Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 21:41, курс лекций

Краткое описание

Философская мысль Древнего Востока.
Характер взаимоотношений первобытного человека с природой вызывал ощущение неразрывной связанности.
Этика и политические взгляды Конфуция.
Главное учение – «Практическая этика» - о правилах поведения человека; и «политическая этика» - принципы, которыми должен пользоваться .правитель.

Вложенные файлы: 1 файл

Filosofia (3).doc

— 659.00 Кб (Скачать файл)

Метод принципов (Ньютон) 1. Определение понятий (формулировка) 2. Формулировка принципов (устойчивых закономерных связей, явлений) 3.Выведение законов (Закон – тот же принцип, но описанный математически) 4. На основе законов стоится теория. Гипотезу исключал из своего метода. Например: теория гравитации 1.сила, масса 2. все тела притягиваются к друг другу 3. любые тела притягиваются к друг другу с силой пропорциональной их массам и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними.

 

8 вопрос

Философия нового времени: социально – политические вопросы.

Томас Гоббс, Джон Локк выдвинули «концепцию общественного договора». Она объясняет природу возникновения государства: государство – добровольное соглашение людей об ограничении их индивидуальных прав. «Концепция естественных прав человека»: есть некие права, данные человеку природой, которые никто не может отнять: право на жизнь, демократические свободы, частная собственность. Концепция носит буржуазный характер.

Гуг Гроций (Голландия) закладывает основы международного права.

Джон Локк: родился в городе Рингтон в 1632 году. подобно Гоббсу Локк развивал индивидуалистическое понимание общественно – государственной жизни, используя при этом понятия естественного и гражданского состояний.

Трактовка естественного состояния отличается тем, что Локк рассматривал как естественное состояние равенства, в котором вся власть и правомочия являются взаимными. Люди в «естественном состоянии свободны, равны и независимы». Ограничивает свободу человека лишь естественный закон, который гласит: НИКТО НЕ ИМЕЕТ ПРАВА ОГРАНИЧИВАТЬ ДРУГОГО В ЕГО ЖИЗНИ, ЗДОРОВЬЕ ИЛИ ИМУЩЕСТВЕ.

Т.о., свобода человека неабсолютнаà власть правителя, полученная на основе договора, путём отречения подданного от естественных прав, не может быть абсолютной, ибо она ограничена естественным законом.

Локк много внимания уделял проблеме частной собственности и труда, как неотъемлемых атрибутов человека. Локк практически отождествляет труд и частную собственность и видит в них основу человеческой культуры. Свобода и собственность должны сохраняться и в условиях гражданского состояния.

Впервые в истории политической мысли Локк выдвинул идею о разделении власти: он разделяет власть законодательную (власть парламента), исполнительную (ссуд и армия) и федеративную – власть короля и его министров (они ведают отношениями с другими государствами). Эта концепция послужила основой либерализма в Англии и во многом повлияла на таких видных представителей французского просвещения, как Руссо и Вольтер.

Томас Гоббс. Научный подход Гоббса к проблемам общества начинается с установления представления о естественном разуме и естественном состоянии. Путь к разумности осложняется тем, что вне общества природа представляет человеку лишь разум и оставляет его в одиночестве среди себе подобных – таких же индивидов, обладающих разумом. Это состояние Гоббс и рассматривает как естественное состояние человека.

В естественном состоянии разум предоставляет человеку право на всё, ибо разум представляет всё как подчинённое разуму и принадлежащее человеку. В естественном состоянии все равны : по своей разумности и по своим притязаниям на всё и по своим возможностям причинить ущерб другим, что вызывает взаимное недоверие и страх человека перед человеком. Идёт «война всех против всех».

Невыносимость этого положения требует от разума найти выход из естественного состояния и встать на путь, ведущий к устойчивому миру. Этот путь примет вид естественных законов:

  1. всегда следует искать мира и следовать ему, но если соблюдение мира невозможно, человеку позволено защищаться всеми средствами.

         2.указывает, каким способом можно поддержать  мир – взаимный отказ от  права на всё всех людей в равной мере ради мира и ради свободы и безопасности. Т.е. отказ от своего права ради другого человека.

      3.люди должны выполнять  согласие, т.к. невыполнение – возврат  к войне.

Дальнейшие законы – общие моральные требования: уступчивость, благодарность, прощение, беспристрастие. Самое общее естественное правило: не делай другому того, чего не желаешь себе.

Эти законы основываются на разуме, но противоречат человеческим страстям. Должна быть сила, которая поддерживала бы в людях стремление к миру и пресекала действия, ведущие к войне. Ради этого заключается общий договор, ведущий к образованию государства: общей власти, которая способна обезопасить граждан от нападения из вне и от внутренних распрей, которой передаются права всех граждан. Это ведёт к миру. При этом за индивидом остаются права: на защиту своей жизни и своего здоровья, право следовать разуму.

Объединение в государстве – это реальное единство в одном лице. Страх перед государством должен вести к миру, согласию, повиновению и взаимопомощи.

 

Хотя родиной Просвещения стала Англия, которая одной из первых стала на путь капиталистического развития, исторически сложилось так, что это движение получило наиболее широкое распространение во Франции в XVIII в.   

 Французское Просвещение возникает  как результат понимания необходимости изменений в обществе прогрессивно мыслящей частью общества 

XVIII в. в истории мысли не случайно называют эпохой Просвещения: научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга ученых, теперь вышло за стены университетов, став предметом обсуждения в среде литераторов, популярно излагающих последние достижения науки.   

 Уверенность в мощи человеческого разума, в его безграничных возможностях, в прогрессе науки, создающих условия для экономического и социального благоденствия, - основные представления эпохи Просвещения.

Наиболее глубокий след в распространении идей просвещения оставили Вольтер, Руссо и французские материалисты. В течение многих десятилетий Вольтер был мыслителем дум, он беспощадно критиковал невежество, духовенство, он настаивал, чтобы французы приобщались к знаниям, науке. Вольтер не был атеистом, но говорил, что бог все сделал и жизнь людей определяется их деянием. Они должны бороться с теми, кто распространяет ложь, суеверие. Он говорил “раздавите эту гадину”, имея в виду католическую церковь. Он говорил, если бы не было бога, его надо было бы выдумать.

Франция.

Широкое общественно-политическое движение 18 в. было ориентировано на критику феодального строя и его институтов. Это идейная подготовка французской революции (1789 г.). Главные представители: Вольтер, Жан Жак Руссо, Монтескье, Д.Дидро.

Для французского просвещения характерны:

  • антиклерикализм (критика католической церкви). Вольтер – один из самых ярых критиков католицизма.
  • борьба с религиозными предрассудками
  • пропаганда веротерпимости («принцип свободной совести»)
  • критика абсолютной монархии. Государство должно быть основано на добровольной основе. Вольтер и Дидро выдвинули идею «просвещенного абсолютизма». Правитель должен опираться на философов и ученых, а не на государственных чиновников.
  • идея республиканского правления. Левое крыло – Ж.Ж.Руссо: «Мир – хижинам, война – дворцам».
  • идея общественного прогресса понималась как совершенствование человеческого разума. Уделялось большое внимание педагогике (Руссо писал книги по педагогике).
  • выдвижение теорий возникновения религии

Теория страха: религия возникла у первобытного человека в результате боязни перед необъяснимыми силами природы.

Теория обмана:  религию выдумали господствующие слои общества для удержания в повиновении низших классов. (К.Маркс: «Религия – опиум для народа».)

Ж.Ж. Руссо тоже просветитель, но он полагал, что искусство и наука, как и вообще цивилизация и культура не сделали людей более счастливыми. Руссо говорил, что в прошлом существовал естественный человек, который отличался своим умом.

Гоббс говорил, что человек добр, что он живет сердцем и это путь к богу. Разумом бога не понять. Руссо с гневом обрушился на атеистов и говорил, что он сердцем чувствует бога. Это позиция не разума, они не принимают доказательства и рассуждения, говорят что нет “за” и “против” бога, это вне разума, это религия сердца. По Руссо человек мог бы жить счастливо, но его испортила цивилизация, и в конечном счете может его погубить. Т.о., из уст Руссо прозвучал клич “Назад к первобытному обществу”. Он не требовал полного возврата к старому, он видел в частной собственности главного врага добродетели. Руссо видел становление частной собственности как закономерность и не говорил, что частную собственность нужно отбросить, он говорил, что крупной частной собственности не д.б. Он требовал, что бы земля перешла в руки крестьянства, он отстаивал уравнительные идеи. Еще Бэкон употребил выражение по поводу частной собственности на землю: “Крупная частная собственность на землю приносит огромный вред: если на одном месте вывалить навоз – это вред, а если равномерно разбросать то будет польза, так и земля – если перейдет в част собственность одного латифундиста будет только зло”. Стоял вопрос, как сохранить мелкую частную собственность на землю? Это сложный вопрос, и Руссо это понимал, что будет перераспределение земли в пользу крупных владельцев. Р развивает идею республики, он стоит за коммуны. Управляться коммуны должны выборными лицами. Каждый может принять участие в выборах. По Руссо, это возможно лишь для небольшого региона, где люди могут знать выбираемого. Руссо предлагает создавать представительные органы власти, которые должны выбирать центральную власть. Т.о. Руссо предлагает решить проблему государственного устройства. Идеи Руссо были доступны, и революция проходила под его лозунгами и поражение революции - показатель слабости идей Руссо. Но Руссо возлагал большое значение на западную Европу. Французские материалисты  XVIII в Дидро, Гольбах, Гельвеций, Лометри. Они не оказали глубокого влияния на революцию, но их работы имеют ценность в том, что они дали достаточное обоснование материализма на тот период. Основатель Дидро, первый создатель энциклопедии. Он притягивал к себе людей всех слоев общества.

Под руководством Дидро издавалась энциклопедия, состоящая из 35 томов и содержащая достижения во всех областях знания. Будучи сторонником просвещенной монархии, выступал с непримиримой критикой абсолютизма, христианской религии и церкви, отстаивал (опираясь на сенсуализм) материалистические идеи.

МОНТЕСКЬЕ Шарль Луи (1689-1755), французский просветитель, правовед, философ. Выступал против абсолютизма. Стремился вскрыть причины возникновения того или иного государственного строя, анализировал различные формы государства и формы правления. Средством обеспечения законности считал принцип разделения властей (принцип, согласно которому власть в государстве осуществляют три независимые ветви власти (исполнительная, законодательная и судебная), уравновешивающие друг друга (т. н. система сдержек и противовесов)). Прослеживая зависимость политического устройства от особенностей государства, его размеров, населенности, климата, географической среды, от религии, исповедуемой народом, и его нравов, Монтескье привнес в науку о праве и в гуманитарное знание вообще естественно-научный метод, выступив, в частности, основателем географической школы в социологии (направление в социологии, рассматривающее географическую среду (климат, реки, почву и т. п.) как определяющий фактор развития общества.) Предлагая читателям трехчастную схему — «республика-монархия-деспотия», автор не брал на себя роль апологета или судьи. Разъясняя особенности каждого вида правления, Монтескье иллюстрировал их яркими примерами из истории. Осуждение деспотизма, утверждение принципа гражданской и личной свободы, призыв к веротерпимости, политической умеренности, постепенности в проведении любых преобразований.

 

9 вопрос

Немецкая классическая философия.

Немецкая классическая философия ограничивала решение многих проблем духовно-теоретической сферы (человеческое познание, гносеология, философия религии)

Течения:

    1. Дуалистическое (Кант).
    2. Субъективный идеализм  (И.Фихте).
    3. Объективный идеализм (Шеллинг, Гегель).
    4. Материализм (Л.Феербах, Маркс, Энгельс).

 Иммануил Кант(1724- 1804)- учёный и философ. Является родоначальником немецкой классической философии.

       Докритический период: вопросы естествознания (теория происхождения солнечной системы из газового облака). Критический период (70е-80е): все главные работы включали слово критике; проблемы гносеологии и теории познания (критика чистого разума). Последние 10 лет пишет об этике.

             Теория познания Канта.

сознание = агностицизм

принципиальная непознаваемость человеческого мира

Он рассматривал познание как взаимодействие субъекта и объекта, а между ними – явление объекта.

Явление – способ, которым вещи обнаруживаются в нашем опыте.

Объект познания – «весь в себе» (суть вещей недоступна человеку).

Сопоставить вещи в себе и объекты человек не может. Вещи в себе трансцендентны (выходят за рамки нашего познания).

              Анализ познавательных способностей  человека.

  1. чувственность (способность к ощущениям) – имеет априорные формы (пространство и время). На чувственности основывается математика.
  2. рассудок. Априорные формы – категории (понятия, определение основного свойства вещей). На его основе строится физика. Единство чувственности и рассудка – основа науки.
  3. разум (Кант: способность к идеям). Априорные формы – идеи (представления о душе, идея Бога, космоса). Эти идеи выходят за рамки опыта.

    «Практический разум» Кант видел в основном в аспектах «морального закона», «доброй воли» и «долга». 

  Кант считал, что основу нравственной  обязательности следует искать  «в понятиях чистого разума», когда он через «добрую» (моральную) волю получает «практическое применение», реализуется в качестве «практического» (этического) разума. О «доброй воле» Кант говорил, что она есть не что иное, как практический разум в действии, состоящий в совершении моральных поступков.

  В один ряд с понятиями  «моральный закон» и «добрая воля» Кант ставил понятие «долг». Это понятие, по Канту, содержит в себе понятие «доброй воли» и вместе с тем показывает её «в ещё более ярком свете», т.к. обращает внимание на способность этой воли преодолевать чувственные склонности человека. В «моральном законе», «доброй воле» и «долге» Кант видит то, что более всего возвышает человека и выражает его величие, т.к. созерцание закона нравственности бесконечно возвышает ценность человека как мыслящего существа.

   Кант не ставил под  сомнение факты влияния на человека, принимающего решение совершить нравственный поступок, соображений о личном и общественном интересе, склонностей и предпочтений, религиозных верований. Если же это происходит, то такие поступки нужно считать лишь «легальными». Подлинно же «моральными» Кант считал те поступки, которые совершаются ради выполнения «морального закона» и во имя одного лишь долга.

 « Категорический императив»: закон нравственности. Практические основоположения, содержащие в себе общие определения нравственной воли, Кант подразделял на «максимы» и «законы»:

          -максимы - это «субъективный принцип воления», вырабатываемый каждым нравственным субъектом и непосредственно значимый лично для него.

          -закон - «объективный» принцип воления  в смысле его значимости для воли всех разумных существ.

Информация о работе Лекции по "Философии"