Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 21:41, курс лекций

Краткое описание

Философская мысль Древнего Востока.
Характер взаимоотношений первобытного человека с природой вызывал ощущение неразрывной связанности.
Этика и политические взгляды Конфуция.
Главное учение – «Практическая этика» - о правилах поведения человека; и «политическая этика» - принципы, которыми должен пользоваться .правитель.

Вложенные файлы: 1 файл

Filosofia (3).doc

— 659.00 Кб (Скачать файл)

Стоики

Стоицизм как философское направление просуществовал с 3 в. до н.э. до 3 в.н.э.

Основатель: Зенон.

Ученики, последователи: Клеанф, Хрисипп.

Стоики часто сравнивали философию с человеческим организмом. Логику они считали скелетом, этику – мышцами, а физику – душой. Стоики характеризовали философию как «упражнение в мудрости». Логика учит обращаться с понятиями, образовывать суждения и умозаключения. Без нее нельзя понять ни физику, ни этику.

Стоики поместили в «философию природы» онтологию. В ней они признают 2 основных принципа:

  1. материальный (материал), который считается основой;
  2. духовный (бог) – логос, который проникает через всю материю и образует конкретные единичные вещи.

  Познание, истина

Основа познания – чувственное восприятие. Центральным понятием и определенным критерием истинности познания является учение о схватывающем представлении, которое возникает под действием воспринимаемого предмета при активном участии субъекта восприятия.

Центром и носителем познания является душа. Она понимается как нечто телесное, материальное. Ее центральная часть – разум, он связывает человека со всем миром.

  Стоическая этика выдвигает на вершину человеческих усилий добродетель, которая, по их представлениям, единственное благо. Добродетель означает жить в согласии с разумом. 4 основные добродетели: разумность, умеренность, справедливость, доблесть. 4 противопоставления: неразумность, распущенность, несправедливость, трусость (малодушие).

Идеалом стоических усмотрений выступает покой (атараксия) или, по крайней мере, терпение (анатея).

  Сенека

Все работы Сенеки посвящены этическим проблемам. В воззрениях на природу, душу Сенека придерживается старой стои.

Отличия: Сенека почти не занимается логической проблематикой. Центром и сосредоточением его системы является этика. Как основной выделяется принцип согласия с природой; принцип подчиненности человека судьбе. Смысл жизни Сенека видит в достижении абсолютного душевного спокойствия. Одна из предпосылок – преодоление страха перед смертью. В этике подчеркивается понятие человека как индивида, стремящегося к совершенствованию в добродетелях.

        Эпикуреизм

Эпикур, Лукреций Кар.

Главная задача эпикурейской философии – наставить людей в том, какую жизнь должно считать счастливой, в чем видеть благо человека. Благо – наслаждение. Положение, что удовольствие – цель нашей жизни, - очевидно. Наслаждение – первое и прирожденное благо, им мы оцениваем всякое благо.

   Начальный (низкий) вид наслаждения  – наслаждение в прямом смысле  слова, выражается в радости и весели от телесных, чувственных восприятий (вкусовые, от слушания музыки и др.).

   Наслаждение покоя –  душевное спокойствие и отсутствие  страданий. Оно как бы вбирает в себя наслаждение движения (низшее). Когда наслаждение достигнуто, возникает покой. Наслаждение покоя – высшее благо. В «главных положениях» Эпикура предел наслаждения – прекращение всякого страдания. Безмятежное состояние – атараксия. Для достижения необходимо освободить человека от множества самых разных страстей, влечений и неприятных переживаний. Человеческому счастью мешают страх перед властью богов, мысли о роке и смерти и т.д.

Люди подвержены страхам из-за невежественности. Преодолеть их можно с помощью эпикурейской философии. В философском размышлении избавление человека от тревог Эпикур находит искомое интеллектуальное наслаждение, то есть счастье. Т.о., в философствовании заключается счастливая жизнь.

Рассуждения об удовольствии ведут к этической теории Эпикура, которая разрабатывает правила поведения и наставляет людей в том, как избежать зла и неурядиц и перейти к добру и счастью. Нельзя жить приятно, если не жить разумно. Следовательно, надо к наслаждениям и неприятностям относиться избирательно, учитывать их последствия, ибо наслаждение может обернуться неприятностью, а вред – добром.

Различают пути преодоления телесных и душевных страданий: вспомнить об удовольствии, терпение, уход из жизни. По Эпикуру, жизнь и смерть одинаково нестрашны для мудреца: «Пока мы существуем, нет смерти; когда есть смерть, нас больше нет.» Жизнь и есть наибольшее наслаждение.

Эпикур развивал идеи атолизма. По Эпикуру, во Вселенной существуют только тела, находящиеся в пространстве. Они непосредственно воспринимаются чувствами, а наличие пустого пространства между телами следует из того, что иначе невозможно движение. Эпикур выдвинул идею об «отклонении» атомов, когда атомы движутся в связанном потоке. Эпикур наделяет атомы способностью самопроизвольного отклонения, которую он рассматривает по аналогии с внутренним волевым актом человека. Получается, что атомам присуща «свобода воли», которая определяет «непременное отклонение». Поэтому атомы способны описывать разные кривые, сплетаться и расплетаться, в результате чего возникает мир.

    Духовный мир. Характеризуя духовный мир человека, Эпикур признавал наличие у него души. Он характеризовал ее так: ничего нет тоньше, ни достовернее этой сущности, и состоит она из самых мелких и гладких элементов. Душа мыслилась Эпикуром как принцип целостности отдельных элементов духовного мира личности: чувств, ощущений, мысли и воли, как принцип вечного и безущербного существования.

   Знание начинается с чувственного опыта, но наука о знании имеет своим началом прежде всего анализ слов и установление точной терминологии, т.е. чувственный опыт должен быть осмыслен и обработан в виде терминологически зафиксированных смысловых структур. Само ощущение без осмысления не есть знание.

           Неоплатонизм-

направление античной философии позднего эллинизма, систематизировавшее основные идеи Платона с учетом идей Аристотеля. Особенностью является учение о сохранении внутреннего покоя личности и ее защите различного рода потрясений. Философской сердцевиной является разработка диалектики платоновской триады «единое-ум-душа» и доведение ее до космического масштаба.

Основатель - Плотин. Наиболее оригинальной частью воззрений Плотина является учение о первой ипостаси. С ней связана такая идея, как восхождение души от чувственного состояния к сверхчувственному – экстазу. Всякая вещь, созерцаемая как таковая, отличная от всего иного: она – «одно», противополагаемое всему другому, а Единое неразличимо и нераздельно, соприсуще всякому сущему и всему мыслимому. Оно не дробиться, существует везде и во всем.

Философия Плотина специфически выражает безысходность и неразрешимость противоречий, которые становятся всеохватывающими. Это самый выразительный предвестник конца античной культуры.

5 вопрос

Философия Средневековья.

Период средневековья: для Западной Европы– с конца 5в.н.э. до начала 16в.; для Руси – с 8в. до конца 17в.

Мировоззрение средневековья связано с монотеистическими религиями (для запада – христианство, для востока – ислам).

Христианство возникает в Палестине как течение иудаизма, но потом развивается как самостоятельная религия. В 4-ом в. христианство стало государственной религией Римской империи. Христианство распространилось среди кельтских, германских племен. В 7-ом в. христианство принимает Британия, в 10-ом в.- периферийные районы Европы. Основные догматы христианства изложены в Евангелии.

Особенности христианства, ислама, иудаизма.

  1. Идея единого трансиндентного бога (бог нематериален, непознаваем);
  2. этическая религия;
  3. текстовая (письменная) религия, связанная с изучением, толкованием, комментированием священных текстов.

         Принципы средневекового мировоззрения.

  1. Теоцентризм («теос» - бог) – идея того, что бог является источником бытия (первичное бытие). Сам бог не от чего не зависит, а все остальное зависит от него; это источник всех позитивных качеств (благо, красота и т.д.).
  2. Креационизм – мир сотворен богом из ничего.
  3. Провиденциализм – (провидение) идея контроля богом мира, который он создал. Отсюда вытекает идея осмысленности всех событий (человеческая история понимается как сокральный, священный процесс; всякое действие есть послание бога).
  4. Эсхатологизм (учение о конце света – эсхатология) – идея конца света. Отсюда вытекает линейное понимание времени (сотворение мира – первое пришествие Христа- второе пришествие Христа – апокалипсис)
  5. Ревеляционизм – («ревеляцио» - откровение) – бог открывает перед людьми некоторые свои тайны посредством пророков. Отсюда: Библия или отдельные ее части понимаются как свод важнейших и абсолютных истин о мире, задача философа – обнаружить их и правильно истолковать. Критика Библии как источника истин невозможна.
  6. Персонализм – имел две стороны:
  • бог – персона (личность), к которой человек может обращаться,
  • открывается идея уникальности человеческой души.

Этапы развития средневековой философии.

    1. Апологетика (апология – защита, оправдание) – учения первых христианских богословов, живших во 2-3 в.н.э., которые пытались оправдать, защитить от критики христианство.

Ориген (греч.) – совершенствует Септуагенту, исправляет ошибки перевода, пишет комментарии, впервые дает символическое и аллегорическое толкование Библии.

Тертуллиан (латин.) – один из основоположников христианской мистики, резко и негативно отзывается об античной философии и науке, считает их пагубными, они мешают восприятию христианства, истины. Бога можно познать не разумом, а только сердцем.

    1. Патристика («патрес» - отцы церкви) – учение отцов церкви, греческих и латинских богословов, сформировавших основы христианского учения. Вторая половина 4 – первая половина 5 в.н.э.

Августин Аврелий (лат.)

Заслуга отцов церкви в том, что они сумели осуществить синтез христианства и античной философии, взяв за основу синтеза учения Платона и неоплатоников. Отцы церкви отдавали преимущество мистическому богопознанию.

    1. Схоластика («схола» - школьная наука, философия) – тип религиозной философии, для которого характерно соединение догматов веры с рационалистической методикой. Схоластика немыслима без логики, это есть рациональное богопознание. Наивысшим авторитетом оказывается Аристотель.

Схоластика характерна только для западной Европы. Отец схаластики – Северин Боэций (рубеж 5-6 в.) – вырабатывает принципы рационалистического толкования религиозных проблем, перевел на латинский язык все основные трактаты Аристотеля.

Расцвет схоластики – 12-13 в, причина – появление университетов, в которых начинают изучать Аристотеля. В 14-15 в. – период поздней схоластики, критикуются учения Аристотеля.

              Проблемы средневековой философии.

  • Проблема переопределения и свободы воли.
  • Проблема соотношения веры и разума.
  • Спор об универсалиях (о природе общих понятий).
  • Теория двух истин (богословские и философско-научные истины).

Аврелий Августин родился в провинции Новая Африка – Нумидия в г. Тагасте в 354 году во времена правления императора Константина. Отец его был язычником, мать – христианка. В 41 году Августин становится епископом. Умер он в Гиппоне в 430 году.

   УЧЕНИЕ О БОГЕ.

Бог – исходное и единственное начало философии Августина, которая в последствии этого совпадает с теологией. «Вне теологии философия - ничто!» Теоцентрическое мышление Августина создаёт своеобразное единство 3 общепринятых областей философствования. На понятии Бога – бытия строится онтология, Бог в качестве Логоса и истины служит стержнем гносеологии, Божья Благодать – основание моральной и социальной философии.

Все формы бытия первоначально находятся в Боге. Он – первый образец действительности. До акта творения ничего не было, кроме Бога. Только в акте творения было создано всё, что есть в настоящем и будет в грядущем в соответствии со «сменными логосами» - зародышевыми формами. Бог творит не только вещи, но и время. Говоря о творчестве Бога, Августин пытался отгородиться от антропоморфизма (техноморфизма) античной космологии. Бог действует не как человек – художник (вещь из вещи); он создаёт всё из того, что само по себе не имеет никакого вида и никакой формы – из ничего. Т.е. наряду с существованием Бога Августин допускает существование «ничто» - неопределенной первоматерии, на которую направлена энергия Бога.

«Нечеловеческий» характер творчества Бога проявляется:

1). Он создаёт определенную материю, оформляет «ничто». Августин: «Если  бесформенное имеет хоть сколько-нибудь формы, то оно уже не есть «ничто» и существует не иначе как от Бога.»

2). Бог действует изнутри по  тайной и сокровенной воле природы, живой и разумной, которая творит из небытия. Бог не только созидатель, но и держатель бытия. Всё существующее зависит от его бытия. Если он отнимет от вещей свою производительную силу, то их не будет, как не было, прежде чем они были произведены. Так Августин подчеркивает абсолютный характер божественного бытия.

Бог в облике Логоса и Истины – основной источник знаний и главный помощник человека в их приобретении. Такие знания – самые достоверные, ведь Бог – самый авторитетный учитель.

  1. Учение о человеке.

Субъект – человек – это главным образом душа. Августин презирает человеческое тело. Человеческая душа – это творение Бога. Августин отвергает переселение душ. У животных и растений души нет вообще. Души есть только у людей. Они всегда, как только предстоит родиться человеку, творятся Богом заново из ничего. Душа тем не менее вечна: непространственна à не имеет частей à не может разрушаться. Не существуя в пространстве, существует во времени. Душе присущи способности: разум, воля, память. Августин утверждает, что воля выше, главнее разума. Высший акт воли – акт веры. Вера – дар Бога. Человек спасётся, т.к. верит в Бога и во всё, связанное с ним.

    1. УЧЕНИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕ.

Августин обосновывал в своём сочинении «О граде Божьем» необходимость церковной организации как посредника между богом и верующим. Церковь является самой высшей инстанцией в деле толкования божественной истины. «Град Божий» толкуется Августином как общность, основанная на любви к Богу, доведённой до презрения к себе. «Град Земной» - град дьявола, временный, основан на любви к себе, доведённой до презрения к Богу. Этим отличается церковь от государства. Социальное зло, по Августину, происходит из возвышения государства над церковью. Оба града не только сосуществуют в этом мире, но и смешиваются и переплетаются, их грани видимы лишь Богу. Но если жители «Града Земного» пребывают в постоянном грехе, то обитатели града небесного совершают духовное восхождение к истине, стремятся достигнуть идеала святости. Будущее за детьми Божьими. Этот небесный град пока находится в земном странствовании, призывая граждан всех народов почитать единого высочайшего и истинного Бога.       церковь всегда была единственным видимым представителем божьего царства на земле. Поэтому и земное государство находит высшее оправдание своего существования в служении церкви.

Информация о работе Лекции по "Философии"