Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 19:52, курс лекций

Краткое описание

Основные типы истолкования сущности философии. Понятия мироотношения и мировоззрения. Мировоззрение и общекультурная картина мира. Мировоззрение и философия. Социально-исторические детерминанты возникновения философии. Смысл и назначение философии в мире культуры. Философия как основание четырех различных сфер человеческих интересов; науки, поэзии, религии, логики. Философия и мифология. Философия и религия. Философия и искусство. Философия и наука. Философия и политика. До изучения предмета от студентов приходится слышать: «Зачем нам нужна философия?»

Вложенные файлы: 1 файл

Т. А. Сулейменов Курс лекции по философии Шымкент-2010 г. 1-лекц.doc

— 788.00 Кб (Скачать файл)

Одной из центральных  проблем схоластической философии была проблема универсалий или наиболее общих понятий. Вопрос был в том, являются ли эти понятия первичными или вторичными. В решении этого вопроса сложились три основные направления — реализм, номинализм и концептуализм.

Реалисты (А. Кентерберийский, Гийом из Шампо, Ф. Аквинский и др.) считали, что общие понятия существуют до и независимо от вещей, то есть универсалии самостоятельны и не зависят от конкретных вещей и человека.

Номиналисты (И. Росцелин, Д. Скотт, У. Оккам и др.) считали, общее существует лишь после единичных вещей. Универсалии независимы и не отражают свойств вещей. Они лишь имена, названия вещей.

Концептуалисты (П. Абеляр и др.) рассматривали вещь как  единство общего и единичного. Общие  понятия существуют объективно в уме человека.

Одной из важнейших проблем  средневековой философии была проблема доказательства существования Бога. Онтологическое доказательство Ансельма Кентерберийского заключается в  том, что идеи существуют реально. А  раз есть идея Бога, значит, есть и сам Бог. В отличие от Ансельма Фома Аквинский стремился идти от бытия к Богу и выдвинул следующие доказательства его существования:

    1. каждый предмет движим другим, значит, есть перводвигатель;
    2. мир должен иметь абсолютно необходимые причины, значит, есть первопричины;
    3. бессмысленно считать, что нет исходной основы всего существующего, каковой является Бог;
    4. целью бытия является совершенство, значит, есть само совершенство;
    5. последней целью, гармонизирующей все целесообразные процессы, является Бог.

В XIV-XV вв. происходит ряд изменений в западной культуре и философии:

      • кризис церкви, усиление еретических движений;
      • еще более быстрое развитие городов, ремесел, торговли, что приводит к возрастанию интереса к научным исследованиям;
      • возникновение новых университетов (Прага, Краков, Вена и др.);
      • возрастание критического духа философии, появление новых философских идей, предвещающих наступление новой идеи.

Этот этап - этап поздней  схоластики можно характеризовать  как переходный период к новой  философии.  Примечательно в этом отношении учение Иоанна Дунса Скотта, противника Ф. Аквинского. Он считал, что полная гармония между теологией и аристотелевской философией, которую стремился восстановить Ф. Аквинский, невозможна. Дунс Скотт делает упор на человеческую индивидуальность, исключительность, что предвосхищает индивидуализм эпохи Ренессанса.

Несмотря на замедление темпов роста науки и философии, все же эпоху средневековья в  Западной Европе нельзя представлять только как бесплодную эпоху, «выпавшую» из общего хора исторического развития.  Средневековая философия и культура сохранила преемственность с античной культурой, и в некоторой степени наметила переход к новому стилю мышления, поставила проблемы, которые были решены позднее.

Во-первых, целостное  видение мира, которое было у греков, сохранилось, хотя в ином виде. Если целостность у античности рассматривалась в виде космоса, то здесь основой целостного мира является божественная воля. Многообразие явлений мира порождено Богом. Правда, «сотворенное» многообразие мира утрачивает здесь всякую самостоятельность существования — так обернулось в средние века противопоставление мира по истине миру по мнению, характерное для греков.

Логические поиски средневековой  философии привели к конструированию  логики  в качестве самостоятельной науки отличной от онтологии.

Во-вторых, средневековая  философия и теология уделяли  значение проблеме человека. Причем, человек  рассматривался в ее целости, а не в отдельности его частей, как  делает наука. Человек рассматривается  не как объект, а как субъект, как бы «изнутри». Человек — природное существо, но в нем есть элемент, превышающий природное начало. Он лежит в акте самосознания. Но самосознание человека двойственно: он подавлен и угнетен, но и свободен, способен творить. Религия дает оправдание этой природе человека. С одной стороны, человек — греховен и нуждается в искуплении, он должен смириться; с другой — человек сотворен Богом по его образу и подобию. Тем самым, Бог как  бы стал человеком и этим высоко поднял его. Но нужно сказать, что христианская  философия отвергала человека как творца. Человек разумен и свободен, но он не может быть творцом.

В-третьих, в отличие  от предшествующих эпох нравственные категории были подняты на небывалую  высоту. Это не означает, что нравственность — открытие религии. Истоки морали лежат в мифологии, в табу, запретах. Но именно религия возвела нравственность  в ранг закона, нормы, ценности. Человек не только природное, разумное и свободное существо, но и нравственное существо.

В-четвертых, наука часто рассматривается как во всем противоположное религии. Но ни один феномен культуры не может плодотворно развиваться вне связи с другими феноменами. В этом смысле, без тех «изменений», которые  дала средневековая наука, равно как и изменений в понимании человека невозможно было бы Новое время, новая эра в развитии науки.

В-пятых, немало достижений средневековой культуры в музыке, литературе, искусстве.

Для средневековой философии  были характерны следующие черты.

В отличие от античности в средневековье появилось понятие личности, но в первую очередь, личности Бога. Бог — это абсолютная личность. Отсюда вытекает теоцентрическое понимание мира. Бог является источником всякого бытия, истины, добра и красоты. При этом, Бог един — монотеизм.

Одной из характерных  особенностей средневековья был креационизм, то есть идея сотворения мира Богом из ничего. Отсюда вытекает ряд проблем, вызывающих до сих пор споры. Если Бог сотворил мир и человека по своему образу и подобию, то почему он не отвечает за дела сотворенных им людей? Если творит Бог, то почему хоть в меньшей степени не может творить и сотворенный им человек, тем более, что он выделяется из природы и имеет возможность изменения своей жизни?

В понимании общественных проблем средневековые мыслители  придерживались идеи провиденциализма, воззрения, согласно которому развитие человеческого общества определяется божественным провидением.

В средневековье произошли  изменения в понимании времени. К античному цикличному пониманию  времени присоединяется Святая история, в связи с чем цикличность как бы растягивалась. Появилась идея линейного времени и множественности времен.

Одной из особенностей этого  периода является символизм, так  как весь мир представлялся как  огромное множество символов и средневековые  мыслители стремились постичь их скрытый смысл.

Большое внимание средневековые  мыслители уделяли слову, тексту, так как считалось, что все  тайны мира находятся в Священных  писаниях. Отсюда, средневековая герменевтика или экзегетика, то есть искусство  интерпретации текстов. Источником и мерой оценки теорий была Библия. Для этой цели использовались все достижения формальной логики, особенно аристотелевской.

В отличие от античности, где центральной проблемой был  космос, в средневековье становится человек. Появляется понятие личности, правда нравственной личности, который должен жить по этическим нормам, изложенным Иисусом. Человек понимается как единство тела, души и духа. Духовность как качество человека появляется в это время, что означает, сопричастность божественному посредством веры. Человек стоит выше природы, но это не означает, что он должен разрушать природу. Все, что сотворено Богом, не может быть уничтожено человеком.

В целом, средневековье  — сложный и противоречивый период в истории человечества, для которого характерны и несомненные достижения и недостатки.   

            

 

7-лекция

Арабо-мусульманская      философия       в      контексте      исламской  среднедневековой культуры

 

Социокультурный    и    духовный    контекст    арабо-мусульманской философии. Исламская  культура и формирование основных направлений философии. Рационалистическая традиция в исламском мире культуры. Фундаментальные    идеи    и    принципы    "Фалсафа".    Энциклопедизм, универсализм  арабоязычного перипатетизма:  Аль-Кинди,  аль-Фараби, ибн Сина, Ибн Рушд. Вклад корифеев рационалистической традиции в разработку наиболее важных мировоззренческих вопросов.

Концепция знания в Коране. Коран и рациональное богословие. Исламская  модель  мира.   Место   человека  и   основные   максимы   его жизнеустройства.

Место и роль суфизма а исламской культуре. Учение о мире, Боге и человеке в  суфизме. Суфийская практика духовного  восхождения и совершенствования. Основные духовные ценности суфизма. Символизм  и мистическая практика суфизма. Вклад ибн Араби, аль-Газали в развитие философии суфизма. Суфизм и Омар Хайям. Символика и мистицизм иранского суфизма.

Становление тюркоязычной философии. Философия Юсуфа Баласугуни. Благодатное знание. Проблемы этики, политики. Философские искания А.Йугинаки. Философские искания Махмуда Кашгари. Основополагающие идеи и принципы суфийского учения Ходжа Ахмета Яссауи. Влияние суфизма на духовную культуру стран Востока и Запада.

 

Предпосылки возникновения  средневековой восточной философии:

  1. Формирование ислама (622 г.)
  2. Проникновение эллинизма в Среднею Азию
  3. Возникновение Арабского Халифата.
  4. Возникновение переводческого движения.
  5. Проникновение философии Аристотеля и Платона в страны Арабского Халифата.

Особенности средневековой  восточной философии:

  1. Философские произведения писали на арабском языке.
  2. Задачей этой философии была: защита ислама, обоснование ее догматов.
  3. Эта философия развивалась в тесной связи с естественными науками.

Арабы стали преемниками  античной культуры, на Восток бежали от преследований последние греческие  философы. Так возникала мощная многоликая наука. Крестовые походы открыли европейцам этот удивительный мир, а через него и античность.

 

Основные направления  средневековой арабоязычной  философии (калам, восточный перипатетизм, суфизм)

Ибн Сина (латинизир. Авиценна) (980-1037) – один из энциклопедистов того времени, философ, врач, поэт. Постигая в конечном счете человека, Авиценна принимает материю за потенциальную возможность. Как последователь Аристотеля он полагает, что божественный разум предшествует вещам, но человеческий следует за ним. Разум выявляет смысл вещей, их структуру, формы, способы соединения.

Данте в «Божественной  комедии» ставит Авиценну рядом с  Платоном и Аристотелем. «Канон врачебной  науки», главный труд великого мыслителя  славился на уровне Библии и был около 600 лет учебником для врачей Востока и Запада. Фанатики уже после смерти Авиценны четырежды предавали его анафеме (последний раз при Хомейни в Иране). Среди стихов философа есть такой:

О, Всемогущий Бог, ты с  нами слишком строг!

Зачем грозить нам карами небесными,

Когда ты сам создать  не мог

Нас более разумными  и честными?

Последователем Авиценны был Омар Хайям (ок. 1048-1123), выдающийся персидско-таджикский философ, ученый и поэт. Известны пять философских  сочинений Хайяма: «Трактат о бытии и долженствовании», «Ответ на три вопроса: необходимость противоречия в мире, детерминизм и вечность», «Свет разума о предмете всеобщей науки», «Трактат о существовании», «Книга по требованию (Обо всем сущем)». Математические и астрономические изыскания, разработка отличавшегося высокой степенью точности календаря, как и рубаи, стихи о человеке в мире, о смысле жизни, ее трагизме и радости земного бытия – все это принесло Хайяму мировую неувядающую известность.

В стихах Хайяма философские  идеи выражены определеннее, чем в трактатах. Характерная черта его философских размышлений – скептицизм. Если бог- воплощение абсолютной справедливости, почему в сотворенном им мире столько много зла и несчастий? Если бог предопределил греховность человека, несет ли человек ответственность перед ним за свои прегрешения? Мыслитель ставит под сомнение догмат о божественном предопределении, один из центральных в исламе. Сквозь общеидеалистическую позицию Хайяма прорываются богоборческие идеи, признание конечности человеческой жизни, поэтизация земного человеческого бытия во всем его чувственном многообразии. Согласно преданию, Хайям умер во время чтения «Канона врачебной науки».

В арабо-язычной философии  существуют 3 направления:

  1. Восточный перипатетизм  (аристотелизм)
  2. Суфизм 
  3. Калам.

Видные представители  восточного перипатетизма: Аль- Кинди, Ибн Рушд, Аль-Фараби, Ибн-Туфейль. Восточный  перипатетизм продолжил традиции античной философии. Восточный перипатетизм занимался следующими проблемами:

Информация о работе Лекции по "Философии"