Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 21:41, курс лекций
Философская мысль Древнего Востока.
Характер взаимоотношений первобытного человека с природой вызывал ощущение неразрывной связанности.
Этика и политические взгляды Конфуция.
Главное учение – «Практическая этика» - о правилах поведения человека; и «политическая этика» - принципы, которыми должен пользоваться .правитель.
Фортуна отождествляется с богом и обозначается также именем Необходимости. Необходимость он понимает не фаталистически – люди могут использовать «фортуну» и достичь успеха. Это зависит от того, как они ее приспособят и как смогут ей противостоять. Это оптимистическая, гуманистическая, ренессансная позиция, отрицающая теологический провиденциализм.
В политическом учении Макиавелли на смену средневековой христианской теологии приходит представление о диалектическом единстве всеобщей изменчивости и постоянства законов, по которым живут люди и государства: «Размышляя об историческом ходе событий, я прихожу к убеждению, что свет всегда одинаков и что в нем всегда одинаково много зла и добра; но это зло и добро переходят из страны в страну, как мы видим из истории древних государств, но мир сам по себе остается один и тот же».
Макиавелли не мыслит общества без религии. Религия – необходимая и единственная форма общественного сознания, обеспечивающая духовное единство народа и государства. Макиавелли настаивает на необходимости религии для укрепления государства. Такая религия должна воспитывать мужество, гражданские добродетели, любовь к земной славе. Но религия, т.о., оказывается подчиненной политическим соображениям. Также целям политики подчинены моральные соображения. Похвалы достойны те политические деятели, которые добиваются успеха любыми средствами. Государь у Макиавелли – разумный политик, применяющий на практике правила политической борьбы, ведущие к успеху, к достижению цели. Но эта цель – «общее благо», которое немыслимо вне сильного и разумного единого государства.
Порождением «честности» и «доблести» Макиавелли считал республику. В каждой республике всегда бывает два противоположных направления – народное и высших классов. Классовое деление – естественное. Своему «государю» Макиавелли советует считаться с обоими классами общества и опираться на них.
Томас Мор.
«Утопия» - книга Томаса Мора. Повествование в ней ведется от имени вымышленного автором путешественника. «Утопия» - место, которого нет. Книга состоит из двух частей: первая (но написана позже) – критическое описание современной Англии; вторая (ранняя) – утопический ОЗ.
Определение счастья как цели человеческой деятельности, человеческого существования, является центральной философской проблемой «Утопии», утопической философии, кроме этической, Мор не признает.
«Главным и первенствующим» является у утопийцев спор о том, в чем заключается человеческое счастье. При решении этого вопроса жители справедливого государства склонны к эпикурейской точке зрения: именно в удовольствии, в наслаждении преимущественный элемент человеческого счастья. При этом Томас Мор как бы удивляется согласию с этикой удовольствия положений религии, «которая серьезна, сурова и обычно строга». Очевидно, такой суровой религии нет места в жизнеутверждающей системе нравов жителей острова Утопия.
Счастье заключено лишь «в честном и благородном» удовольствии.
В религии самое существенное, что провозглашает Мор – принцип широкой веротерпимости. В идеальном государстве допускается полная свобода вероисповедания.
Идеал бесклассового строя оставался лишь мечтой Томаса Мора в условиях европейской действительности 16 века.
7 вопрос
Философия нового времени: гносеология и научная методология.
Научная революция 17 в.
Наука окончательно освобождается от религии, философия – от теологии. Соединение философии с наукой. Важное изменение происходит в научных методах: на первый план выходят методы имперические (опыт) и методы математического описания. Намечается связь науки с практикой: знание ради самого знания; наука обеспечивает различные производства. ФБеккон: «Знание – сила».
Основные принципы новой картины мира.
На смену аристотелевской картине мира пришла картина мира Ньютона.
В 18 в. в философии возникает атеизм. Причина: идея самодвижения материи.
Локк. Большинство философских систем нового времени выделяли 2 основных этапа: чувственное и рациональное. Их роль и значение в процедуре познания определялись разными философами по-разному. Рационалисты приписывали решающее значение рациональному познанию, не отрицая и значения чувственного познания в качестве механизма связи разума с внешним миром. Сторонники эмпиризма считали чувственное познание главным и даже единственным источником знаний.
Локк: с самого начала мы имеем на одной стороне вещи, а на другой- человека, совершенно лишенного знания. Вещи воздействуют на его органы чувств и вызывают в организме ответную реакцию - сначала в виде самостоятельно существующих ощущений. Последующее комбинирование разнообразных ощущений дает человеку восприятие предмета в целом (комбинация белого цвета, сладости и особой формы частичек приводит к возникновению целостного восприятия сахара) Многократно воспринимая предметы, человек закрепляет восприятие в памяти, он может припоминать восприятие и образ в отсутствии предмета - так возникает представление. Т.е ощущения, восприятия, представления предстают в виде совершенно независимых, последовательно примыкающих друг к другу реальных этапов познавательной деятельности. Мышление лишь надстраивается над результатами и формами чувственного познания.
Г.В. Лейбниц (1646 - 1716) Развивает учение о бытии в форме учения о субстанции. Декарт свел материальность к протяжению. Лейбниц полагал, что из протяжения могут быть выведены лишь геометрические, но не физические свойства тел: их движение, действие, сопротивление. Поэтому необходимо предполагать в субстанции такие свойства, из которых могли бы быть выведены основные физические характеристики тел. То, что вещи обладают собственным действием приводит Лейбница к выводу, что вещи в сущности силы.
Любая вещь - субстанция, следовательно, число субстанций бесконечно. Каждая субстанция или сила есть единица бытия или монада. Монада - духовная единица бытия, духовный атом. Число является внешним выражением духовной сущности монады, выражением ее пассивности, ограниченности. Однако пассивность - производный момент монады, первичные качества которой - самостоятельность, самодеятельность. Благодаря монадам материя обладает способностью вечного самодвижения. Каждая монада одновременно - форма и материя, ибо любое материальное тело обладает определённой формой. Форма - нематериальна и представляет целесообразно действующую силу, а тело - это механическая сила. Поэтому природу нельзя объяснять только законами механики, необходимо ввести понятие о цели. Монада есть сразу и основание всех своих действий и их цель. Как субстанции монады независимы друг от друга. Однако не изолированы: в каждой монаде отражается весь мировой строй, вся совокупность монад. Т.к. действия монады - это телесные акты, то они подчиняются природе тела и требуют механического объяснения, т.е. объяснения через “действующие причины”. А т.к. действия эти есть действия развивающейся монады, то они подчиняются природе души, требуют объяснения при помощи целесообразности, т.е “конечные”(целевые) причины.
Понятие развития у Лейбница очень широко. В природе все находится в развитии. Развитие есть лишь изменение первоначальных форм путем бесконечно малых изменений (нет ни происхождения, ни уничтожения). Отрицает возможность скачков или разрывов непрерывности в развитии. Движущая сила развития в монадах происходит непрерывное изменение, вытекающее из ее внутреннего принципа. Бесконечное разнообразие моментов, раскрывающихся в развитии монады, таится в ней не материально, а лишь идеально, т.е. как представление. Т.о. сила, лежащая в основе развития всех монад есть сила представления - перцепции. Представление не отождествляется с сознанием. Сознание присуще лишь существу, наделенному способностью самосознания - апперцепции - человеку. Т.к. способность представлять присуща всем монадам, Лейбниц делает вывод о том, что природа одушевлена. Монады Лейбница не только подобие атома, но и подобие микроорганизма - это “сжатая вселенная”. В теории развития Лейбниц дает схему перехода неорганического мира в органический. Монады представляют различные ступени развития, определяемые различием. в способности представления. На низшей ступени стоят монады, обладающие темным представлением (не отличает представляемого ни от себя, ни от всего остального), затем монады со смутным представлением (отличают от всего остального, но не от себя). Высшая ступень - отчетливое представление.
Центр понятие теории Лейбница - понятие о “малых перцепциях”, т.е о бесконечно малых разностях между ступенями развив сознания. Отсюда Лейбниц. выводит, что всякое настоящее состояние монады всегда: 1. чревато будущим и 2. обременено всем ее прошлым. Будущее монады заключено только в ней самой, и развитие может состоять только в последовательном развертывании ее начального состояния.
Рене Декарт. Был убеждён в единстве научного знания. Согласно Декарту, мир вполне познаваем, проницаем для человеческого разума – конечно, при условии, что люди пользуются правильным методом исследования. Метод Декарта – рационалистический. Он позволит адекватно познать природу, обрести власть над ней.
Сущность вещей может быть постигнута разумом, но не чувствами.
Явное познание разума всегда даёт более надёжную информацию, чем чувства: Солнце кажется маленьким для нас, т.е. чувственно, но на самом деле оно имеет огромные размеры.
Декарт различает 2 «действия разума»: интуиция и дедукция.
1). Интуиция: понимание ясного и внимательного ума, настолько легкое и отчетливое, что не остаётся совершенно никакого сомнения относительно того, что мы разумеем. Т.о., речь идёт об интеллектуальной интуиции, которая характеризуется простотой и самоочевидностью.
2). Дедукция: искусственное выведение знаний. Дедукция предполагает определённую последовательность, движение понятий, дедукции не требуется непосредственная очевидность. Правильно построенная дедукция никогда не даёт ошибочных выводов.
Способ построения дедукции: исходные принципы человеческого знания могут быть постигнуты путём интуиции, а наиболее отдельные их следствия – только путём дедукции. В целом же вся система научного знания представляет собой определённую последовательность интуиций и дедукций. Истинное знание должно быть ясно усмотрено или достоверно выведено.
Определяя метод как совокупность достоверных правил, позволяющих устанавливать истину и расширять научное познание, Декарт 4 правила метода:
1.считать истинным только
2.делить проблему на части для её решения;
3.придерживаться строгого
4.составлять общие обзоры и полные перечни для исключения пропусков в ходе исследования вопроса (и для признания полноты всей науке).
Метод Декарта требовал исключения из состава науки всякого вероятного и правдоподобного знания. Действительная наука должна слагаться только из достоверных и несомненных положений, в противном случае легко впасть в заблуждение.
Важно отметить, что Декарт не отрицал необходимости использовать в процессе научного познания чувственный опыт.
Индукция Бэкон. В средние века, да и в античности, наука, говорит Бэкон, пользовалась главным образом дедуктивным методом, образец которого являет силлогистика Аристотеля. С помощью дедуктивного метода мысль движется от общих очевидных положений (аксиом) к частным выводам. Такой метод, по Бэкону, не является результативным, он мало подходит для познания природы. Всякое познание и всякое изобретение должно опираться на опыт, т.е. должно двигаться от изучения единичных фактов к общим положениям. А такой метод носит название индуктивного. Индукция (что в переводе значит "наведение") была описана Аристотелем, но последний не придавал ей такого универсального значения, как Бэкон.Простейшим случаем индуктивного метода является так называемая полная индукция, когда перечисляются все предметы данного класса и обнаруживается присущее им свойство. Так, например, может быть сделан индуктивный вывод о том, что в этом саду вся сирень белая. Однако в науке роль полной индукции не очень велика. Гораздо чаще приходится прибегать к неполной индукции, когда на основе наблюдения конечного числа фактов делается общий вывод относительно всего класса данных явлений. Классический пример такого вывода - суждение "все лебеди белы"; такое суждение кажется достоверным только до тех пор, пока нам не попадается черный лебедь. Стало быть, в основе неполной индукции лежит заключение по аналогии, а оно всегда носит лишь вероятный характер, но не обладает строгой необходимостью.Пытаясь сделать метод неполной индукции по возможности более строгим и тем самым создать "истинную индукцию", Бэкон считает необходимым искать не только факты, подтверждающие определенный вывод, но и факты, опровергающие его.Таким образом, естествознание должно пользоваться двумя средствами: перечислением и исключением, причем главное значение имеют именно исключения. Должны быть собраны по возможности все случаи, где присутствует данное явление, а затем все, где оно отсутствует.
Дедукция (Декарт) Знаменитое высказывание Рене Декарта "Я мыслю - следовательно, существую" - это тезис о том, что мы, познавая действительность, можем усомниться в чем угодно, кроме того, что человек мыслит. В своем основном труде - "Рассуждения о методе" он пишет о том, что метод универсального сомнения должен превратить познание в организованную деятельность, освободив его от случайностей. Правильный метод должен быть эффективным.В отличие от Френсиса Бекона, который разрабатывал индуктивный метод и обращался к опыту, Рене Декарт обращался к разуму. Главный метод познания для Рене Декарта - дедукция, которая опирается на аксиомы. "Истинное знание свой источник находит в разуме". Истинная дедукция должна состоять в получении нового знания. Согласно Декарту, решающим свидетельством истинности знания является его внутренняя логичность, ясность и очевидность.Логическими признаками достоверности знания является всеобщность и необходимость. Данные истины невозможно вывести из опыта, так как они содержаться в разуме и присущи нам с рождения. Однако рационалисты не пренебрегали опытом, считая его результаты подтверждением аксиом.