Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 19:52, курс лекций
Основные типы истолкования сущности философии. Понятия мироотношения и мировоззрения. Мировоззрение и общекультурная картина мира. Мировоззрение и философия. Социально-исторические детерминанты возникновения философии. Смысл и назначение философии в мире культуры. Философия как основание четырех различных сфер человеческих интересов; науки, поэзии, религии, логики. Философия и мифология. Философия и религия. Философия и искусство. Философия и наука. Философия и политика. До изучения предмета от студентов приходится слышать: «Зачем нам нужна философия?»
Другой важной темой
китайской философской мысли
была идея нравственного
Основные проблемы философии Конфуция.
1. Система этических норм.
2. Политические вопросы.
3. Поведение личности.
4. Общественное управление.
Идеи Конфуция оказали значительное влияние на развитие не только философской, но и этико-политической мысли Китая, а также Японии, Кореи и других дальневосточных стран. Размышляя о судьбе своего общества, о несовершенстве человеческой натуры, Конфуций пришел к выводу, что ничего положительного нельзя достичь, если не рукодствоваться правильными принципами. В постижении их видел он смысл и собственной деятельности, самой жизни: «Если на рассвете познаешь правильный путь (Дао), то на закате Солнца можешь и умереть». И в центре его учения оказался человек — венец природы, наделенный сознанием и волей, способный сделать совершенным управление государством.
Главные принципы конфуцианства.
♦ Принцип «жэнь», т. е. гуманность и человеколюбие. «Чего не же¬лаешь себе, того не делай другим».
♦ Принцип «ли», т. е. почтительность и ритуал. «Воспитанный че¬ловек предъявляет требования к себе, низкий человек предъяв¬ляет требования к другим».
Принцип «чжэн-мин», т. е.
исправление имен. В обществе будут
порядок и взаимопонимание
Принцип «цзюнь-цзы», т. е. образ благородного мужа. Все люди способны быть высоконравственными, но это прежде всего удел мудрых, занимающихся умственной деятельностью. Предназна¬чение простолюдинов — обслуживать аристократическую элиту во главе с императором.
Принцип «вэнь», т. е. образованность, просвещенность, духов¬ность в сочетании с любовью к учению и нестеснительностью в обращении за советами к нижестоящим.
♦ Принцип «ди», т. е. повиновение старшим по должности и возра¬сту. «Если человек почтителен, то его не презирают. Если чело¬век правдив, то ему доверяют. Если человек сметлив, он добива¬ется успехов. Если человек добр, он может использовать других».
♦ Принцип «чжун», т. е. преданность государю, нравственный ав¬торитет правительства. Правители должны вносить в жизнь по¬рядок с помощью правил поведения. «Если власть не будет алч¬на, то и люди не станут воровать».
Соединение идей о гармонично упорядоченном обществе и идеаль¬ном (благородном) человеке составило цельное учение конфуциан¬ства. В его содержании над собственно философской стороной превалировала этико-политическая. Великий китайский мыслитель решал «вечные» вопросы современной ему жизни, а в них преобладала душевная боль за общественную неустроенность и падение нравов. На фоне этого общетеоретические (космологические, гносеологические и мировоззренческие проблемы отступали на второй план.
Формула Конфуция «Управлять — значит поступать правильно» вошла в повседневную лексику китайцев, обозначая норму поведения в семье, в кругу друзей и знакомых, взаимоотношения руководителей и подчиненных. Она стала одним из определяющих принципов социаль¬ной жизни, вошла в народную культуру и массовое сознание вплоть до нашего века.
Учение Конфуция излагалось его учениками, поскольку сам он ни¬чего не писал. В одной из книг его учеников «Лунь-Юй» («Суждения и беседы») записаны в форме вопросов и ответов мудрые мысли и наставления философа.
Отличие конфуцианства от даосизма.
1. Конфуцианство — учение рационалистическое. В даосизме весь ма велико мистическое начало.
2. Конфуцианство обращалось к человеку как культурному, разум ному существу, даосизм — как существу природному: его эмоци ям, инстинктам.
Конфуцианство было элитарным учением образованных, интеллек¬туальных слоев. Даосизм стал весьма демократичным, пробуждая спонтанность и естественность.
Основоположник школы моизма Мо-цзы, или Мо Ди (479-400 гг. до н. э.), родившийся в год смерти Конфуция и ставший затем реши¬тельным идейным противником конфуцианства, понимал «всеобщую (взаимную) любовь», направленную прежде всего от «я» к другим. Он считал, что предопределенной судьбы нет, призывал людей помогать друг другу, заниматься полезным трудом, отказаться от насилия и войн, выдвигать мудрых и достойных для управления страной, независимо от занимаемого ими положения в обществе. Со II в. до н. э. школа моистов перестала существовать как самостоятельное идейное движение.
Буддизм в форме махаяны появился в Китае в V в. н. э., укоренился и стал фактически третьей религиозной системой, причем в стране за многие века сформировалось несколько школ собственно китайского буддизма, одной из которых является школа чань-буддизма (чань-«медитация»). Целями чань-буддизма являются медитация и саморас¬крытие человека. Конечной целью медитации было достижение осо¬бого состояния — «просветления».
Основоположник легизма — школы «законников» («фацзя») Шан (390-338 гг. до н. э.) разработал теорию деспотического государ-ва и сформулировал основную концепцию легизма об управлении обществом ством и государством. Выступая против конфуцианства, он утверждал, что человеколюбие — причина всех проступков, что политика несовместима с нравственностью, а вместо убеждения необходимо применить систему принуждения. Программа законников (легистов) la реализована в эпоху правления Цинь Ши-хуанди. В политической истории Китая, в развитии китайской государственности сыграли значительную роль легизм и конфуцианство. Различие их философских концепций в том, что конфуцианство делало ставку на высокую мораль и древние традиции, легизм же выше всего ставил силу закона, авторитет которого должен держаться на жестоких наказаниях, абсолютном повиновении и сознательном оглуплении народа.
5-лекция
Философия в античной культуре
Социокультурный контекст формирования и развития древнегреческой философии. Генезис философии. Влияние греческой мифологии. Самоопределение философии и отмежевание от мира. Эпистемологический поворот философских поисков. Постановка этико-политических вопросов. Роль софистов и Сократа в дальнейшем развитии древнегреческой философии. Парменид: у истоков формирования философского доказательства.
Фундаментальный характер постановки Платоном проблемы знания и компетентности. Философия Платона - как форма поиска установления приоритета. разума над природой и обществом.
Философия Аристотеля как энциклопедия античной культуры. Ангажированность и значимость проблемы знания для достижения разумной жизни. Проблематизация путей получения знания и компетентности. Формирование этической компетентности и ее роль, в получении знаний о разумных действиях. Логика как органон взвешенного мышления. Цивилизованный человек как форма раскрытия человеческой природы. Жизнь в обществе как условие творческой реализации возможностей Разума. «Полития» как разумная жизнь в обществе - цель человеческого сообщества.
Философские поиски
обеспечения личного счастья. Эпикуреизм
- как философия личного
Влияние античной философии на формирование рационального решения человека к миру, на стратегию рационального господства человека над природой и социальным миром. Влияние мировоззренческих ориентиров античной философии на формирование культурного в социально-политического активизма человека.
Античной философией называют философию Древней Греции и Древнего Рима (VII в. до н. э. — III в. н. э.). Культурные достижения древнегреческого и древнеримского общества по праву считаются основой европейской цивилизации. Античная философия явилась главным иочником развития европейской общественной мысли — философской, правовой, экономической и т. д. В развитии античной философии выделяют следующие этапы:
♦ VII -V вв. до н. э. — доклассический, или натурфилософский;
V-IV вв. до н. э. — классический;
IV в. до н. э. — III в. н. э. — эллинистический.
Доклассическая философия (натурфилософия) (VII-V вв. до н. э.)
Доклассический период в развитии античной философии называют досократическим (или досократовским) — от имени древнегреческого мыслителя Сократа, положившего начало классической философии.
В этот период центрами развития
философской мысли являлись греческие
колонии Элея, Милет, Эфес и др. Его
особенностью была неразделенность
собственно философских и естественно-
Центральным вопросом учений досократиков был вопрос о первоначале мира. Так, Фалес считал началом мироздания воду, Анаксимен - воздух, Гераклит — огонь, Анаксимандр — «апейрон» (беспредельное вечное начало, первовещество), Демокрит — атом (мельчайшую и неделимую частицу), Пифагор — число как символ гармонии мира. Выделение первоначал означало переход от частных понятий к выделению всеобщего. Символы всеобщего одушевлялись и даже обожествлялись. Такая точка зрения определяется как гилозоизм, или учение о всеобщей одушевленной материи. Крупнейшими достижениями в доклассической философии стали так называемый стихийно диалектический метод Гераклита и атомистическая теория Демокрита.
Гераклит полагал, что все мировые процессы возникают из борьбы противоположностей. Борьба — это способ достижения гармонии, способ существования всего. Движение, изменение, борьба, по Гераклиту, не прекращаются ни на мгновение: «В ту же реку дважды не войдешь», «Все течет, все меняется». Сторонники гераклитовского метода рассмотрения вещей получили в античной философии прозвище «текучих». Их про-тивников стали называть «неподвижными». Впоследствии из этих двух подходов выросли диалектический и метафизический методы познания.
Демокрит выдвинул идею о мельчайших неделимых частицах вещества как первооснове мира, названных им атомами (от греч. atomos — неделимый). Атомы, по теории Демокрита, находятся в постоянном движении, отчего и возникают все явления и процессы в природе. Увидеть атомы (или постичь каким-либо другим чувственным способом) | невозможно, но их существование можно осознать разумом.
Зенон (ок. 490-430 гг. до н. э.) считал, что всякое понятие о движении противоречиво, а следовательно, не истинно. Он создал целый ряд апо рий (апория — затруднение, безвыходное положение), доказательств, направленных против признания истинности движения. «Движущийся (предмет) не движется ни в том месте, где он находится, ни в том месте, где его нет». Зенон выдвинул апорию «Летящая стрела покоится», согласно ей путь движения состоит из суммы покоящихся точек, и в каждом пункте движения стрела находится в состоянии покоя.
После этого Зенон предлагает задуматься над тем, как из ряда состояния покоя может возникнуть движение. Он старается подвести к выводу (об отрицании движения вообще. Этой же цели служат и такие егокорни, как «Дихотомия», «Ахиллес и черепаха».
Классический период (V-IV вв. до н. э.)
Расцвет античной философии приходится на V-IV вв. до н. э. Он связан с именами величайших древнегреческих мыслителей — Сократа, Платона и Аристотеля. Центром философской мысли этого периода были Афины, поэтому классический период античной философии наывают также афинским. Совокупность учений классиков вошла историю под названием Афинской школы.
Главной особенностью классической философии стало создание схематизированных учений, а также перемещение проблематики философских рассуждений от натурфилософских вопросов к вопросам антропологического и гносеологического характера. Антропологическая проблематика впервые отчётливо проявилась философии софистов (от греч. sophistes — мудрец, искусник, знаток). Софистами стали называть древнегреческих просветителей V—IV вв. до н. э., за деньги обучавших «мудрости и красноречию». Софисты были первыми философами-профессионалами. Наиболее известными софистами были Протагор и Гиппий.
Особенности философии софистов.
♦ Критическое отношение к окружающей действительности. ф 1 (еприятие опыта прошлых цивилизаций.
♦ ()трицание старых норм, законов и привычек
Субъективизм в оценках и суждениях.
Следование логике в практике и процессе познания.
Главной заслугой софистов является их критика окружающей действительности, а также просветительский характер их деятельности. Софисты не создали единого философского учения. Они учили не столько знаниям, сколько умению убеждать, доказывать свое мнение. В современном языке софистикой называют искусство доказывать любые, даже неверные положения. «Обо всякой вещи есть два прямо противоположных мнения», — учили софисты. Следовательно, из них можно выбрать такое, какое потребуется: критерий истинности находится в самом человеке. «Человек есть мера всех вещей», — утверждал Протагор. Человек находился и в центре всех философских рассуждений Сократа. Сократ (469-399 гг. до н. э.) не оставил письменных сочинении, свое учение он излагал в беседах с учениками и дискуссиях с оппонентами. Основные положения философии Сократа дошли до нас в пересказах Аристофана, Ксенофонта и Платона. Сократ впервые ел лал предметом анализа понятия, а не саму действительность. Поэтов его часто называют «первым философом», «отцом философии», «олицетворением философии» и т. п.