Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 21:41, курс лекций

Краткое описание

Философская мысль Древнего Востока.
Характер взаимоотношений первобытного человека с природой вызывал ощущение неразрывной связанности.
Этика и политические взгляды Конфуция.
Главное учение – «Практическая этика» - о правилах поведения человека; и «политическая этика» - принципы, которыми должен пользоваться .правитель.

Вложенные файлы: 1 файл

Filosofia (3).doc

— 659.00 Кб (Скачать файл)

В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Ведь добро есть тоже знание, поэтому культура интеллекта может сделать людей добрыми: никто не зол по доброй воле, люди злы лишь по неведению.

Философия, как её понимает Сократ не умозрительное рассмотрение природы, а учение о том, как следует жить. Но т.к. жить – искусство и т.к. для совершенствования в искусстве необходимо знание искусства, то главному практическому вопросу философии должен предшествовать вопрос о сущности знания. Знание Сократ понимает как усмотрение общего для целого ряда вещей. Т.о. знание – понятие о предмете, достигается посредством определения понятий.

Для выяснения определения понятия Сократ пользовался методом диалектики. Это был допрос, в ходе которого Сократ показывал несостоятельность ответов спрашиваемого и подводил его к осознанию ошибочности его мнения и тем самым внушал ему своё правильное понимание обсуждаемого вопроса. Сократ требовал без замедления и кратко отвечать «да» или «нет». По ходу беседы он обнажал противоречивость ответов. Диалектика Сократа включала в себя довольно незамысловатые, но эффективные психологические приёмы. Также метод «майевтика»

III. ПЛАТОН.

Платон (428/424 – 347 г. до н.э.) происходил из знатного афинского рода. Подлинное имя –Аристоки. В Афинах основал школу – Академию.

Учение об эйдосах. Основная часть философии Платона, давшая название целому направлению философии — это учение об идеях (эйдосах), о существовании двух миров: мира идей (эйдосов) и мира вещей, или форм. Идеи (эйдосы) являются прообразами вещей, их истоками. Идеи (эйдосы) лежат в основе всего множества вещей, образованных из бесформенной материи. Идеи — источник всего, сама же материя ничего не может породить.Мир идей (эйдосов) существует вне времени и пространства.

Теория познания Платона неотделима от его учении о душе. Что же есть по Платону знание? Человек не участвует в творении мира, поэтому ему остается только познавать мир. Мы можем различить у Платона следующие виды знания:

1). Знание совершенно достоверное  без примеси лжи и заблуждения  – знание идей, изначально получаемое  до вселения душ в тела непосредственным умозрением идей, а после вселения в тела – путём диалектического припоминания;

2). Близкое к достоверному знание  чисел и основанных на них  наук;

3). Знание мнимое, смесь истины  и заблуждения, эмпирическое и  физическое «знание» вещей, чувственного мира, опирающееся на чувственное восприятие, в котором нет истины.

Платон не соглашается признать в качестве знания ни ощущение, ни истинное мнение, ни мнение с присоединением определения. Знание не обязательно связано с телом, необязательно, чтобы знание проистекало из опыта, основанием которого служат чувства.

Душа лучше мыслит, если её не мешает тело, органы чувств, удовольствия. Ощущения нарушают круговращения в голове, и души тогда изрекают ложные мнения. Т.о., подлинное знание возможно после смерти человека при отделении мыслящей души от чувствующего тела. Тело есть обиталище души, однако для души тело – не лучшее место обитания, из которого она стремится выбраться.

Теория познания Платона опирается на его учение о душе. Платон считал, что человек, как телесное существо, смертен. Душа же его бессмертна. Когда человек умирает, его душа не погибает, а лишь освобождается от телесного покрова как своей темницы и начинает свободно путешествовать в поднебесной сфере. Во время этого путешествия она соприкасается с миром идей и созерцает их. Поэтому суть процесса познания состоит в припоминании душой тех идей, которые она уже созерцала. Истинное знание дает только мышление. Мышление же это не зависимый от чувственных восприятий абсолютно самостоятельный процесс припоминания. Только мышление дает знание идей. Чувственное восприятие порождает лишь мнения о вещах. В связи с этим процесс познания определяется Платоном как диалектика, то есть искусство вести устную речь, искусство ставить вопросы и отвечать на них, пробуждая воспоминания. Чел душа независима от тела и бессмертна. Душа состоит из 3 частей: разумной, которая создается самим творцом, аффективной (мужественной) и вожделеющей (сдержанной), которая создаются низшими богами. Так как люди не могут личными усилиями приблизиться к совершенству то необходимо государство и законы. Государство основано на разделении труда между разрядами свободных граждан. В учении о делении граждан на разряды Платон руководствуется своей классификацией частей души. Разумной части должен соответствовать разум правителей-философов, аффектной - воинов, вожделенной - ремесленников. Частная собственность и семья - подрывают условия общества. Поэтому Платон разработал план общежития, основанного на устранении для правит и воинов - личной собственности, а также учение о общности жен и воспитании детей.

В основу своего проекта идеального государства Платон кладет аристократию. Лучшими правителями будут те, кто умеет разумно отрекаться от своих пристрастий, кто любит свое государство – философы.

 Свое учение о мироздании, о возникновении мира и Вселенной  Платон изложил в диалоге «Тимей». Этот диалог оказался единственным, который получил большое распространение в эпоху средневековья, и многие знакомились с философией Платона прежде всего по диалогу «Тимей». Диалог необычен тем, что изложение ведется от лица не Сократа, а Тимея, рассказывающего Сократу и собеседникам миф, который сам он недавно услышал. 
Сами по себе эти 2 факта – то, что учение о мироздании излагается не Сократом, а Тимеем, и то, что оно излагается в форме мифа, а не в форме рассуждения, – позволяют предположить, что Платон излагает не знание, а мнение.  
2. Концепция создания мира 
 
Переосмыслив предшествовавшую ему философскую традицию, Платон увидел в основе космоса 3 разнородных начала – это: 
 
– это Бог-Демиург (творец; букв.: ремесленник, мастер) – активное начало, 
 
– идеи (эйдосы) – качественное начало, и 
 
– материя-“хора” (телесное, бесформенное, изменчивое, но восприимчивое начало, букв.: пространственность) – телесное начало. 
 
Схема его замысла: Демиург, имея материю и «эйдосы» (идеи), создает чувственно-конкретный космос, придавая ему совершенную, сферическую форму. 
 
Посредником между миром вечно тождественных идей и видимым миром становления в учении Платона выступает Мировая Душа. Она объединяет мир идей и мир вещей, в т. ч. и человека. Душа мира заставляет вещи подражать идеям, а идеи присутствовать в вещах. Она является источником разума в душе человека, что делает возможным познание интеллигибельного мира, мира идей. В целом она обеспечивает целесообразность и. закономерность косм. строя.

4 вопрос

Античная философия: эллинизм и Рим.

Аристотель является создателем самой большой, обширной научной системы из существовавших в античности. В своем большинстве труды Аристотеля сохранились у его учеников и последователей. Затем они были собраны и изданы Андроником Родосским. Когда он систематизировал рукописи Аристотеля, собственно философские «книги» были помещены после «книг» по физике, и были обозначены «То, что после физики». («после»-мета) Так образовалось новое слово – метафизика.

Аристотель рассматривает отдельные вещи: камень, растение, животное, человека. Всякий раз он выделяет в вещи материю(субстрат) и форму. В бронзовой статуе материя–это бронза, а форма–очертания статуи. Сложнее обстоит дело с отдельным человеком, его материя–это кости и мясо, а форма–душа. Для животного формой является животная душа, для растения–растительная душа. Что важнее–материя или форма? На первый взгляд кажется, что материя важнее формы, но Аристотель не согласен с этим. Ведь только благодаря форме индивид становится тем, чем он является. Значит, форма есть главная причина бытия. Всего причин четыре: формальная–сущность вещи; материальная–субстрат вещи; действующая–то, что приводит в движение и обуславливает изменения; целевая–во имя чего совершается действие.

Аристотель выделяет 10 категорий, которые отвечают на поставленный вопрос (о бытии), причем одна из категорий говорит о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его характеристики. Данными категориями являются:

сущность (субстанция)- это категория вечного порядка, субстанциальное ядро предметов и явлений, которое движет, но само не движется;

количество - ;

качество-свойство (красное, теплое);

отношение;

место;

время;

положение;

состояние;

действие;

страдание.

Иначе говоря, по Аристотелю, бытие – это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия, но не сущность. Также согласно Аристотелю категории – это высшее отражение и обобщение окружающей действительности, без которых немыслимо само бытие.

 

Логика Аристотеля. Логика - органическая часть системно-рационилизированного, философского мировоззрения Аристотеля. Аристотель – отец логики, как систематизированной науки о мышлении и его законах. Но логика для Аристотеля не самостоятельная специальная наука, инструмент всякой науки. В качестве логика Аристотель формирует основные законы мышления, определяет что есть истина и ложь, дает определение суждению и устанавливает виды суждений, определяет силлогизм (умозаключение), устанавливает фигуры силлогизма.

              Законы мышления. Из 4-х законов мышления традиционной логики Аристотель установил 2: закон (запрещения) противоречия и закон исключенного третьего.

   В краткой форме закон (запрещения противоречия) звучит  так « вместе существовать и не существовать нельзя», а в полной -  как утверждение: «Невозможно, чтобы одно и тоже вместе (одновременно) было и не было присуще одному и тому же в одном и том же смысле».

  Обостренной формой закона (запрещения) противоречия является  закон исключенного третьего, утверждающий не только, что в отношении одного и того же не может быть одновременно истинно «а» и «не-а», но и то, что истинность «а» означает ложность «не-а» и наоборот. «Не может быть ничего посередине между двумя противоречащими друг другу суждениями, но об одном субъекте необходимо либо утверждать, либо отрицать»

  Действие этих законов таково, что закон (запрещения) противоречия  необязательно влечет за собой закон исключенного третьего, но закон исключенного третьего предполагает действие закона (запрещения) противоречия.

     Силлогизм – речь, в которой если нечто положено, то с необходимостью вытекает нечто отличное от положенного в силу того, что положенное есть. Силлогизм – открытие Аристотеля. Он состоит из 3-х частей (суждений), 2 из которых – посылки, а 3-е суждение – заключение. Посылки были выражены у Аристотеля в форме: «В» присуще «А». Посылки связаны общим для них «средним» термином. В зависимости от того, что выступает в роли «среднего» термина, различаются фигуры силлогизма. Самая ценная из них в позновательном отношении и самая совершенная – первая фигура силлогизма:

«Если В присуще всякому С и если С присуще всякому А, то В присуще всякому А».

Первая фигура онтологична. В первой фигуре средний термин выражает причину:

   Все люди смертны

Сократ человек

Сократ смертен (из исходных посылок создается более сложное знание)

Вместе с тем, наряду с учением о силлогизмах, изложенном в "Аналитиках", он уделил внимание и проблеме вопроса, как одной из форм логического мышления.

Проблемы вопроса в его сочинениях нашли наиболее полное отражение в "Топике". Историки логики полагают, и весьма обоснованно, что это его сочинение создавалось в духовной атмосфере платоновской академии. Но предметом изучения в "Топике" выступает не содержание диалога, как это имеет место у Платона, а сами принципы диалогового обсуждения. В ней излагается методология (метатеория) диалектики Платона и по общему признанию является наряду с логикой подлинным изобретением Стагирита.

Показывая использование различных "топов", Аристотель разрабатывает систему их взаимосвязи, выделяет, в частности, структуру диалога, который содержит пять компонентов:

  1. постановка проблемы;
  2. средства правильного построения умозаключения - такие, как правила принятия положения, разбора значения каждого имени, нахождение различий и сходств;
  3. правила построения умозаключения - индуктивного или дедуктивного;
  4. стратегия постановки вопросов;
  5. стратегия ответа на них.

Однако диалогический метод у Аристотеля выступает как учение о доказательстве. Разрабатывая этот метод, он преследовал цель дать общие приемы мышления с тем, чтобы получить истинное знание. Это, пожалуй, первая в истории развития логики попытка рассмотрения вопроса в качестве основы диалога, одного из основных приемов достижения истины знания, полученного посредством вопроса. Более того, первый вопрос выступает исходным началом для другого вопроса (других вопросов). И таким путем круг рассуждений замыкается и постоянно воспроизводится.

Политика Аристотеля.  Все общественные формы жизни людей рассматриваются Аристотелем как развитие естественных (природных) форм общения в семье.

Общение из нескольких семей создает селение, а общение из нескольких селений – государство, гражданскую общину. Государство, по Аристотелю, своего рода общение. Гражданский, государственный вид общения становится определяющим для сущности человека.

Целью государства является благо, совершенная жизнь. Государство – соединение людей, чтобы жить счастливо. Идеал Аристотеля: полис, где первое место принадлежит средним слоям населения.

Скептики. Чувственное и рациональное знание отвергали. Наука основана на мнении, привычке, а не на действительном знании. Основателем скептицизма считают Пиррона (360 – 270 до н.э.). на его воззрения сильное влияние оказал Демокрит. Пирон не писал сочинений, а излагал свои воззрения устно.

В то время интерес к философии и вообще к теоретическим проблемам резко падал. Философов больше интересовал вопрос не столько о том, что есть и как существует мир,  сколько вопрос о том, как надо жить в этом мире, чтобы избежать угрожающих со всех сторон бедствий. Мудрецом следует назвать такого человека, который знает и сможет помочь понять, как научиться жить; мудрец – это своего рода мастер, но не в научном знании, это умелец в жизни. По Пиррону, философ – это тот, кто стремится к счастью, а оно состоит в невозмутимости и в отсутствии страданий. Философ обязан ответить на такие вопросы: из чего состоят вещи? Как мы должны относиться к вещам? Какую выгоду мы можем получить из такого отношения к ним? Согласно Пиррону, на первый вопрос мы не в состоянии получить ответа: всякая вещь «есть это не в большей мере, чем то». Поэтому ничто не должно быть называемо ни прекрасным, ни безобразным, ни справедливым, ни не справедливым. Всякому нашему утверждению о любом предмете может быть противопоставлено противоречащее ему утверждение. Что же делать? На этот вопрос философ отвечает: «Следовать принципу воздержания от каких бы то ни было суждений о чём – либо!» скептицизм Пиррона – это не полный агностицизм: безусловно достоверны для нас наши чувственные восприятия, когда мы рассматриваем их лишь как явления. Воздержание от категорического суждения об истинной природе вещей рождает чувство невозмутимости, безмятежности. Именно в этом и состоит высшая степень доступного философу истинного счастья.

Информация о работе Лекции по "Философии"