Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 00:03, лекция

Краткое описание

Можно ли дать единое определение философии? Если да, то, какое?
Можно ли выделить основные вопросы философии? Если да, то, какие?
Является философия наукой? Аргументы
Обладает ли философия какой-нибудь практической пользой

Вложенные файлы: 1 файл

лекции по философии.doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

Решает  вопрос об                                     пытается объяснить

отношении чел к миру,                              чел и устройство об-ва

мир природы объясн по анол                        с тз познания природы

с миром чел-ка   

Эти типы могут проявляться  на различных уровнях

  1. понятийно - логическо – рассудительное
  2. эмоционально – представлен – ассоциат

фил – системно-рациональное мировоззрение 

Источники происхождения философии

  • Концепция «Мифогенная»

Источник, из кот возникло фил  знание – предфил миф

Гегель:

Разум лежит в основе религии, искусства, философии.

В основе мифологии:

-фонтаз. разум,

В основе фил

-понятийный  разум

Миф сост неотъемлемая часть  любого религиозного учения

Лосев:

Проводит  различия между мифом  и религией

Фил возникла из переосмысления мифа

Миф - антропоморфное понимание бытия, кот возникло из проецир нерв отношения вовне

  • Концепция «Стентистская»

Рост  эмпирических знаний, развитие отдельных  названий

Фил возникла для соединения, обобщения этих знаний

  • концепция «Синтетическая»
 

3 основных источника:

-предфилософский  миф

-эмпирические  научные знания

-житейская  мудрость, кот выражает  обыденность 

Возникновение философии как  разрешения противоречия между основанном на воображаемым мифологическим познанием и научным  исследованием 

Лекция 3

Героклид – пророк, обладающий мудростью и желающий просветить древних людей

Пифагор – говорил, что мудрость доступна лишь Богу 

Философия – мифология

Философия- наука 

Мифология свод взаимосвязанных, взаимодоп друг друга мифов, преданий о героях, деяний предков, кот образуют господств способ мировоззрения первобытной культуры.

Мифология задавала взаимоотношения между людьми в первобытном обществе.

МИФ не является продуктом  только фантазии, это  реальность которой  живут.

Синкритизм  – основная черта мифологического мышления. Он выражается:

-антропоморфизм – чел не отделяет себя от природы

-сокральность мифологического сознания – сверхъестественным не отделим от естественного

-символизм  мифологического мышления - символ не отделяется отреальности

-прологичественная причинность – воображаемая причина принимается за реальную 

Жизнь не имеет никаких  границ в пространстве и времени.

Гегель  называл мифологическон=е  срзнание непосредственно  религией.

Затем мифология приобретает  эстетическую и историческую ценность. 

Источник  положительных событий  – 

                              Свое племя

Отрицательные события – 

                              Чужое племя или  нарушения какого-либо  табу 

Миф хранит прообразы  жизни человечества

Задача  философии – понять тайну мудрости мифа.

Носителем мифологического  сознания являлось общество в целом.

В мифологии мы не сталкиваемся с духовными нормами, там – ТАБУ! 

Наука возникла в Европе в 15-16вв.

Цель  – получит знания, пригодные  для  практического исследования и практического применения; страшно познать объект, истину<- следует использовать объект. процедуры 

Критерии  науки:

-систематизированность

-доказательность

-обоснованность

-проверяемость  опытами

-воспроизводство

-непротиворечивость

-возможность  описания явлений  

В 19в  наука добилась выдающегося  положения в человеческой культуре

В 20е-30е  гг 20в возникают  разные научные концепции: марксизм, расизм…

Некоторые области ненаучных  знаний пытаются выдавать себя за науку 

Критерии  определения научности:

- принцип верификации (только знания, которые подтверждены опытами)

-Карл  Поппер.

Противоречия  между теорией  и фактами является хорошим критерием - принцип фальсифицирования  – опровержение фактов, выведенных наукой.

Если  теория всегда права, она не дает знаний о мире

-парадигмальный  критерий (Томас Кун)

Парадигма – совокупность убежден  ценностных технических  средств и установленных  разделелений определенных научным сообществом. 
 

Помощь  науки необходима для познания тайн или иной ситуации 

Философию следует изучать  за то, сто она постоянно ставит вопросы, которые заставляют человека мыслить. 

Философия в ее историческом развитии

  1. философия и история философии
  2. периодизация и основные черты западно-европейской философии
  3. специфика восточной философии
 

история философии, как науки возникла со времен Аристотеля

Гегель  первым попытался  дать определение  истории философии

«каждая философская система  – самосознание конкретной исторической эпохи» 

Историч-фил  процесс – система  развивающихся фил  знаний 

-Вильгельм  Дильтей

-2 принципа периодизации фил:

Способ  философствования

  • принцип развития
  • социокультурная обусловленность знаний

теоретическая модель

1.общность  в понимании предмета  фил

2.общность  в понимании задачи  фил

3.общность  в понимании проблемных ….?

4.общность  в понимании языка фил 

Общая периодизация

  1. античная философия (6в до нэ – 6в нэ)
  2. средний способ философствования (1-2вв – 16в нэ)
  3. буржуазный способ философствования

западная  фил последовательно  развивается, научные  рациональные мысли  

Восточная философия

Не  географическое, а культурно-историческое разделение востока и запада 

Фил зарождается в  глубокой древности. 

Различия  в антологической ориентации:

Запад – ориентация на природу, как модель бытия(Бытие исходная категория)

Восток - ориентация на человека (небытие – предельно филос категория) 

Различное отношение востока  и запада к небытию 

Личность  на Востоке!

Различное понимание бытия.

В Западной фил –  идея доминирования  чел над прир,

В Восточной – гармония 

В Англии: умертвляет природу, чтобы познать  Бога, жизнь

Восток  – иное пространство существования 

Взаимодействие  с другими формами  духовной культуры. На Востоке поддерживали, а на Западе  - противостояние фил и религии. 

Отличительные черты

-Западный  ум – индуктивен, научен, концептуален, схематичен, аналитичен, обобщающий разум, склонен навязывать свое 

- Восточный ум - синтетический, дедуктивный, несистематический, субъективный 

Древнекитайская философия

в 5-3вв до нэ в период Чжань-го. Вытесняет мифологическую картину мира, изложенную в «Пятикнижие» (главное где «книга песен» И-узий)

преодолев порядком, укрепл в  Дао. (но не так, как  в трансцендентном, а как в имманентном  начале) – выступающий, как закон развития Универсума. 

Как закон развития бытия: понять ритм изменяющихся отношений.

Представления о мировом процессе в том же ключе (гадательн),

3 основные силы:

                    НЕБО-ЗЕМЛЯ-ЧЕЛОВЕК

Мировой процесс не имеет  ни начала, ни конца, в нем постоянно  перемены! 

Заряжают  цин (либо ян, либо инь): светлый и темный склон горы. Но потом стали основными понятиями, ритм сочетания которых определяет все

Вся тьма вещей из них  сочетан:

ЯН  – мужское начало –

ИНЬ – женское начало – 

В Европе взаимодействие 4х  основных стихий:  здесь:

                                         ОГОНЬ

ДЕРЕВО                            ЗЕМЛЯ                           МЕТАЛЛ

                                          ВОДА

У син – взаимодействие физических элементов, которому отчасти  соответствует и  взаимодействие на другом уровне:

                                            И - справедливость

ЛИ – ритуал                       ДЭ – добродетель                            СИНЬ – доверие

                                          ТЭНЬ – взаимность 

5 нравственных начал,  соответствующих  физ стихиям.

Можно создавать тринраммы

  ВОДА

Но  обычно гексограммы – 6 полосок: основные св-ва элементов в мире

Считается, что человек добрый на природе. Но нужно  совеншенствоваться: следоватьправилам  должного воспитания и ритуалам.

Иерархичность всего сущего устонавл сыном Неба надо мириться с положением вещей. 

Нет противополжности, ассоциативности, модель мышления – нумерология

2 – символ начала  инь и ян

3-3уровня  сущего

5-5стихий  и добродетелей

Тьма  вещей – огромное многообразие. Где  надо поддерживать гармоничное  единство («ХЭ»)

Информация о работе Лекции по "Философии"