Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 19:52, курс лекций

Краткое описание

Основные типы истолкования сущности философии. Понятия мироотношения и мировоззрения. Мировоззрение и общекультурная картина мира. Мировоззрение и философия. Социально-исторические детерминанты возникновения философии. Смысл и назначение философии в мире культуры. Философия как основание четырех различных сфер человеческих интересов; науки, поэзии, религии, логики. Философия и мифология. Философия и религия. Философия и искусство. Философия и наука. Философия и политика. До изучения предмета от студентов приходится слышать: «Зачем нам нужна философия?»

Вложенные файлы: 1 файл

Т. А. Сулейменов Курс лекции по философии Шымкент-2010 г. 1-лекц.doc

— 788.00 Кб (Скачать файл)

Правомерно поставить  очередной вопрос: «Что дает изучение фи¬лософии?» Обобщая сказанное, можно утверждать, что изучение философии  воспитывает культуру разумного  мышления, дает возмож¬ность выбрать правильное решение, помогает отделять главное от вто¬ростепенного, раскрывать взаимосвязи между различными явлениями действительности, выявлять противоречия в окружающей действи¬тельности и др.

 

2-лекция

Философия в  культурно-историческом контексте

 

Философия и  философ. Важность одухотворяющих истин  и идеалов в формировании жизненной  стратегии человека, наполненных  смысла и свободы. Философия как  идеал строгой рациональности.

Типы философствования. Многообразие философских направлений  и систем.   Культурно-исторический   характер   философии.   Этнокультурные особенности форм философии.

Как любая развитая наука, философия имеет свою внутреннюю специализацию. Классическими разделами  философии считаются онтология, гносеология, логика, этика, эстетика и история философии.

Структура философского знания относительна. Каждая философская  система имеет собственную структуру. Между основными разделами философии  ни в одной системе не существует жестких границ, их содержание пересекается, проблемы, изучаемые в одних разделах, рассматриваются и в других.

Важнейшим разделом философии  является онтология.

ОНТОЛОГИЯ (от греч. ontos —  сущее и logos — слово, учение, наука) — учение о сущем, учение о бытии.

Онтология — это учение обо всем, что существует. Она  изучает наиболее общие формы бытия, отвлекаясь от их конкретного содержания. Эти формы выражаются в основных онтологических категориях: бытие и небытие, материальное и идеальное, материя и сознание, пространство и время, прерывность и непрерывность, движение, изменение и т.д.

В составе онтологии  выделяют свои подразделы, изучающие  наиболее общие закономерности существования  определенных сфер бытия: природы, человека, общества. Такими подразделами являются философия природы, философская  антропология, социальная философия.

Философия и  ее роль в жизни общества_

Философия природы, или  натурфилософия (от лат. natura — приро-иа) — древнейший раздел философии. Его  предметом являются ос¬новные закономерности существования природы. Натурфилософия стремится обобщить имеющиеся знания о физическом мире, создать единую картину мира, она тесно связана с естественно-научным зна¬нием. Важнейшей философской проблемой изучения природы явля¬ется вопрос о происхождении физического мира.

Философская антропология (от греч. anthropos — человек) — фило¬софское учение о человеке. Как самостоятельная отрасль она сформи¬ровалась в XVI в. Философская антропология изучает проблемы про¬исхождения человека, смысла его существования, взаимоотношений человека с природой и обществом

 Философия о про¬исхождении человека и о его природе).

Социальная философия (от лат. socium — общество) — наука  об основ¬ных законах существования  общества. Разделы социального знания, посвященные отдельным сторонам общественной жизни, содержались во всех крупнейших философских учениях со времен античности. Однако выделение общества в качестве самостоятельного объекта изу¬чения произошло только в начале XIX в. Современная социальная философия рассматривает общество как систему (как совокупность взаимодействующих элементов) и как процесс (как последовательное изменение, развитие общественных структур). Синонимами социаль¬ной философии в различных философских теориях выступают поня¬тия «общая социология», «философия истории», «исторический ма¬териализм» и др. (подробнее см.: 6.2. Общество как система).

Вторым основополагающим разделом философии выступает гносео-

логия.

ГНОСЕОЛОГИЯ (от греч. gnosis — знание) — учение о познании, теория познания.

Гносеология изучает  сущность и содержание процесса познания, исследует взаимоотношения между субъектом и объектом познания, рассматривает проблемы границ, источников, форм и способов позна¬ния существующего мира (подробнее см.: 53. Философское учение о по¬знании).

В современной гносеологии  выделяются такие ведущие отрасли, как эпистемология и науковедение.

Эпистемология (от греч. episteme — знание) — учение о знании как таковом. Эпистемология изучает  знание, отвлекаясь от субъектно-объектных  отношений в процессе познания. Она  исследует структуру знания и  закономерности его функционирования. Эпистемология су¬ществует со времен античной философии, хотя многие ее проблемы до XX в. изучались в рамках формальной логики.   ,

Науковедение — дисциплина, изучающая теоретические проблемы развития науки. Выделение науковедения в самостоятельную отрасль относится к 60-м гг. XX в.

Следующим после онтологии  и гносеологии ведущим разделом фи¬лософии является логика (от греч. logos — слово, понятие, мысль, уче¬ние, наука) — наука о законах мышления. Логика изучает законы, фор¬мы, способы, средства мышления, рассматривает проблемы, связанные с интеллектом, в том числе и искусственным (машинным). Логика за¬родилась в античный период.

Основным разделом логики является формальная логика — учение о формах рассуждений, рассматриваемых  отвлеченно от их содержания. Родоначальником формальной логики является Аристотель Классическую формальную логику называют также традиционной, или аристотелевской. С конца XIX в. в рамках формальной логики получила распространение математиче¬ская (символическая) логика, изучающая процессы мышления по¬средством их математического описания.

Онтология, гносеология  и логика, изучающие существование, по¬знание и мышление, представляют собой ядро, основу философского знания, являясь взаимосвязанными частями  единого целого. Помимо этих основных разделов в состав философии входят и другие, так на¬зываемые периферийные (от лат. periphereia — отдаленный от центра, окружной) разделы: этика, эстетика, история философии.

Этика (от греч. ethos — обычай, характер) — учение о нравственно¬сти, морали. Этика исследует природ}', сущность и содержание нрав¬ственности, изучает основные ценности человеческой жизни. Этика возникла как практическое направление в античной философии, как учение о нормах человеческого поведения. В отличие от онтологии, изучающей то, что есть, этика рассуждает о том, как должно поступать, т. е. является нормативной дисциплиной. Основной проблемой этики является вопрос о происхождении нравственных норм: создает ли их общество, или они существуют объективно, независимо от человека. В рамках этики выделяются этология — наука о нравственных нор¬мах конкретных обществ и аксиология (от греч. axia — ценность) — учение о ценностях человеческой жизни.

Эстетика (от греч. aisthetikos — чувствующий, чувственность) —  учение о законах прекрасного. Она изучает сущность, формы, типы прекрасного в природе, искусстве, человеческой жизни. Основной проблемой эстетики является вопрос о происхождении критериев пре¬красного: существует ли «объективно прекрасное», или понимание прекрасного всегда субъективно как порождение человеческого сознания. История философии изучает развитие философской мысли от ее зарождения до наших дней. Структурной основой истории философии является ее периодизация, т. е. разделение на периоды, этапы, а также направления и школы. В истории философии выделяют несколько эта¬пов становления философского знания

Функции философии

Философия как особый вид духовной деятельности непосредствен¬но связана с общественно-исторической практикой людей, а потому ориентирована  на решение определенных социальных задач и выпол¬няет при этом многообразные функции.

1. Мировоззренческая  функция. Обобщая представления  людей о существующем мире, философия  создает систему взглядов о  мире и о месте человека  в нем с рациональных, понятийных  позиций, в отли¬чие от всех других видов и уровней мировоззрения. Ни одна частная (специальная) наука не выполняет-и не может выполнить эту функ¬цию. Специальные науки имеют своим предметом определенную сто¬рону действительности, ее фрагмент. Поэтому ни одна наука в отдель¬ности, ни их совокупность не в состоянии охватить мир в его единстве и целостности. Опираясь на специальные науки, обобщая их выводы, эту задачу решает философия. Развитие специальных наук, прежде всего научные революции, приводит к смене картины мира, что, в свою очередь, ведет к возникновению новых идей и подходов в философ¬ских учениях, связанных с наукой. Например, великие естественно¬научные открытия XIX-XX вв. (клеточного строения организмов, эволюционной теории, общей теории относительности явились) важны¬ми факторами построения современной картины мира.

2. Гносеологическая функция  (напомним: от греч. gnosis — знание). В теории познания отношение  «мир — человек» рассматривается  как отношение объекта и субъекта  познания. В противоречивом взаимо¬действии субъекта и объекта познания постигается истина. Вопрос о том, что такое истина, есть один из вечных вопросов гносеологии. Ис¬следуя проблему истины и ее критерия, ее внутреннюю диалектичность, философия выполняет гносеологическую функцию, вносит тем самым свой вклад в познание.                                                         

В теории познания сложились  эмпирическое и рационалистиче¬ское  направления. Сторонники эмпиризма (греч. empeiria — опыт) единственным источником знания считают опыт, основанный на чув¬ственном познании, недооценивая активную роль в познании теоре¬тического мышления. Сторонники рационализма (лат. ratio — разум) абсолютизируют роль абстрактного мышления, недооценивая значе¬ние чувственного познания, наблюдения, опыта, эксперимента. Оче¬видно, оба эти направления страдают односторонностью в оценке двух неразрывно связанных друг с другом сторон познавательной деятель¬ности человека

3. Методологическая функция  заключается в том, что философия  разрабатывает всеобщие, частные  и общенаучные методы познания, вырабатывает основополагающие принципы познания, исследует наи¬более общие пути, способы познания мира.

4. Интегративная функция.  Знания, доставляемые отдельными  дис¬циплинами, столь разнообразны, что они нуждаются в сведении  в еди¬ную целостную систему. В противном случае исследователь просто потеряется при определении своего места в научном сообществе.

5.  Критическая функция  философии распространяется не  только на другие дисциплины, но и на саму философию. Принцип  «подвер¬гай все сомнению», проповедуемый многими философами со времен античности, свидетельствует о важности критического подхода по от¬ношению к существующему знанию и социокультурным ценностям. Он играет антидогматическую роль в их развитии. При этом необхо¬димо подчеркнуть, что положительное значение имеет лишь конструк¬тивная критика, основывающаяся на диалектическом отрицании, а не абстрактный нигилизм.

6. Аксиологическая функция  (греч. ахл'а — ценность) выражается  в ориентации на определенные  ценности. Любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самых различных ценностей: социальных, нравственных, эстетиче¬ских, идеологических и т. п. Особенно остро эта функция проявляется в переходные периоды общественного развития, когда возникает про¬блема выбора пути движения пи встает вопрос, что следует отбросить, а что сохранить из старых ценностей.

7. Социальная функция  философии является довольно  многопла¬новой по своему содержанию  и охватывает различные аспекты  обще¬ственной жизни: философия призвана выполнить двуединую задачу — объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению. При этом следует помнить, что в обществен¬ной жизни социальные изменения, эксперименты и реформы имеют особую ценность и значение. Поэтому прежде чем пытаться изменить социальный мир, нужно предварительно его хорошо объяснить. Имен¬но философии принадлежит прерогатива в разработке всеобъемлю¬щих концепций интеграции ис консолидации человеческого общества. Ее задача — помочь осознать л сформулировать коллективные цели и направить усилия на организацию коллективных действий по их до¬стижению. При этом степень жизненности философской концепции определяется тем, насколько она играет адаптационную и жизнеутвер¬ждающую роль для каждого индивида, способствует формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждает позитивный смысл и цель жизни. Таким образом, философия призвана помочь человеку в периоды нестабильного состояния общества, когда человеческое су¬ществование находится в «пограничной ситуации», на грани бытия и небытия, и каждый должен сделать свой выбор

8. Прогностическая функция  философии предполагает формулиров¬ку  в ее рамках гипотез об общих  тенденциях развития человека  и мира. Это своего рода обращенность  к будущему. При этом степень вероятнос¬ти прогноза, естественно, будет тем выше, чем больше философия опи¬рается на науку. Философия, опираясь на теоретическое осмысление жизни, закладывает фундамент новых взглядов и идей, нового миропо¬нимания. Таковыми могут считаться «планетарная этика» Рерихов или «русский космизм» К. Э. Циолковского, А. Л. Чижевского, рассматрива¬ющих единство человека и космоса, «ноосферная» концепция В. И. Вер¬надского и др.

Следует подчеркнуть, что  все функции философии взаимосвязаны. Нельзя разорвать, например, мировоззренческую и методологическую, методологическую и гносеологическую, социальную и прогностиче¬скую и т. д. Вместе с тем только через их целостное единство проявля¬ется специфика и сущность философского знания.

Разумеется, этими функциями содержание философии не исчерпыва¬ется. Наряду с перечисленными, в зависимости от сферы приложения философии выделяют также еще и теоретическую, онтологическую, культурологическую, логическую, эвристическую, герменевтическую, чувственно-эстетическую, культурно-воспитательную, координирую¬щую, интегрирующую и другие функции философии.

Важность выполняемых  философией функций подчеркнем проница¬тельным  высказыванием русского философа Г. Челпанова: «...самой важ¬ной функцией философии является то, что она влечет мысль к высшим проблемам и удерживает науку от бесцельного накопления знаний»2. Философия хотя и не дает однозначных ответов, но учит думать и размышлять. Изучение философии призвано помочь преобразовать, систематизировать стихийно сложившиеся взгляды у человека в бо¬лее продуманное, обоснованное миропонимание, мировоззрение.

Информация о работе Лекции по "Философии"