Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 00:03, лекция
Можно ли дать единое определение философии? Если да, то, какое?
Можно ли выделить основные вопросы философии? Если да, то, какие?
Является философия наукой? Аргументы
Обладает ли философия какой-нибудь практической пользой
Решает
вопрос об
отношении чел к миру, чел и устройство об-ва
мир природы объясн по анол с тз познания природы
с миром чел-ка
Эти типы могут проявляться на различных уровнях
фил
– системно-рациональное
мировоззрение
Источники происхождения философии
Источник, из кот возникло фил знание – предфил миф
Гегель:
Разум лежит в основе религии, искусства, философии.
В основе мифологии:
-фонтаз. разум,
В основе фил
-понятийный разум
Миф сост неотъемлемая часть любого религиозного учения
Лосев:
Проводит различия между мифом и религией
Фил возникла из переосмысления мифа
Миф - антропоморфное понимание бытия, кот возникло из проецир нерв отношения вовне
Рост эмпирических знаний, развитие отдельных названий
Фил возникла для соединения, обобщения этих знаний
3 основных источника:
-предфилософский миф
-эмпирические научные знания
-житейская
мудрость, кот выражает
обыденность
Возникновение
философии как
разрешения противоречия
между основанном
на воображаемым мифологическим
познанием и научным
исследованием
Лекция 3
Героклид – пророк, обладающий мудростью и желающий просветить древних людей
Пифагор
– говорил,
что мудрость доступна
лишь Богу
Философия – мифология
Философия-
наука
Мифология – свод взаимосвязанных, взаимодоп друг друга мифов, преданий о героях, деяний предков, кот образуют господств способ мировоззрения первобытной культуры.
Мифология задавала взаимоотношения между людьми в первобытном обществе.
МИФ не является продуктом только фантазии, это реальность которой живут.
Синкритизм – основная черта мифологического мышления. Он выражается:
-антропоморфизм – чел не отделяет себя от природы
-сокральность мифологического сознания – сверхъестественным не отделим от естественного
-символизм мифологического мышления - символ не отделяется отреальности
-прологичественная
причинность
– воображаемая причина
принимается за реальную
Жизнь не имеет никаких границ в пространстве и времени.
Гегель называл мифологическон=е срзнание непосредственно религией.
Затем
мифология приобретает
эстетическую и историческую
ценность.
Источник положительных событий –
Свое племя
Отрицательные события –
Чужое племя или
нарушения какого-либо
табу
Миф хранит прообразы жизни человечества
Задача философии – понять тайну мудрости мифа.
Носителем мифологического сознания являлось общество в целом.
В
мифологии мы не сталкиваемся
с духовными нормами,
там – ТАБУ!
Наука возникла в Европе в 15-16вв.
Цель
– получит знания,
пригодные для
практического исследования
и практического
применения; страшно
познать объект, истину<-
следует использовать
объект. процедуры
Критерии науки:
-систематизированность
-доказательность
-обоснованность
-проверяемость опытами
-воспроизводство
-непротиворечивость
-возможность
описания явлений
В 19в наука добилась выдающегося положения в человеческой культуре
В 20е-30е гг 20в возникают разные научные концепции: марксизм, расизм…
Некоторые
области ненаучных
знаний пытаются выдавать
себя за науку
Критерии определения научности:
- принцип верификации (только знания, которые подтверждены опытами)
-Карл Поппер.
Противоречия между теорией и фактами является хорошим критерием - принцип фальсифицирования – опровержение фактов, выведенных наукой.
Если теория всегда права, она не дает знаний о мире
-парадигмальный критерий (Томас Кун)
Парадигма
– совокупность убежден
ценностных технических
средств и установленных
разделелений определенных
научным сообществом.
Помощь
науки необходима
для познания тайн
или иной ситуации
Философию
следует изучать
за то, сто она постоянно
ставит вопросы, которые
заставляют человека
мыслить.
Философия в ее историческом развитии
история философии, как науки возникла со времен Аристотеля
Гегель первым попытался дать определение истории философии
«каждая
философская система
– самосознание конкретной
исторической эпохи»
Историч-фил
процесс – система
развивающихся фил
знаний
-Вильгельм Дильтей
-2 принципа периодизации фил:
Способ философствования
теоретическая модель
1.общность в понимании предмета фил
2.общность в понимании задачи фил
3.общность в понимании проблемных ….?
4.общность
в понимании языка
фил
Общая периодизация
западная
фил последовательно
развивается, научные
рациональные мысли
Восточная философия
Не
географическое, а культурно-историческое
разделение востока
и запада
Фил
зарождается в
глубокой древности.
Различия в антологической ориентации:
Запад – ориентация на природу, как модель бытия(Бытие исходная категория)
Восток -
ориентация на человека (небытие
– предельно филос категория)
Различное
отношение востока
и запада к небытию
Личность на Востоке!
Различное понимание бытия.
В Западной фил – идея доминирования чел над прир,
В
Восточной – гармония
В Англии: умертвляет природу, чтобы познать Бога, жизнь
Восток
– иное пространство
существования
Взаимодействие
с другими формами
духовной культуры.
На Востоке поддерживали,
а на Западе - противостояние
фил и религии.
Отличительные черты
-Западный
ум –
индуктивен, научен,
концептуален, схематичен,
аналитичен, обобщающий
разум, склонен навязывать
свое
-
Восточный ум
- синтетический, дедуктивный,
несистематический,
субъективный
Древнекитайская философия
в 5-3вв до нэ в период Чжань-го. Вытесняет мифологическую картину мира, изложенную в «Пятикнижие» (главное где «книга песен» И-узий)
преодолев
порядком, укрепл в
Дао. (но не так, как
в трансцендентном,
а как в имманентном
начале) – выступающий,
как закон развития
Универсума.
Как закон развития бытия: понять ритм изменяющихся отношений.
Представления о мировом процессе в том же ключе (гадательн),
3 основные силы:
НЕБО-ЗЕМЛЯ-ЧЕЛОВЕК
Мировой
процесс не имеет
ни начала, ни конца,
в нем постоянно
перемены!
Заряжают цин (либо ян, либо инь): светлый и темный склон горы. Но потом стали основными понятиями, ритм сочетания которых определяет все
Вся тьма вещей из них сочетан:
ЯН – мужское начало –
ИНЬ
– женское начало
–
В Европе взаимодействие 4х основных стихий: здесь:
ДЕРЕВО
У син – взаимодействие физических элементов, которому отчасти соответствует и взаимодействие на другом уровне:
ЛИ – ритуал ДЭ – добродетель СИНЬ – доверие
5 нравственных начал, соответствующих физ стихиям.
Можно создавать тринраммы
ВОДА
Но обычно гексограммы – 6 полосок: основные св-ва элементов в мире
Считается, что человек добрый на природе. Но нужно совеншенствоваться: следоватьправилам должного воспитания и ритуалам.
Иерархичность
всего сущего устонавл
сыном Неба надо мириться
с положением вещей.
Нет противополжности, ассоциативности, модель мышления – нумерология
2 – символ начала инь и ян
3-3уровня сущего
5-5стихий и добродетелей
Тьма вещей – огромное многообразие. Где надо поддерживать гармоничное единство («ХЭ»)