпретировал в духе психологизма. Главная проблема, которую пытался решить Фрейд, — проблема конфликта человека и общества. По Фрейду, каждый человек стремится к удовлетворению своих инстинктов и влечений, а общество подавляет эти устремления, что вызывает враждебное отношение человека к культуре общества.

Принципы и методы психоанализа Фрейд использует для  анализа религии и религиозности. Он обращает внимание на такие функции  религии, как иллюзорная защита человека от проявлений природы и защита от несправедливостей культуры. Фрейд, отрицая ценность религии, предложил переход от религиозной веры к атеизму.

На основе учения Фрейда возникло философское течение неофрейдизма1, которое разработали его ученики А. Адлер, В. Райх, К. Юнг, Э. Фромм.

В частности, Э. Фромм  подверг критике ортодоксальный фрейдизм и построил свое учение на понятиях социального характера, в которых выражается совокупность фундаментальных потребностей человека: потребности, схожие с потребностями животных, и потребности человека. Он поставил проблему человеческого существования и выявил основные его противоречия: патриархат и матриархат, власть и подчинение, личное бытие и историческое бытие и т. д. Цель его философии — помочь человеку решить эти проблемы, а главный способ решения — культивирование всеобщей любви. Смысл жизни Фромм видел в активном проявлении личности во всех сферах жизни.

 

Литература

Основная

1.  Введение в философию:  Учеб. пособие для вузов. —  М., 2003.

2.  Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н.  Лавриненко, В. П. Рат-никова. - М., 2001.

3.  История философии / Под ред. Ч. С. Кирвеля. — Минск, 2001.

4.  Спиркин А. Г. Философия. — М., 1999.

 

 

16-лекция

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ

Философия бытия

Отношение "человек - мир" как фундаментальное отношение  в составе бытия. Онтология как  учение о бытии. Проблемы онтологии. Явная и неявная онтология. Основные типы онтологии. Проблема бытия и небытия. Основные способы ее решения и основные стратегии бытия человека, которые она задала.

Бытие как бытие  человека. Принципиальное отличие бытия  человека в мира вещей. Бытие человека в мире вещей. Интегрированность бытия человека в мир вещей (М.Хайдеггер). Вещная зависимость.

Дихотомии человеческого  существования. Историческая дихотомия  человеческого существования. Экзистенциальния дихотомия человеческого существования. Формы неподлинной, неплодотворной ориентации человека Формирование стратегии "Иметь" как неподлинности бытия человека. Стратегия "Быть". Подлинное бытие человека. Плодотворная ориентации человека. Уникальность человеческого бытия. Человек как главная ценность в  капитал в современности.

 

1.  Категория бытия  в философии.

Вопрос понимания бытия  и соотношение с сознанием  определяет решение основного вопроса  философии. Для рассмотрения этого  вопроса обратимся  к истории  развития философии.

Бытие является философской  категорией, обозначающей реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. Проблема трактовки бытия и соотношения его с сознанием стоит в центре философского мировоззрения.

Будучи для человека чем-то внешним, преднайденным, бытие налагает определенные ограничения на его деятельность, заставляет соизмерять с ним свои действия. Вместе с тем бытие является источником и условием всех форм жизнедеятельности человека. Бытие представляет не только рамки, границы деятельности, но и объект творчества человека, постоянно изменяющего бытие, сферу возможностей, которую человек в своей деятельности превращает в действительность.

Истолкование бытия  претерпело сложное развитие. Его  общей чертой является противоборство материалистического и идеалистического подходов. Первый из них толкует основания бытия как материальные, второй – как идеальные.

 

2. Периоды в трактовке  бытия.

Можно вычленить несколько  периодов в трактовке бытия. Первый период – мифологическое истолкование бытия.

Второй этап связан с рассмотрением бытия «самого по себе» (натуралистическая онтология).

Третий период начинается с философии И. Канта. Бытие рассматривается  как нечто связанное с познавательной и практической деятельностью человека. В ряде направлений современной  философии делается попытка переосмыслить онтологический подход к бытию, который исходит уже из анализа человеческого существования.

Существо развития научного и философского знания заключается  в том, что человек все более  сознает себя как субъекта всех форм своей деятельности, как творца своей социальной жизни и форм культуры.

В истории философии  первую концепцию бытия дали древнегреческие  философы 6 – 4 веков до нашей эры  – десократики. Для них бытие  совпадает с материальным, неразрушимым и совершенным космосом.

Парменид

Одни из них рассматривали  бытие как неизменное, единое, неподвижное, тождественное себе. Таковыми были взгляды древнегреческого философа Парменида. Существо его философской  позиции заключается в проведении принципиального различия между  мышлением и чувственностью, а соответственно и между мыслимым миром и миром чувственно познаваемым. Это было подлинным философским открытием. Мышление и соответствующий ему мыслимый, умопостигаемый мир есть прежде всего «единое», которое Парменид характеризовал как бытие, вечность и неподвижность, однородность, неделимость и законченность, противопоставляя его становлению и кажущейся текучести. Для богов нет ни прошлого, ни будущего, а существует только настоящее.

Он дает одну из первых формулировок идеи тождества бытия и мышления: «мыслить и быть есть одно и то же», «одно и то же мысль и то, на что мысль устремляется». Такое бытие, по Пармениду, никогда не может быть небытием, поскольку последнее – это нечто слепое и непознаваемое; бытие не может ни происходить из небытия, ни каким-либо образом содержать его в себе.

Вопреки сложившемуся еще  в древности мнению, Парменид вовсе  не отрицал чувственного мира, а  только доказывал, что для его  философского и научного осознания  мало одной чувственности. Считая критерием  истины разум, он отвергал ощущения из-за их неточности.

Гераклит

Другие философы древности  рассматривали бытие как непрерывно становящееся. Так, Гераклит сформулировал  ряд диалектических принципов бытия  и познания. Диалектика у Гераклита  – концепция непрерывного изменения, становления, которое мыслится в пределах материального космоса и в основном является круговоротом вещественных стихий – огня, воздуха, воды и земли. Здесь выступает у философа знаменитый образ реки, в которую нельзя войти дважды, поскольку в каждый момент она все новая.

Становление возможно только в виде непрерывного перехода из одной  противоположности в другую, в  виде единства уже сформировавшихся противоположностей. Так, у Гераклита  едины жизнь и смерть, день и  ночь, добро и зло. Противоположности пребывают в вечной борьбе, так что «раздор есть отец всего, царь всего». В понимание диалектики входит и момент относительности (относительность красоты божества, человека и обезьяны, человеческих сил и поступков и т. п.), хотя он и не упускал из виду того единого и цельного, в пределах которого происходит борьба противоположностей.

Платон

Бытие фиксируется в  отношении к небытию, причем противопоставляются  бытие по истине, открываемое в  философском размышлении, и бытие  по мнению, представляющее собой лишь ложную, превратную поверхность вещей.

Наиболее резко выразил  это Платон, который противопоставляет  чувственные вещи чистым идеям как  «мир истинного бытия». Душа когда-то была близка богу и «поднявшись, заглядывала  в подлинное бытие». Теперь же, отягощенная заботами, «с трудом созерцает сущее».

Важнейшей частью философской  системы Платона является учение о трех основных онтологических субстанциях (триаде): «едином», «уме» и «душе». Основой всякого бытия является «единое», которое само по себе лишено каких-либо признаков, не имеет частей, то есть ни начала, ни конца, не занимает какого-либо пространства, не может двигаться, поскольку для движения необходимо изменение, то есть множественность. К бытию не применимы признаки тождества, различия, подобия и т. д. О нем вообще ничего нельзя сказать, оно выше всякого бытия, ощущения, мышления. В этом источнике скрываются не только «идеи», или «эйдосы», вещей, то есть их субстанциальные духовные первообразы и принципы, которым Платон приписывает вневременную реальность, но и сами вещи, их становление.

Красота жизни и реального  бытия для Платона выше красоты  искусства. Бытие и жизнь есть подражание вечным идеям, а искусство  есть подражание бытию и жизни, то есть подражание подражанию.

Аристотель

Аристотель выявляет типы бытия в соответствии с типами суждений: «оно есть». Но бытие им понимается как всеобщий предикат, который относится ко всем категориям, но не является родовым понятием. Опираясь на проводимый им принцип взаимосвязи формы и материи, Аристотель преодолевает присущее прежней философии противопоставление сфер бытия, поскольку форма для него есть неотъемлемая характеристика бытия. Однако Аристотель признает также нематериальную форму всех форм (бога).

Аристотель подверг  критике учение Платона об идеях  и дал решение вопроса об отношении в бытии общего и единичного. Единичное – то, что существует только «где-либо» и «теперь», оно чувственно воспринимаемо. Общее – то, что существует в любом месте и в любое время («повсюду» и «всегда»), проявляясь при определенных условиях в единичном, через которое оно познается. Общее составляет предмет науки и постигается умом.

Для объяснения того, что  существует, Аристотель принимал 4 причины:

- сущность и суть бытия, в силу которой всякая вещь такова, какова она есть (формальная причина);

Информация о работе Лекции по "Философии"