Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 13:45, курс лекций

Краткое описание

1 Предмет и значение философии
2. Материализм,идеализм,дуализм
3. Субъективный и объективный материализм
4. Вульгарный и диалектический материализм

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 216.96 Кб (Скачать файл)

7. В основу диалектического  материализма Маркса и Энгельса  была положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах.  По выражению Энгельса, диалектика  Гегеля была поставлена марксистами  с "головы на ноги". Можно  выделить следующие основные  положения диалектического материализма:

• основной вопрос философии  решается в пользу бытия (бытие определяет сознание);

• сознание понимается не как  самостоятельная сущность, а как  свойство материи отражать саму себя;

• материя находится в  постоянном движении и развитии;

• Бога нет, Он является идеальным  образом, плодом человеческой фантазии для объяснения явлений, непонятных человечеству, и дает человечеству (особенно его невежественной части) утешение и надежду; Бог не оказывает  никакого влияния на окружающую действительность;

• материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы  своего существования;

• важным фактором развития является практика - преобразование человеком  окружающей действительности и преобразование человеком самого человека;

• развитие происходит по законам  диалектики — единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.

5. Становление философии

Философия как особый тип  мировоззрения и специфическая  структура общественного сознания - продукт довольно позднего развития человечества. В первобытном обществе ее не было, хотя и можно говорить об элементах философствования, содержащихся в мышлении древних людей. Вообще-то, философствование свойственно каждому  из нас, а не только специалистам. В  архаичные времена мировоззренческая  потребность человека выражалась в  попытке, на основе растущих знаний, переосмыслить  суеверия и мифы, соотнести их с  реальными делами и заботами своего рода. Эти элементы философствования были включены во всю совокупность относительно целостного, нерасчленённого (синкретического) сознания первобытного человека наряду с моралью, искусством, религией. Постепенно в мифологическом мировоззрении обозначились две  тенденции: одна преобразовывала традиционные верования в более четкие религиозные  представления, другая формировала  в общественном сознании так называемую предфилософию. В дальнейшем происходит выделение из предфилософии и специализированного знания (науки). Это обусловливается развитием абстрактного мышления, усложнением общественно- исторической практики, необходимостью более глубокого понимания действительности, усиливающейся дифференциацией знаний. Первые философы появились в VII – VI веках до нашей эры – значит, история философии насчитывает более 2500 лет. Некоторые мыслители (напр., Гегель) полагали, что философия развивается путём филиации (отпочкования) одной идеи от другой, совершенно независимо от действительного хода вещей и жизненной практики людей. Некоторые же авторы (В.М. Шулятиков), отвергая самостоятельное существование философской мысли, считали, что все мировоззренческие понятия (материя, дух, движение и др.) можно вывести непосредственно из уровня производительных сил и классовых интересов.

- принятое в социальной  философии различение двух видов  сообществ. В обществе: законность  и правопорядок, взаимное отчуждение  и индивидуализм отдельных лиц,  государственное управление и  принуждение, индивидуальная свобода,  не требующая личностной зрелости, конфликты и соперничество групп,  партий и отдельных лиц, общественное  мнение и идеологии, жажда нового  и прихоти моды, бездушный расчет  и нередко атеизм, по крайней  мере практический. В общине: духовное единство, взаимная поддержка, согласие и сотрудничество личностей, нравственная ответственность, неформальные отношения, общность веры и обычая, традиционализм, твердость семейных основ быта и пр. В воссоздании общинных основ жизни некоторые видят один из путей обновления общества. Общинность, однако, не всегда понимается как то, что не должно исключать законность и правопорядок и что сочетаться с личностной свободой, самореализацией и ответственностью за общее благо. Кроме того община – еще не соборность, которая созидается даром Духа Святого, делающим общину церковной. Романтизм идеализировал общину как основу общественного организма (нем. Gemeinschaft), игнорируя, что насилием и кровью создавались как органические сообщества, так и жестко организованные социальные системы.

Исходной для человеческого  общества системой общих знаний о  мире была мифология. Мифология —  способ понимания и освоения природной  и социальной действительности на ранних стадиях общественного развития. Мифологическому сознанию архаического общества свойственны нерасчлененность мышления и эмоционально-аффективное  восприятие среды, очеловечивание природы, одушевление космоса и вместе с тем разграничение раннего (сакрального) героического прошлого и текущего (профанного) настоящего. Миф выступает как способ отражения мира в сознании человека, характеризующийся чувственно-образными представлениями об окружающем мире. В этом смысле он включает в себя совокупность сведений, преданий, норм, табу, обрядов, верований, в которых делались попытки дать ответ на происхождение и устройство мира, происхождение человека и его рода (племени). Миф регламентировал поведение членов рода, обеспечивал гармонию в отношениях между миром и человеком, природой и обществом, регулировал взаимоотношения между родами и племенами, объяснял различные явления природной и социальной жизни — дождь, снег, мороз, войну, семью и т.д. Традиционный миф — не идеальное понятие, не идея, это сама жизнь. Для мифического субъекта это есть подлинная жизнь со всеми ее надеждами и страхами, ожиданиями и отчаяниями, со всей ее реальной повседневностью и личной заинтересованностью. Миф всегда чрезвычайно практичен, насущен, эмоционален, аффективен, жизнен. И даже такое наивное (с позиций нашего времени) восприятие мира, выраженное в сказаниях, эмоциях, образах, метафорах, формировало мироощущение человека. Оно характеризовалось не только наивностью, но и антропоморфизмом — уподоблением природных явлений человеку, гилозоизмом — оживлением всего, анимизмом — одушевлением неживого и другими специфическими характеристиками.

Таким образом, самые первые представления о мире существовали как мироощущение, формируемое мифом. Но в то же время эти представления, знания о мире не были однородными. С одной стороны, миф включал  фантазии, верования в богов и  героев, а с другой — эмпирические знания, обобщения многолетних наблюдений, здравый смысл.

По мере совершенствования  понятийного мышления происходит и  рационализация мифа, в нем все  дальше друг от друга «отходят» знания, основанные, с одной стороны, на опыте, с другой — на вере в сверхъестественное. В результате из мифологии выделяются и обретают статус самостоятельных две системы знаний. Та часть мифологии, которая рассматривала проблемы первоосновы мира, его природы, устройства, взаимосвязи с человеком, стала «праматерью» философии. А та часть, — которая обращалась к проблемам постижения действительности через веру, стала основой для теологии как учения о религии.

В этом качестве философия  выступает как способ решения  мировоззренческих проблем при  помощи разума, рационального мышления, интеллекта. Однако генетическая связь  мифологии, религии и философии  продолжается и в функциональной связи этих систем знаний. Все они  выступают как способы освоения мира как целостности, рассматривают  наиболее общие проблемы происхождения  и устройства мира, взаимоотношений  мира и человека, роли человека и  смысла его жизни, т.е. являются средствами формирования и одновременно формами  мировоззрения. Нельзя исключить и  будущего их синкретизма.

Философия как самостоятельная  система знаний появляется примерно в одно время (VI-V вв. до н. э.) у разных народов и в разных странах  — в Индии, Китае, Египте, Греции, Персии, Вавилоне. Первоначально философские  системы разных стран существенно  отличались друг от друга. Так, восточная  философия рассматривала преимущественно  гуманистические проблемы; египетская философия большое внимание уделяла  исследованию здоровья; греческая —  поиску первоначала и проблемам  познания. Постепенно проблематика философии  унифицировалась, что, разумеется, не повлекло за собой единство взглядов на одни и те же проблемы, но позволило очертить объект и предмет этой системы  знаний, ее предметное поле.

 

6.  Буддизм и конфуцианство 

Буддизм зародился в середине первого тысячелетия до нашей  эры на севере Индии как течение, оппозиционное господствовавшему  в то время брахманизму. В середине VI в. до н.э. индийское общество переживало социально-экономический и культурный кризис. Распадались родовая организация  и традиционные связи, происходило  становление классовых отношений. В это время в Индии было большое количество бродячих аскетов, они предлагали свое видение мира. Их противостояние существующим порядкам вызывало симпатии народа. Среди учений подобного рода был и буддизм, который приобрел наибольшее влияние  в обществе.

Большинство исследователей считают, что основатель буддизма был  реальной личностью. Он был сыном  главы племени шакьев, родившимся в 560г. до н.э. на северо-востоке Индии. Предание гласит, что индийский царевич Сиддхартха Гаутама после беспечной и счастливой молодости остро ощутил бренность и безысходность жизни, ужас перед идеей о бесконечной череде перевоплощений. Он ушел из дому, для того чтобы, общаясь с мудрецами, найти ответ на вопрос: как можно человеку освободиться от страданий. Семь лет путешествовал царевич и однажды, когда он сидел под деревом Бодхи, на него снизошло озарение. Он нашел ответ на свой вопрос. Имя Будда означает «просветленный». Потрясенный своим открытием, он просидел под этим деревом несколько дней, а затем спустился в долину, к людям, которым начал проповедовать новое учение. Первую свою проповедь он прочел в Бенаресе. Сначала к нему примкнули пять его бывших учеников, которые отошли от него, когда он отказался от аскетизма. Впоследствии у него появилось множество последователей. Его идеи были близки многим. В течение 40 лет он проповедовал в Северной и Центральной Индии.

Истины Буддизма

Основные истины, открытые Буддой заключались в следующем.

Вся жизнь человека — страдание. Эта истина основана на признании  непостоянства и преходимости всех вещей. Все возникает, чтобы быть уничтоженным. Существование лишено субстанции, оно само себя пожирает, поэтому в буддизме оно обозначается в виде пламени. А из пламени можно вынести только скорбь и страдание.

Причина страдания — наше желание. Страдание возникает, потому что человек привязан к жизни, он жаждет существования. Поскольку  существование наполнено скорбью, страдание будет существовать до тех пор, пока человек будет жаждать  жизни.

Чтобы избавиться от страдания, нужно избавиться от желания. Это  возможно только в результате достижения нирваны, которая в буддизме понимается как угасание страстей, прекращение  жажды. Не есть ли это одновременно и прекращение жизни? Буддизм  избегает прямого ответа на этот вопрос. По поводу нирваны высказываются  только отрицательные суждения: это  не желание и не сознание, не жизнь  и не смерть. Это такое состояние, в котором освобождаются от переселения  душ. В позднейшем буддизме нирвана  понимается как блаженство, состоящее  в свободе и одухотворении.

Чтобы избавиться от желания, нужно следовать восьмеричным путем  спасения. Именно определение этих ступеней на пути к нирване и является основным в учении Будды, которое  называют срединным путем, позволяющим  избежать двух крайностей: потакания  чувственным удовольствиям и  истязания плоти. Это учение называют восьмеричным путем спасения, потому что оно указывает восемь состояний, овладев которыми человек может  достичь очищения ума, спокойствия  и интуиции.

Вот эти состояния:

правильное понимание: следует  поверить Будде, что мир полон  скорби и страданий;

правильные намерения: следует  твердо определить свой путь, ограничить свои страсти и стремления;

правильная речь: следует  следить за своими словами, чтобы  они не вели ко злу, — речь должна быть правдивой и доброжелательной;

правильные поступки: следует  избегать недобродетельных поступков, сдерживаться и совершать добрые дела;

правильный образ жизни: следует вести жизнь достойную, не принося вреда живому;

правильные усилия: следует  следить за направлением своих мыслей, гнать все злое и настраиваться  на доброе;

правильные помыслы: следует  уяснить, что зло — от нашей  плоти;

правильная сосредоточенность: следует постоянно и терпеливо  тренироваться, достигать умения сосредоточиваться, созерцать, углубляться в поисках  истины.

Первые две ступени  означают достижение мудрости или праджня. Следующие три — нравственное поведение - шила. И наконец, последние три — дисциплина ума или самадха.

Однако эти состояния  нельзя понимать как ступени лестницы, которую человек осваивает постепенно. Здесь все взаимосвязано. Нравственное поведение необходимо для достижения мудрости, а без дисциплины ума  мы не сможем развить нравственное поведение. Мудр тот, кто поступает  сострадательно; сострадателен тот, кто поступает мудро. Такое поведение  невозможно без дисциплины ума.

В целом же можно сказать, что буддизм принес в религию  личностный аспект, которого раннее не было в восточном мировоззрении: утверждение о том, что спасение возможно только благодаря личной решимости  и готовности действовать в определенном направлении. Кроме того, в буддизме достаточно четко прослеживается идея о необходимости сострадания  ко всем живым существам — идея, наиболее полно воплотившаяся в  буддизме Махаяны.

Буддисты почитают Будду, возлагая цветы к его статуям, курят благовония, ставят свечи. Статуи Будды они помещают в своих  домах, чтобы вдохновляться его  учением и стремиться к просветлению. Нирвана — состояние полной отрешенности от мира, избавление от желаний и  привязанностей. Медитация — это  размышление, способ телесного и  умственного расслабления; цель —  сосредоточиться на религиозных  мыслях. Медитация занимает центральное  место в буддизме. В популярном буддизме бодхисаттва выступает эталоном сострадания и милосердия. В основе всех поступков бодхисаттвы, проявлений его щедрости, правдивости и т. п. лежит сострадание. Всё гибнет и исчезает в этом мире, но никогда не иссякает великое сострадание бодхисаттвы. «Сострадание к живым существам считаю я, - говорит Бодхисаттва-руру, - сжатым выражекнием дхармы, которая подразделяется на воздержание от причинения вреда, воровства и т. д.». Сострадание способствует росту всех остальных добродетелей, как дождь - росту хлеба. Одним из важнейших деяний бодхисаттвы считается пожертвование собственного тела для блага живых существ. Используя на своём пути десять парамит (совершенств), бодхисаттва достигает «противоположного берега». т. е. нирваны: с помощью парамит бодхисаттва добивается высшего понимания и высшего сострадания ко всем живым существам, что и считается идеальным состоянием бодхисаттвы.

Информация о работе Лекции по "Философии"